Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №103»
СОГЛАСОВАНО Методист МБОУ «СОШ № 103» __________ В.И.Сапелкина «___»___________2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №103» ____________________В.В.Ищук «___»__________2019 г. |
|
Рабочая программа
учителя-логопеда
для учащегося 6 класса с нарушениями письма и чтения,
обусловленными системным недоразвитием речи 3 уровня
(ОВЗ, ЗПР)
Учебный год: 2019-2020
Общее кол-во часов 35, Учитель-логопед
кол-во часов в неделю 1 Соломина Анна Владимировна
Воронеж – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………...................................................................................................3
2. Календарно-тематический план…………………………………………………….....................................................................................................8
Пояснительная записка
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ[1], так и специфические.
К общим потребностям относятся:
· получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
· получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
· профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
· постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
· обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
· овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
· способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
· способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
· способность к наблюдательности, умение замечать новое;
· овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
· стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
· умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
· сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
· сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР
в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
- полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);
- грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
- ограниченный словарный запас (до 50 слов);
- выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
- несформированность словообразования;
- отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие
- грубое нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
- полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение произношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи ;
- выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
- нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;
- словарный запас ограничен;
- в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;
- в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;
- имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.
Календарно-тематическое планирование коррекции нарушений устной и письменной речи с учащимся 6 класса
(нарушение чтения и письма смешанного типа, обусловленное системным недоразвитием речи 3 уровня)
1 |
2 |
3 |
4 |
Номер п/п |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество часов |
1 |
Обследование устной речи |
|
1 |
2 |
Обследование письменной речи |
|
1 |
3 |
Слово как структурная единица речи |
Понятия СЛОВО, РЕЧЬ, ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Игра «Вспомним разные слова». Анаграммы, кроссворд. Развитие зрительного гнозиса: игра «Разноцветные дорожки». |
1 |
4 |
Предложение, слово, словосочетание. |
Сравнение словосочетания и предложения. Границы предложения. Определение количества, последовательности слов в предложении. Составление схем предложения. Составление предложений по вопросам, по картинкам, из предложенных слов, из предложенных слов в начальной форме, с заданным словом. |
2 |
5 |
Семантика предложения. |
Найти и исправить смысловые ошибки в предложениях. Придумать смысловое окончание предложения и дописать его. Развитие фонематического слуха. Игры «Повтори рифмовку», «Закончи рифмовку». |
1 |
6 |
Части речи. Имя существительное. |
Определение имени существительного. Изменение по родам, числам, падежам. Развитие фонематического слуха. Игры «Найди похожие слова», «Найди пару», «Так ли это звучит?» |
3 |
7 |
Части слова. Корень слова. |
Определение корень слова, однокоренные слова. Упражнения в подборе однокоренных слов. Игра «Стоп! Палочка остановись!». Развитие фонематического слуха, слухо-речевой памяти, концентрации внимания. Образование сложных слов соединительными гласными О и Е. Упражнение в определении однокоренных слов. Развитие фонематического слуха. Игра «Найду тебя по имени». |
3 |
8 |
Части речи. Имя прилагательное. |
Определение прилагательного. Словоизменение и словообразование прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Развитие фонематического слуха. Игра «Найди имя». Развитие концентрации внимания, зрительного гнозиса : игра «Подбери нужную часть». |
3 |
9 |
Части слова. Приставка. |
Словообразование существительных, прилагательных и глаголов с помощью приставок. Развитие фонематического слуха. Игра «Дополни ряд слов похожими по звучанию , «Подбери похожее по звучанию название картинки», «Какое слово лишнее?», «Подари подарок Ане, Юле, Оле, Ире». |
4 |
10 |
Части речи. Предлог. |
Правильное употребление и написание предлогов. Упражнение в дифференциации предлогов и приставок. Развитие фонематического слуха. Игра «Скажи наоборот», «Сказка с заданиями». Развитие зрительной памяти: игра «Мемори». |
4 |
11 |
Части речи. Глагол. |
Определение глагола. Определение. Морфологические признаки. Спряжение. Неопределённая форма. Словообразование глаголов. Развитие зрительного гнозиса: игра «Речной лабиринт». |
3 |
12 |
Части слова. Суффикс. |
Определение суффикса. Словообразование с помощью суффикса. Развитие функций планирования, программирования и контроля: игра «Местоположение». |
3 |
13 |
Анализ и синтез структуры текста. |
Упражнение в определении границ предложения в тексте. Вставить пропущенные в предложении слова, подходящие по смыслу. Выделить предложения из сплошного текста. Соединить слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст. |
4 |
14 |
Обследование устной речи |
|
1 |
15 |
Обследование письменной речи |
|
1 |
Всего: |
35 |
Скачано с www.znanio.ru
[1]Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.