РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (психокоррекционные занятия)
1 класс
(вариант 1)
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», для обучающихся 1 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната № 16, далее АООП УО (вариант 1).
Рабочая программа коррекционного курса адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Основной целью образованию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является, создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Психокоррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа психокоррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33 учебных недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), продолжительность занятий 30 – 40 минут. Занятие проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Количество часов на каждый раздел определяется исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с легкой умственной отсталостью определяет цель и задачи коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Целью обучения является овладение обучающимися учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций, формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Цель психокоррекционных занятий – применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся, формирование навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционных занятий:
Ø создание условий для развития сохранных функций;
Ø формирование положительной мотивации к обучению;
Ø формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Ø формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
Ø коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
Ø формирование пространственно-временных ориентировок;
Ø развитие слухоголосовых координаций;
Ø формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Ø совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности
Ø исправление недостатков моторики;
Ø совершенствование зрительно-двигательной координации;
Ø формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» включает в себя следующие разделы:
Содержание разделов
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов |
2 |
2 |
Развитие моторики и графомоторных навыков |
14 |
3 |
Тактильно-двигательное восприятие |
4 |
4 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
4 |
5 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
18 |
6 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
5 |
7 |
Восприятие особых свойств предметов |
4 |
8 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
5 |
9 |
Восприятие пространства |
5 |
10 |
Восприятие времени |
5 |
|
Всего часов |
66 |
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.
Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации, ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.
Содержание разделов коррекционного курса
Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов.
Развитие моторики и графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание по трафарету.
Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различие и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 – 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений. Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый – легкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой / левой / руки / ноги, правой /левой части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх / низ, правая / левая сторона).
Восприятие времени. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
III. Планируемые результаты
Личностные результаты:
Ø формирование адаптации к обучению и познанию;
Ø принятие и освоение социальной роли обучающегося;
Ø принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Ø положительное отношение к окружающей действительности;
Ø формирование мотивации обучающегося к учебному процессу.
Минимальный уровень:
Ø различать основные цвета, величину, геометрические формы;
Ø показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;
Ø обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога;
Ø выделять части суток и определять порядок дней недели с опорой на картинки;
Ø воспроизводить задания по образцу;
Ø определять на ощупь величину предметов;
Ø ориентироваться на собственном теле.
Достаточный уровень
Ø целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
Ø запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
Ø переходить от одного вида деятельности к другому;
Ø сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
Ø составлять предметы из частей;
Ø различать форму плоскостных фигур при помощи зрительного восприятия и осязания;
Ø узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела;
Ø группировать предметы и картинки по основным цветам;
Ø ориентироваться на листе бумаги, помещении, пространстве;
Ø последовательно называть части суток, дни недели;
Ø уметь составлять целое из частей;
Ø сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентацией;
Ø уметь определять предметы по весу с открытыми и закрытыми глазами;
Ø выполнять задания на классификацию картинок без образца
Ø выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;
Ø иметь представления о количественном признаке предметов: группировать картинки по количественному признаку;
Ø ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы
Оценка результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении специальными (жизненными) компетенциями и может быть представлена в условных единицах:
0 баллов – отсутствие динамики (действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом);
1 балл - незначительная динамика (смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию педагога, при необходимости требуется оказание помощи);
2 балла - удовлетворительная динамика (способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога);
3 балла - значительная динамика (самостоятельно выполняет действия в любой ситуации).
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Название раздела, тематика занятий |
кл-во часов |
Содержание вида деятельности |
1 |
Выявление актуального уровня развития психомоторных и сенсорных процессов |
2 |
Определить индивидуальный уровень развития |
Развитие моторики и графомоторных навыков |
|||
2 |
Развитие крупной моторики |
1 |
Выполнение движений по образцу и инструкциям вместе с педагогом |
3 |
Целенаправленность выполнения действий и движений |
2 |
Выполнение движений и действий по инструкции педагога (бросание в цель, повороты, построение) |
4 |
Формирование чувства равновесия |
1 |
Дорожка следов |
5 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела |
2 |
Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т. д. |
6 |
Развитие мелкой моторики пальцев и руки |
2 |
Игры на синхронность работы обеих рук, нанизывание бус и т.д. |
7 |
Развитие навыка владения письменными принадлежностями |
1 |
Владение ручкой и карандашом |
8 |
Обводка по трафарету, штриховка |
1 |
Практические упражнения |
9 |
Развитие координации движений руки и глаза |
1 |
Игры на синхронность работы обеих рук, завязывание шнурков, бантиков, нанизывание бус и т.д. |
10 |
Вырезание ножницами прямых полос |
1 |
Практические упражнения |
11 |
Работа в техники рваной аппликации |
1 |
Практическое занятие |
12 |
Графический диктант (по показу) |
1 |
Практическое занятие |
Тактильно-двигательное восприятие |
|||
13 |
Определение на ощупь величины предмета |
1 |
Узнавать предметы по величине |
14 |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов |
1 |
Практические задания |
15 |
Работа с пластилином |
1 |
Упражнения по раскатыванию пластилина на доске, в ладонях, аппликация из пластилина на плоскости |
16 |
Игры с крупной мозаикой |
1 |
Развитие тактильно-двигательного восприятия |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
|||
17 |
Формирование ощущений от различных поз тела |
1 |
Упражнения по инструкции педагога, вербализация собственных ощущений, игра «Море волнуется раз» |
18 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей |
1 |
Двигательные упражнения по заданию педагога, сенсорная тропа для ног, акробаты, имитация ветра |
19 |
Движения и позы головы по показу |
1 |
Игра «Зеркало», вербализация собственных ощущений |
20 |
Выразительность и имитация движений |
1 |
Двигательные упражнения по заданию педагога (оркестр, повадки зверей) |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
|||
21 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур |
2 |
Выполнение упражнений с набором фигур – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник |
22 |
Моделирование геометрических фигур по образцу |
2 |
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале |
23 |
Выделение формы предмета, обозначение предмета словом |
2 |
Выполнение упражнений с набором фигур: выбери такой же |
24 |
Группировка предметов и их изображений по форме |
2 |
Выполнение упражнений с набором фигур и предметов, к каждой фигуре подбери предмет |
25 |
Различение предметов по величине (большой - маленький) |
1 |
Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по величине |
26 |
Сравнение 2 – х предметов по высоте и длине |
1 |
Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по высоте, длине |
27 |
Сравнение 2 – х предметов по ширине и толщине |
1 |
Выполнение упражнений с набором «Петра», в разделе классификация, сравнение по ширине, толщине |
28 |
Знакомство с основными цветами |
2 |
Дидактическая игра «Что такого цвета» |
29 |
Различение и обозначение основных цветов |
1 |
Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета», «Что бывает такого цвета» |
30 |
Составление целого из частей |
2 |
Разрезные картинки из 2 -3 частей |
31 |
Конструирование объемных предметов |
2 |
Составные части объемных предметов из 2 – 3 деталей |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
|||
32 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза |
2 |
Упражнения на обследование предметов состоящих из 2 – 3 частей по инструкции педагога |
33 |
Нахождение отличий и общих признаков 2 – х предметов |
2 |
Практические упражнения по сравнению 2 – х картинок |
34 |
Развитие зрительной памяти |
1 |
Игры на определение изменений в предъявленном ряду, нахождение лишнего предмета (2 – 3 предметов) |
Восприятие особых свойств предметов |
|||
35 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) |
1 |
Игры – упражнения: «Отгадай что это?», «»Подбери похожий , приборы измерения температуры |
36 |
Вкусовые ощущения |
1 |
Продукты питания, фрукты, овощи, угадай на вкус |
37 |
Развитие обоняния |
1 |
Контрастные ароматы, пищевые запахи, приятный – неприятный запах, определи по запаху |
38 |
Барические ощущения |
1 |
Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти |
|||
39 |
Выделение звуков окружающей среды |
1 |
Звуки окружающей среды, игра – «Узнай на слух» |
40 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды |
1 |
Прослушивание музыкальных произведений |
41 |
Различение речевых и музыкальных звуков |
1 |
Упражнения на различение звуков музыкальных и речевых |
42 |
Различение речевых звуков |
1 |
Игры «Узнай по голосу», «Кто позвал» |
43 |
Звукоподражание |
1 |
Игра «Угадай кто это?» |
Восприятие пространства |
|||
44 |
Ориентировка на собственном теле |
1 |
Правая и левая часть тела |
45 |
Движение в заданном направлении |
1 |
Ориентировка по инструкции |
46 |
Ориентировка в помещении |
1 |
Определение расположения предметов в помещении |
47 |
Ориентировка в линейном ряду, на листе бумаги |
1 |
Ориентировка в линейном ряду, порядок следования, пространственная ориентировка на листе бумаги |
48 |
Расположение предметов по образцу |
1 |
Игра: «Определи положение предмета», «Расположи верно» |
Восприятие времени |
|||
49 |
Сутки. Части суток |
1 |
Упражнения на графической модели «Сутки» |
50 |
Последовательность событий |
1 |
Упражнения на графической модели «Сутки», смена времени суток |
51 |
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» |
1 |
|
52 |
Неделя. Семь суток |
1 |
Игры с моделью часов, секунда, минута, час, сутки |
53 |
Порядок дней недели |
1 |
Дидактическая игра «Веселая неделя» |
|
Всего часов |
66 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.