МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»
Муниципальнэ щIэныгъэIуэху казённэ щIапIэ «ЩIэныгъэкурытIуэху щIапIэ №5 Майкъалэ»
Майский шахарны муниципальный билимбергенучереждениясыны
«Орта билимбергенбешенчиномерни школу»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-научного цикла Протокол № ___ от «____»__________2018г ________ Е.Г. Рудикова СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _____Е.Н. Яблочкина «____»___________2018г УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ№5 г. Майского Л.Г.Чепурная Приказ № ___ «___» __________2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка "Лаборатория естественных наук - Эврика"
для учащихся 7-8 классов.
учитель Снигирева Л.Н.
г. Майский
2018 г
Содержание:
I. Пояснительная записка 3-4 стр.
II. Общая характеристика кружковой деятельности 4стр.
III. Описание места кружка " Лаборатория естественных наук - Эврика "
в учебном плане 4- 5 стр.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
курса кружка " Лаборатория естественных наук - Эврика" 5-6стр
V. Результаты освоения курса кружка " Лаборатория естественных наук - Эврика "
(Личностные, метапредметные и предметные) 7-8стр.
VI. Содержание программы учебного курса кружка
" Лаборатория естественных наук - Эврика " 9 стр.
VII. Календарно-тематическое планирование с указанием основных
видов учебной деятельности обучающихся, планируемой и
фактической дат 10-11 стр.
VIII. Методы контроля. 11 стр.
IX. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса. 11 стр.
X. Методические рекомендации. 11-12 стр.
I. Пояснительная записка
Программа курса кружка «Лаборатория естественных наук - Эврика» для учащихся 7- 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Комплексный подход в изучении естественных наук способствует вовлечению подростков в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами за счёт активного использования образовательных технологий и приборов сделанных своими руками, демонстрирующих различные технические изобретения и законы природы. Так как программа включает характеристику основных объектов природы и её познании человеком на эвристическом уровне, что формирует деятельностный подход в изучении. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию взглядов и убеждений учащихся, соответствующих пониманию природы и процесса её познания как единой картины мира.
Программа кружка личностно-ориентированная. Личностное познание наук идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению, по принципу "научая- развлекай, развлекая- научай". Ученики не только самостоятельно изучают особенности естественных наук с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических и лабораторных работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и достижения науки, пропуская их через собственное открытие заново, переоткрывая законы природы в единстве наук.
Курс кружка призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также имеет подлинно предпрофильное направление. Мотивация обучающихся к познанию и выбору инженерно-технических профессий достигается за счёт их включения в исследовательские и имитационные практики ("обучение через игру", "обучение как открытие", "обучение как исследование", "вовлечение в процесс познания") и включения познания в значимые виды деятельности (игра, исследование, общение).
Методика организации кружка основана на следующих научных концепций, результатах предварительных исследований авторов, передовых отечественных и международных практиках:
- системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова и др.), основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, заложенный в Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и ориентированный на практическую учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование подрастающего поколения как основы нового среднего класса с множественным интеллектом, мотивированного на приобретение и развитие компетентности к изменению компетенций, научно-техническое творчество и рукомесло;
- концепция «Техносфера образовательного учреждения» (А.Г. Асмолов, И.И. Калина, П.Д. Рабинович);
- принципы конвергентного естественно-научного и инженерного образования (М.В. Ковальчук)
Целями изучения внеурочной деятельности кружка в основной школе являются:
· обеспечить создание социальной среды развития обучающихся;
· включить учащихся в общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
· формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
· развивать у молодого поколения ( в том числе детей с ОВЗ) интерес к науке, технике, образованию и культуре.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип, принцип научности, направленный на получение конкретного результата исследования, имея научно обоснованные сценарии проведения экспериментов.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
II. Общая характеристика кружковой деятельности.
Настоящая программа кружка позволяет решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года. Ниже перечислены основные идеи курса.
· Гибкость организации форм кружковой работы, возможность варировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении тех или иных заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся.
· Максимальный учёт склонностей и возможностей каждого ученика- залог успешных результатов в деле развития их способностей и формирования у них устойчивого интереса к определённым областям науки.
· В рамках кружка выполняются краткосрочные программы, учитывающие изменяющиеся интересы и теоретический уровень подготовки учащихся.
· Кружок выполняет функцию связующего звена между естественнонаучной подготовкой и трудовым обучением, предполагающим овладение умениями проектной деятельности.
· Число членов кружка 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.
· На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть- докладам, выступлениям, отчётам кружковцев. В промежутках между заданиями учитель проводит индивидуальные консультации.
· К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
· Участники кружка широко привлекаются к участию в научных конференциях и конкурсах регионального, республиканского, и всероссийского значения.
III. Описание места кружка " Лаборатория естественных наук - Эврика "
в учебном плане
Программа внеурочного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей науки, развитием научно-технического процесса. Программа нацеливает учащихся на активное познание естественных наук.
Данная программа рассчитана на 18 часов во втором полугодии (1 час в неделю).
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить технологическую компетентность и понять роль естественных наук, во взаимосвязи и единстве мира. Технологическая компетентность понимается как форма интеллектуальной деятельности, направленной на поиск (конструирование) принципов построения системы действий по решению творческих технических задач. Эффективность формирования технологической компетентности обеспечивается непрерывностью данного процесса на протяжении всей жизни, чтобы будущее поколение могло успешно адаптироваться, функционировать и развиваться в постоянно меняющемся информационно технологическом мире.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
курса кружка " Лаборатория естественных наук - Эврика ".
Современная наука определяет уровень цивилизации в целом. Быстрые темпы развития науки в XXI веке предъявляют такие условия, при которых её изучение возможно в комплексе всех естественно- научных и технических дисциплин. Используя такой подход, программа кружка формирует у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д. Здесь важна ориентация на результат обучения, и в качестве такового результата понимается, во-первых, способность применить полученные знания и умения, а во-вторых, мотивированность получения этих знаний и умений. Одним из направлений интеграции школьных предметов становится дифференциация и индивидуализация обучения. Поэтому в работе кружка использована система групповых и индивидуальных занятий. Для выявления обучающихся с творческими способностями и склонностью к научным исследованиям применяется методика Б. Мезароса активных форм обучения. Она позволяет определить стили обучения кружковцев по группам интереса, так что одни группы конструируют приборы и модели, другие работают над научно-популярной литературой, готовят доклады, третьи- решают творческие задания. Это позволяет полнее учесть интересы членов кружка. Лучшие работы кружковцев отбираются для различного рода выставок технического творчества, мастер-классов, для итоговых вечеров или конференций.
В содержании образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырех элементов:
опыта познавательной деятельности или знаний;
опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать
по образцу;
нестандартные решения;
социального опыта и ценностных ориентаций.
В сложившихся условиях большое значение приобретает целенаправленная работа школы по созданию условий для осознания личностных смыслов и ценностей существования личности.
Эти условия может реализовать курс "Лаборатория естественных наук - Эврика".
Поэтому главной целью курса является ориентирование учащихся в выборе профиля через углубленное изучение систематизированного, целостного представления о системе наук в целом.
Ценность предлагаемого подхода заключается в возможности реализации деятельностного подхода, интеграции различных видов деятельности и познавательной активности, мощными межпредметными (междисциплинарныи) связями.
Средством воспитания и образования служит участие учащихся в индивидуальной, групповой, командной работе, поэтому программа предусматривает значительно количество практических работ исследовательского характера, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения, навыки управления мини-проектами и генерации идей, формировать новаторский тип мышления.
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приёмов обусловлен осознанием необходимости мотивационно - целевого управления процессом познания: малая дискуссионная группа, работа с документом, беседа, лабораторная и практическая работа, экскурсии.
Итогом курса является включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини- исследовательских проектов, предполагает личный вклад каждого учащегося в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых полезных изобретения. Таким образом, содержание курса раскрывает широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на определение технической специальности.
Курс предназначен для предпрофильной подготовки 7-8 классов, реализует компонент технического образования, может быть рекомендован для изучения учащимися физико-математических, естественно-научного профилей.
V. Результаты освоения курса кружка "Лаборатория естественных наук - Эврика".
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей:
- обеспечение мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла и занятий научно-техническим творчеством,
- получение углубленных знаний по физике, математике и других предметам естественно-научного цикла, по основам инженерной графики и инженерным специальностям,
- формирование практических навыков проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования,
- формирование практических навыков выдвижения идей и гипотез, публичных выступлений и защиты результатов исследований,
- формирование активной жизненной позиции,
- возможность раннего личностного и профессионального самоопределения и целенаправленного получения средне- специального и высшего профессионального образования,
- повышение самостоятельности и инициативности обучающихся в получении новых знаний и компетенций,
- минимизация рисков и последствий виртуализации сознания обучающихся за счет их привлечения к развивающей профессиональной деятельности.
Из личностных результатов видно, что решение творческих технических задач позволит обучать кружковцев решению проблем, формировать экспериментальные, информационные умения, развивать логическое мышление, что, в свою очередь, способствует применению технических знаний на практике.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем. Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Суждения экспертов по сути изобретательных задач, а также авторское обобщение опыта использования задач в практике обучения позволяют выявить и определить основные функции задач в обучении науки.
Познавательная функция. Заключается в том, что, осуществив соответствующий подбор заданий, можно знакомить учеников с новыми фактами, расширяя область их знания, заложить базу для усвоения последующих знаний по курсу кружка.
Развивающая функция. Состоит в том, что у учащихся формируются умения работать с разными видами представления информации - таблицами, графиками, текстом. У учеников развивается логическое мышление, в частности такие его операции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, моделирование. Развиваются
способности решения проблем, формируются навыки самообразования.
Функция реализации единства теории и практики. При решении творческих технических задач проявляется в умениях применять физические и химические законы к объяснению и моделированию явлений природы, производственных процессов, к решению вопросов социальной практики. При этом формулы как бы «оживают», наполняются конкретным содержанием.
Функция закрепления знаний, совершенствования практических умений и навыков. Данная функция проявляется при использовании знаний разной тематики в процессе решения задач. Специально подобранные задачи позволяют осуществить повторение пройденного материала по разным разделам наук, применить знания и умения при решении экспериментальных, практических задач.
Функция установления межпредметных связей. Позволяет установить связи, в первую очередь физики – с математикой, – с техникой, астрономией, химией, географией. Эта функция позволяет проявить для обучающихся единство окружающего мира и многообразие подходов к его изучению.
Функция контроля знаний, умений и навыков. Именно через решение задач можно определить уровень усвоения обучающимися того или иного материала, проверить качество его усвоения. Используя систему специально разработанных заданий (простых задач, требующих выполнения отдельных действий) можно выяснить, какими конкретными действиями овладел ребёнок, определить возможные причины затруднений, осуществить коррекцию усвоения теоретических знаний, формирования практических умений.
В основе программы курса кружка лежат метапредметные результаты обучения, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
«Выпускник научится»:
- осознавать способ деятельности, умение вспомнить и сформулировать его с помощью извне;
- выбирать нужный способ деятельности с небольшой помощью извне и самостоятельное применять его по образцу;
- осознавать легко различимые связи между способами деятельности;
- самостоятельно узнавать наиболее типичные ситуации применения способов деятельности;
- обобщать и формулировать способ деятельности решения несложной практической задачи с помощью учителя;
- осуществлять перестройку и перенос способа деятельности с помощью учителя и в нескольких ситуациях;
- самостоятельно применять оптимальный способ деятельности на уровне умения;
- развивать средний темп учебной деятельности на основе интереса к ней.
«Выпускник получит возможность научиться»:
- осознавать способ деятельности, сохранять его в памяти, умение самостоятельно его формулировать;
- самостоятельно выбирать нужный способ деятельности по образцу с вариациями;
-глубоко осознавать различимые связи между способами деятельности;
- самостоятельно и творчески применять способы деятельности в различных ситуациях;
- обобщать и самостоятельно находить способы деятельности при решении проектных задач;
- самостоятельно осуществлять перестройку и перенос способа деятельности в нескольких ситуациях;
- самостоятельно применять оптимальный способ деятельности на уровне навыка;
- развивать высокий темп учебной деятельности на основе творческого интереса к ней.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
кружка "Лаборатория естественных наук - Эврика".
(18 часов во втором полугодии - 1 ч/нед)
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
|
||||
лекции |
Практи-ческие |
Экскур-сии |
Лабораторные |
Форма контроля |
||||
Раздел I: Математика: комплексные темы и ручной труд |
4 |
1 |
2 |
0 |
1 |
Выпуск моделей математического оборудования |
||
1. |
Тема 1. Число |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Проектирование макета информационного буклета, посвящённого развитию числа. |
|
2. |
Тема 2. Величина |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Оформление листовки лабораторно-графической работы. |
|
3. |
Тема3. Геометрический образ. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Моделирование образцов на перегибании листка бумаги |
|
Раздел II: Работы геодезического и топографического характера |
4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Съёмка плана участка астролябией |
||
4. |
Тема4. Изготовление астролябии и её применение |
2 |
|
1 |
1 |
|
Глазомерная съёмка объектов |
|
5. |
Итоги раздела. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Деловая игра "Проектировщик" |
|
Раздел III: Опыты без приборов |
4 |
1 |
|
|
3 |
Организация аукциона изобретений |
||
6. |
Тема 5. Движение. |
2 |
|
|
|
2 |
Моделирование движение с помощью графического редактора Word |
|
7. |
Тема 6. Магнетизм. |
2 |
1 |
|
|
1 |
Фотогалерея |
|
Раздел IV: Чудеса на выбор |
4 |
|
|
|
|
Организация мастер-класса |
||
8. |
Тема 7. Мои наблюдения |
|
1 |
|
|
|
составление паспорта проекта |
|
9. |
Тема 8. Мои опыты |
|
|
3 |
|
|
Организация защиты проекта |
|
Раздел V: Настольные игры и развлечения |
2 |
|
|
|
|
Выпуск игры "Мемо-наука" |
||
10. |
Очевидное невероятное |
|
|
2 |
|
|
Оформление карточек- заданий |
|
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА "ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК - ЭВРИКА"
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата |
Поручение |
|
план |
факт |
||||
Раздел I: Математика: комплексные темы и ручной труд |
4 |
|
|||
1 |
Диагностика обучающихся с творческими способностями и склонностью к научным исследованиям. Введение в науку. |
1 |
12.01 |
|
принести цветные карандаши, фломастеры |
2 |
Занимательная математика в рассказах. Числа. |
1 |
19.01 |
|
оформить страничку буклета |
3 |
Величина. Лабораторно-графическая работа №1 "Построение графиков функций с помощью лекал" |
1 |
26.01 |
|
принести транспортир, лист бумаги |
4 |
Геометрический образ. Практическая работа №1 " Моделирование образов на перегибании листка бумаги" |
1 |
02.02 |
|
принести картон, линейку, грузило |
Раздел II: Работы геодезического и топографического характера |
4 |
|
|||
5 |
Практическая работ №2 "Изготовление астролябии" |
1 |
09.02 |
|
доделать макет |
6 |
Экскурсия "Съёмка плана пришкольного участка астролябией" |
1 |
16.02 |
|
принести ватман |
7 |
Практическая работа №3 " Проектирование плана местности" |
1 |
02.03 |
|
принести чертёжные инструменты |
8 |
Деловая игра "Проектировщик" |
1 |
05.03 |
|
принести пластик бутылку, фигурку |
Раздел III: Опыты без приборов |
3 |
|
|||
9-10 |
Движение. Лабораторная работа №2 "Изучение зависимости пути от времени. Измерение скорости с помощью модели динозавра и конструктора" |
2 |
12.03 16.03 |
|
доделать работу с помощью графического редактора Word |
11-12 |
Магнетизм. Лабораторная работа №3 "Изучение природы магнетизма в домашних условиях" |
2 |
06.04 13.04 |
|
доделать макеты приборов |
Раздел IV: Чудеса на выбор |
4 |
|
|||
13 |
Лекция "Мои наблюдения" |
1 |
20.04 |
|
принести материалы к своему паспорту проекта |
14-16 |
Практическая работа №4 "Проектирование химического эксперимента своими руками" |
3 |
27.04 04.05 11.05 |
|
принести белый картон |
Раздел V: Настольные игры и развлечения |
2 |
|
|
|
|
17-18 |
Очевидное невероятное. Практическая работа №5 " Оформление и разработка карточек заданий для игры Мемо-наука" |
2
|
18.05 25.05 |
|
фотографии экспериментов |
VIII. Методы контроля:
Ø диагностическое тестирование;
– диагностический тренинг;
Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на занятии». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980
2. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).
3. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.
X. Методические рекомендации
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников.
2. Сбор, изучение и обработка результатов эксперимента.
3. Проведение лабораторного анализа.
4. Выполнение фотографий.
5. Составление тезисного плана беседы.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
8. Проведение экскурсий по пришкольному саду и городу.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.
Особенности кейс- работы.
Кейс -метод- метод ситуационного анализа, т.е. метод конкретных ситуаций- техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных и предназначена для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответа и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
Особенности создания смартмоба фотографий.
Это понятие пришло к нам из английского языка. ( "smart mob" -"умная толпа")- форма структурирующейся социальной организации посредствам эффективного использования высоких технологий.
Особенности определения инновационных технологий.
Получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получения знания о том, как нечто может быть ("открытие"), и о том, как нечто можно сделать ("изобретение");
- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть ("инновационный проект");
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике ("реализация").
Содержание
Тема |
Примерное содержание |
1 |
2 |
Раздел: Комплексное изучение географии Муниципальных районов КБР- 16 часов. |
|
Тема 1. Физическая география районов КБР. (5ч) |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир. Рекреационные ресурсы. (2 часа) Практическая работа №1. Комплексное описание физико-географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся)-2 часа. Семинар (1час) Групповая работа. Проектирование макета рекламного буклета, посвящённого отдыху в каждом районе КБР. (работа с редактором Publisher). |
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства районов КБР. (5ч) |
Знакомство с экономикой и разнообразными видами деятельности людей в каждом из районов КБР, основными предприятиями. Показать. чем живут районы сегодня. (1 час) Экскурсия №3 на предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя). Практическая работа №2. Комплексное описание экономико- географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся). Семинар (1час) Кейс-работа. Оформление статьи об экскурсии на предприятие (по выбору) для школьного сайта. |
Тема 3. Экологические проблемы предприятий КБР. (4ч) |
Оценка экологической ситуации отдельных частей территории КБР. (1 час) Практическая работа №3. Распределение по районам КБР(по выбору учащихся) предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. Практическая работа №4. Нанесение на контурную карту района (по выбору учащихся) территорий с наибольшей концентрацией источников загрязнения. Семинар (1час) Проектная работа. Моделирование карты экологических проблем КБР. (на примере из атласа России). |
Тема 4. Культурное и социальное развитие районов.(2ч) |
Практическая работа №5. Создание презентаций о муниципальном районе КБР (по выбору учащихся). Семинар (1час) Коллективная творческая работа. Конкурс презентаций "Муниципальные районы КБР". Выпуск туристической брошюры по хозяйству районов КБР. |
Итоги курса «Моя малая родина- уникальная КБР» (2ч) |
Практическая работа №6. Разработка карточки-задания по одному из муниципальных районов(по выбору учащихся): "10-ть уникальных черт района и 8-мь вопросов к ним". Семинар (1 час) Игра-конкурс "Сундучок Знаний КБР" -десятиминутный вызов уму и памяти, играет каждая группа в отдельности. Затем создаётся группа победителей из 10 человек. И выбирается сильнейший. |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- УНИКАЛЬНАЯ КБР"
Дата |
№ п/п |
Тема занятия |
Деятельность учителя |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Кол-во ч.
|
Поручение |
||
план |
факт |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Раздел: Комплексное изучение географии Муниципальных районов КБР- 16 часов. |
||||||||
Тема 1. Физическая география районов КБР. |
5 |
|
||||||
|
|
1 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы. |
1. Демонстрирует презентационную лекцию. 2. Отвечает на вопросы учащихся. |
1. В группах составляют вопросы по теме. 2. Определяют актуальность темы. |
1 |
Принести фотографию с пейзажем местности КБР |
|
|
|
2 |
Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир. Рекреационные ресурсы. |
1. Демонстрирует презентационную лекцию. 2. Заготавливает плакат вывеску с фотографиями Районы КБР. |
1. Составляют смартмоб фотографий по районам с рекламным лозунгом (и музыкой по желанию). 2. Определяют уникальность каждого района КБР. |
1 |
Разработать маршрут путешествия по одному из районов КБР |
|
|
|
3-4 |
Практическая работа №5. Комплексное описание физико-географического положения Муниципального района КБР (по выбору учащихся) |
1.Готовит таблицу с планом комплексного описания района КБР. 2. Составляет дополнительную информацию по районам. |
1. Заполняют таблицу по району (на выбор группы) 2. Оформляют виртуальный маршрут путешествия по району. |
2 |
Написать рекламный лозунг посещения своего выбранного района. |
|
|
|
5 |
Групповая работа. Проектирование макета рекламного буклета, посвящённого отдыху в каждом районе КБР. |
1. Готовит накопительные файлы для выбора в редакторе Publisher по созданию буклета. 2. Заполняет рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир". |
1. Работают с редактором Publisher по созданию буклета. 2. Организуют мини-защиту буклета. |
1 |
Посмотреть воскресный выпуск "Вести с Дмитрием Киселёвым", обратить на репортаж о регионе России. |
|
Тема 2. Общая характеристика населения и хозяйства районов КБР. |
5 |
|
||||||
|
|
6 |
Знакомство с экономикой и разнообразными видами деятельности людей в каждом из районов КБР, основными предприятиями. |
Показывает видеоролик о КБР из воскресных "Вестей" за 2015 год. |
Определяют, чем живут районы КБР сегодня. |
1 |
Подготовить один вопрос по теме. |
|
|
|
7 |
Экскурсия №3 на предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя). |
1.Организует экскурсию. 2. Готовит бланки отчёта. |
Записывают (на диктофон) и фотографируют интересные события экскурсии. |
1 |
Оформляют отчёт об экскурсии. |
|
|
|
8 |
Кейс-работа. Оформление статьи об экскурсии на предприятие (по выбору) для школьного сайта. |
1. Готовит план различных рубрик статьи. 2. Консультирует по работе с текстом. |
Работают в текстовом редакторе Word: набирают текст объёмом до 70 слов, редактируют его, сканируют фотографии и размещают их в тексте. |
1 |
Придумать одно поздравление ветерану труда в городе Майском. |
|
|
|
9-10 |
Практическая работа №6. Комплексное описание экономико-географического положения муниципального района КБР (по выбору учащихся) |
1.Готовит таблицу с планом комплексного описания ЭГП района КБР. 2. Составляет дополнительную информацию по районам. |
1. Заполняют таблицу по району (на выбор группы) 2. Прогнозируют будущее развития экономики своего региона. |
2 |
Найти в интернете, интересные факты из жизни своего района. |
|
Тема 3. Экологические проблемы предприятий КБР. |
4 |
|
||||||
|
|
11 |
Оценка экологической ситуации отдельных частей территории КБР. |
1. Готовит вводную презентацию. 2. Готовит лист с примерами действующих предприятий на территории КБР. |
1. Заполняют лист с таблицей предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. 2. Анализируют взаимосвязь экологических проблем с размещением производства по отраслям. |
1 |
Найти в интернете или в СМИ экологические проблемы района. |
|
|
|
12 |
Практическая работа №7. Распределение по районам КБР(по выбору учащихся) предприятий "чистых" и "грязных" отраслей хозяйства. |
1. Составляет список действующих предприятий по районам КБР. 2. Готовит опорный конспект взаимосвязи экологических проблем с размещением производств и пути их решения. |
1. Распределяют предприятия своего района на "чистые" и "грязные" отрасли хозяйства. 2. Формулируют выводы решения экологической проблемы. |
1 |
Найти на карте КБР расположение "грязных" производств своего района. |
|
|
|
13 |
Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту района (по выбору учащихся) территорий с наибольшей концентрацией источников загрязнения. |
1. Готовит карту АТД КБР в формате А2. 2. Распределяет образцы карты по районам (в группах интереса учащихся). 3. Готовит лист с мини- рисунками (значки) различных типов "грязных" производств. |
1. Создают легенду карты своего района. 2. Наклеивают значки производств по расположению района. 3. Составляют вывод о размещении промышленной зоны района и концентрации "грязных" производств. |
1 |
Найти (придумать) инновационную технологию по решению одной экологической проблеме своего региона как вид безотходного производства. (обратная связь опорного конспекта) |
|
|
|
14 |
Проектная работа. Моделирование карты экологических проблем КБР. |
1. Направляет работу по созданию модели экологической карты КБР. |
1. Создают легенду экологической карты (на примере из атласа России) 2. Соединяют части своих карт региона. 3. Оформляют контурную карту экологических проблем КБР в формате А4. |
1 |
Собрать папку по плану. 1. Цель- уникальность региона (по выбору) 2. Актуальность темы- интересные факт из жизни района. 3. Гипотеза- (по выбору: рекламный лозунг. маршрут путешествия, развитие экономики, инновационные технологии экологии) 4. Задачи (в зависимости от реализации какой из практических работ) 5. Отчёт по практической работе (репортаж) 6. Вывод. 7. Заключение (развитие района или применение исследовательской работы в будущем) |
|
Тема 4. Культурное и социальное развитие районов. |
2 |
|
||||||
|
|
15 |
Практическая работа №9. Создание презентаций о муниципальном районе КБР (по выбору учащихся). |
1. Организует работу в компьютерном классе. 2. Составляет дополнительный материал для презентации. 3. Распределяет обязанности в группе по защите презентации. |
1. Работают в режиме Microsoft Office PowerPoint. 2. Составляют тезисы к исследованию. |
1 |
Отрепетировать тезисы к защите презентаций своего района. |
|
|
|
16 |
Конкурс презентаций "Муниципальные районы КБР". |
1. Проводит конкурс. 2. Готовит рейтинг активности групп. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир" |
1. Защищают мини-проекты по группам. Заполняют бланки голосования за другие группы по критериям оценивания.
|
1 |
Выпуск туристической брошюры по хозяйству районов КБР либо составить 10 уникальных черт своего района КБР. |
|
Итоги курса «Моя малая родина- уникальная КБР» |
2 |
|
||||||
|
|
17 |
Практическая работа №10. Разработка карточки-задания по одному из муниципальных районов(по выбору учащихся) |
1. Готовит карточку размером 9х9 по Майскому району. 2. Помогает в правильности оформления формулировке вопросов.
|
1. Разрабатывают "10-ть уникальных черт" района и 8-мь вопросов к ним.
|
1 |
Оформить карточку по аналогии с Майским районом. |
|
|
|
18 |
Игра-конкурс "Сундучок Знаний КБР" -десятиминутный вызов уму и памяти, |
1. Объясняет правила игры: играет каждая группа в отдельности. Затем создаётся группа победителей из 10 человек. И выбирается сильнейший. 2. Раздаёт цветные карточки для голосования за понравившегося кружковца в других группах, готовит кармашки-стойки с маркерами для написания победителей. 3. Проводит награждение передающая энциклопедия "Узнай мир" на память (по выбору победителя). |
1. Участвуют в игре. 2. Составляют итоги рейтинга активности групп. 3. Участвуют в выборе победителя. 4. Места определяются из общей суммы голосов учителя и учащихся. Учитель: I место- 5 баллов. II место- 4 балла. III место- 3 балла. Если победителей несколько, то баллы ставятся до 1 и 0. |
1 |
|
|
VIII.Методы контроля:
- Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на занятии». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.
IX. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980
2. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).
4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.
5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.
7. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
8. Давыдовы А. и К. Майский: город и район: путеводитель по Майскому району.- ГУП "Изд-во КЗ", г.Минводы, 2000 г. 24с.
9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.
10. Котляровы М. и В., Шогенова Ж. Кабардино-Балкария: Природная жемчужина-Кабардинская равнина- издательство М. и В. Котляровых- Нальчик 2005-42с.
11.Х.Х. Пхешков: Охрана окружающей среды Кабардино-Балкарии- Нальчик: Эльбрус, 2007- 136с.
X. Методические рекомендации
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
3. Проведение картографического анализа.
4. Выполнение фотографий.
5. Составление тезисного плана беседы.
6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
8. Проведение экскурсий по школьному музею и городу.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.
Особенности кейс- работы.
Кейс -метод- метод ситуационного анализа, т.е. метод конкретных ситуаций- техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Неструктурированные кейсы представляют собой материал с большим количеством данных и предназначена для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответа и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
Особенности создания смартмоба фотографий.
Это понятие пришло к нам из английского языка. ( "smart mob" -"умная толпа")- форма структурирующейся социальной организации посредствам эффективного использования высоких технологий.
Особенности определения инновационных технологий.
Получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получения знания о том, как нечто может быть ("открытие"), и о том, как нечто можно сделать ("изобретение");
- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть ("инновационный проект");
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике ("реализация").
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.