РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мой край родной»
Направление программы: обще интеллектуальное
Уровень образования – начальное образование
Срок реализации - 4 год
Составитель:
учитель начальных классов МОУ СОШ №15
– Мартюшева Надежда Александровна
Сыктывкар 2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой край родной» составлена для реализации в рамках основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №15 по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Новизна программы «Мой край родной» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу ситуации природе, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной среде.
Содержание программы «Мой край родной» реализуется через следующие формы работы: беседы, экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместную деятельность обучающихся и родителей. Всё это позволяет обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание учащихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Отличительной особенностью данной программы является игровая форма организации деятельности школьников, т.к. она предназначена для самых маленьких учащихся школы. На данных занятиях знания учащиеся будут добывать в игровой форме, принимая участие в разных викторинах, конкурсах, тематических играх.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Количество часов, выделенных на изучение курса 36.
Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цели программывнеурочной деятельности«Мой край родной»:
-формирование экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей;
-овладение основами практико-ориентированных знаний о природе родного края;
-освоение норм и способов сотрудничества общения со сверстниками и родителями;
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край родной», формы и методы работы позволят, на мой взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
К концу обучения учащиеся научатся узнавать:
1. Символы РК
2. Растения и животных родного края.
3. Условия, необходимые для жизни растений и животных .
4. Нравственные и этические нормы в обращении с объектами природы
5. Охраняемые растения и животных Коми Республики.
6. Предметы быта коми народа.
7. Героев коми сказок, легенд.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
3. Узнать историю городов родного края.
4. Познакомиться с жизнью и бытом народа в древности.
5. Узнать о жизни Стефана Пермского в Коми Крае из легенд.
Содержание внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
Основное содержание курса предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к природе родного края, родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие растения и животные встречаются в лесах родного края. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к природе, развитию интереса кживотным и растениям. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Первый год обучения
Тема 1. Лиственные и хвойные деревья Коми Республики(дикорастущие растения)
Аудиторное занятие (1ч).Классификация листьев деревьев (березы, липы, тополя или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3-4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.
Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)
Аудиторное занятие (1ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.
Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».
Тема 3. Дикорастущие растения региона
Аудиторное занятие- Занятие-игра(1 ч). Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.
Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами.Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края.
Тема 4. Растения Красной Книги Республики Коми
Аудиторное занятие (1 ч). Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу РК. , «Печеро-Илычским»заповедником , национальным парком «Югыдва».
Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».
Тема 5.Дикие животные родного края.
Аудиторное занятие (3ч).Знакомство с животными региона, их местами обитания. Классификация животных. Зарисовка животных. Урок-игра «Дикие животные».
Тема 6.Животные, занесенные в Красную Книгу Республики Коми
Аудиторное занятие (1ч).Знакомство с животными, занесенными в Красную книгу РК, с обитателями «Печеро-Илычского»заповедника, национального парка «Югыдва».
Внеаудиторное занятие(дополнительное занятие)- экскурсия (1 ч). Экскурсия в парковую зону с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).
Тема 7.Итоговое занятие за первый год обучения
Аудиторное занятие (1 ч)с привлечением родителей. Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений и животных нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений и животных нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения и животные нашего региона».
Второй год обучения
Тема 1. Символы Республики Коми.
Аудиторное занятие (1ч).Знакомство с гербом, флагом, гимном РК, историей их создания. Знакомство с гербами городов и районов РК.
Тема 2. Город Сыктывкар – столица РК
Аудиторное занятие (1ч). Знакомство с историей города, ее историческими местами, современными достопримечательностями. Просмотр видеофильма про Усть-Сысольск.
Тема 3. Города Республики Коми
Аудиторное занятие. ( 3 ч.) Заочное путешествие по городам РК.
Практическое занятие «Нахождение городов на карте республики». Знакомство с их историей, достопримечательностями, жизнью людей.
Тема 4. Реки и озера Республики Коми
Аудиторное занятие (1 ч). Практическое занятие по карте «Нахождение крупных рек и озер РК».
Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, с целью составления проектной работы «Чем богаты реки нашего региона».
Тема 5.Быт и обычаи коми народа
Аудиторное занятие (2 ч).Знакомство с коми избой, ее внутренним убранством, предметами быта и одежды коми людей. Выполнение рисунки из элементов коми орнамента.
Внеаудиторное занятие. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 6.Итоговое занятие.
Аудиторное занятие (1 ч) Урок-игра «Коми край мой родной» (В игровой форме повторить все изученные темы за два года обучения)
Третий год обучения
Тема 1. Коми Республика на карте Родины
Аудиторное занятие (1ч). Практическое занятие с использованием карты РФ и РК. Расположение РК на карте, значимые числа, связанные с РК
Тема 2. Коми в древности. Как жили наши предки (жилище, одежда, утварь)
Аудиторное занятие (2 ч). Знакомство с историей коми народа, ее жизнью и бытом в древности.
Внеаудиторное занятие (1 ч.) Экскурсия по залам краеведческого музея.
Тема 3. Коми сказки и легенды
Аудиторное занятие. (3 ч.) Знакомство со сказками и легендами коми народа, героями сказок, коми богатырями.
Тема 4. Просветитель коми народа - Стефан пермский.
Аудиторное занятие (1 ч). Знакомство с легендами о Стефане Пермском.
Тема 5.Итоговое занятие.
Аудиторное занятие (1 ч) Урок-игра (В игровой форме повторить все изученные темы за год обучения)
Четвертый год обучения
Тема 1. Любимые сказки коми народа.
Сказочные жители леса (Ворса, Васа, Омоль, Чукля)
Противостояние сказочных героев Перы и ЯгМорта .
Аудиторное занятие (3 ч). Чтение сказок, просмотр м/ф беседа, организация выставки рисунков героев.
Тема 2. Заповедные места РК.
Печеро-Илычский заповедник.
Национальный парк Югыдва.
Памятники природы.
Аудиторное занятие (2 ч). Беседа о заповедных местах РК с использованием фотографий, видео слайдов, практическая работа с картой.
Внеаудиторное занятие(1 ч). Заочная экскурсия «По заповедным местам Республики Коми»
Тема 3.Береза – ценнейшее дерево РК
Внеаудиторное занятие. (1 ч.) Беседа, выставка изделий из березы.
Тема 4. Занятия коми народа в древности. Коми промысловый календарь.
Аудиторное занятие (1 ч). Беседа с использованием видеозаписей.
Тема 5.Итоговое занятие.
Аудиторное занятие (1 ч) Урок-игра «Коми край мой северный» (В игровой форме повторить все изученные темы за год обучения)
Формы и методы работы, используемые на занятиях:
· игровая;
· познавательная;
· краеведческая;
· просмотр презентаций и видеофильмов;
· конкурсы;
· посещение библиотек;
· экскурсия
Тематическое планирование 1 год обучения.
№ |
Наименование тем |
Сотрудничество |
Всего часов |
Из них: |
Виды занятий |
|
аудиторных |
внеаудиторных |
|||||
1 |
Лиственные и хвойные деревья Коми Республики |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
Беседа, практическое занятие с использованием образцов листьев, выставка рисунков |
|
2 |
Кустарники региона |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
|
Беседа, практическое занятие с использованием образцов листьев, выставка рисунков |
3 |
Дикорастущие растения региона |
Учитель учащиеся Родители |
1 |
1 |
Занятие-игра, сушка листьев и семян деревьев, |
|
4 |
Растения Красной Книги Республики Коми |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
1 |
Беседа, практическое самостоятельное занятие |
5 |
Дикие животные родного края. |
Учитель учащиеся |
3 |
3 |
|
Беседа, просмотр видеофильма. Зарисовка животных. Урок-игра |
6 |
Животные, занесенные в Красную Книгу Республики Коми |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
1 |
Знакомство с животными, Экскурсия в парковую зону |
7 |
Итоговое занятие. |
Учитель учащиеся родители |
1 |
1 |
Отчеты по результатам выполнения домашнего задания |
|
Итого |
|
9 |
9 |
2 |
|
Тематическое планирование 2 год обучения.
№ |
Наименование тем |
Сотрудничество |
Всего часов |
Из них: |
Виды занятий |
|
аудиторных |
внеаудиторных |
|||||
1 |
Символы Республики Коми. |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
Беседа, практическое занятие с использованием рисунков, аудиозаписи |
|
2 |
Город Сыктывкар – столица РК |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
|
Беседа об истории города с использованием фотографий, видео слайдов. |
3 |
Города Республики Коми |
Учитель учащиеся Родители |
3 |
3 |
Беседа. Практическая работа с картой РК |
|
4 |
Реки и озера Республики Коми |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
1 |
Беседа, Практическое самостоятельное занятие |
5 |
Быт и обычаи коми народа |
Учитель учащиеся |
2 |
1 |
1 |
Беседа, просмотр видеофильма. Экскурсия в краеведческий музей |
6 |
Итоговое занятие. |
Учитель учащиеся родители |
1 |
1 |
Урок-игра. |
|
Итого |
|
9 |
8 |
2 |
|
Тематическое планирование 3 год обучения.
№ |
Наименование тем |
Сотрудничество |
Всего часов |
Из них: |
Виды занятий |
|
аудиторных |
внеаудиторных |
|||||
1 |
Коми Республика на карте Родины |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
Беседа, практическое занятие с использованием карты, |
|
2 |
Коми в древности. Как жили наши предки (жилище, одежда, утварь) |
Учитель учащиеся |
3 |
2 |
1 |
Беседа об истории коми народа использованием фотографий, видео слайдов. Заочная экскурсия |
3 |
Коми сказки и легенды |
Учитель учащиеся Родители |
3 |
3 |
Беседа. Чтение сказок, просмотр мультфильмов. |
|
4 |
Просветитель кои народа- Стефан пермский |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
|
Беседа с использованием видеозаписей |
6 |
Итоговое занятие. |
Учитель учащиеся родители |
1 |
1 |
Урок-игра. |
|
Итого |
|
9 |
8 |
1 |
|
Тематическое планирование 4 год обучения.
№ |
Наименование тем |
Сотрудничество |
Всего часов |
Из них: |
Виды занятий |
|
аудиторных |
внеаудиторных |
|||||
1 |
Любимые сказки коми народа. Сказочные жители леса. Противостояние сказочных героев Перы и ЯгМорта |
Учитель учащиеся |
3 |
3 |
Чтение сказок, просмотр м/ф беседа, организация выставки рисунков героев. |
|
2 |
Заповедные места РК. Печеро-Илычский заповедник. Национальный парк Югыдва. Памятники природы.
|
Учитель учащиеся |
3 |
2 |
1 |
Беседа о заповедных местах РК с использованием фотографий, видео слайдов, практическая работа с картой. Заочная экскурсия «По заповедным местам Республики Коми» |
3 |
Береза – ценнейшее дерево РК |
Учитель учащиеся Родители |
1 |
|
1 |
Беседа, выставка изделий из березы. |
4 |
Занятия коми народа в древности. Коми промысловый календарь. |
Учитель учащиеся |
1 |
1 |
|
Беседа с использованием видеозаписей |
6 |
Итоговое занятие. |
Учитель учащиеся родители |
1 |
1 |
Урок-игра. |
|
Итого |
|
9 |
7 |
2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.