приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Г. САЛЬСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей ______________________ (Протокол № 1 от 30 .08.2022 г.) Руководитель МО _______/________________ |
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ___________/О.В. Деркунская от «30» августа 2022 г. |
«Утверждаю» приказ от 30.08.2022 г. № 211 Директор МБОУ СОШ № 21 г. Сальска ______/Т.И. Светличная |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Театральная карусель»
на 2022-2023 учебный год
Срок реализации - 2 года обучения
Составитель: Артюшина Н.Н.,
учитель внеурочной деятельности
г. Сальск
2022
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная карусель» является модифицированной, предназначена для обучающихся 5-7 классов, имеет художественную направленность, соответственно общекультурное и художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности и включает в содержание несколько видов развивающей деятельности: «игровую», «познавательную», «художественное творчество» младших - средних школьников. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, ФГОС основного образования, Письмо от 19.04.2011 г. № 03-255 «О введении ФГОС общего образования»), Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; опирается на законодательную базу, основные нормативные документы:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарно правил СП 2.4 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления для детей и молодежи "; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 10.07.2015 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28 января 2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Поповой А.Ю. от 24.03.2021 № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологический правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и методические рекомендации по организации работы организаций отдыха и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ».
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования № 21г. Сальска.
Актуальность. В основе программы «Театральная карусель» лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Программа является целостным интегрированным курсом, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста и направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна образовательной программы состоит в том, что: во – первых, учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения; во-вторых, в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
В основе рабочей программы «Театральная карусель» лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Отличительной особенностью программы «Театральная карусель» в том, что на занятии одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Через игру дети находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других обучающихся, окружающего мира. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли. Главное, чтобы обучающиеся ощутили удовольствие от творческого процесса, успешность и радость общения друг с другом.
Педагогическая целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена коллектива. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Программа предусматривает учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. С точки зрения психологии для младших школьников характерны: эмоциональность, склонность к подражанию, стремление к массовым действиям. Создание ситуаций успеха на занятиях по программе «Театральная карусель» является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых обучающийся добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения.
Цели программы:
§ воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
§ создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей, через погружение в мир театра;
§ подготовка ребёнка к самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством театра.
Задачи программы:
Воспитательные:
· прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
· воспитывать интерес к мировой художественной культуре, театральному искусству и его жанровому многообразию;
· воспитать художественный вкус;
· научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций; развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми;
· воспитание культуры речи.
Развивающие:
· развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
· развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени; развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев;
· развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение;
· развивать пластические и речевые данные воспитанников;
· развивать творческие способности, воображение, фантазию и память;
· развивать ритмические способности и координацию движений;
· развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;
· развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики;
· развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений;
· развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики;
· тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой;
· улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;
· расширять диапазон и силу звучания голоса;
· учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно и т.п.);
· учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; формировать четкую, грамотную речь;
· строить диалог между героями разных сказок;
· подбирать рифмы к заданным словам;
· разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств;
· научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
· увлечь детей театральным искусством;
· расширить знания воспитанников в области драматургии, общий кругозор учащихся;
· пополнять словарный запас, образный строй речи;
· знакомить детей с терминологией театрального искусства;
· познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер др.
Принципы образовательной деятельности.
Программа «Театральная карусель» строится на следующих концептуальных принципах:
v Коммуникативный принцип
v Гуманистический принцип
v Принцип культуросообразности
v Принцип патриотической направленности
v Принцип коллективности
v Принцип природосообразности
v Принцип успеха
v Принцип динамики
v Принцип демократии
v Принцип доступности
v Принцип наглядности
v Принцип систематичности и последовательности
Условия эффективной реализации программы
Организация образовательного процесса по внеурочной деятельности строится в соответствии с разработанной программой «Театральная карусель», которая носит общекультурный (ознакомительный) характер; руководствуется СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).
Программа по внеурочной деятельности предназначена для воспитания и развития детей на детей 11-14 лет. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения, объём реализации программы 66 часов: по 33 часа в год (1 занятие в неделю). Группа занимается 1 час в неделю, продолжительность занятия – 30 минут. Количество учащихся в группе –15-25 человек. Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Занятия желательно проводить в просторном помещении.
Набор в группы осуществляется по желанию детей, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании выше перечисленных документов и письменного заявления родителей (законных представителей).
Данная программа состоит из разделов и тем, каждая тема включает теоретическую (аудиторные занятия) и практическую части (внеаудиторные занятия). Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме (краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о театральном мастерстве, беседы о красоте вокруг нас, беседы по технике безопасности, лекции, исторические справки, просмотр видеоматериалов, слайдов, обсуждение, анализ). Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства: упражнения на закрепление, творческие задания, практикумы, представление (индивидуальных и групповых) проектов, игры, посещение спектаклей, постановка спектакля, изготовление костюмов, декораций.
Материально-техническое обеспечение:
Ø Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс.
Ø Элементы театральной декорации, костюмы.
Ø Аудио установка (магнитофон), ПК компьютеры (возможность использования Интернет – программ), проекторы (мультимедийное оборудование), интерактивные доски, которые будут задействованы для проведения занятий.
Ø Коридорные реакреации для проведения активной и интерактивной театральной деятельности.
Дидактическое обеспечение:
Ø Наглядные пособия, дидактические материалы (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).
Ø Музыкальная фонотека.
Ø Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
Средства общения:
Ø Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях .
Ø Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.
Ø Взаимное общение детей из различных творческих объединений.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Театральная карусель» обучающиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. По завершении первого года обучающиеся должны знать:
– особенности театрального искусства, его отличия от других видов
искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах,
сценографию и терминологию сцены;
- историю возникновения театра;
- речевые жанры;
- секреты перевоплощения;
- 5-7 новых скороговорок;
Должны уметь:
- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
- пользоваться жестами;
- «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах, выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её;
- выполнять простейшие этюды на беспредметное действие; сочинять этюды по сказкам;
- выполнять групповые и парные этюды;
- владеть собой и правильно воспринимать замечания и советы, как педагога, так и товарищей;
- пользоваться терминологией;
-построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.
По завершении второго года обучающиеся должны знать:
- историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; виды театрального искусства; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре; - приемы освобождения мышц; - правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом; - законы логического построения речи; - как развивать свой психофизический аппарат; - комплекс упражнений речевого и пластического тренинга; - 5-7 новых скороговорок; - текст и канву сценического действия своей роли; - понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт».
Должны уметь:
– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; - сочинять, подготавливать и выполнять индивидуальные этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров; - создавать пластические импровизации под музыку разного характера; - создавать образы с помощью жестов и мимики; - тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей; - устанавливать и удерживать дыхательную опору звука; - находить элементы характерного поведения персонажа; - давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы; - самостоятельно проводить групповую разминку; - объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение; - произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты: Обучающиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Мониторинг эффективности реализации программы «Театральная карусель» проводится 3 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня первичных знаний детей, простейших театральных умений и навыков, на середину года и на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.
2.Учебный план
Учебный план программы предусматривает изучение теоретических и практических основ актерского дела в игровой форме, художественной сценической композиции, воспитание коллективистских качеств и эстетического вкуса учащихся.
Учебный план 1 года обучения
№ |
Перечень разделов и тем |
Все-го час. |
Тео-рия |
Прак-тика |
1. |
Введение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.1 |
Вводное занятие «Здравствуй, театр!» Ознакомительная беседа о театральном искусстве «Что такое театр?». Педагог знакомит обучающихся с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Игра на знакомство: «Визитная карточка» (ребята в нашем классе), «Сделай себе комплимент», групповая игра: «Импровизированный театр». Входящая диагностика. Тест «Цветочное настроение». |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Основы театральной истории и культуры |
6 |
4 |
2 |
2.1 |
Этот удивительный мир театра (истоки зарождения театра. Заочное путешествие в театр древней Греции. Театральные понятия (словарик актера) |
1 |
1 |
0 |
2.2 |
Виды театров. Дидактическая игра «Подбери пару» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Этика поведения в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «браво», «бис». «Представьтесь, пожалуйста!» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.4 |
Азбука общения. Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. Давайте поиграем: театральные ситуации. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.5 |
Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника (театральный костюм, театральная афиша) |
1 |
1 |
0 |
2.6 |
Путешествие по театральным мастерским. В мастерской гримера, актера и режиссера (театральный грим и перевоплощение). |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Мастерство актёра и основы сценической грамотности |
11 |
4,5 |
6,5 |
3.1 |
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах. Актёрская оценка. Знакомство с понятием «оценка». Мимика и жест. Упражнения психофизического тренинга: «За стеклом», «Муха», «Маляр», «Кошечка», «Броуновское движение», «Погладь животное». |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. Разминка. Упражнения психофизического тренинга: «Паук», «Муха», «Росток», «Скульптор», «Тесто», «Клей», «Поводырь». |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Упражнения на внимание, фантазию, воображение «Зеркало» (в паре), «Передай предмет-настроение». Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.4 |
Упражнение на беспредметное действие, на заданное действие, на воображаемые обстоятельства «Если бы». Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.). Действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.5 |
1.Одиночные этюды. Знакомство с понятием «этюд». Одиночные этюды на память физических действий «Один дома» (занятия им увлечения). 2.Взаимодействие с партнёром. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия: Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.). Парный этюд «Ковбой», «Надувные куклы» (в паре). 3.Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.). Сюжетные этюды со словами (словотворчество) «День рождения» 4.Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов). |
1
1
1
2 |
0,5
0,5
0,5
0,5 |
0,5
0,5
0,5
1,5 |
3.6 |
Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал». Мизансцены по стихотворению Я.Акима «Неумейка» |
2 |
0,5 |
1,5 |
4. |
Культура и техника сценической речи |
6 |
3 |
3 |
4.1 |
Предмет «Сценическая речь». Культура речи (задачи предмета) Речевой аппарат. Значение его тренировки в работе обучающегося по сценической речи. Тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Практические занятия – дыхательная гимнастика: 1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Свеча». Художественное слово в системе работы над сценической речью. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Дыхание и голос. Звуки речи. Работа над выразительным чтением лирических произведений. 2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания «Приятный запах», «Цветы». |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.3 |
Работа над дикцией. Дикционный тренинг (чистоговорки, скороговорки). Постановка речевого голоса. Выразитель-ное чтение (одиночное, групповое). Монолог, диалог. 3) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолётиков). |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.4. |
Нормы литературного произношения. Работа над выразительным чтением прозаических и лирических произведений. Знаки препинания. Обучение работе с текстом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.5 |
Логика речи. Логическое ударение. Логические паузы. Обучение работе с текстом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.6. |
Грамматические паузы. Работа над чтением художественных, публицистических и лирических произведений. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. |
Просмотр спектаклей в театре или видеозаписи. |
2 |
0,5 |
1,5 |
5.1 |
Просмотр спектакля «Этот забавный Буратино!» в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи. |
2 |
0,5 |
1,5 |
6. |
Постановочная и концертная деятельность «Творчество без границ»: Школьные миниатюры (шутки на пол минутки), мини-спектакли по стихам детских поэтов А.Л.Барто, Я. Л.Акима др. |
5 |
1,5 |
3,5 |
6.1 |
1. Чтение сценария. 2. Работа над текстом. 3. Репетиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
6.2 |
1. Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки. 2 Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев. 3. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам. . Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности. 4. Генеральные прогоны. Показ спектакля. Итоговая диагностика (май) |
3 |
1 |
2 |
7. |
Ритмопластика |
2 |
0 |
2 |
7.1 |
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.). Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа (на ориентировку в пространстве с элементами пластики) «Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д. |
1 |
0 |
1 |
7.2 |
Танцевальная азбука . Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов). Музыкально-пластические импровизации. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки). Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.). Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
33 |
14 |
19 |
Учебный план 2 года обучения
№ |
Перечень разделов и тем |
Все-го час. |
Тео-рия |
Прак-тика |
1. |
Введение. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.1 |
Вводное занятие Впечатления о проведённом лете. Ознакомление с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Групповая игра: этюдные работы на тему «Лето - чудная пора!» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Основы театральной истории и культуры |
6 |
3 |
3 |
2.1 |
Этот удивительный мир театра. Театры Ростовской области: Театр А.П.Чехова в г.Таганроге, театр им. М.Горького в г.Ростове-на –Дону (заочное путешествие - слайдовая през.). |
1 |
1 |
0 |
2.2 |
Войти в театр (устройство театра изнутри). Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»т.д. Дидактическая игра «Найди своё место» |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.3 |
Зритель в театре. Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Что за прелесть эти сказки!» |
1 |
0 |
1 |
2.4 |
Культура выступления. Конкурс чтецов. |
1 |
0 |
1 |
2.5 |
Театральные профессии: суфлёр, светооператор, звукорежиссер. |
1 |
1 |
0 |
2.6 |
Театральная мастерская: изготовление театральной афиши к спектаклю. Подготовка эскизов костюмов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Мастерство актёра и основы сценической грамотности |
10 |
2,5 |
7,5 |
3.1 |
Работа актёра над образом. Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды на сюжеты из жизни детей («Утро в семье», «В детский сад», «В школу» и т.д.) |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Специфика актёрских задач. Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Форма (законченность) и внешняя характерность. Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в своих ролях. Групповая игра «Неопознанное животное» (с муз. звуковым эффектом) |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Наблюдательность как важнейший признак сценического действия. 1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.). Миниатюры-импровизации на заданную тему (под музыку) |
1 |
0 |
1 |
3.4 |
Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.). Творческие игры: 1) бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.) 2) игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.) 3) игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.) 4) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов. |
1 |
0 |
1 |
3.5 |
Сценическое действие. Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие. №1. Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.). №2. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем: 1) групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.) 2) этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.) № 3. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.) Парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.) Этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.) |
1
1
1
|
0,5
0,5
0
|
0,5
0,5
1
|
3.6 |
Сценическое внимание. Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене. № 1. Комплекс упражнений и игр на развитие произвольного внешнего внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.). Игра «Чудесный мешочек». № 2. Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.). Дид.игра «Опиши предмет по памяти» др. Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Угадай, чего не стало», «Найди место предмета»и т.д.). № 3. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.) |
1
1
1 |
0,5
0
0 |
0,5
1
1 |
4. |
Культура и техника сценической речи |
6 |
1,5 |
4,5 |
4.1 |
Культура речи .Беседа о культуре общения. Дыхание и голос . 1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.). 2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.). 3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.). 4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.). |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.2 |
Пропевание куплетов известных детских песен. Дикция. Практические занятия - артикуляционная гимнастика: 1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.). 2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
4.3 |
Гласные и согласные звуки. Практические занятия: 1.Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.). Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.). 2.Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д. Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.). |
2 |
0,5 |
1,5 |
5. |
Просмотр спектаклей в театре или видеозаписи. |
1 |
0 |
1 |
5.1 |
Просмотр спектаклей в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи. |
1 |
0 |
1 |
6. |
Постановочная и концертная деятельность «Творчество без границ»: мини-спектакли по рассказам детских писателей и поэтов Б.Алмазова, Н.Носова, В.Осеевой, К.Чуковского др. |
7 |
1 |
6 |
6.1 |
1. Чтение сценария. 2. Работа над текстом. |
1 |
0 |
1 |
6.2 |
1. Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки. 2. Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности. 3. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев. 4. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам. 5. Итоговое занятие. Литературный праздник. Генеральные прогоны. Показ спектакля. |
6 |
1 |
5 |
7. |
Ритмопластика |
2 |
0 |
2 |
7.1 |
Ритмика. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма: 1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма 2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег) 3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением) 4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг Пантомима. Движение и образ. · Игры на развитие пантомимических навыков «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.) · Пластические этюды («Водоросли», «Роботы» и т.д.) · Упражнение на равновесие «Цапли» |
1 |
0 |
1 |
7.2 |
Ритмическая гимнастика: 1. Упражнение на построение и перестроение: «Цепочка» 2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме 3 Бег под музыку с различными видами синкоп 4. Музыкальная игра «Оркестр» 5. Музыкальнгая игра «День и ночь» 6. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.) |
1 |
0 |
1 |
|
Итого |
33 |
8,5 |
24,5 |
Содержание программы 1 года обучения
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы обучающихся является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго года обучения.
Цели:
· развитие изначальной природной одарённости обучающихся;
· обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;
· воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
Задачи:
- в развитии:
· развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
· развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;
· развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
- в обучении:
· научить основам психофизического тренинга;
· научить основам верного дыхания;
· научить оценивать сценические события;
· познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.
- в воспитании:
· воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;
· привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;
· воспитывать в детях творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
Введение. Вводное занятие «Здравствуй, театр!» Ознакомительная беседа о театральном искусстве Что такое театр?». Педагог знакомится с детьми и знакомит воспитанников с планом работы на учебный год.
Воспитанники знакомятся с педагогом с помощью игр и упражнений (игры на знакомство: «Визитная карточка», (ребята в нашем классе), «Сделай себе комплимент»и т.д.).. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Групповая игра: «Импровизированный театр». Входящая диагностика. Тест «Цветочное настроение».
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной истории и культуры
Занятие № 1. Этот удивительный мир театра (истоки зарождения театра. Заочное путешествие в театр древней Греции.
Занятие № 2. Виды театров. Дидактическая игра «Подбери пару»
Занятие № 3. Этика поведения в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «браво», «бис». «Представьтесь, пожалуйста!»
Занятие № 4. Азбука общения. Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. Давайте поиграем: театральные ситуации.
Занятие № 5. Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника (театральный костюм, театральная афиша)
Занятие № 6. Путешествие по театральным мастерским. В мастерской гримера, актера и режиссера (театральный грим и перевоплощение).
РАЗДЕЛ 2. Мастерство актёра и основы сценической грамотности
С помощью специально подобранных тем, ребенок на занятиях знакомится с самим собой и окружающим миром. Знакомство происходит посредством игр, упражнений и этюдов. Дети, используя воображение, память и фантазию, «сажают» деревья, «собирают» урожай, «готовят» еду, «летают» на ковре самолете и т.д. Разыгрывают вместе с педагогом сюжеты из окружающего мира, «превращаясь» в животного, птицу, дерево, цветок и т.д.
Используя азбуку театра педагог во время игр знакомит детей с понятиями: актер, режиссер, зал, сцена, спектакль, кулисы.
Занятие № 1. Беседа о предмете занятий, его целях и задачах. Актёрская оценка. Знакомство с понятием «оценка».
Упражнения психофизического тренинга: «За стеклом», «Муха», «Маляр», «Кошечка», «Броуновское движение».
Занятие № 2. Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. Разминка. Упражнения психофизического тренинга: «Паук», «Муха», «Росток», «Скульптор», «Тесто», «Клей», «Поводырь».
Занятие № 3. Упражнения на внимание, фантазию, воображение «Зеркало» (в паре), «Передай предмет-настроение». Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
Занятие № 4. Упражнение на беспредметное действие, на заданное действие, на воображаемые обстоятельства «Если бы». Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)
Занятие № 5. Действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).
Занятие № 6. Одиночные этюды. Знакомство с понятием «этюд». Одиночные этюды на память физических действий «Один дома» (занятия им увлечения).
Занятие № 7. Взаимодействие с партнёром. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).
Парный этюд «Ковбой», «Надувные куклы» (в паре) Занятие № 8. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.). Сюжетные этюды со словами (словотворчество) «День рождения»
Занятие № 9-10. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов).
Занятие № 11. Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал». Мизансцены по стихотворению Я.Акима «Неумейка»
РАЗДЕЛ 3. Культура и техника сценической речи
Правила гигиены голоса. Способы закаливания голоса. Разминка. Упражнения на постановку верного дыхательного процесса. Артикуляционные упражнения. Речевые игры. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличением темпа.
Занятие № 1. Предмет «Сценическая речь». Культура речи (задачи предмета) Речевой аппарат. Значение его тренировки в работе обучающегося по сценической речи. Тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Практические занятия – дыхательная гимнастика: 1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Свеча».
Художественное слово в системе работы над сценической речью.
Занятие № 2. Дыхание и голос. Звуки речи. Работа над выразительным чтением лирических произведений.
2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания «Приятный запах», «Цветы».
Занятие № 3. Работа над дикцией. Дикционный тренинг (чистоговорки, скороговорки). Постановка речевого голоса. Выразительное чтение (одиночное, групповое). Монолог, диалог.
3) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолётиков).
Занятие № 4. Нормы литературного произношения. Работа над выразительным чтением прозаических и лирических произведений. Знаки препинания. Обучение работе с текстом.
Занятие № 5. Логика речи. Логическое ударение. Логические паузы. Обучение работе с текстом.
Занятие № 6. Грамматические паузы. Работа над чтением художественных, публицистических и лирических произведений.
РАЗДЕЛ 4. Просмотр спектаклей в театре или видеозаписи
Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Занятие № 1 -2. Просмотр спектакля «Этот забавный Буратино!» в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи. Зарисовки любимых персонажей, сюжетов спектакля (д/з).
РАЗДЕЛ 5. Постановочная и концертная деятельность «Творчество без границ»
В этом разделе учащимся будут даны знания и умения по постановке театрального действия, выстраиванию мизансцен при постановке творческих номеров, владению пространством сцены. Учащиеся овладеют умениями «видеть и слышать» партнера по площадке и уверенно чувствовать себя в сценическом пространстве. Им дается возможность проявить свою индивидуальность и неординарность, снять некоторые комплексы, почувствовать себя более раскованно.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом.
Школьные миниатюры (шутки на пол минутки), мини-спектакли по стихам детских поэтов А.Л.Барто, Я. Л.Акима др.
Занятие № 1 -2. Чтение сценария. Работа над текстом. Репетиции.
Занятие № 3 -6. Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки. Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам. Генеральные прогоны. Показ спектакля
РАЗДЕЛ 6. Ритмопластика
Разминка. Упражнения на координацию. Повадки животных. Эстафеты и подвижные игры. Этюд на простые физические действия. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений и снизить последствия учебной нагрузки.
Занятие № 1. Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений («Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.). Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа (на ориентировку в пространстве с элементами пластики) «Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д. Музыкально-пластические импровизации.
Занятие № 2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д.
Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки).
Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.).
Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие.
Содержание программы 2 года обучения
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей обучающихся. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).
На этом этапе очень важно, чтобы обучающиеся приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.
Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом студийцев: тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют ко всё более усложняющимся упражнениям.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.
По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами обучающихся и педагога.
Цели:
· Развитие актёрской психотехники обучающихся;
· Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
· Воспитание партнерских отношений в работе.
Задачи:
- в развитии:
· развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;
· развить актёрское внимание, воображение и фантазию обучающихся через упражнения психофизического тренинга;
· развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- в обучении:
· научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
· научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
· научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
· научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
· научить основам реализации пластического образа персонажа.
- в воспитании:
· воспитать чувство ответственности за партнёров;
· привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
· воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
Введение. Вводное занятие Впечатления о проведённом лете. Ознакомление с планом работы на учебный год. Групповая игра: этюдные работы на тему «Лето - чудная пора!» Впечатления воспитанников о каникулах в форме маленького публичного рассказа. Студийцам предлагается создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленой жизни.
Беседа-опрос по теоретическим понятиям в области театральных дисциплин, которые были пройдены за первый год обучения. Инструктаж по технике безопасности.
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной истории и культуры
Занятие № 1. Этот удивительный мир театра. Театры Ростовской области: Театр А.П.Чехова в г.Таганроге, театр им. М.Горького в г.Ростове-на –Дону (заочное путешествие - слайдовая презентация).
Занятие № 2. Войти в театр (устройство театра изнутри). Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»т.д. Дидактическая игра «Найди своё место»
Занятие № 3. Зритель в театре. Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Викторина «Что? Где? Когда?» на тему «Что за прелесть эти сказки!»
Занятие № 4. Культура выступления. Конкурс чтецов.
Занятие №5. Театральные профессии: суфлёр, светооператор, звукорежиссер.
Занятие № 6. Театральная мастерская: изготовление театральной афиши к спектаклю. Подготовка эскизов костюмов.
РАЗДЕЛ 2. Мастерство актёра и основы сценической грамотности
Психофизический тренинг
Изучение понятий:
Сценическое общение – активное взаимодействие исполнителя с партнёром и окружающей средой, в котором участвуют как физическая, так и психическая сторона органики. Темы этюдов даются педагогом на основе простых и понятных воспитанникам примерах.
Приспособление, пристройка – способность найти верное отношение к партнёру или предмету для его изменения, воздействовать на партнёра или предмет в зависимости от поставленной задачи.
Сценическое действие – волевой акт человеческого поведения, направленый на достижение поставленой цели-сверхзадачи.
Конфликт – столкновение противоречий, процесс, движение. Конфликт разрешается через конкретную борьбу в сценическом действии. В свою очередь, сценическое действие не может существовать без конфликта.
Парные, коллективные этюды.
Занятие № 1. Работа актёра над образом. Драматургия, декорации, костюмы, грим,
музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств.
Стержень театрального искусства – исполнительское мастерство актера. Этюды на сюжеты из жизни детей («Утро в семье», «В детский
сад», «В школу» и т.д.)
Занятие № 2. Специфика актёрских задач. Я – предмет. Я – стихия. Я – животное. Я – фантастическое животное. Форма (законченность) и внешняя характерность.
Понятие «актёрская задача». Учимся её определять в своих ролях. Групповая игра «Неопознанное животное» (с муз. звуковым эффектом)
Занятие № 3. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия.
1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например, наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и т д.). Миниатюры-импровизации на заданную тему (под музыку)
Занятие № 4. Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.).
Творческие игры:
1) бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)
2) игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей и т.д.)
3) игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и т.д.)
4) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач, с чтением сказок и рассказов.
Занятие № 5. Сценическое действие.
Сценическое действие как главное выразительное средство актерского искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в которых происходит сценическое действие.
Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в коридор, потому что … и т.д.).
Занятие № 6. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:
1) групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)
2) этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)
Занятие № 7. Этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» и т.д.)
Занятие № 8. Парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся, упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)
Этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.)
Занятие № 9. Сценическое внимание.
Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.
Комплекс упражнений и игр на развитие произвольного внешнего внимания (например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать монеты; узнать по запаху вещь и т.д.). Игра «Чудесный мешочек».
Занятие № 10.Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.). Дид.игра «Опиши предмет по памяти» др.
Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Угадай, чего не стало», «Найди место предмета»и т.д.).
Занятие № 11. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)
РАЗДЕЛ 3. Культура и техника сценической речи
Дыхательный тренинг
Артикуляционная гимнастика
Знакомство с нормами орфоэпии: к слову, звучащему со сцены, предъявляются более жесткие требования, чем к бытовой речи, поэтому актерам необходимо уделять огромное внимание культуре своей речи. Обучающиеся знакомятся с нормами произношения в русском языке (ударение, сочетание различных звуков, закон редукции произношения безударных гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов и т.д.). Знакомство с понятием «орфоэпия».
Работа над скороговорками на данном этапе строится на ускорении темпа произнесения текста скороговорки. Постепенно добавляются минимальные физические нагрузки: наклоны, приседания, повороты, прыжки и т.д. Воспитанникам необходимо научиться удерживать одинаковый уровень звука как без нагрузок, так и с ними.
Занятие № 1-2. Культура речи .Беседа о культуре общения.
Дыхание и голос .
1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).
2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса («Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).
3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).
4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).
Занятие № 3-4. Пропевание куплетов известных детских песен. Дикция.
Практические занятия - артикуляционная гимнастика:
1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики», «Молотки» и т.д.).
2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на материа-ле скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.
Занятие № 5-6. Гласные и согласные звуки.
Практические занятия:
1.Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и соглас-ных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).
Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца», «Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).
2.Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение фраз под прыжки, хлопки и т.д.
Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А мы громко хлопаем …» и т.д.).
РАЗДЕЛ 4. Просмотр спектаклей в театре или видеозаписи
Занятие № 1. Просмотр спектакля городского кукольного театра ГДК Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Занятие № 2. Просмотр спектаклей в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи.
РАЗДЕЛ 5. Постановочная и концертная деятельность «Творчество без границ»
Итогом творческой работы группы второго года обучения является постановка полноценного спектакля с участием всей группы. Мини-спектакли по рассказам детских писателей и поэтов Б.Алмазова, Н.Носова, В.Осеевой, К.Чуковского др.
Проведение итоговой диагностики.
Занятие № 1-2. Чтение сценария. Коллективная работа над текстом. Распределение ролей.
Занятие № 3-8. 1. Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки.
2. Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности.
3-4. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев.
5. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам.
6. Итоговое занятие. Литературный праздник. Генеральные прогоны. Показ спектакля.
РАЗДЕЛ 6. Ритмопластика
Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма. Ритмическая гимнастика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Занятие № 1. Ритмика. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений, развивающих чувство ритма:
1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма
2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)
3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)
4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг
Пантомима. Движение и образ.
· Игры на развитие пантомимических навыков «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)
· Пластические этюды («Водоросли», «Роботы» и т.д.)
· Упражнение на равновесие «Цапли»
Занятие № 2. Ритмическая гимнастика:
1. Упражнение на построение и перестроение: «Цепочка»
2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме
3 Бег под музыку с различными видами синкоп
4. Музыкальная игра «Оркестр»
5. Музыкальнгая игра «День и ночь»
6. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)
3.Календарно-тематический план
(1-й год обучения)
№ заня-тия п/п |
Раздел, тема занятия, содержание |
Всего часов |
Дата проведения |
||
5 А |
6 Б |
7 Б |
|||
№ 1. |
Вводное занятие. «Здравствуй, театр!» Ознакомительная беседа о театральном искусстве «Что такое театр?». Педагог знакомит обучающихся с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Игра на знакомство: «Визитная карточка» (ребята в нашем классе), «Сделай себе комплимент», Групповая игра: «Импровизированный театр» (театральная ромашка-ситуации). Входящая диагностика. «»Цветочный тест» |
1 |
01.09 |
07.09 |
01.09 |
|
Раздел 1. Теоретическо – познавательный, познавательно-практическиий: Основы театральной истории и культуры |
6 |
|
|
|
№ 2 |
Этот удивительный мир театра. Заочное путешествие в театр древней Греции (истоки зарождения театра). |
1 |
08.09 |
14.09 |
08.09 |
№ 3 |
Виды театров. Дидактическая игра «Подбери пару»
|
1 |
15.09 |
21.09 |
15.09 |
№ 4 |
Этика и Этикет. Поведение в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «браво», «бис». «Представьтесь, пожалуйста!» |
1 |
22.09 |
28.09 |
22.09 |
№ 5 |
Азбука общения. Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов. Давайте поиграем: театральные ситуации. |
1 |
29.09 |
05.10 |
29.09 |
№ 6 |
Путешествие по театральным мастерским. В мастерской костюмера и художника (театральный костюм, театральная афиша) |
1 |
06.10 |
12.10 |
06.10 |
№ 7 |
Путешествие по театральным мастерским. В мастерской гримера, актера и режиссера (театральный грим и перевоплощение). |
1 |
13.10 |
19.10 |
13.10 |
|
Раздел 2. Тренинго – развивающий: Мастерство актёра и основы сценической грамотности |
11 |
|
|
|
№ 8 |
Беседа о предмете занятий, его целях и задачах. Актёрская оценка. Знакомство с понятием «оценка». Мимика и жест. Упражнения психофизического тренинга: «За стеклом», «Муха», «Маляр», «Кошечка», «Броуновское движение», «Погладь животное». |
1 |
20.10 |
02.11 |
20.10 |
№ 9 |
Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. Разминка. Упражнения психофизического тренинга: «Паук», «Муха», «Росток», «Скульптор», «Тесто», «Клей», «Поводырь». |
1 |
03.11 |
09.11 |
03.11 |
№ 10 |
Упражнения на внимание, фантазию, воображение «Зеркало» (в паре), «Передай предмет-настроение». Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» |
1 |
10.11 |
16.11 |
10.11 |
№ 11 |
Упражнение на беспредметное действие, на заданное действие, на воображаемые обстоятельства «Если бы». Действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах (например, дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла – если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.) Действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). |
1 |
17.11 |
23.11 |
17.11 |
№ 12 |
Одиночные этюды. Знакомство с понятием «этюд». Одиночные этюды на память физических действий «Один дома» (занятия им увлечения). |
1 |
24.11 |
30.11 |
24.11 |
№ 13 |
Взаимодействие с партнёром. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия: Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение: нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.). Парный этюд «Ковбой», «Надувные куклы» (в паре). |
1 |
01.12 |
07.12 |
01.12 |
№ 14 |
Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.). Сюжетные этюды со словами (словотворчество) «День рождения» |
1 |
08.12 |
14.12 |
08.12 |
№ 15 |
Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – уди-вить, попросить, приказать и т.д. (этюды по стихам А. Барто, С.Михалкова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов). |
1 |
15.12 |
21.12 |
15.12 |
№ 16 |
Продолжение темы: Литературные сюжеты с мини мальным использованием слова в целях воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды по рассказам Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным использованием слов). |
1 |
22.12 |
11.01 |
22.12 |
№ 17 |
Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал». Мизансцены по стихотворению Я.Акима «Неумейка» |
1 |
12.01 |
18.01 |
12.01 |
№ 18 |
Продолжение темы: Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. «Исходное событие, конфликтная ситуация, финал». Мизансцены по стихотворению Я.Акима «Неумейка» |
1 |
19.01 |
25.01 |
19.01 |
|
Раздел 3. Тренинго – развивающий: Культура и техника сценической речи |
6 |
|
|
|
№ 19
|
Предмет «Сценическая речь». Культура речи (задачи предмета) Речевой аппарат. Значение его тренировки в работе обучающегося по сценической речи. Тренировка нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Практические занятия – дыхательная гимнастика: 1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Ветерок», «Одуванчик», «Свеча». Художественное слово в системе работы над сценической речью. |
1 |
26.01 |
01.02 |
26.01 |
№ 20 |
Дыхание и голос. Звуки речи. Работа над выразительным чтением лирических произведений. 2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания «Приятный запах», «Цветы». |
1 |
02.02 |
08.02 |
02.02 |
№ 21 |
Работа над дикцией. Дикционный тренинг (чистоговорки, скороговорки). Постановка речевого голоса. Выразительное чтение (одиночное, групповое). Монолог, диалог. 3) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных самолётиков). |
1 |
09.02 |
15.02 |
09.02 |
№ 22 |
Нормы литературного произношения. Работа над выразительным чтением прозаических и лирических произведений. Знаки препинания. Обучение работе с текстом. |
1 |
16.02 |
22.02 |
16.02 |
№ 23 |
Логика речи. Логическое ударение. Логические паузы. Обучение работе с текстом. |
1 |
02.03 |
01.03 |
02.03 |
№ 24 |
Грамматические паузы. Работа над чтением художественных, публицистических и лирических произведений. |
1 |
09.03 |
15.03 |
09.03 |
|
Раздел 4. Познавательно – практический: Просмотр спектаклей в театре или видеозаписи |
2 |
|
|
|
№ 25 |
Просмотр спектакля «Этот забавный Буратино!» в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи. |
1 |
16.03 |
22.03 |
16.03 |
№ 26 |
Продолжение темы: Просмотр спектакля «Этот забавный Буратино!» в видеозаписи. Проведение поэтапного анализа с учетом пройденных тем по сценическому движению и речи. |
1 |
23.03 |
05.04 |
23.03 |
|
Раздел 5. Тренинго – развивающий: Ритмопластика |
2 |
|
|
|
№ 27 |
Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном искусстве. Воспитание пластичности. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа (на ориентировку в пространстве с элементами пластики) «Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д. |
1 |
06.04 |
12.04 |
06.04 |
№ 28 |
Танцевальная азбука . Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов). Музыкально-пластические импровизации. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами «польки» и т.д. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные разминки). Комплекс упражнений с движениями подражательного характера («Звериная дискотека» и т.д.). Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. |
1 |
13.04 |
19.04 |
13.04 |
|
Раздел 6. Постановочная и концертная деятельность «Творчество без границ» Школьные миниатюры (шутки на пол минутки), мини-спектакли по стихам детских поэтов А.Л.Барто, Я. Л.Акима др. |
6 |
|
|
|
№ 29 |
1.Чтение сценария пьесы «______________________» _____________________________________________ 2. Работа над текстом: Деление на логические отрывки (сцены), нахождение сюжетной линии, пробы на роли. |
1 |
20.04 |
26.04 |
20.04 |
№ 30 |
1. Работа над текстом: чтение по ролям. 2. Репетиции мизансцен. |
1 |
27.04 |
03.05 |
27.04 |
№ 31 |
Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам. |
1 |
04.05 |
10.05 |
04.05 |
№ 32 |
Отработка сцен спектакля этюдным методом, проработка ритмического рисунка (с музыкальным оформлением), разучивание песен и танцевальных движений. |
1 |
11.05 |
17.05 |
11.05 |
№ 33 |
Генеральный прогон. Показ спектакля. Итоговая диагностика |
1 |
18.05 |
24.05 |
18.05 |
|
Итого |
33 |
|
|
|
4.Методическое обеспечение программы
Технология процесса обучения и творчества на занятиях во многом затрагивает школьную театральную педагогику, которая сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха. Для решения поставленных программных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль обучающемуся и не позволяет достичь поставленных программных целей. Образовательный процесс построен на современных педагогических технологиях: 1.Технология целостного процесса обучения и воспитания 2. Технология активного обучения «тренинг» 3.Технология обучения творчеству 4.Технология учебного диалога 5. Технология игровой Основные формы обучения:
- Вводные занятия
- Групповые занятия
- Индивидуальные занятия
- Культурно - досуговые мероприятия
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· театральная игра, упражнение
· информационная беседа
· иллюстрирование
· театральная викторина (тест-викторина)
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· мастерская костюма, декораций
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка спектакля (постановочные занятия)
· посещение спектакля (видео-просмотр спектакля)
· актёрский тренинг
· выступление (спектакль)
· праздник (театрализованный праздник)
Методической особенностью обучения в программе является личностная ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы, показ педагога, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности );
- практический (упражнения, этюды).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через моделирование игровых ситуаций;
- закрепление через разыгрывание игровых ситуаций;
- проверка результатов обучения через показательные занятия, комплексные занятия-праздники.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы:
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние препятствия;
- физического действия - выстраивание этюдов на основе простых физических действий;
2. Принципы
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к более сложным через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- гуманизации - дает возможность знакомства с общечеловеческими и историческими ценностями, беречь их и сохранять;
- детоцентризма - превращение ребенка в равноправного субъекта образовательного процесса путем формирования партнерских отношений в группе: взаимному уважению
Воспитательные аспекты программы
В основе данной образовательной программы стоит идея: осуществление учебного процесса через воспитание, в результате чего деятельность обучающихся на занятиях приобретает общественную значимость, а вместе с нравственными качествами личности, они получают знания и практические навыки.
С учетом основного вида продуктивной театральной деятельности, содержательный аспект программы опирается на концепцию, разработанную академиком Е.В.Бондаревской «Воспитание ребенка как человека культуры», в которой воспитание автором определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Поэтому данная прорграмма основывается на принципах воспитания человека культуры:
- природосообразности,
- культуросообразности, - индивидуально-личностного подхода, - ценностно-смыслового подхода, - сотрудничества.
Кроме реализации принципов воспитания «человека культуры», программа «Театральная карусель» включает общие принципы воспитания:
Литература для педагога
1. И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
9. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
10. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.
11. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.
Литература для детей
1.Кидин С.Ю. Театр – студия в современной школе. Волгоград: Изд. «Учитель»,2009 г.
2.Соловьёв В.Б. Азбука актёра, режиссёра и педагога любительского театра. Сыктывкар,1994 г.
Интернет ресурсы
1.Программа «Сценическая речь». Составитель - Е.А.Ларионова, Москва, 1987. http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/5887-programma-lscenicheskaya-rechjr
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.