РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В гостях у сказки»
Направление: духовно-нравственное
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1год (68 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ N 273); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» имеет духовно- нравственную направленность и ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его духовно – нравственное воспитание.
Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду. Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе.
Таким образом, знакомство школьника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности. Во многих семьях до минимума сведена потребность в чтении вообще, а тем более чтение вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение. Поэтому данная программа, посвященная, сказке поможет дать обучающимся представления о том, каким наследием одарили нас наши предки.
Цель данной программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
Задачи:
1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Формирование умений, навыков социального общения людей;
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.
5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.
6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д. В интегрированный курс «В гостях у сказки»» включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
Форма организации образовательного процесса: групповые занятия.
Программа предназначена для детей 3 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классе обучается 5 учащихся с различной структурой нарушений. Возраст детей 9 - 11 лет.
Рабочая программа «В гостях у сказки» рассчитана на 1 год, объёмом 68 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе реализации содержания программы, возможно овладение следующими знаниями и умениями:
Уметь:
· Называть героев сказки (по картинкам).
· Внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.
· Понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью взрослого. Выполнять пальчиковые игры по образцу.
· Выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.
· Соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.
· Уметь работать с красками, пластилином, ножницами.
· Уметь иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;
· Пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам. (по возможности)
Знать:
· распознавать изученные сказки;
· различать главных героев;
· отличать хорошее от плохого, приводить примеры.
Базовые учебные действия:
· Понимать словесную (жестовую) инструкцию
· Выполняет действие по инструкции совместно с учителем
· Умение вступать в контакт
· Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению
· Узнавать знакомые объекты окружающей природы
· Выполняет действие способом рука-в-руке
· Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога
Оценивание достижения учащихся осуществляется в начале и конце учебного года по результатам диагностики.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата
|
Содержание
|
Кол-во часов |
Формы (контроля) |
I четверть (16 ч) |
||||
1 |
04.09 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и правилам поведения. |
1 |
Педагогическое наблюдение |
2 |
06.09 |
Диагностические задания, беседа, наблюдение. |
1 |
Педагогическое наблюдение |
3 |
11.09 |
Повторение пройденного материала Русские народные сказки (повторение) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
4 |
13.09 |
Русские народные сказки. Игра « Собери картинку» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
5 |
18.09 |
Домашние и дикие животные в русских народных сказках |
1 |
Педагогическое наблюдение |
6 |
20.09 |
Домашние и дикие животные в русских народных сказках Игра «Отгадай героя» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
7 |
25.09 |
Домашние и дикие животные в русских народных сказках. Игра «Кто пропал»; игра «Кто где живет» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
8 |
27.09 |
Наш зоопарк. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса Игра «Повтори за мной» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
9 |
|
Сказка «Три медведя» (рассказывание детьми с помощью мнемотаблицы) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
10 |
|
Герои сказки «Три медведя» (лепка) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
11 |
|
Сказка «Крошечка - Хаврошечка» (рассказывание детьми сказки с помощью карточек) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
12 |
|
Рисование героев сказки |
1 |
Педагогическое наблюдение |
13 |
|
Сказка « Бычок-смоляной бочок» ( рассказывание по карточкам) |
1 |
|
14 |
|
Герои сказки « Бычок-смоляной бочок» (лепка бычка) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
15 |
|
Сказка «Мужик и медведь» » (рассказывание детьми с помощью мнемотаблицы) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
16 |
|
Проведение игры – импровизации сказки «Мужик и медведь» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
II четверть (16 ч) |
||||
1 2 |
|
Первичное рассказывание сказки «Кот, Петух и Лиса» Знакомство с персонажами сказки |
2 |
Педагогическое наблюдение |
3 |
|
Вторичное рассказывание сказки «Кот, Петух и Лиса» с помощью мнемотаблицы |
1 |
Педагогическое наблюдение |
4 5 |
|
Герои сказки «Кот, Петух и Лиса» (лепка, рисование) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
6 |
|
Закрепление содержание сказки «Кот, Петух и Лиса» |
1 |
|
7 8 |
|
Первичное рассказывание сказки «Лиса и Журавль» Знакомство с персонажами сказки |
2 |
Педагогическое наблюдение |
9 |
|
Вторичное рассказывание «Лиса и Журавль» с помощью мнемотаблицы |
1 |
Педагогическое наблюдение |
10 11 |
|
Герои сказки «Лиса и Журавль» (лепка, рисование) |
2 |
|
12 |
|
Проведение игры – импровизации по сказке «Лиса и Журавль» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
13
|
|
Первичное рассказывание сказки «Колосок» Знакомство с персонажами сказки |
1 |
Педагогическое наблюдение |
14 |
|
Повторное рассказывание сказки «Колосок» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
15 |
|
Герои сказки «Колосок» (лепка, рисование) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
16 |
|
Закрепление содержание сказки «Колосок» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
III четверть (20ч) |
||||
1 2 |
|
Первичное рассказывание сказки «Два жадных медвежонка». Знакомство с персонажами сказки
|
2 |
Педагогическое наблюдение |
3 4 |
|
Повторное рассказывание сказки «Два жадных медвежонка» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице, карточкам, обыгрывание) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
5 6 |
|
Герои сказки «Два жадных медвежонка» (лепка, рисование) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
7 8
|
|
Первичное рассказывание сказки «У солнышка в гостях». Знакомство с персонажами сказки. |
2 |
Педагогическое наблюдение |
9 10
|
|
Повторное рассказывание сказки «У солнышка в гостях» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице, карточкам, обыгрывание) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
11 12 |
|
Герои сказки «У солнышка в гостях» (лепка, рисование) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
13 14 |
|
Первичное рассказывание сказки «Гуси-Лебеди». Знакомство с персонажами сказки |
2 |
Педагогическое наблюдение |
15 16 |
|
Повторное рассказывание сказки «Гуси-Лебеди» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице, карточкам. обыгрывание). |
2 |
Педагогическое наблюдение |
17 |
|
Разучивание игры «Гуси-Лебеди». |
1 |
Педагогическое наблюдение |
18 |
|
Закрепление содержание сказки «Гуси-Лебеди» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
19 |
|
Игра «Угадай сказку» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
20 |
|
Игра «Сказочные герои» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
IV четверть (16 ч) |
||||
1 2 |
|
Первичное рассказывание сказки « Жихарка». Знакомство с персонажами сказки. |
2 |
Педагогическое наблюдение |
3 4 |
|
Повторное рассказывание сказки «Жихарка» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице, карточкам, обыгрывание) |
2 |
Педагогическое наблюдение |
5 |
|
Герои сказки «Жихарка» (лепка, рисование) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
6 |
|
Закрепление содержания сказки « Жихарка» (работа по карточкам) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
7 8 |
|
Первичное рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко». Знакомство с персонажами сказки. |
2 |
Педагогическое наблюдение |
9
|
|
Повторное рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице, карточкам, обыгрывание) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
10 |
|
Герои сказки «Петушок и бобовое зернышко» (лепка, рисование) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
11 |
|
Закрепление содержания сказки «Петушок и бобовое зернышко» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
12 |
|
Диагностические задания, беседа, наблюдение. |
1 |
|
13 |
|
Первичное рассказывание сказки «Ворона». Знакомство с персонажами сказки. |
1 |
Педагогическое наблюдение |
14 |
|
Повторное рассказывание сказки «Ворона». (совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок по мнемотаблице) |
1 |
Педагогическое наблюдение |
15 |
|
Рисование героев сказки «Ворона» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
16 |
|
Закрепление содержания сказки «Ворона» |
1 |
Педагогическое наблюдение |
Содержание курса внеурочной деятельности
Повторение пройденного материала (14 ч)
Диагностические задания, беседа, наблюдение (2 ч)
Сказка ««Кот, Петух и Лиса» (6 ч)
Сказка «Лиса и Журавль» (6 ч)
Сказка «Колосок» (4 ч)
Сказка «Два жадных медвежонка» (6 ч)
Сказка ««У солнышка в гостях» (6 ч)
Сказка «Гуси-лебеди» (8 ч)
Сказка «Жихарка» (6 ч)
Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (5 ч)
Сказка «Ворона» (4 ч)
Организационно-педагогические условия реализации программы
Технические средства обучения:
· Магнитная доска.
· Персональный компьютер
· Интерактивная доска.
· Разрезные картинки
· Иллюстрации к сказкам
· Кукольный театр
· Фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
· Шапочки или рукавички героев сказки и т.д.
Список используемой литературы:
· Аникин В.П. «К мудрости ступенька» О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки.-М.: «Детская литература», 1988.
· Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет/авт.-сост. Т.А.Егорова. – Волгоград: Учитель, 2014.- 67с.
· Книга сказок составитель Г.П. Шалаева
· Русские народные сказки. М.: Издательство «Малыш», 1984
· Сборник загадок:1-4 классы /сост. Е.М. Тихомирова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 223с.
· Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.- СПб.: Паритет, 2006.—80 с. + цв. вкл.
· Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.- СПб.: Паритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.
· Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие» – 2010г.
· Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012г.
· Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада»: Мозаика-Синтез; Москва. 2012г.
· Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.- СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.
· Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» Издательство: ЧП Лакоценин С.С. Год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.