Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России

Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
13.02.2020
Рабочая программа Литературное чтение 3 класс Школа России

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Раб.программа Лит.чтение 3класс УМК Школа России Климанова.doc

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  «Литературное чтение» 

Авторы программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.

3 «А» класс

УМК «Школа России»

 

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

1.      Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса  разработана в  соответствии

-      с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образова­ния;

-      примерной основной образовательной программы начального общего образования

-      Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

-      рабочей программой предмета »Литературное чтение» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014

-      в соответствии с учебным планом МАОУ «СШ N…» на 2019-2020 учебный год.

     

 

Цели программы:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

 

Задачи программы:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

    

В 3 классе на изучение курса «Литературное чтение» выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

2.Планируемые результаты освоения программы учащимися

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

- Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование лич­ностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

- Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

- Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

- Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание программы

 

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

 

 

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

.

 



 

 

Содержание учебного предмета, курса

 

Раздел / тема

Содержание

Самое великое чудо на свете (2 ч)

 

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

 

Русские народные песни. Докучные сказки.  Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»). 

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

 

Русские поэты XIXXX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (26 ч)

 

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

 

Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

Литературные сказки (9 ч)

 

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

Были-небылицы (10 ч)

 

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

 

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

Люби живое (16 ч)

 

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

 

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок   (12 ч)

 

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

По страницам детских журналов

(8 ч)

 

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

 

Зарубежная литература (8ч)

 

 

 

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

Итого: 136 часов


 

 

Тематическое планирование

2019 - 2020 учебный год

№п/п

№ урока в разделе

Тема

Вид и форма контроля

 

Самое великое чудо на свете. (2часа)

 

1.     

1.

Знакомство с учебником по лите-

ратурному чтению. Система ус-

ловных обозначений. Содержание

учебника. Словарь Рукописные книги Древней Руси.

 

 

2.     

2.

Знакомство с названием раздела.

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров.

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество.

(14 часов).

 

3.     

1.

Русские народные песни. Обращение к силам природы.

 

 

4.     

2.

Лирические  и шуточные народные песни

 

 

5.     

3.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

 

 

6.     

4.

Народные промыслы. Дымковская и богородская игрушка.

 

 

7.     

5.

Народные промыслы. Гжельская и хохломская посуда.

 

 

8.     

6.

Знакомство с русской народной сказкой ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

 

 

9.     

7.

Характер героев в русской народной сказке ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

 

 

10.   

8.

Русская народная сказка “Иван царевич и серый волк”.

 

 

11.   

9.

Русская народная сказка “Иван царевич и серый волк”. Деление текста на части.

 

 

12.   

10.

Знакомство с русской народной сказкой “Сивка - Бурка”.

 

 

13.   

11.

Характер героев в русской народной сказке “Сивка - Бурка”.

 

 

14.   

12.

Проект:»Сочиняем сказку.

Проект

 

15.   

13.

Проект:»Сочиняем сказку”.

Проверочная работа по теме:”Устное народное творчество

Проверочная работа

 

16.   

14.

Обобщение по теме: Устное народное творчество.

 

 

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

 

17.   

1.

Проект: ”Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского.

Проект

 

18.   

2.

Русские поэты XIX-XX веков.

Ф.И. Тютчев: ”Весенняя гроза”

 

 

19.   

3.

Ф.И. Тютчев “Листья”. Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья»

Наизусть

 

20.   

4.

А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”.

 

 

21.   

5.

Подвижные картины природы в поэзии И.С. Никитина ”Полно, степь моя”.

 

 

22.   

6.

И С. Никитин ”Встреча зимы”. Роль заголовка и олицетворения.

 

 

23.   

7.

Сказочность стихотворения И.З. Сурикова “Детство”.

 

 

24.   

8.

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

И.З. Сурикова Зима.

Наизусть

 

25.   

9.

Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1

 

 

26.   

10.

Проверочная работа по теме:  Поэтическая тетрадь 1

Проверочная работа

 

27.   

11.

Урок – утренник «Первый снег»

 

 

Великие русские писатели (26 часа)

 

28.   

1.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения

 

 

 

.

 

 

 

29.   

2.

Подготовка к сообщению «Детские годы А.С. Пушкина».

 

 

30.   

3.

А.С. Пушкин Отрывки из романов. Основная идея лирического роизведения

 

 

31.   

4.

А.С. Пушкин Отрывки из романов. Основная идея лирического роизведения

 

 

32.   

5.

 Средства художественной выразительности в стих. А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

 

 

33.   

6.

Прием контраста, как средство создания художественных образов в стихотворении А. С. Пушкина  “Зимний вечер”.

 

 

34.   

7.

Авторская сказка А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

 

 

35.   

8.

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

 

 

36.   

9.

Анализ поступков героев в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

 

 

37.   

10.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди».

 

 

38.   

11.

Подготовка сообщения об  И. А. Крылове

Сообщение

 

39.   

12.

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».

 

 

40.   

13.

Нравственный урок и мораль басни  И. А. Крылова  «Зеркало и обезьяна».

 

 

41.   

14.

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». Характеристика героев басни на основе их поступков

 

 

42.   

15.

Обобщение творчества И.А. Крылова.

 

 

43.   

16.

Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. «М.Ю. Лермонтов. Детство. Юность».

 

 

44.   

17.

Настроение и образность в стихотворениях М. Ю. Лермонтова  «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…».

Наизусть

 

45.   

18.

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

 

 

46.   

19.

М. Ю. Лермонтов. «Осень».

 

 

47.   

20.

Детство Л. Н. Толстого.

(из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

 

 

48.   

21.

Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула».

 

 

49.   

22.

Л. Н. Толстой. «Прыжок». Основная мысль и тема

 

 

50.   

23.

Основная мысль и тема в произведении Л. Н. Толстого. «Лев и собачка».

 

 

51.   

24.

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание).

 

 

52.   

25.

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

 

 

53.   

26.

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

Проверочная работа

 

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

 

54.   

1.

Стихи о природе

 Н. А. Некрасова «Славная осень!..»,

«Не ветер бушует над бором…».

 

 

55.   

2.

Повествовательное произведение в стихах Н. А. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы».

 

 

56.   

3.

Создание словесных картин в стихотворении  К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

 

 

57.   

4.

Картины природы в поэзии И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

 

 

58.   

5.

Урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»

 

 

59.   

6.

Проверочная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Проверочная работа

 

Литературные сказки (9часов)

 

60.   

1.

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

 

 

61.   

2.

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки.

 

 

62.   

3.

Нравственный смысл в сказке В. Гаршина. «Лягушка-путешественница».

 

 

63.   

4.

Характер героев в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

 

 

64.   

5.

Характер героев в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

 

 

65.   

6.

В. Ф. Одоевский  «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

 

 

66.   

7.

Характер героев и анализ их поступков в сказке В. Ф. Одоевского  «Мороз Иванович».

 

 

 

67.   

8.

Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника).

 

 

68.   

9.

Проверочная работа

 к разделу «Литературные сказки». 

Проверочная работа

 

Были – небылицы (10 часов)

 

69.   

1.

Средства художественной выразительности в прозаическом произведении М. Горького «Случай с Евсейкой».

 

 

70.   

2.

Определение характеристики героев с опорой на текст М. Горького «Случай с Евсейкой».

 

 

71.   

3.

Знакомство с произведением  К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

 

 

 

72.   

4.

Развитие и последовательность событий в произведении К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

 

 

73.   

5.

Определение характеристики героев с опорой на текст рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

 

 

74.   

6.

Знакомство с произведением  А. Куприна «Слон».

 

 

75.   

7.

Вымышленные и реальные события в рассказе А. Куприна «Слон».

 

 

76.   

8.

Деление текста на смысловые части, составление плана рассказа А. Куприна «Слон».

 

 

77.   

9.

Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам».

 

 

78.   

10.

Проверочная работа к разделу «Были-небылицы».

 

Проверочная работа

 

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

 

79.   

1.

Авторское отношение к изображаемому в стихотворении Саши  Чёрного

 «Что ты тискаешь утёнка?..»

Наизусть

 

80.   

2.

Саша Чёрный

«Воробей», «Слон».

 

 

81.   

3.

Картины зимних забав в стихах А.  Блока  «Ветхая избушка».

 

 

82.   

4.

А. Блок. «Сны», «Ворона».

 

 

83.   

5.

С. Есенин. «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.

 

 

84.   

6.

Обобщающий урок-викторина по теме

«Поэтическая тетрадь 1».

Опрос

 

Люби живое (16 часов)

 

85.   

1.

Нравственный смысл рассказа

 М. Пришвина  «Моя Родина».

(Из воспоминаний).

 

 

86.   

2.

Знакомство с произведением И. Соколова-Микитова «Листопадничек». Определение жанра произведения.

 

 

87.   

3.

Анализ поступков героев в произведении          И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

 

 

88.   

4.

В. И. Белов. «Малька провинилась» Особенности художественного текста.

 

 

89.   

5.

Анализ поступков героев в рассказе В. И. Белова

«Ещё раз про Мальку».

 

 

90.   

6.

В. Бианки. «Мышонок Пик». Герои произведения, их переживания.

 

 

91.   

7.

Правда и вымысел в сказке В. Бианки. «Мышонок Пик».

 

 

92.   

8.

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

 

 

93.   

9.

Знакомство с произведением Б. С. Житкоа. «Про обезьянку».

 

 

94.   

10.

Характеристика главных героев в рассказе  Б. С. Житкова «Про обезьянку».

 

 

95.   

11.

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.

 

 

96.   

12.

Нравственный смысл рассказа  В. Л. Дурова «Наша Жучка».

 

 

97.   

13.

Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха».

 

 

98.   

14.

Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха».

 

 

99.   

15.

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

(обобщающий урок по теме «Люби живое»).

.

 

 

100.                    

16.

Проверочная работа по теме “Люби всё живое”.

Проверочная работа

 

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

 

101.                    

1.

С. Я. Маршак. «Гроза днём»,

«В лесу над росистой поляной».

Заголовок стихотворений. Отработка выразительности.

 

 

102.                    

2.

Поступки героя в стихотворении А. Барто. «Разлука»

 

 

103.                    

3.

А. Барто. «В театре».

 Заголовок стихотворения. Отработка выразительности.

 

 

104.                    

4.

С. В. Михалков. «Если».

 

 

 

105.                    

5.

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

 

 

106.                    

6.

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Опрос

 

107.                    

7.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2.

 

 

108.                    

8.

Проект:”Праздник поэзии”.

Проект

 

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)

 

109.                    

1.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

 

 

110.                    

2.

А. П. Платонов. «Цветок на земле» Герои рассказа, особенности речи героев.

Чтение по ролям.

 

 

111.                    

3.

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.

 

 

112.                    

4.

М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения.

 

 

113.                   Х

5.

Особенности юмористического рассказа М. Зощенко

«Великие путешественники».

 

 

114.                    

6.

Характер героев и анализ их поступков в рассказе М. Зощенко

«Великие путешественники».

 

 

115.                    

7..

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

 

 

116.                    

8.

Н. Н. Носов «Федина задача».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

 

 

117.                    

9

Особенности юмористического рассказа Н. Носов «Телефон». Чтение по ролям.

 

 

118.                    

10.

В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Анализ заголовка.  Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

 

 

119.                    

11.

Обобщающий урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

 

 

120.                    

12.

Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Проверочная работа

 

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (8 часов)

121.                    

1.

Знакомство с названием  раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

 

 

122.                    

2.

Ю. Ермолаев. «Проговорился», 

 

 

123.                    

3.

Ю. Ермолаев “Воспитатели”.

 

 

124.                    

4.

Г. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

 

 

125.                    

5.

Г. Остер.

«Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома.

 

 

126.                    

6.

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

 

 

127.                    

7.

Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок).

 

 

128.                    

8.

Проверочная работа по теме: По страницам детских журналов

Проверочная работа

 

Зарубежная литература (8 часов)

 

129.                    

1.

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.

 

 

130.                    

2.

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги.

 

 

131.                    

3.

Нравственный смысл сказки. Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

 

 

132.                    

4.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке.

 

 

133.                    

5.

Контрольная работа за II полугодие.

Контрольная работа

 

134.                    

6.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

 

 

135.                    

7.

Комплексная итоговая контрольная работа

Контрольная работа

 

136

8.

Урок-путешествие «В гости к героям сказок»

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Литературное чтение 3 класс

 

Учебно- методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).Учебники

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) 2019

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) 2019

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Ноутбук.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Электронно-образовательные ресурсы

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) М.Просвещение 2013

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)