РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литературное чтение»
Авторы программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
3 «А» класс
УМК «Школа России»
на 2019 – 2020 учебный год
2019 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета »Литературное чтение» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014
- в соответствии с учебным планом МАОУ «СШ N…» на 2019-2020 учебный год.
Цели программы:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи программы:
- развивать у детей способность сопереживать героям,
эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое мышление;
- развивать поэтический слух;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения.
В 3 классе на изучение курса «Литературное чтение» выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
2.Планируемые результаты освоения программы учащимися
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
3. Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел / тема |
Содержание |
|
Самое великое чудо на свете (2 ч)
|
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. |
|
Устное народное творчество (14 ч)
|
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»). |
|
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
|
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима». |
|
Великие русские писатели (26 ч)
|
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень».Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). |
|
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
|
Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»).К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). |
|
Литературные сказки (9 ч)
|
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»). |
|
Были-небылицы (10 ч)
|
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон». |
|
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
|
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). |
|
Люби живое (16 ч)
|
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». |
|
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
|
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»). |
|
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)
|
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»).А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»). |
|
По страницам детских журналов (8 ч)
|
«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).
|
|
|
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»). |
|
Итого: 136 часов |
Тематическое планирование
2019 - 2020 учебный год
№п/п |
№ урока в разделе |
Тема |
Вид и форма контроля |
|
||
Самое великое чудо на свете. (2часа) |
|
|||||
1. |
1. |
Знакомство с учебником по лите- ратурному чтению. Система ус- ловных обозначений. Содержание учебника. Словарь Рукописные книги Древней Руси. |
|
|
||
2. |
2. |
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. |
|
|
||
Устное народное творчество. (14 часов). |
|
|||||
3. |
1. |
Русские народные песни. Обращение к силам природы. |
|
|
||
4. |
2. |
Лирические и шуточные народные песни |
|
|
||
5. |
3. |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
|
|
||
6. |
4. |
Народные промыслы. Дымковская и богородская игрушка. |
|
|
||
7. |
5. |
Народные промыслы. Гжельская и хохломская посуда. |
|
|
||
8. |
6. |
Знакомство с русской народной сказкой ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. |
|
|
||
9. |
7. |
Характер героев в русской народной сказке ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. |
|
|
||
10. |
8. |
Русская народная сказка “Иван царевич и серый волк”. |
|
|
||
11. |
9. |
Русская народная сказка “Иван царевич и серый волк”. Деление текста на части. |
|
|
||
12. |
10. |
Знакомство с русской народной сказкой “Сивка - Бурка”. |
|
|
||
13. |
11. |
Характер героев в русской народной сказке “Сивка - Бурка”. |
|
|
||
14. |
12. |
Проект:»Сочиняем сказку”. |
Проект |
|
||
15. |
13. |
Проект:»Сочиняем сказку”. Проверочная работа по теме:”Устное народное творчество |
Проверочная работа |
|
||
16. |
14. |
Обобщение по теме: Устное народное творчество. |
|
|
||
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов) |
|
|||||
17. |
1. |
Проект: ”Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского. |
Проект |
|
||
18. |
2. |
Русские поэты XIX-XX веков. Ф.И. Тютчев: ”Весенняя гроза” |
|
|
||
19. |
3. |
Ф.И. Тютчев “Листья”. Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья» |
Наизусть |
|
||
20. |
4. |
А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”. |
|
|
||
21. |
5. |
Подвижные картины природы в поэзии И.С. Никитина ”Полно, степь моя”. |
|
|
||
22. |
6. |
И С. Никитин ”Встреча зимы”. Роль заголовка и олицетворения. |
|
|
||
23. |
7. |
Сказочность стихотворения И.З. Сурикова “Детство”. |
|
|
||
24. |
8. |
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И.З. Сурикова ”Зима”. |
Наизусть |
|
||
25. |
9. |
Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1 |
|
|
||
26. |
10. |
Проверочная работа по теме: Поэтическая тетрадь 1 |
Проверочная работа |
|
||
27. |
11. |
Урок – утренник «Первый снег» |
|
|
||
Великие русские писатели (26 часа) |
|
|||||
28. |
1. |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения
.
|
|
|
||
29. |
2. |
Подготовка к сообщению «Детские годы А.С. Пушкина». |
|
|
||
30. |
3. |
А.С. Пушкин Отрывки из романов. Основная идея лирического роизведения |
|
|
||
31. |
4. |
А.С. Пушкин Отрывки из романов. Основная идея лирического роизведения |
|
|
||
32. |
5. |
Средства художественной выразительности в стих. А.С.Пушкина “Зимнее утро”. |
|
|
||
33. |
6. |
Прием контраста, как средство создания художественных образов в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер”. |
|
|
||
34. |
7. |
Авторская сказка А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
|
|
||
35. |
8. |
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
|
|
||
36. |
9. |
Анализ поступков героев в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
|
|
||
37. |
10. |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». |
|
|
||
38. |
11. |
Подготовка сообщения об И. А. Крылове |
Сообщение |
|
||
39. |
12. |
Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». |
|
|
||
40. |
13. |
Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». |
|
|
||
41. |
14. |
И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». Характеристика героев басни на основе их поступков |
|
|
||
42. |
15. |
Обобщение творчества И.А. Крылова. |
|
|
||
43. |
16. |
Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. «М.Ю. Лермонтов. Детство. Юность». |
|
|
||
44. |
17. |
Настроение и образность в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
Наизусть |
|
||
45. |
18. |
М. Ю. Лермонтов. «Утёс». Сравнение лирического текста и произведения живописи. |
|
|
||
46. |
19. |
М. Ю. Лермонтов. «Осень». |
|
|
||
47. |
20. |
Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. |
|
|
||
48. |
21. |
Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Акула». |
|
|
||
49. |
22. |
Л. Н. Толстой. «Прыжок». Основная мысль и тема |
|
|
||
50. |
23. |
Основная мысль и тема в произведении Л. Н. Толстого. «Лев и собачка». |
|
|
||
51. |
24. |
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание). |
|
|
||
52. |
25. |
Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). |
|
|
||
53. |
26. |
Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели». |
Проверочная работа |
|
||
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
|
|||||
54. |
1. |
Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». |
|
|
||
55. |
2. |
Повествовательное произведение в стихах Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». |
|
|
||
56. |
3. |
Создание словесных картин в стихотворении К. Д. Бальмонта «Золотое слово». |
|
|
||
57. |
4. |
Картины природы в поэзии И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». |
|
|
||
58. |
5. |
Урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2» |
|
|
||
59. |
6. |
Проверочная работа к разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
Проверочная работа |
|
||
Литературные сказки (9часов) |
|
|||||
60. |
1. |
Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». |
|
|
||
61. |
2. |
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. |
|
|
||
62. |
3. |
Нравственный смысл в сказке В. Гаршина. «Лягушка-путешественница». |
|
|
||
63. |
4. |
Характер героев в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница». |
|
|
||
64. |
5. |
Характер героев в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница». |
|
|
||
65. |
6. |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. |
|
|
||
66. |
7. |
Характер героев и анализ их поступков в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
|
|
|
||
67. |
8. |
Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). |
|
|
||
68. |
9. |
Проверочная работа к разделу «Литературные сказки». |
Проверочная работа |
|
||
Были – небылицы (10 часов) |
|
|||||
69. |
1. |
Средства художественной выразительности в прозаическом произведении М. Горького «Случай с Евсейкой». |
|
|
||
70. |
2. |
Определение характеристики героев с опорой на текст М. Горького «Случай с Евсейкой». |
|
|
||
71. |
3. |
Знакомство с произведением К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».
|
|
|
||
72. |
4. |
Развитие и последовательность событий в произведении К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». |
|
|
||
73. |
5. |
Определение характеристики героев с опорой на текст рассказа К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». |
|
|
||
74. |
6. |
Знакомство с произведением А. Куприна «Слон». |
|
|
||
75. |
7. |
Вымышленные и реальные события в рассказе А. Куприна «Слон». |
|
|
||
76. |
8. |
Деление текста на смысловые части, составление плана рассказа А. Куприна «Слон». |
|
|
||
77. |
9. |
Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». |
|
|
||
78. |
10. |
Проверочная работа к разделу «Были-небылицы».
|
Проверочная работа |
|
||
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
|
|||||
79. |
1. |
Авторское отношение к изображаемому в стихотворении Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..» |
Наизусть |
|
||
80. |
2. |
Саша Чёрный «Воробей», «Слон». |
|
|
||
81. |
3. |
Картины зимних забав в стихах А. Блока «Ветхая избушка». |
|
|
||
82. |
4. |
А. Блок. «Сны», «Ворона». |
|
|
||
83. |
5. |
С. Есенин. «Черёмуха». Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. |
|
|
||
84. |
6. |
Обобщающий урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». |
Опрос |
|
||
Люби живое (16 часов) |
|
|||||
85. |
1. |
Нравственный смысл рассказа М. Пришвина «Моя Родина». (Из воспоминаний). |
|
|
||
86. |
2. |
Знакомство с произведением И. Соколова-Микитова «Листопадничек». Определение жанра произведения. |
|
|
||
87. |
3. |
Анализ поступков героев в произведении И. Соколова-Микитова «Листопадничек». |
|
|
||
88. |
4. |
В. И. Белов. «Малька провинилась» Особенности художественного текста. |
|
|
||
89. |
5. |
Анализ поступков героев в рассказе В. И. Белова «Ещё раз про Мальку». |
|
|
||
90. |
6. |
В. Бианки. «Мышонок Пик». Герои произведения, их переживания. |
|
|
||
91. |
7. |
Правда и вымысел в сказке В. Бианки. «Мышонок Пик». |
|
|
||
92. |
8. |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. |
|
|
||
93. |
9. |
Знакомство с произведением Б. С. Житкоа. «Про обезьянку». |
|
|
||
94. |
10. |
Характеристика главных героев в рассказе Б. С. Житкова «Про обезьянку». |
|
|
||
95. |
11. |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. |
|
|
||
96. |
12. |
Нравственный смысл рассказа В. Л. Дурова «Наша Жучка». |
|
|
||
97. |
13. |
Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха». |
|
|
||
98. |
14. |
Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха». |
|
|
||
99. |
15. |
Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по теме «Люби живое»). . |
|
|
||
100. |
16. |
Проверочная работа по теме “Люби всё живое”. |
Проверочная работа |
|
||
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
|
|||||
101. |
1. |
С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворений. Отработка выразительности. |
|
|
||
102. |
2. |
Поступки героя в стихотворении А. Барто. «Разлука» |
|
|
||
103. |
3. |
А. Барто. «В театре». Заголовок стихотворения. Отработка выразительности. |
|
|
||
104. |
4. |
С. В. Михалков. «Если».
|
|
|
||
105. |
5. |
Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». |
|
|
||
106. |
6. |
Урок «Крестики-нолики». (обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2») |
Опрос |
|
||
107. |
7. |
Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2. |
|
|
||
108. |
8. |
Проект:”Праздник поэзии”. |
Проект |
|
||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов) |
|
|||||
109. |
1. |
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. |
|
|
||
110. |
2. |
А. П. Платонов. «Цветок на земле» Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям. |
|
|
||
111. |
3. |
А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. |
|
|
||
112. |
4. |
М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. |
|
|
||
113. Х |
5. |
Особенности юмористического рассказа М. Зощенко «Великие путешественники». |
|
|
||
114. |
6. |
Характер героев и анализ их поступков в рассказе М. Зощенко «Великие путешественники». |
|
|
||
115. |
7.. |
М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. |
|
|
||
116. |
8. |
Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. |
|
|
||
117. |
9 |
Особенности юмористического рассказа Н. Носов «Телефон». Чтение по ролям. |
|
|
||
118. |
10. |
В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. |
|
|
||
119. |
11. |
Обобщающий урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
|
|
||
120. |
12. |
Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» |
Проверочная работа |
|
||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (8 часов) |
||||||
121. |
1. |
Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. |
|
|
||
122. |
2. |
Ю. Ермолаев. «Проговорился», |
|
|
||
123. |
3. |
Ю. Ермолаев “Воспитатели”. |
|
|
||
124. |
4. |
Г. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. |
|
|
||
125. |
5. |
Г. Остер. «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. |
|
|
||
126. |
6. |
Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. |
|
|
||
127. |
7. |
Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). |
|
|
||
128. |
8. |
Проверочная работа по теме: По страницам детских журналов |
Проверочная работа |
|
||
Зарубежная литература (8 часов) |
|
|||||
129. |
1. |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. |
|
|
||
130. |
2. |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. |
|
|
||
131. |
3. |
Нравственный смысл сказки. Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок». |
|
|
||
132. |
4. |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. |
|
|
||
133. |
5. |
Контрольная работа за II полугодие. |
Контрольная работа |
|
||
134. |
6. |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература». |
|
|
||
135. |
7. |
Комплексная итоговая контрольная работа |
Контрольная работа |
|
||
136 |
8. |
Урок-путешествие «В гости к героям сказок» |
|
|
||
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Литературное чтение 3 класс
Учебно- методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).Учебники
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) 2019
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) 2019
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Ноутбук.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Слайды, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Электронно-образовательные ресурсы
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) М.Просвещение 2013
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.