Рабочая программа Логопедические занятия с 5-9 класс для 9.1 (умственная отсталость)

  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Логопедические занятия с 5-9 класс для 9.1 (умственная отсталость).docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

 

 

ПРИНЯТО

Решение методического объединения учителей _______________________________________

Руководитель ШМО ________ /Саранчук Л.А../

 Протокол от «__» _______ 2024 года  № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Директор по УВР МАОУ СОШ №24

___________ /Зайдулина М.В./

 «__» _______ 2024 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

коррекционно-развивающих логопедических занятий обучающихся

с ОВЗ, имеющих АООП (умственная отсталость) вариант 9.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

Учитаель-логопед: Заводова Н.Г.

 

 

 

 

Краснотурьинск ,  2024


Рабочая программа

коррекционно-развивающих логопедических занятий обучающихся

с ОВЗ, имеющих АООП (умственная отсталость) вариант 9.1

 

               Пояснительная записка

 

Программа «Логопедические занятия» составлена для обучающихся с 5 по 9 класс, обучающихся по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными задачами логопедической работы является:

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения.

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;

-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;

-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;

-развивать зрительный, слуховой контроль.

-развивать словесную регуляцию поведения.

Основными направлениями логопедической работы является:

-      диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация

звуков речи);

-  диагностика и коррекция лексической стороны речи;

-   диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых

- высказываний, словоизменения и словообразования);

-  коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

-  коррекция нарушений чтения и письма;

-  расширение представлений об окружающей действительности;

-  развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки, логопед, тем самым, развивает у обучающихся познавательные процессы и высшие психические функции.

Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

В начале каждого учебного года обследуются все обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения целью выявления состояния речи на начало учебного года), а также вновь прибывшие учащиеся. Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Основным критерием при зачислении на занятия являются рекомендации центральной (территориальных) психолого-педагогических комиссий, кроме того, учитывается характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка.

Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю. На индивидуальные занятия отводится 30-40 минут на каждого ученика, на занятия с группой 40-60 минут. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

При подготовке занятия и выборе упражнений и заданий учитывается степень системного недоразвития речи учащихся.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

-     упражнения для развития артикуляционной моторики

-     упражнения для развития координации движений и мелкой моторики пальцев рук

-       дыхательная гимнастика

-       коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков

-       упражнения, направленные на развитие фонематических процессов

-       работа со словами, звуко-слоговый анализ слов

-       работа над предложением

-       обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.

Важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания, дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения, развитие мелкой моторики рук.

 

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

с обучающейся

5  класс

 

 

Тема

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

 

Предварительный этап

 

1

Обследование устной и письменной речи обучающихся

(входная, итоговая диагностика).

 

2

 

Повторение изученного во 2-4 классах

 

2

Дифференциация фонем.

Сравнение парных согласных. Выполнение заданий на индивидуальных карточках.

1

3

Развитие языкового анализа и

Синтеза, восприятия предметов по

контуру.

Повторение анализа предложений. Развитие слогового

анализа и синтеза; фонематического анализа и синтеза. Узнавание предметов по контуру. Выполнение заданий на

индивидуальных карточках.

1

4

Формирование фонематического восприятия и слуха

Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия. Выделение звука на фоне

слога. Развитие умения определять наличие звука в слове. Выполнение упражнений на развитие фонематического

слуха.

1

5

Устранение оптической дислексии и дисграфии

Название предметов по контуру, называние недорисованных

предметов. Подбор картинок к определённому цветовому фону

2

6

Узнавание предметов в условиях зашумления.

Узнавание предметов по карточке, с заштрихованным изображением. Выполнение заданий на индивидуальных

карточках.

2

7

Развитие фонематического восприятия

Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дидактические

пособия.

1

8

Развитие звукового анализа и синтеза

Называние слов, произнесённых по звукам с паузой между

ними.

2

9

Развитие слогового анализа

Составление слов из данных

слогов. Составление слов из слогов, данных в беспорядке. Составление слов с недостающими слогами.

2

10

Чтение. Повторение пройденного

материала

Чтение сказок по ролям: «Дюймовочка», «Кот в сапогах».

Разыгрывание сказки с помощью настольного театра.

2

11

Письмо. Повторение пройденного материала

Закрепление пройденного материала. Выполнение упражнений. Проверочный срез.

2

 

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.

 

12

Слова, отв. на вопрос кто? что?, обозначающие предмет. Понятие имени существительного

Формирование понятия имени существительного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по

таблице. Работа с предложениями различной синтаксической конструкции.

1

13

Слова, отв. на вопрос какой? Обозначающие признаки предметов. Понятие имени

прилагательного

Формирование понятия имени прилагательного. Знакомство с вопросами. Изучение правила. Работа по таблице.

Распространение предложений.

1

14

Чтение

Чтение рассказов для детей Н. Носова, К. Паустовского и других писателей.

Подготовка пересказа. Совершенствование навыков связного высказывания.

1

15

Письмо

Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам или в тетрадке.

1

16

Дифференциация глаголов

противоположных по значению

Развитие умения различать глаголы противоположные по

значению. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.

1

17

Образование слов при помощи

приставки В, ВЫ

Формирование и закрепление понятия приставка. Обучение образованию слов при помощи приставки, запись в тетради.

2

18

Образование слов при помощи

приставки НА, НАД

Обобщение понятия приставка. Обучение образованию слов

при помощи приставки, запись в тетради.

2

19

Образование слов при помощи

приставки ПОД, ЗА

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись

в тетради. Выполнение заданий по карточкам.

2

20

Образование слов при помощи

приставки ПРИ, ПЕРЕ

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись

в тетради. Выполнение заданий по карточкам.

2

21

Образование слов при помощи

приставки У, ПО, ДО, ОТ

Обучение образованию слов при помощи приставки, запись

в тетради. Выполнение заданий по карточкам.

3

22

Понятие родственных слов. Корень

слов

Формирование понятий корень, родственные слова.

Изучение правила. Обучение образованию родственных слов.

1

23

Морфемный анализ и синтез слов

различной структуры.

Обучение выполнению морфемного анализа и синтеза слов

различной структуры. Выполнение заданий по карточкам.

1

24

Обобщающее занятие

Написание диктанта. Выполнение письменных заданий.

Выполнение работы над ошибками.

1

 

Устранение дисграфии и дислексии

 

25

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Закрепление артикуляции звуков. Сравнение гласных первого и второго ряда. Изучение правила. Практическое

закрепление правила.

1

26

Дифференциация гласных А-Я в

слогах, словах, предложениях

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях.

Составление схем слов, предложений с выделением гласных.

1

27

Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях.

Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях.

Составление схем слов, предложений с выделением гласных.

1

28

Дифференциация У-Ю в слогах,

словах, предложениях.

Закрепление правильной артикуляции звуков.

Дифференциация звуков. Изучение правила. Практическое закрепление правила в слогах, словах, предложениях.

Составление схем слов, предложений с выделением гласных. Итоговый срез.

1

29

Обозначение мягкости согласных с

помощью «ь» в конце и середине

Изучение правила. Практическое закрепление правила в,

словах, предложениях. Выполнение заданий на

1

30

Слова

индивидуальных карточках. Составление схем слов,

предложений с выделением «ь». Проверочный диктант

1

31

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и.

Изучение правила. Практическое закрепление правила в словах, предложениях. Выполнение заданий на индивидуальных карточках. Составление схем слов,

предложений с выделением «ь». Проверочный диктант.

2

 

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

с обучающейся

 

6  класс

 

 

Тема

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

 

Предварительный этап

 

1

Обследование устной и письменной речи обучающихся

(входная, итоговая диагностика).

 

2

 

Повторение изученного во 2-5 классах

 

2

Развитие языкового анализа и синтеза

Повторение алфавита, гласных и согласных звуков. Выполнение упражнений на развитие языкового анализа и

синтеза.

1

3

Устранение дисграфии и дислексии

Дифференциация гласных первого и второго ряда. Закрепление артикуляции звуков. Сравнение гласных первого и второго ряда. Повторение правила. Практическое закрепление правила. Правописание мягкого знака (все

случаи).

2

4

Слово. Образование слов при

помощи приставок

Формирование понятия слова, приставки. Повторение

правила. Выполнение заданий в тетради.

1

5

Образование слов при помощи

суффиксов

Формирование понятия суффикс. Повторение правила.

Выполнение заданий в тетради.

1

6

Корень слова. Родственные слова

Формирование понятия корень, родственные слова.

Повторение правила. Выполнение заданий в тетради.

1

7

Чтение

Чтение русских народных сказок: «Баба Яга», «Морозко».

Составление рассказа по картине. Подготовка пересказа.

1

8

Письмо

Повторение правил и выполнение упражнений по

пройденным темам. Проверочный диктант

1

 

Овладение навыком подбора многозначных слов

 

9

Антонимы, способы их

употребления

Изучение понятия антонимы и способа их употребления.

Выполнение подбора антонимов к данным словам.

1

10

Синонимы,

способы их употребления

Знакомство с понятием синонимы и способом их

употребления. Выполнение подбора синонимов к словам.

1

 

Понятие о предлогах и способы их использования, дифференциация предлогов и приставок

 

11

Предлог В, НА, ПОД

Изучение и закрепление понятия предлог. Составление словосочетаний и

предложений с данным предлогом, запись в тетради.

2

12

Чтение

Чтение авторских сказок Ш. Пьеро, В. Гауфа. И других писателей Подготовка пересказа.

2

13

Письмо

Закрепление пройденного материала. Выполнение

письменных заданий.

2

14

Предлог ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛН, ОКОЛО, К,  ОТ, ПО

Повторение понятия предлог. Составление словосочетаний

и предложений с данным предлогом, запись в тетради.

6

15

Обобщающее занятие

Обобщение пройденного материала. Работа по карточкам.

Свободный диктант

1

16

Предлог и приставка

Формирование понятия приставка. Повторение понятия

предлог. Тренировочные упражнения на выделение приставки, предлога

1

17

Дифференциация предлогов и

приставок

Чтение и выделение предлогов. Повторение понятия

предлог, отличие предлога от приставки. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки. Работа со словом (определение «предлог-приставка»). Работа со словосочетанием. Составление предложения с одним из

словосочетаний.

1

18

Правописание разделительного Ъ

после приставок.

Изучение правила. Практическое закрепление правила в

словах, предложениях. Выполнение заданий на

индивидуальных карточках. Составление схем слов, предложений с выделением «ъ».

1

19

Итоговое занятие

Проверочный диктант. Выполнение работы над ошибками.

1

20

Чтение

Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами Н.

Носова. Подготовка краткого пересказа. Совершенствование навыков связного высказывания.

2

21

Письмо

Повторение пройденного материала. Выполнение

упражнений на заданную тему.

1

 

Коррекционная работа на лексическом уровне.

Восполнение лексических средств языка

 

22

Понятие словосочетаний

Формирование понятия словосочетание. Изучение правила.

Составление словосочетаний по сюжетной картинке, выполнение упражнений.

1

23

Понятие предложения

Формирование понятия предложение. Изучение правила.

Составление предложений из данных слов, выполнение упражнений.

1

24

Согласование слов в числе

Знакомство с понятием ед.ч, мн.ч., выполнение упражнений

на согласование слов в числе.

1

25

Согласование слов в роде

Знакомство с понятием м.р., ср.р., ж.р. выполнение

упражнений на согласование слов в роде.

1

26

Словосочетания, образованные по

способу управления Р.п.

Изучение вопросов Р.п. Обучение правильному

определению падежа. Выполнение упражнений.

1

27

Словосочетания, образованные по

способу управления Д.п.

Изучение вопросов Д.п. Обучение правильному

определению падежа. Выполнение упражнений.

1

28

Словосочетания, образованные по

способу управления В.п.

Изучение вопросов В.п. Обучение правильному

определению падежа. Выполнение упражнений.

1

29

Словосочетания, образованные по

способу управления Т.п.

Изучение вопросов Т.п. Обучение правильному

определению падежа. Выполнение упражнений.

1

30

Словосочетания, образованные по

способу управления П.п.

Изучение вопросов П.п. Обучение правильному

определению падежа. Выполнение упражнений.

1

31

Закрепление падежных форм

Повторение вопросов падежей, выполнение упражнений.

1

32

Совершенствование

связной речи

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

33

Итоговое занятие

Написание диктанта. Выполнение работы над ошибками.

1

34

Чтение

Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами В. Бианки. Подготовка краткого пересказа или других авторов и рассказов

1

35

Письмо

Повторение пройденного материала. Грамматическое оформление предложений. Выполнение упражнений на

заданную тему.

1

36

Фронтальное и индивидуальное

обследование

Оценка результативности коррекционной работы.

Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение работы за год.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

с обучающейся

 

 

7  класс

 

 

Тема

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

 

Предварительный этап

 

1

Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая диагностика)

Оформление документации

 

2

 

Повторение изученного во 2-6 классах

 

2

Предлоги

Повторение понятия предлог. Составление предложений с предлогами. Употребление предлогов в предложении.

Работа по карточкам.

2

3

Предложение

Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения.

Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Составление графических схем.

Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом.

2

 

Развитие слогового анализа и синтеза

 

4

Слоги

Повторение понятий слоги, звуки. Выделение гласного

звука из слога, из слова. Ударение. Ударные и безударные слоги.

1

5

Безударные гласные в корне

Повторение правила. Выполнение упражнений.

1

6

Согласные звуки.

Повторение понятий алфавит, буквы, звуки согласные и

гласные. Выполнение упражнений.

1

7

Гласные и согласные в приставках

Повторение правила. Закрепление написания приставок.

Разделительный «ъ» после приставок.

1

8

Приставка и предлог

Повторение определения. Выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.

1

9

Чтение

Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова.

Работа над правильным, осознанным, выразительным чтением. Подготовка пересказа.

1

10

Письмо

Закрепление пройденного материала. Выполнение теста.

2

 

Углублённая коррекционная работа на лексическом уровне

 

12

Слова, обозначающие предметы. Имя существительное.

Уточнение и обогащение знаний о предмете. Обучение детей правильно задавать вопросы «кто?», «что?».

Повторение правила. Определение рода.

1

13

Неодушевлённые и одушевлённые предметы

Обобщение знаний о неодушевлённых и одушевлённых предметах. Выполнение заданий на применение правила. Изменение по числам.

1

14

Собственные и нарицательные имена существительные

Повторение правил. Закрепление умения приводить примеры. Составление предложений.

Выполнение заданий по карточкам.

      1

15

Изменение имён существительных по падежам

Знакомство с падежами по таблице. Повторение вопросов падежей. Правописание падежных окончаний. Выполнение упражнений

1

16

Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное

Формирование понятия имя прилагательное. Изучение правила. Уточнение и обогащение знаний о признаках

предметов.

1

17

Изменение имён прилагательных по родам

Изучение изменения имён прилагательных по родам. Изучение правила. Выполнение упражнений

1

18

Изменение имён прилагательных по числам

Изучение изменения имён прилагательных по числам. Изучение правила. Выполнение упражнений. Согласование

прилагательных с существительными в роде и числе.

1

19

Письмо

Закрепление пройденного материала. Выполнение

письменных заданий. Закрепление правил и определений.

2

20

Чтение

Чтение художественной книги. Знакомство с рассказами Н.

Носова. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения. Подготовка краткого пересказа или других авторов.

2

21

Падежные окончания имен

прилагательных

Повторение правила. Выполнение письменных заданий.

1

22

Склонение имён прилагательных в

ед. числе

Знакомство со склонением имён прилагательных в ед.

числе. Изучение правила. Выполнение заданий по карточкам.

1

23

Склонение имен прилагательных

во мн. числе

Знакомство со склонением имён прилагательных во мн.

Числе. Изучение правила. Выполнение упражнений.

1

24

Итоговое занятие по темам «Имя существительное», «Имя

прилагательное»

Выполнение письменных заданий по пройденным темам. Диктант. Работа над ошибками.

1

25

Слова, обозначающие действие предмета. Глагол.

Уточнение и обогащение знаний о действии предмета. Обучение детей правильно задавать вопросы. Изучение

правила. Формирование понятия глагол.

1

26

Изменение глагола по временам.

Изучение изменения глагола по временам. Изучение

правила. Выполнение упражнений, работа по карточкам.

1

27

Изменение глагола прошедшего

времени по родам и числам.

Изучение изменения глагола прошедшего времени по родам

и числам. Изучение правила. Выполнение упражнений.

1

28

Письмо

Закрепление пройденного материала. Выполнение

письменных заданий.

2

29

Чтение

Чтение художественной книги. Знакомство с баснями И.

Крылова. Заучивание басни.

2

30

Не с глаголами.

Изучение правила. Выполнение упражнений, работа по

карточкам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1

31

Изменение глагола по лицам.

Изучение изменения глагола по лицам. Изучение правила.

Выполнение упражнений по учебнику.

1

32

Итоговое занятие

Повторение правил. Контрольный диктант. Работа над

ошибками.

1

33

Предложение

Обобщение пройденного материала. Выполнение

упражнений в тетради, составление графических схем.

1

34

Однородные члены предложения

Формирование понятия однородные члены предложения.

Изучение правила. Выполнение упражнений по карточкам.

1

35

Сложное предложение

Закрепление понятия простые и сложные предложения.

Изучение правила. Выполнение упражнений.

1

36

Обращение

Формирование понятия обращение. Изучение правила.

Выполнение письменных заданий.

1

37

Итоговое занятие

Повторение правил. Проверочный диктант. Работа над

ошибками.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

с обучающейся

 

8  класс

 

 

Тема

Основные виды учебной деятельности

Кол-во

часов

1

Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная,

итоговая диагностика).

 

2

 

Повторение изученного во 2-7 классах

 

2

Предлоги

Повторение понятия предлог. Составление предложений с

предлогами. Употребление предлогов в предложении. Работа по карточкам.

2

3

Предложение

Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения.

Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Составление графических схем.

Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом.

2

 

Речь. Предложение. Слово.

 

4

Вводное занятие. Правила речи.

Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов.

Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении. Нахождение второстепенных членов предложения.

4

5

Речь. Предложение и его признаки.

6

Дифференциация понятий

"предложение"-"слово"

7

Связь слов в предложении.

8

Восстановление "рассыпанных"

предложений.

9

Виды предложений по цели

высказывания.

10

Главные члены предложения.

11

Второстепенные члены

предложения.

12

Однородные члены предложения.

Нахождение однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Составление схем предложений.

2

13

Знаки препинания при однородных

членах предложения.

14

Членение сплошного текста на

предложения.

Звуки и буквы

15

Алфавит.

Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой

1

16

Мягкий знак и разделительный мягкий знак. Сопоставление мягкого знака и разделительного

мягкого знака в словах.

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Закрепление правил правописания разделительного ь.

1

17

Употребление предлогов в

предложении.

Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных.

2

18

Правописание звонких и глухих

согласных.

Состав слова.

19

Состав слова. Корень.

Однокоренные слова.

Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов.

1

20

Правописание безударных гласных

в корне.

Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов)

1

21

Образование слов имеющих

несколько корней.

Образование сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными

о и е

1

22

Окончание. Роль окончания в предложении.

Нахождение окончания в словах.

Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания.

1

23

Приставка. Словообразовательная

роль приставок. Упражнения в словообразовании.

Нахождение приставки в словах.

Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами.

1

24

Суффикс. Словообразовательная

роль суффиксов. Упражнения в словообразовании.

Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования.

1

25

Приставка и предлог. Овладение

способами различия приставок и предлогов.

Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов.

 

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Составление слов из значимых частей; разбор слова по составу; подбор слов к схемам.

3

26

Разделительный ъ знак после

приставок.

27

Сопоставление разделительного

мягкого знака и разделительного твёрдого знака.

28

Правописание приставок.

29

Образование слов при помощи разных частей слова.

 

Части речи.

 

30

Имя существительное. Части речи.

Упражнение в распознавании частей речи в предложениях, тексте.

 

Обогащение словаря предметов.

Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация.

4

31

Распознавание частей речи и членов

предложения.

32

Имя существительное как часть

речи. Его роль в предложении.

33

Имена существительные

собственные и нарицательные.

34

Одушевлённые и неодушевлённые

имена существительные.

35

Изменение имён существительных

по числам.

 

Изменение имён существительных по числам.

 

 

Род имён существительных, умение различать род.

2

36

Род имён существительных.

Родовые окончания имён существительных.

37

Упражнение в определении рода

имён существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

с обучающейся

 

9  класс

 

Тема

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

1

Обследование устной и письменной речи обучающихся (входная, итоговая и диагностика).

 

2

 

Повторение изученного во 2-8 классах

 

2

Предлоги

Повторение понятия предлог. Составление предложений с предлогами. Употребление предлогов в предложении.

Работа по карточкам.

   2

3

Предложение

Повторение понятий текст, предложение. Повторение главных и второстепенных членов предложения.

Повторение правил написания предлогов и союзов, составление графической схемы предложения. Выполнение деления текста на предложения. Работа с деформированным текстом.

2

 

Речь. Предложение. Слово

 

4

Вводное занятие. Правила речи

Определение последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов.

Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого. Нахождение в предложении второстепенных членов предложения

Понятие «словосочетание» Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

6

1

5

Предложение. Признаки

предложения

6

Виды предложения по цели

высказывания. Отработка интонации

7

Главные и второстепенные члены предложения

8

Распространённые и нераспространённые предложения

9

Связь слов в предложении.

Установление связи слов в предложении с помощью вопросов

10

Словосочетание. Образование

словосочетаний

11

Восстановление деформированного

Текста. Пересказ

12

Членение сплошного текста на

предложения

 

Нахождение в предложении однородных членах предложения. Простое и сложное предложение. Составление схем предложений.

Составление простых и сложных предложений.

6

13

Простое предложение с

однородными членами. Знаки препинания при однородных членах

14

Простое и сложное предложения

15

Упражнение в различении простого

и сложного предложения

16

Бессоюзное сложное предложение.

Схемы предложений

17

Сложное предложение с союзами

и,а,но.

 

Звуки и буквы

 

18

Алфавит

Фонематический анализ и синтез слов со сложной структурой

1

19

Мягкий знак и разделительный

мягкий знак. Их сопоставление

Соотнесение количества звуков и букв в слове.

Смыслоразличительная роль ь. Закрепление правил правописания разделительного ь.

1

20

Употребление предлогов в

предложении

Практическое овладение правилом

правописания звонких и глухих согласных.

2

21

Правописание слов с глухими и

звонкими согласными

 

Состав слова

 

22

Состав слова. Корень.

Однокоренные слова

Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов.

2

23

Правописание безударных гласных в корне слова

Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов)

2

24

Упражнение в образовании слов имеющих несколько корней

Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е

2

25

Роль окончания в предложении

Нахождение окончания в словах.

Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания.

3

26

Упражнение в составлении

предложений из слов данных в разбивку

27

Приставка. Словообразовательная

роль приставок. Упражнение в словообразовании

Нахождение приставки в словах.

Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами.

2

28

Суффикс. Словообразовательная

роль суффиксов. Упражнение в словообразовании

Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса.

Суффиксальный способ словообразования.

     2

29

Овладение способами различия

приставок и предлогов

Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов.

4

30

Разделительный ъ знак после

приставок. Правописание приставок

 

Части речи

 

31

Имя существительное. Части речи.

 

 

Обогащение словаря. Обогащение словаря предметов.

Употребление в речи имен существительных собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевлённых. Их дифференциация.

6

32

Имя существительное. Значение

имён существительных в речи, предложении

33

Собственные и нарицательные

имена существительные

34

Одушевлённые и неодушевлённые

имена существительные

35

Число имён существительных.

Изменение имён существительных по числам.

 

Род имён существительных, умение различать род.

3

36

Род имени существительного.

Дифференциация существительных разного рода

 

 

Печатные пособия:

наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;

Учебно-практическое оборудование:

опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Экранно-звуковые пособия (презентации, игры).

Раздаточный материал:

Разрезная азбука. Касса букв. Наборы букв. Карточки со слогами. Карточки со словами. Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Слоговые таблицы для чтения. Схемы предложений. Демонстрационные предлоги. Демонстрационные и раздаточные карточки с предлогами. Картинки для составления предложений. Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Схемы гласных и согласных звуков. Схемы для составления предложений. Набор для развития дыхания. Массажные мячики. Зеркала для постановки звуков. Набор для развития мелкой моторики пальцев. Развивающие игры.

 

Учебно-методическое обеспечение:

 

1.      Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.

2.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

3.      Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС»,

2001.

4.      Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

5.      Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.

6.      Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у      младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.

7.      Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3,

№4- М.: «Просвещение» 2002.

8.      Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.


 

9.      Скачано с www.znanio.ru