Рабочая программа Логопедические занятия с 5-9 класс ТНР 5.1 и 5.2

  • doc
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Логопедические занятия с 5-9 класс ТНР 5.1 и 5.2.doc

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

 

 

ПРИНЯТО

Решение методического объединения учителей _______________________________________

Руководитель ШМО ________ /Саранчук Л.А../

 Протокол от «__» _______ 2023 года  № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Директор МАОУ «СОШ №24»

___________ /Гайдуков А.Н../

 «__» _______ 2023 года

             

                         

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1 и 5.2)

5-9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

учитель-логопед  Заводова Н.Г.

 

 

 

 

Краснотурьинск, 2023

 

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе среднего общего образования логопедические занятия – единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению.

У учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

· коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

·   познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логопедическая коррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Таким образом, цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для учащихся разработана в соответствии с:

-            положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

-            - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к основной образовательной программе среднего общего образования; 

-            адаптированной общеобразовательной программой среднего общего образования МАОУ СОШ № 24;

Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1 и 5.2), испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы среднего общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

1.1.  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с задержкой психического развития.

1.2.  ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Задачи программы:

             своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

             определение особенностей детей с речевыми нарушениями;

             определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

             создание условий, способствующих освоению обучающимися с речевыми нарушениями АООП НОО, их интеграции в образовательной организации;

             осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;

             организация   индивидуально-ориентированного             коррекционно-

логопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с речевыми нарушениями;

             оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Основными направлениями логопедической работы являются:

1.      Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

2.      Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

3.      Развитие коммуникативной функции речи;

4.      Коррекция нарушений чтения и письма;

5.      Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

6.      Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Коррекция звукопроизношения состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, сонорных звуков Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей, и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

     принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

     принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу и коррекции особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

     принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

     принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

     принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

1.3.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма. Логопедическая работа с обучающимися направлена на реализацию системы логопедической помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом недоразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.

1.4.              ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звуко-слоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звуко-слоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незавершенного процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

1.5.  ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию данного коррекционного курса в учебном плане отведено 2 часа в неделю:

5  класс – 68 часов;

6  класс – 68 часов;

7  класс – 68 часов;

8  класс – 68 часов; 9 класс – 68 часов.

Логопедические занятия проводятся во внеурочное время.

В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ТПМПК) или при устранении речевого дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону уменьшения.

Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. 

Программой предусмотрено 2 часа логопедических занятий на учащегося, предполагаются индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальные занятия по 20-40 минут, групповые по 40 минут. Призваны восполнять пробелы речевого развития детей с нарушениями речи, развивать, обогащать устную и письменную речь, повышать уровень общего развития. Учить правильно, осознанно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

1.6.  ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся средней школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На логопедических занятиях ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

1.7.                 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

 

1.7.1.                      ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Освоение адаптированной программы логопедического сопровождения обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

На основе предлагаемых заданий обучающийся учится следующим умениям и качествам:

-    осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние; - определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать свои эмоции;

-    проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с

приложенными усилиями и старанием;

-    находить и устанавливать смысл учения «для себя»; - с желанием и интересом выполнять учебные задания; - иметь потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:

-    осознавать границы собственных знаний и умений;

-    принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

-    составлять план решения учебной задачи;

-работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;

-осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;

-оценивать правильность выполнения действий другого;

-проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели; - развивать способность к рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:

-    ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях, словарях с целью извлечения нужной информации;

-    самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель; - выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;

-    использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);

-    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации; -устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

На основе предлагаемых заданий обучающийся научится:

-    оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать письмо как средство коммуникации;

-    слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-    планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-    уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-    работать в парах и малых группах;

-    понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

Предметные результаты

В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и уметь:

-    отличать текст от набора предложений, написанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам; -знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и приставки;

-    выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия написания и произношения;

-    правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных, разделительным мягким знаком, разделительным твёрдым знаком;

-    видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова, и правильно писать их; - правильно писать сложные слова с соединительными буквами о – е;

-    иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах;

-    уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы;

-распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи;

-    уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам); -уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков;

-    находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам;

-    иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами;

-    отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений, различных искаженных вариантов;

-    определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

-    определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания

(план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;

-    отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

-    составлять план связного высказывания;

-    самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог; - сравнивать, обобщать и делать вывод; - доказывать и рассуждать.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

 

2.  СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

2.1.  НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

I.             Диагностическая работа. 1.          Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование       фонематического      слуха. Обследование        лексического строя   речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.

2.        Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение.

Однокоренные слова. Словообразование слов.

3.        Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.

4.        Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных иы. Выделение гласных из слов.

5.        Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.

6.        Связная речь.          Составление описания простого предмета.           Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. II.   Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно – развивающая программа состоит из 11 разделов: Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки.

Ударение. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-; -рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Правописание гласных в приставках –пре-, при-. Чередование гласных в корнях –бир-, -бер. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Наречие. Конечные гласные наречий.

 

Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки.

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова). Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. 

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Правописание согласных в приставках. Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

 

Развитие слогового анализа и синтеза. Правописание сложных слов.

 

Морфемика и словообразование.

Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова.

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс.

Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-,

-ив-, -лив-, -чик-, -оват-, -еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н, -ян-, -ск-, -енн-). Образование притяжательных. прилагательных (-ин-, …). Сложные слова. Сложносокращённые слова.

 

Словоизменение. Имя существительное.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.).

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие,

-ия (Д.п., П.п.). Несклоняемые имена существительные.

 

Словоизменение. Имя прилагательное.

Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам и по падежам. Согласование прилагательных с существительными в роде и в числе. Степени сравнения имени прилагательных.

 

Словоизменение. Числительное.

Согласование порядковых числительных с существительными.

 

Словоизменение. Местоимение.

Согласование местоимений с существительными.

 

Словоизменение. Глагол.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование с именем существительным. Согласование глаголов с существительными в числе. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов.

 

Развитие анализа структуры предложения.

Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Анализ предложений с непроизводными предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение и перестроение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Связь слов в предложении (согласование, управление, примыкание). Работа с деформированным предложением.

 

Развитие анализа структуры текста.

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План текста. Виды плана. Подробное изложение. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Сочинение. Редактирование текста.

Речевые ошибки. Работа с деформированным текстом.

 

III.             Консультативная работа.

 Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

IV.              Информационно-просветительская работа.

 Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.2.  ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

                       1.         Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

-                        коррекция дефектов произношения;

-                        формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2.        Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

3.        Развитие связной речи.

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы программы являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса обучения из расчета 1 час на 1 тему. Количество часов на изучение тем может меняться.

5 класс

 

Темы занятий

Кол-во часов

 

1

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки.

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные после шипящих и Ц.

10

 

2

Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки.

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова).

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.

Разделительный      мягкий знак. Разделительный твёрдый      знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Непроизносимые согласные.

Двойные согласные.

12

3

Морфемика и словообразование.

Основа слова и окончание.

Корень слова. Однокоренные слова.

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.

Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, - еват-).

Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, - н-, -ян-, -ск, -енн-).

Образование притяжательных прилагательных (-ин-, …).

12

4

Словоизменение. Имя существительное.

Изменение существительных по числам.

Изменение    существительных      по        падежам,        в существительных на –ии, - ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.).

Изменение    существительных      по        падежам,        в существительных на –ии, - ие, -ия (Д.п., П.п.).

том

том

числе

числе

6

5

Словоизменение. Имя прилагательное.

Род имён прилагательных.

Изменение прилагательных по числам и по падежам.

Согласование прилагательных с существительными в ро

Согласование прилагательных с существительными в числе.

де.

 

 

8

6

Словоизменение. Глагол.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование с именем существительным.

Согласование глаголов с существительными в числе.

8

7

Развитие анализа структуры предложения.

Предложение. Грамматическая основа.

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения.

Обращение.

Прямая и косвенная речь.

12

 

Всего часов:

68

 

6   класс

Темы занятий

Кол-во часов

1

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки.

Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, - раст-, -ращ.

Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, - гар.

Правописание гласных в приставках –пре-, -при.

14

2

Развитие фонематического анализа и синтеза. Согласные звуки.

Правописание согласных в приставках.

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

10

3

Развитие слогового анализа и синтеза.

Правописание сложных слов.

4

4

Морфемика и словообразование.

Сложные слова. Сложносокращённые слова.

6

5

Словоизменение. Имя существительное.

Несклоняемые имена существительные.

4

6

Словоизменение. Имя прилагательное.

Степени сравнения имени прилагательных.

4

7

Словоизменение. Числительное.

Согласование порядковых числительных с существительными.

4

8

Словоизменение. Местоимение.

Согласование местоимений с существительными.

4

9

Словоизменение. Глагол.

Изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов.

6

 

Спряжение глаголов. Окончания глаголов.

 

10

Развитие анализа структуры предложения.

Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения

Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений

12

 

Всего часов:

68

 

7   класс

 

Темы занятий

Кол-во часов

 

1

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Гласные звуки.

Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

Наречие. Конечные гласные наречий.

14

 

2

Согласные звуки.

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

4

 

3

Развитие анализа структуры предложений.

Причастие как особая форма глагола.

Причастный оборот.

Анализ предложений с причастным оборотом.

Деепричастие как особая форма глагола.

Деепричастный оборот.

Анализ предложений с деепричастным оборотом.

Наречие как часть речи.

Анализ предложений с наречиями.

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

32

 

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, понад).

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

Распространение предложений.

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

 

4

Развитие анализа структуры текста.

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».

Составление текста из деформированных предложений.

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

План. Пересказ текста по составленному плану.

Подробное изложение повествовательных текстов.

Подробное изложение с творческими дополнениями.

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

18

 

Всего часов:

68

 

8   класс

Темы занятий

Кол-во часов

1

Работа над предложением.

Уточнение представлений о предложении.

Типы предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложений.

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

36

 

Конструирование предложений с однородными членами.

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.

        Связь     слов     в     предложении,     выраженная     примыканием.

Конструирование предложений.

 

2

Работа над текстом.

Пересказ по серии сюжетных картинок.

Пересказ по сюжетной картинке.

Что такое план.

Виды планов.

Пересказ по плану.

Изложение текста по вопросам и опорным словам.         

Изложение текста по коллективно составленному плану.

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Текст – повествование. Составление рассказа.

Текст – описание. Составление рассказа.

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

Замена в тексте лица рассказчика.

32

 

Всего часов:

68

 

9   класс

Темы занятий

Кол-во часов

1

Работа над предложением.

Уточнение представлений о предложении.

34

 

 

Типы предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложений.

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.

Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.

Конструирование бессоюзных сложных предложений.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.

           Связь     слов    в     предложении,     выраженная     примыканием.

Конструирование предложений.

 

2

Работа над текстом.

Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.

Типы текстов.

Структура текста. Понятие о микротеме.

План. Виды плана.

Составление планов разных видов.

Составление плана по данному тексту.

Изложение   с          языковым       разбором        текста           по составленному плану.

Редактирование изложения.

Типы текста. Сравнительное описание.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.      

Типы текста. Повествование.   

Типы текста. Рассуждение.  

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.  

коллективно

34

 

Редактирование сочинения.  

Проверка результативности коррекционной работы. 

 

 

Всего часов:

68

Количество часов, посвященное изучению указанных тем, может варьироваться в зависимости от речевого дефекта, темпа и степени усвоения материала детьми.

 

4.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среду логопедического кабинета в рамках образовательной организации.

5.  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

6.      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, пособия, учебно-наглядный материал (специально изготовленные схемы, символы, условные обозначения, таблицы, памятки, алгоритмы, карточки с заданиями, учебная литература, словари различного типа  (толковые,  орфографические, словообразовательные, синонимов, антонимов, омонимов), раздаточный материал, дидактические игры, кроссворды, ребусы, предметные и сюжетные картинки, мячи, классная магнитная доска, рабочие тетради и тетради для проверочных работ, ручки разных цветов, цветные мелки и т.д.), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности  учителя—логопеда.

Методическая литература, используемая в логопедической работе:

1.       О.В. Елецкая, Н.Ю Горбачевская. Организация логопедической работы в школе.

2.       Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

3.       Т.Г.      Филичева,      Н.А.    Чевелёва,        Т.В.     Чиркина.        Основы           логопедии.     – М.: «Просвещение»,1989.

4.       Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

5.       Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

6.       М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

7.       Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

8.       Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

9.       Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

10.   М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

11.   Е.В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007. 

12.   Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13.   Е.В. Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

14.   Е.В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

15.   З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.

16.   Т.А. Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап:

Пособие для логопеда. – М., 2005.

Учебные пособия для работы с детьми:

1.  О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

2.  Л.Н. Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

3.  Л.Н.       Ефименкова. Коррекция      ошибок,          обусловленных          несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

4.  Т. А. Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

5.  Л. Н. Ефименкова, Н. Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.

6.  В. П. Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.

7.  А. И. Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

8.  В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

9.  В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005. 10. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

11.    В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

12.    В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

13.    В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003. 14. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.

15. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.


Скачано с www.znanio.ru