Рабочая программа - Материаловедение (специальность 13.02.07)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дисциплины Материаловедение разработана для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Иконка файла материала РП 13.02.07 Материаловедение.docx

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ленинградской области

«Сланцевский индустриальный техникум»

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»

_________________ А.М.Кононов

«31» августа 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

 

 

 

Специальность:

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Сланцы

2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).

Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»

Рекомендована: предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»

Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии

№ 8 от «16» марта 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации примерной программы учебной дисциплины

 

10

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

12

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

1.1. Область применения программы

 

 

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Рабочая программа дисциплины материаловедение может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

 

Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.00.).

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;

- определять твердость материалов;

- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

- подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;

знать:

- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

- виды прокладочных и уплотнительных материалов;

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

- классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- основные свойства полимеров и их использование;

- особенности строения металлов и сплавов;

- свойства смазочных и абразивных материалов;

- способы получения композиционных материалов;

- сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

 

максимальная учебная нагрузка обучающегося 165 часов, в том числе:

-     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

-     самостоятельной работы обучающегося 55 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:

 

       лабораторные работы

20

       практические занятия

8

       контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

55

Итоговая аттестация в форме  экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Материаловедение

 

3 семестр

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

1

 

 

1

Роль материалов в современной технике. Выбор материалов при подготовке производства.

Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология.

1

1

РАЗДЕЛ 1 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

19

 

Тема 1.1 Основы металловедения

1

Строение и свойства металлов

1

1-2

2

Дефекты кристаллического строения

1

1-2

3

Механические свойства материалов

1

1-2

4

Основные методы определения механических свойств материалов

1

1-2

5

Сплавы и их свойства

1

1-2

6

Диаграммы состояния I, II, III и IV рода

2

1-2

7

Сплавы железа с углеродом. Диаграмма состояния «железо-цементит»

2

1-2

8

Серый, белый, ковкий и высокопрочный чугуны

2

1-2

9

Углеродистые и легированные стали

2

1-2

10

Термическая обработка (отжиг, нормализация, закалка, отпуск)

2

1-2

11

Химико-термическая обработка (цементация, азотирование, цианирование, хромирование)

2

1-2

12

Цветные сплавы. Бронза, латунь

2

1-2

Лабораторные работы

4

 

 

1

Ознакомление с металломикроскопом

1

3

2

Изучение микроструктуры стали и чугуна под металломикроскопом

1

3

3

Определение твердости металлов

1

3

4

Испытание металлов на ударную вязкость

1

3

Практические занятия

4

 

 

1

Изучение сплавов на основе железа
2

3

2

Изучение основ термической и химико-термической обработки металлов и сплавов
2

3

Итоговое занятие

2

3

Самостоятельная работа для обучающихся

15

3

 

Применение основных свойств металлов и сплавов.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

 

 

 

 

 

4 семестр

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

60

 

Тема 2.1 Общие сведения

1

Основные сведения об электротехнических материалах. Элементы зонной теории

2

1

Тема 2.2 Диэлектрические материалы

1

Общие сведения о диэлектрических  материалах

2

1-2

2

Электропроводность диэлектриков

2

1-2

3

Поляризация диэлектриков

2

1-2

4

Диэлектрические потери

2

1-2

5

Электрическая прочность диэлектриков

2

1-2

6

Механические и термические свойства диэлектриков

2

1-2

7

Физико-химические свойства диэлектриков

2

1-2

8

Газообразные диэлектрические  материалы

2

2

9

Жидкие диэлектрические материалы

2

2

10

Синтетические жидкие диэлектрики

2

2

11

Полиэтилен и поливинилхлорид

2

2

12

Полиметилметакрилат и винипласт

2

2

13

Фторопласт-3 и фторопласт-4

2

2

14

Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит, лакоткань

2

2

15

Резина. Эпоксидная смола

2

2

16

Лаки, эмали, компаунды, клеи

2

2

17

Дерево, волокнистые материалы, бумага, картон

2

2

18

Стекло и керамика. Слюда

2

2

19

Активные диэлектрики

2

2

Тема 2.3 Полупроводниковые материалы

1

Общие сведения о полупроводниковых материалах

2

1-2

2

Электронно-дырочный переход (p-n переход)

2

2

Тема 2.4 Проводниковые материалы

1

Общие сведения о проводниковых материалах

2

1-2

2

Проводниковые материалы с высокой проводимостью

4

2

3

Материалы с большим удельным сопротивлением

2

2

4

Область применения проводниковых материалов

2

2

Тема 2.5 Магнитные материалы

1

Общие сведения о магнитных материалах

2

1-2

2

Магнитомягкие материалы

2

2

3

Магнитотвердые материалы

2

2

Лабораторные работы

16

 

 

1

Определение диэлектрической проницаемости твердого диэлектрика

2

3

2

Определение электрической прочности газообразных диэлектриков

2

3

3

Определение электрической прочности жидких диэлектриков

2

3

4

Определение электрической прочности твердых диэлектриков

2

3

5

Определение величины обратного тока диода в зависимости от температуры

2

3

6

Исследование выпрямителя однофазного тока на диодах

2

3

7

Определение потерь в стали ваттметровым способом

2

3

8

Получение магнитных характеристик с применением электронного осциллографа

2

3

Практические занятия

4

 

 

1

Классификация и маркировка проводниковых материалов
2

3

2

Диэлектрические материалы
2

 

Итоговое занятие

2

3

Самостоятельная работа для обучающихся

40

3

 

Применение основных свойств диэлектрических материалов  (газообразные, жидкие, твердые)

Сравнительная характеристика материалов по их диэлектрическим свойствам

Область применения проводниковых материалов в электроэнергетической отрасли

Исследовательский проект «Диэлектрические материалы» (презентация, доклад)

 

 


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

-     посадочные места по количеству обучающихся;

-     рабочее место преподавателя;

-     комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

-     объемные модели металлической кристаллической решетки;

-     образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

-     образцы неметаллических материалов.

-     компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;

-     методические пособия.

Лаборатория «Электротехнических материалов»:

- осциллограф – 1 шт.;

- амперметр – 1 шт.;

- вольтамперметр – 1 шт.;

- вольтметр – 8 шт.;

- микроскоп – 1 шт.;

- микрофарадометр – 2 шт.;

- потенциометр – 2 шт.;

- частотометр – 1 шт.;

- машина испытательная универсальная КМ-50-1 – 1 шт.;

- машина для испытания на кручение УММ-5 – 1 шт.

- Маятниковое копра МК-30А – 1 шт.

- Твердомер ТКС-1 – 2 шт.

- Металломикроскоп МИН-9 – 1 шт.

- Металломикроскоп МИМ-7 – 1 шт.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.     Электротехнические и конструкционные материалы: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования. Бородулин А.С. 3-е изд.испр. – М.: Издательство Академия, 2007 – 280 с.

2.     Материаловедение (металлообработка): Адаскин А.М., Зуев В.М., Учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: Академия– 240 с.

3.      Материаловедение: Учебник / Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Издательство: Инфра-М , 2009 г., 150 с.

4.     Материаловедение: Учебник для студ учреждений сред. проф. образования Черепахин А.А., издательство Академия, 2008 г., 256 с.

5.     Стуканов В. А., Материаловедение,  Изд-во: Форум, Инфра-М, 2008 г., 368 с.

 

Дополнительные источники:

1.     Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

2.     Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф., Издательство: Машиностроение, 2005 г., 256 с.

3.     Материаловедение: Учеб. пособие. Давыдова И.С., Максина Е.Л. Издательство: РИОР, 2006 г., 240 с.

4.     Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.

 

 

Интернет-ресурсы:

1.     http://materialu-adam.blogspot.com/

2.     http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

определять виды конструкционных материалов;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания материалов;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

 

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

классификацию и способы получения композиционных материалов;

Устные и письменные опросы в течение обучения, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

строение и свойства металлов, методы их исследования;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также