Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ленинградской области
«Сланцевский индустриальный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»
_________________ А.М.Кононов
«31» августа 2016 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Специальность:
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
г.Сланцы
2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).
Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»
Рекомендована: предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»
Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии
№ 8 от «16» марта 2016 г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).
Рабочая программа дисциплины материаловедение может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП.00.).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
- определять твердость материалов;
- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;
знать:
- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
- виды прокладочных и уплотнительных материалов;
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;
- классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
- методы измерения параметров и определения свойств материалов;
- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
- основные свойства полимеров и их использование;
- особенности строения металлов и сплавов;
- свойства смазочных и абразивных материалов;
- способы получения композиционных материалов;
- сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося 165 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
110 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
20 |
практические занятия |
8 |
контрольные работы |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
55 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
3 семестр
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
|
||
|
1 |
Роль материалов в современной технике. Выбор материалов при подготовке производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология. |
1 |
1 |
РАЗДЕЛ 1 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
19 |
|
||
Тема 1.1 Основы металловедения |
1 |
Строение и свойства металлов |
1 |
1-2 |
2 |
Дефекты кристаллического строения |
1 |
1-2 |
|
3 |
Механические свойства материалов |
1 |
1-2 |
|
4 |
Основные методы определения механических свойств материалов |
1 |
1-2 |
|
5 |
Сплавы и их свойства |
1 |
1-2 |
|
6 |
Диаграммы состояния I, II, III и IV рода |
2 |
1-2 |
|
7 |
Сплавы железа с углеродом. Диаграмма состояния «железо-цементит» |
2 |
1-2 |
|
8 |
Серый, белый, ковкий и высокопрочный чугуны |
2 |
1-2 |
|
9 |
Углеродистые и легированные стали |
2 |
1-2 |
|
10 |
Термическая обработка (отжиг, нормализация, закалка, отпуск) |
2 |
1-2 |
|
11 |
Химико-термическая обработка (цементация, азотирование, цианирование, хромирование) |
2 |
1-2 |
|
12 |
Цветные сплавы. Бронза, латунь |
2 |
1-2 |
|
Лабораторные работы |
4 |
|
||
|
1 |
Ознакомление с металломикроскопом |
1 |
3 |
2 |
Изучение микроструктуры стали и чугуна под металломикроскопом |
1 |
3 |
|
3 |
Определение твердости металлов |
1 |
3 |
|
4 |
Испытание металлов на ударную вязкость |
1 |
3 |
|
Практические занятия |
4 |
|
||
|
1 |
Изучение сплавов на основе железа |
2 |
3 |
2 |
Изучение основ термической и химико-термической обработки металлов и сплавов |
2 |
3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа для обучающихся |
15 |
3 |
||
|
Применение основных свойств металлов и сплавов. Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке. Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. |
|
|
4 семестр
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ |
60 |
|
||
Тема 2.1 Общие сведения |
1 |
Основные сведения об электротехнических материалах. Элементы зонной теории |
2 |
1 |
Тема 2.2 Диэлектрические материалы |
1 |
Общие сведения о диэлектрических материалах |
2 |
1-2 |
2 |
Электропроводность диэлектриков |
2 |
1-2 |
|
3 |
Поляризация диэлектриков |
2 |
1-2 |
|
4 |
Диэлектрические потери |
2 |
1-2 |
|
5 |
Электрическая прочность диэлектриков |
2 |
1-2 |
|
6 |
Механические и термические свойства диэлектриков |
2 |
1-2 |
|
7 |
Физико-химические свойства диэлектриков |
2 |
1-2 |
|
8 |
Газообразные диэлектрические материалы |
2 |
2 |
|
9 |
Жидкие диэлектрические материалы |
2 |
2 |
|
10 |
Синтетические жидкие диэлектрики |
2 |
2 |
|
11 |
Полиэтилен и поливинилхлорид |
2 |
2 |
|
12 |
Полиметилметакрилат и винипласт |
2 |
2 |
|
13 |
Фторопласт-3 и фторопласт-4 |
2 |
2 |
|
14 |
Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит, лакоткань |
2 |
2 |
|
15 |
Резина. Эпоксидная смола |
2 |
2 |
|
16 |
Лаки, эмали, компаунды, клеи |
2 |
2 |
|
17 |
Дерево, волокнистые материалы, бумага, картон |
2 |
2 |
|
18 |
Стекло и керамика. Слюда |
2 |
2 |
|
19 |
Активные диэлектрики |
2 |
2 |
|
Тема 2.3 Полупроводниковые материалы |
1 |
Общие сведения о полупроводниковых материалах |
2 |
1-2 |
2 |
Электронно-дырочный переход (p-n переход) |
2 |
2 |
|
Тема 2.4 Проводниковые материалы |
1 |
Общие сведения о проводниковых материалах |
2 |
1-2 |
2 |
Проводниковые материалы с высокой проводимостью |
4 |
2 |
|
3 |
Материалы с большим удельным сопротивлением |
2 |
2 |
|
4 |
Область применения проводниковых материалов |
2 |
2 |
|
Тема 2.5 Магнитные материалы |
1 |
Общие сведения о магнитных материалах |
2 |
1-2 |
2 |
Магнитомягкие материалы |
2 |
2 |
|
3 |
Магнитотвердые материалы |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
16 |
|
||
|
1 |
Определение диэлектрической проницаемости твердого диэлектрика |
2 |
3 |
2 |
Определение электрической прочности газообразных диэлектриков |
2 |
3 |
|
3 |
Определение электрической прочности жидких диэлектриков |
2 |
3 |
|
4 |
Определение электрической прочности твердых диэлектриков |
2 |
3 |
|
5 |
Определение величины обратного тока диода в зависимости от температуры |
2 |
3 |
|
6 |
Исследование выпрямителя однофазного тока на диодах |
2 |
3 |
|
7 |
Определение потерь в стали ваттметровым способом |
2 |
3 |
|
8 |
Получение магнитных характеристик с применением электронного осциллографа |
2 |
3 |
|
Практические занятия |
4 |
|
||
|
1 |
Классификация и маркировка проводниковых материалов |
2 |
3 |
2 |
Диэлектрические материалы |
2 |
|
|
Итоговое занятие |
2 |
3 |
||
Самостоятельная работа для обучающихся |
40 |
3 |
||
|
Применение основных свойств диэлектрических материалов (газообразные, жидкие, твердые) Сравнительная характеристика материалов по их диэлектрическим свойствам Область применения проводниковых материалов в электроэнергетической отрасли Исследовательский проект «Диэлектрические материалы» (презентация, доклад) |
|
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
- компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;
- методические пособия.
Лаборатория «Электротехнических материалов»:
- осциллограф – 1 шт.;
- амперметр – 1 шт.;
- вольтамперметр – 1 шт.;
- вольтметр – 8 шт.;
- микроскоп – 1 шт.;
- микрофарадометр – 2 шт.;
- потенциометр – 2 шт.;
- частотометр – 1 шт.;
- машина испытательная универсальная КМ-50-1 – 1 шт.;
- машина для испытания на кручение УММ-5 – 1 шт.
- Маятниковое копра МК-30А – 1 шт.
- Твердомер ТКС-1 – 2 шт.
- Металломикроскоп МИН-9 – 1 шт.
- Металломикроскоп МИМ-7 – 1 шт.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
3. Материаловедение: Учебник / Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Издательство: Инфра-М , 2009 г., 150 с.
4. Материаловедение: Учебник для студ учреждений сред. проф. образования Черепахин А.А., издательство Академия, 2008 г., 256 с.
5. Стуканов В. А., Материаловедение, Изд-во: Форум, Инфра-М, 2008 г., 368 с.
Дополнительные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф., Издательство: Машиностроение, 2005 г., 256 с.
4. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.
Интернет-ресурсы:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
определять виды конструкционных материалов; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
|
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
классификацию и способы получения композиционных материалов; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, внеаудиторная самостоятельная работа |
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; |
Устные и письменные опросы в течение обучения, лабораторные работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.