Рабочая программа - Метрология, стандартизация и сертификация (специальность 13.02.07)
Оценка 4.7

Рабочая программа - Метрология, стандартизация и сертификация (специальность 13.02.07)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
преподавание
04.10.2020
Рабочая программа - Метрология, стандартизация и сертификация (специальность 13.02.07)
Программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация разработана для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
РП 13.02.07 Метрология, стандартизация и сертификация.docx

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ленинградской области

«Сланцевский индустриальный техникум»

 

 

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ ЛО «СИТ»

_________________ А.М.Кононов

«31» августа 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

 

 

Специальность:

13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сланцы

2016 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Сланцевский индустриальный техникум» (ГБПОУ ЛО «СИТ»).

Разработчик: Лебедев Дмитрий Анатольевич, преподаватель ГБПОУ ЛО «СИТ»

Рекомендована: предметной (цикловой) комиссией технических дисциплин ГБПОУ ЛО «СИТ»

Протокол заседания предметной (цикловой) комиссии

№ 8 от «16» марта 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.      условия реализации примерной программы учебной дисциплины

 

9

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Рабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

 

Дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины (ОП).

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

-     использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

-     оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

-     приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

-     применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

знать:

-     задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

-     основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

-     основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

-     терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

формы подтверждения качества.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

 

максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов, в том числе:

-     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;

-     самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

 

       лабораторные работы

8

       практические занятия

12

       контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

2

 

 

1

Цели и задачи дисциплины. Краткая история развития метрологии. Связь с другими дисциплинами. Роль метрологии в электроэнергетической отрасли

2

1

РАЗДЕЛ 1 МЕТРОЛОГИЯ

18

 

Тема 1.1 Правовые основы метрологической деятельности в РФ

1

Законодательная база метрологии. Юридическая ответственность за нарушение нормативных требований по метрологии.

2

2

Тема 1.2 Государственная метрологическая служба РФ

1

Метрологические службы. Государственный метрологический контроль и надзор. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

2

2

Тема 1.3 Объекты и методы измерений, виды контроля

1

Измеряемые величины. Международная система единиц физических величин. Методы измерений. Виды контроля. Методика выполнения измерений.

2

2

Тема 1.4 Средства измерений

1

Виды средств измерений. Измерительные сигналы. Метрологические показатели средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Классы точности средств измерений. Метрологическая надежность средств измерений. Метрологическая аттестация средств измерений.

2

2

Тема 1.5 Погрешность измерений

1

Систематические и случайные погрешности. Принципы возникновения погрешностей измерения. Критерии качества измерений. Планирование измерений.

2

2

Тема 1.6 Выбор измерительного средства

1

Подготовка и выполнение измерительного эксперимента. Обработка результатов наблюдений и оценивание погрешностей измерений. Выбор измерительных средств по допустимой погрешности измерения. Выбор измерительных средств для контроля размеров и других параметров.

2

2

Тема 1.7 Обеспечение единства измерений

1

Единство измерений. Поверка средств измерений. Калибровка средств измерений. Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы. Сертификация средств измерений.

2

2

Тема 1.8 Общие характеристики измерительных приборов

1

Аналоговые измерительные приборы. Цифровые измерительные приборы.

2

2

Тема 1.9 Основы квалиметрии

1

Общие сведения об измерении качества. Показатели качества. Комплексные показатели качества.

2

2

Лабораторные работы

6

 

 

1

Поверка вольтметра

2

3

2

Измерение токов и напряжений прямым и косвенным методом

2

3

3

Поверка однофазного счетчика

2

3

Практические занятия

4

 

 

1

Градуировка прибора после замены добавочного сопротивления
2

3

2

Классификация и маркировка электроизмерительных приборов
2

3

Самостоятельная работа для обучающихся

3

 

 

Международная система единиц измерений

Виды погрешностей

Методы поверки и поверочные схемы

1

1

1

3

3

3


 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ

12

 

Тема 2.1 Общие сведения о стандартизации

1

Роль стандартизации в народном хозяйстве. Краткие сведения из истории развития стандартизации.

2

2

Тема 2.2 Государственная система стандартизации

1

Органы и службы стандартизации. Нормативные документы. Виды стандартов. Порядок разработки государственных стандартов. Контроль и надзор. Нормаконтроль.

2

2

Тема 2.3 Методические основы стандартизации

1

Система предпочтительных чисел. Принципы и методы стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация.

2

2

Тема 2.4 Межотраслевые системы стандартов

1

Единая система конструкторской документации. Единая система технологической документации. Система разработки и постановки продукции на производство. Единая система программных документов.

2

2

Тема 2.5 Межгосударственная система стандартизации

1

Общая характеристика системы. Порядок разработки межгосударственных стандартов.

2

2

Тема 2.6 Международная и региональная стандартизация

1

Международная организация по стандартизации. Международная электротехническая комиссия. Региональные организации по метрологии, стандартизации и сертификации.

1

2

Тема 2.7 Экономическая эффективность стандартизации. Основные направления стандартизации

1

Экономическая, техническая, информационная и социальная эффективность стандартизации. Главные направления развития стандартизации в РФ.

1

2

Лабораторные работы

0

 

Практические занятия

0

 

Самостоятельная работа для обучающихся

5

 

 

Нормативные документы по стандартизации

Система стандартов безопасности труда

Международная организация по стандартизации. Международная электротехническая комиссия

1

2

2

3

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 3 СЕРТИФИКАЦИЯ

14

 

Тема 3.1 Общие сведения о сертификации

1

Основные понятия, цели и объекты сертификации. История развития сертификации. Правовое обеспечение сертификации.

2

2

Тема 3.2 Качество и конкурентоспособность продукции

1

Общие сведения о конкурентоспособности. Основные понятия и определения в области качества продукции. Сертификация систем качества.

2

2

Тема 3.3 Качество продукции и защита потребителей

1

Закон «О защите прав потребителей». Основы законодательства о защите прав потребителей.

2

2

Тема 3.4 Аудит качества

1

Аудит качества как систематический и независимый анализ. Внутренний аудит. Внешний аудит. Классификация аудитов.

2

2

Тема 3.5 Системы сертификации

1

Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Система сертификации однородной продукции.

2

2

Тема 3.6 Схемы сертификации

1

Схемы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий.

2

2

Тема 3.7 Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровне

1

Международная сертификация. Региональная сертификация. Национальные организации в зарубежных странах.

2

2

Лабораторные работы

2

 

 

1

Измерение освещенности. Аттестация помещений по нормам освещенности

2

3

Практические занятия

8

 

 

1

Объекты и методы измерения, виды контроля
2

3

2

Формирование единичных показателей качества продукции
2

3

3

Оформление заявки на сертификацию
2

3

4

Оформление сертификата соответствия
2

3

Итоговая контрольная работа

2

3

Итоговое занятие

2

3

Самостоятельная работа для обучающихся

1

 

 

Роль сертификации в повышении качества продукции

1

3


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация».

Оборудование учебного кабинета:

-     посадочные места по количеству обучающихся;

-     рабочее место преподавателя;

-     комплект учебно-наглядных пособий «Метрология»;

-     цифровые и аналоговые электроизмерительные приборы;

-     компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;

-     методические пособия;

-     установка измерительная – 6 шт.;

-     вольтметр – 25 шт.;

-     мост переменного тока – 1 шт.;

-     осциллограф – 1 шт.;

-     рабочее место электрика «Уралочка» – 6 парт;

-     учебный лабораторный стенд «Основы автоматизации» НТЦ-11.00 – 1 шт.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Зайцев С.А., Толстов А.Н. Метрология и стандартизация и сертификация в энергетике: учеб. пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»;

2. Бесаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002;

3. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие. – СПб.: «ПИТЕР», 2008;

4. Хромоин П.К. Электротехнические измерения: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008;

5. Шишмарев В.Ю. Средства измерения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006;

6. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001;

 

Дополнительные источники:

1.   Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация.  – М.: Высшая школа, 2002.

2.   Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Высшая школа, 2000.

3.   Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф.  Процессы управления объектами машиностроения. – М.: Высшая школа, 2001.

4.   Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении.– М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5.   Палий М.А., Брагинский В.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении. – М.: Машиностроение, 1997.

6.   Исаев Л.К., Маклинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. – М: ИПК Изд-во стандартов, 1996.

7.   Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. – М.: Радио и связь, 1999.

 

Интернет-ресурсы:

- http://window.edu.ru/resource/174/73174/files/ponomarev.pdf

- http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1009505353.pdf

- http://www.be5.biz/ekonomika/m003/toc.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Аудиторные занятия

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Аудиторные занятия и внеаудиторная самостоятельная работа

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

Аудиторные занятия

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

Аудиторные занятия

Знания:

 

основные понятия метрологии

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа

формы подтверждения качества;

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет общего и профессионального образования

Комитет общего и профессионального образования

Программа учебной дисциплины разработана на основе

Программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Дополнительные источники: 1.

Дополнительные источники: 1.

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2020