Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Патриот»
с кадетскими классами»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________ /Юнева Т.В/ Протокол №1 от «___» августа 2019г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ___________ /О.Н.Майстренко/ « ____» августа 2019г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР ________ /Д.П.Барановский/ Приказ № ____ от «___» августа 2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для учащихся 1 класса «Б»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Черникова Елизавета Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы Л.Г. Савенковой, Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство».
Программа предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи:
· овладевать учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
· развивать художественные способности школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
· повышать уровень художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
· воспитывать интерес и любовь к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» ЭМР Саратовской области на 2019-2020 учебный год..
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
В основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
· опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
· процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
· проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
· активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, проектная.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС
Личностными результатами обучения учащихся являются:
§ в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
§ в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
§ в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметными результатами обучения являются:
· умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
· желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
· активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир, родной язык и др.);
· обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;
· формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную
художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать
средства для реализации художественного замысла;
· формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами учащихся являются:
Блок «Выпускник научится»
Блок «Выпускник получит возможность научиться»
§ организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
§ применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
§ передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
§ составлять композиции с учетом замысла;
§ применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
§ рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
§ различать теплые и холодные цвета;
§ узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
§ сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
§ применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
Содержание учебного предмета
В программе представлены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание, межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, музыка.
Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся технологии: личностно-ориентированного обучения; проблемного обучения; проектной
деятельности; исследовательской деятельности; игровые; информационные. дифференцированного обучения; здоровьесберегающие.
Формы организации учебного процесса
1) уроки: комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний, экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;
2) проекты: информационные, исследовательские, социальные.
Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.
К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой 1кл. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
(1 ч в неделю)
УМК Л.Г. Савенкова, Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство».
№ п/п |
Тематический блок
|
Кол-во часов |
Разделы |
||
1. |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму |
9 ч. |
2. |
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1 ч. |
3. |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму |
7 ч. |
4. |
Развитие фантазии и воображения |
7 ч. |
5. |
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1 ч. |
6. |
Развитие фантазии и воображения |
3 ч. |
7. |
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
3 ч. |
8. |
Развитие фантазии и воображения |
1 ч. |
9. |
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1ч. |
|
Всего: |
33ч |
Практическая часть |
||
Количество уроков с использованием ИКТ |
30 % |
|
Количество проектов |
3ч. |
|
Количество творческих и исследовательских работ |
1ч. |
|
Экскурсии |
2ч. |
Темы проектов, исследовательских работ учащихся
№ п/п |
Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик |
Сроки реализации |
1 |
Прикладной проект «Щедрый лес и его жители» |
сентябрь |
2 |
Прикладной проект «Новогодние украшения» |
декабрь |
3 |
Творческая работа « Солнечно и пасмурно». |
март |
4 |
Прикладной проект «Наши достижения» |
апрель |
5 |
Видео - экскурсия .Мастерская художника. Изобразительное искусство среди других видов искусств. |
апрель |
6 |
Видео - экскурсия . Крупнейшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж. |
май |
Тематическое планирование
по изобразительному искусству (1 ч в неделю)
УМК Л.Г. Савенкова, Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство».
№ урока
|
Наименование тем уроков
|
Количество часов |
Дата проведения
|
Коррек тировка |
|
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму |
9 |
|
|
|
Художник – живописец. |
1 |
03.09 |
|
|
Наскальная живопись. Почему камни такие красивые? |
1 |
10.09 |
|
|
Знакомство с палитрой. Листопад. Прикладной проект «Щедрый лес и его жители» |
1 |
17.09 |
|
|
Изобразительная плоскость. |
1 |
24.09 |
|
|
Художник – график. |
1 |
01.10 |
|
|
Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. |
1 |
08.10 |
|
|
Рисование с натуры предметов разной формы Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. |
1 |
15.10 |
|
|
Освоение жизненного пространства человека и животного. Мышка в норке |
1 |
22.10 |
|
|
Причудливые облака в небе. Зарисовка. |
1 |
05.11 |
|
|
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1 |
|
|
|
Художник – скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас. Виртуальная экскурсия в музей. |
1 |
12.11 |
|
|
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму |
7 |
|
|
|
Рыбы. Представление о рельефе. |
1 |
19.11 |
|
|
И Художник – прикладник |
1 |
26.11 |
|
|
Движение о объеме. На водопой. |
1 |
03.12 |
|
|
Великий художник природа. Прикладной проект «Новогодние украшения» |
1 |
10.12 |
|
|
Перевод реального изображения в декоративное. |
1 |
17.12 |
|
|
Выполнение декоративного фриза. Лунные цветы. |
1 |
24.12 |
|
|
Освоение навыков работы гуашевыми красками в создании фантастических композиций по представлению. |
1 |
14.01 |
|
|
Развитие фантазии и воображения |
7 |
|
|
|
Кляксография. Освоение техники работы «от пятна» и «по сырому». Сказочные птицы. |
1 |
21.01 |
|
|
Создание картин фантазий. Дворец царя Нептуна. |
1 |
28.01 |
|
|
Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Рисуем звуки и мелодии. |
1 |
04.02 |
|
|
Бегущее животное |
1 |
11.02 |
|
|
Дворец снежной Королевы. |
1 |
25.02 |
|
|
Импровизация. Как звучит мой дом, улица, город. |
1 |
03.03 |
|
|
Работа в объёме и пространстве. Художник – скульптор. Лесовик. |
1 |
10.03 |
|
|
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1 |
|
|
|
Видео - экскурсия .Мастерская художника. Изобразительное искусство среди других видов искусств. |
1 |
17.03 |
|
|
Развитие фантазии и воображения |
3 |
|
|
|
Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. |
1 |
07.04 |
|
|
Работа с литературными сказочными произведениями. Путешествие по сказкам. Исследовательская работа «В царстве радуги-дуги» |
1 |
14.04 |
|
|
Контраст и нюанс в разных видах искусства. Творческая работа « Солнечно и пасмурно». |
1 |
21.04 |
|
|
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
3 |
|
|
|
Художник – архитектор. Проектирование окружающей среды. Детская площадка. |
1 |
28.04 |
|
|
Представление о видах изобразительного искусства (живописном полотне, рисунке, скульптуре, декоративной композиции). Прикладной проект «Наши достижения» |
1 |
05.05 |
|
|
Разноцветный мир природы. «Сколько цветов у природы?» |
1 |
12.05 |
|
|
Развитие фантазии и воображения |
1 |
|
|
|
Времена года. Настроение природы в картинах И.И.Левитана, Н.К.Рериха, В.В.Кандинского, А.В.Лентулова. |
1 |
19.05 |
|
|
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства |
1 |
|
|
|
Видео - экскурсия. Крупнейшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж. |
1 |
26.05 |
|
Информационно-методическое обеспечение
УМК Л.Г. Савенкова, Ермолинская Е.А. «Изобразительное искусство».
Литература для учителя:
§ 1-4 кл. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа с CD-диском
§ 1-4 кл. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. Методическое пособие
§ 1кл. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для учителя. Методические разработки уроков
Литература для учащихся:
§ 1кл. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Учебник.
§ 1кл. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.
Адреса электронных ресурсов:
Техническое обеспечение
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.