Рабочая программа по биологии 5-9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 5-9 класс

Оценка 5
docx
10.02.2022
Рабочая программа по биологии 5-9 класс
РП Биология 5-9 ФГОС.docx

Планируемые результаты освоения курса

Изучение биологии в основной школе даёт возмож­ность достичь следующих личностных результатов:

·           воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традици­онных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·           формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазви­тию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессио­нальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

·           знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

·           сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отноше­ния к живым объектам;

·           формирование личностных представлений о ценно­сти природы, осознание значимости и общности гло­бальных проблем человечества;

·           формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

·           освоение социальных норм и правил поведения, ро­лей  и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пре­делах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·           развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

·           формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·           формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старши­ми и младшими в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·           формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуаль­ного и коллективного безопасного поведения в чрезвы­чайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью лю­дей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

·           формирование экологической культуры на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к ок­ружающей среде;

·           осознание значения семьи в жизни человека и обще­ства; принятие ценности семейной жизни; уважитель­ное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·           развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творче­ской деятельности эстетического характера.

 

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

·           умение самостоятельно определять цели своего обучения,  ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной деятельности;

·            овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ния понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,  структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·           Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-  популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

·           Умение  самостоятельно планировать пути достижения  целей, в том числе наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·           Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельно­сти в процессе достижения результата, определять спо­собы действий в рамках предложенных условий и тре­бований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·           владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущесвления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·           способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·           умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·           умение осознанно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

·           умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками, ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования  позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать  и отстаивать свое мнение;

·           фомирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

 

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

·           усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования со­временных представлений о естественнонаучной кар­тине мира;

·           формирование первоначальных систематизированных   представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о  взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости: овладение понятийным аппаратом биологии;

·           приобретение опыта использования методов биоло­гической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окру­жающей среде;

·           формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности чело­века в природе, влияние факторов риска на здоровье чело­века; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

·           объяснение роли биологии в практической деятельно­сти людей, места и роли человека в природе, родства общ­ности происхождения и эволюции растений и животных;

·           овладение методами биологической науки; наблюде­ние и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объясне­ние их результатов;

·           формирование представлений о значении биологиче­ских наук в решении локальных и глобальных, экологиче­ских проблем, необходимости рационального природо­пользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

·           освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

Планируемые предметные результаты изучения курса биологии.

Учащийся научится:

·           формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

·           формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

·           приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

·           формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

·           формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

·           освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

·         создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

 

Живые организмы (5 - 7 классы)

Учащийся научится:

·      выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

·       аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

·       аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

·       осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

·       раскрывать роль биологии в практической деятельностилюдей; роль различных организмов в жизни человека;

·       объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

·      выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

·      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

·      сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

·      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

·      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

·      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Человек и его здоровье (8 кл)

Учащийся научится:

·      выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

·      аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

·      аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

·      аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·      объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

·      выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

·      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

·      сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

·      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

·      знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

·      анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

·      описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

·      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

 

Общие биологические закономерности (9 класс)

Учащийся научится:

·      выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

·      аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

·      аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

·      осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

·      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·      объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

·      объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

·      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

·      сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

·      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·      знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

·      находить в учебной, научно­популярной литературе, интернет­ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

·      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

·      адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Основное содержание по темам рабочей программы

5 класс

Раздел 1. Биология – наука о живом мире

Наука о живой природе – биология. Человек и природа. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Культурные растения и домашние животные.

Свойства живого. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции.

Методы изучения природы. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Клеточное строение живых организмов. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические и органические вещества.

Процессы жизнедеятельности клетки. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов

Царства живой природы. Классификация живых организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Общая характеристика грибов. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).Многообразие и значение грибов. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Животные и растения, вредные и полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

 

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля

Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий, средних и больших глубин. Прикреплённые организмы. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

 

Раздел 4. Человек на планете Земля

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец.. Биологические особенности современного человека.

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе.

Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. ООПТ, Красная книга. Мероприятия по охране и восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Расселение редких видов на новых территориях. Обсуждение заданий на лето.

 

Итоговый контроль по курсу биологии 5 класса

 

Тематическое планирование 5 класс

Класс

Раздел, тема

Количество часов

Лабораторные работы и экскурсии

5 класс

1. Биология – наука о живом мире

8 ч

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

2. Многообразие живых организмов

12 ч

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

3. Жизнь организмов на планете Земля

8 ч

Экскурсия «Весенние явления в природе»

4. Человек на планете Земле

5 ч

 

5. Итоговый контроль

 

Итого

 

34 ч

4 л/р+1 экс.

 

6 класс

Раздел 1. Наука о растениях - ботаника

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

 

Раздел 2. Органы цветковых растений.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семени фасоли»

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение почек растения».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

 

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений.

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и  оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Практическая работа № 1 «Черенкование комнатных растений».

 

Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира.

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

 

Раздел 5. Природные сообщества.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Итоговый контроль по курсу биологии 6 класса

 

Тематическое планирование

Класс

Раздел, тема

Количество часов

Лабораторные работы

6 класс

1.    Наука о растениях - ботаника

4

 

2.    Органы цветковых растений.

13

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения семени фасоли»

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение почек растения».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

3.    Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

Практическая работа № 1 «Черенкование комнатных растений».

4.    Многообразие и развитие растительного мира.

7

 

5.    Природные сообщества.

2

 

6.    Итоговый контроль

1

 

Итого

 

34 ч

4 л/р+1пр.р.

 

7 класс

Тема 1. Введение. Зоология -наука о животных.

Зоология - наука о животных. Краткая история развития  зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных.

Экскурсия 1 "Среды жизни и места обитания животных. многообразие животных в природе. Обитание в сообществах".

Тема 2. Строение  тела  животных.

Клетка. Ткани, органы и системы органов животного организма.

 

Тема 3.  Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Значение простейших.

 

Лабораторная работа № 1 "Изучение строения инфузории - туфельки".

Лабораторная работа № 2 "Рассматривание простейших под микроскопом".

 

Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

 

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 3 " Изучение внешнего строения дождевого червя".

 

Тема 6.  Тип Моллюски.

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Лабораторная работа № 4 " Изучение строения прудовика и его раковины".

Лабораторная работа № 5 " Изучение строения беззубки и ее раковины".

Лабораторная работа № 6 " Изучение раковин различных моллюсков".

 

Тема 7.  Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые: пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые - вредители культур растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа № 7 "Внешнее строение жука-носорога".

Лабораторная работа № 8 "Изучение коллекции насекомых".

Экскурсия 2 "Разнообразие членистоногих"

 

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Подтип Черепные. Рыбы.

Хордовые - примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа № 9 "Изучение внешнего строения рыбы. Наблюдение за животными рыбами".

Лабораторная работа № 10 "Изучение скелета и определение возраста по нему".

 

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии.

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

Лабораторная работа № 11 "Изучение внешнего строения лягушки".

Лабораторная работа № 12 "Изучение скелета лягушки".

 

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение.

Лабораторная работа № 13 "Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки".

Экскурсия 3 "Разнообразие животных Кузбасса".

 

Тема 11.  Класс Птицы.

Общая характеристика класса . Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа № 14 "Изучение внешнего строение и перьевого покрова птицы".

Лабораторная работа № 15 "Изучение строения скелета птицы".

Экскурсия 4 "Птицы культурных ландшафтов".

 

Тема 12   Класс Млекопитающие или Звери.

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные , хищные, ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа № 16 "Изучение внешнего строение кошки".

Лабораторная работа № 17 "Изучение скелета кошки".

Лабораторная работа № 18 "Изучение внутреннего строение млекопитающих по готовым препаратам".

Экскурсия 5 "Домашние и дикие звери Кузбасса".

 

Тема 13. Развитие животного мира на Земле.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов.

 

Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса

Тематическое планирование

Класс

Раздел, тема

Количество часов

Лабораторные работы и экскурсии

7 класс

1. Введение. Общие сведения о мире животных.

7

Экскурсия 1 "Среды жизни и места обитания животных. многообразие животных в природе. Обитание в сообществах".

2. Строение тела животных.

3

 

3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

5

Лабораторная работа № 1 "Изучение строения инфузории - туфельки".

Лабораторная работа № 2 "Рассматривание простейших под микроскопом".

4. Подцарство Многоклеточные животные

3

 

5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

Лабораторная работа № 3 " Изучение внешнего строения дождевого червя".

6. Тип Моллюски

5

Лабораторная работа № 4 " Изучение строения прудовика и его раковины".

Лабораторная работа № 5 " Изучение строения беззубки и ее раковины".

Лабораторная работа № 6 " Изучение раковин различных моллюсков".

7. Тип Членистоногие

7

Лабораторная работа № 7 "Внешнее строение жука-носорога".

Лабораторная работа № 8 "Изучение коллекции насекомых".

Экскурсия 2 "Разнообразие членистоногих"

8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

Лабораторная работа № 9 "Изучение внешнего строения рыбы. Наблюдение за животными рыбами".

Лабораторная работа № 10 "Изучение скелета и определение возраста по нему".

9. Класс Земноводные, или Амфибии

4

Лабораторная работа № 11 "Изучение внешнего строения лягушки".

Лабораторная работа № 12 "Изучение скелета лягушки".

10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

3

Лабораторная работа № 13 "Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки".

Экскурсия 3. "Разнообразие животных Кузбасса".

11. Класс Птицы

7

Лабораторная работа № 14 "Изучение внешнего строение и перьевого покрова птицы".

Лабораторная работа № 15 "Изучение строения скелета птицы".

Экскурсия 4 "Птицы культурных ландшафтов".

12. Класс Млекопитающие, или Звери

8

Лабораторная работа № 16 "Изучение внешнего строение кошки".

Лабораторная работа № 17 "Изучение скелета кошки".

Лабораторная работа № 18 "Изучение внутреннего строение млекопитающих по готовым препаратам".

Экскурсия 5 "Домашние и дикие звери Кузбасса".

13. Развитие животного мира на Земле

3

 

14. Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса

1

 

Итого

68

18 л/р+5 экс.

 

8 класс

Раздел I. Введение. Организм человека. Общий обзор

Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Уровни организации организма. Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.

Лабораторная работа № 1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода".

Лабораторная работа № 2 "Клетки и ткани под микроскопом".

Практическая работа № 1 "Получение мигательного рефлекса и его торможение".

 

Раздел 2. Опорно-двигательная система

Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.

Лабораторная работа №  3 «Строение костной ткани».

Лабораторная работа № 4 «Состав костей: исследование натуральной, жженой и декальцинированной кости».

Практическая работа № 2 «Роль плечевого пояса и  костей предплечья в движениях руки».

Практическая работа № 3 «Утомление при статической и динамической работе».

Практическая работа № 4  «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

 

Раздел 3. Кровь. Кровообращение

Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. Селезенка и ее роль в организме.

Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека.

Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.

Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.  Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Практическая работа № 5 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».

Практическая работа № 6 «Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Практическая работа № 7 «Функциональная сердечно сосудистая проба»

 

Раздел 4. Дыхательная система

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

 Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

Лабораторная работа № 6 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Лабораторная работа № 7 «Изготовление самодельной модели Дондерса».

Практическая работа № 8 «Измерение обхвата грудной клетки».

Практическая работа № 9 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях».

 

Раздел 5. Пищеварительная система

Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи.  Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и  функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.

Регуляция пищеварения.

Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Практическая работа № 10 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка».

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки».  

 

Раздел 6. Обмен веществ и энергии. Витамины

Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.

Практическая работа № 11 «Функциональные пробы с задержкой дыхания»

 

Раздел 7. Мочевыделительная система

Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.

 

Раздел 8. Кожа

Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Практическая работа № 12 «Определение жирности кожи».

 

Раздел 9. Эндокринная система и нервная система

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Практическая работа № 13 «Действие прямых и обратных связей».

Практическая работа № 14 «Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи».

 

Раздел 10. Органы чувств. Анализаторы

Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.

Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.

Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.

Строение и функции органов обоняния и вкуса.

Осязание.

Практическая работа № 15 «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна».

Практическая работа № 16 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

Практическая работа № 17 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов и обнаружение Холодовых точек».

 

Раздел 11. Поведение и психика человека

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.

Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.

Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека.

Психологические особенности личности.

Практическая работа № 18 «Проверка действия закона взаимной индукции».

Практическая работа № 19 «Иллюзия установки».

Практическая работа № 20 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения».

           

Раздел 12. Индивидуальное  развитие организма

Половая система человека. Развитие человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Роль генетических знаний в планировании семьи.

Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Итоговый контроль по курсу биологии 8 класса

 

Тематическое планирование

Класс

Раздел, тема

Количество часов

Практические работы

Лабораторные работы

8 класс

Введение

 

 

I.Организм человека. Общий обзор

 

5 ч.

Практическая работа № 1 "Получение мигательного рефлекса и его торможение".

Лабораторная работа № 1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода".

Лабораторная работа № 2 "Клетки и ткани под микроскопом".

2. Опорно-двигательная система

9 ч.

Практическая работа №2 «Роль плечевого пояса и  костей предплечья в движениях руки».

Практическая работа №3 «Утомление при статической и динамической работе».

Практическая работа №4  «Определение нарушений осанки и плоскостопия».

Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани».

Лабораторная работа №4 «Состав костей: исследование натуральной, жженой и декальцинированной кости».

 

3. Кровь. Кровообращение

10 ч.

Практическая работа №5 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».

Практическая работа №6 «Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Практическая работа №7 «Функциональная сердечно сосудистая проба»

Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

 

4. Дыхательная система

6 ч.

Практическая работа №8 «Измерение обхвата грудной клетки».

Практическая работа №9 «Определение запыленности воздуха в зимних условиях».

Лабораторная работа №6 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Лабораторная работа №7 «Изготовление самодельной модели Дондерса».

5. Пищеварительная система

6 ч.

Практическая работа №10 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка».

Лабораторная работа №8 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки». 

6. Обмен веществ и энергии

3 ч.

Практическая работа №11 "Функциональные пробы с задержкой дыхания»

 

7. Мочевыделительная система

2 ч.

 

 

8. Кожа

3 ч.

Практическая работа №12 «Определение жирности кожи».

 

9. Эндокринная система

2 ч

 

 

10. Нервная системы.

Практическая работа №13 «Действие прямых и обратных связей».

Практическая работа №14 «Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи».

 

 

11. Органы чувств. Анализаторы

5 ч.

Практическая работа №15 «Выявление функций зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна».

Практическая работа №16 «Определение выносливости вестибулярного аппарата».

Практическая работа №17 «Проверка чувствительности тактильных рецепторов и обнаружение Холодовых точек».

 

12. Поведение человека и психика человека

5 ч.

Практическая работа №18 «Проверка действия закона взаимной индукции».

Практическая работа №19 «Иллюзия установки».

Практическая работа №20 «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения».

 

13. Индивидуальное развитие организма

5 ч.

 

 

Итоговый контроль

1

 

 

Итого

68 ч

20

8

 


9 класс

1. Введение в основы общей биологии

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

 

2. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клетки».

 

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов делящихся клеток».

 

4. Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач».

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости  организмов: выявление генотипических и фенотипических проявлений».

 

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

 

6. Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия 2 «История живой природы» (краеведческий музей)

 

7. Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости».

 

8. Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

9. Основы экологии

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Лабораторная работа № 7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места».

Экскурсия 3 «Приспособленность организмов к среде обитания и борьба за существование в природе».

Экскурсия 4 «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».

 

Итоговый контроль за курс биологии 9 класс

 

Тематическое планирование

Класс

Раздел, тема

Количество часов

Лабораторные работы и экскурсии

9 класс

1.  Введение в основы общей биологии

4

Экскурсия 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

2.  Основы учения о клетке

10

Лабораторная работа №1. «Сравнение растительной и животной клетки».

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

Лабораторная работа 2. «Рассматривание микропрепаратов делящихся клеток».

4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

12

Лабораторная работа №3. «Решение генетических задач».

Лабораторная работа № 4. «Изучение изменчивости  организмов: выявление генотипических и фенотипических проявлений».

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

 

6. Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

Экскурсия 2 «История живой природы» (краеведческий музей)

7. Учение об эволюции.

10

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости».

8. Происхождение человека (антропогенез)

5

 

9. Основы экологии

12

Лабораторная работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Лабораторная работа № 7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места».

Экскурсия 3 «Приспособленность организмов к среде обитания и борьба за существование в природе».

Экскурсия 4 «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».

Итоговый контроль

1

 

Итого:

68

7+4 экс.

 


 

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках ), анализировать и…

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках ), анализировать и…

Планируемые предметные результаты изучения курса биологии

Планируемые предметные результаты изучения курса биологии

Человек и его здоровье (8 кл)

Человек и его здоровье (8 кл)

Общие биологические закономерности (9 класс)

Общие биологические закономерности (9 класс)

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп

Взаимодействие живых организмов между собой

Взаимодействие живых организмов между собой

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Полезные насекомые. Охрана насекомых

Полезные насекомые. Охрана насекомых

Тема 13. Развитие животного мира на

Тема 13. Развитие животного мира на

Класс Птицы 7 Лабораторная работа № 14 "

Класс Птицы 7 Лабораторная работа № 14 "

Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»

Раздел 11. Поведение и психика человека

Раздел 11. Поведение и психика человека

Раздел 11. Поведение и психика человека

Раздел 11. Поведение и психика человека

Структура и функции белков в клетке

Структура и функции белков в клетке

Происхождение жизни и развитие органического мира

Происхождение жизни и развитие органического мира

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой

Лабораторная работа №3. «Решение генетических задач»

Лабораторная работа №3. «Решение генетических задач»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022