Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение" для специальности МТО
Оценка 4.8

Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение" для специальности МТО

Оценка 4.8
doc
04.11.2021
Рабочая программа по дисциплине "Материаловедение" для специальности МТО
Рабочая программа Материаловедение МТО 2020.doc

обособленное структурное подразделение «Индустриальный техникум»

государственного  образовательного учреждения высшего образования

луганской народной республики

«донбасский государственный технический институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММА

учебной дисциплины

 

опд.04 Материаловедение

 

15.02.01 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2020


Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Специальных металлургических дисциплин»

Протокол №____  от «____»___________ 2020 года

 

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16 октября 2018 года № 937-од), примерной программы общепрофессиональной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) ОПД.04 Материаловедение

 

Председатель методической комиссии

 ____________И.О. Гончарова

 

Заместитель директора по УВР

 ____________Л.Л. Кузьмина

 

Составители: ____________ Н.П. Солосенко, преподаватель высшей категории ОСП ИТ ГОУ ВО ЛНР ДонГТИ

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова

 

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год

Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин»  от «____»___________ 20__ года

Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

стр.

1.      

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.      

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.      

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.      

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

5.      

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

учебной ДИСЦИПЛИНЫ

опд.04 Материаловедение

 

1.1 Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) ОПД.04 Материаловедение является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Рабочая программа может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.

 

1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен

уметь:

распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

определять виды конструкционных материалов;

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания материалов;

рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;

знать:

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

классификацию и способы получения композиционных материалов;

принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

строение и свойства металлов, методы их исследования;

классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ

 

1.3 Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)

 

№ п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные

знания, умения

№, наименования темы

Количество

часов

Обоснование включения в программу

1

 

 

 

 

 

 

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

всего – 86 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 86 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 58 часа;

самостоятельной работы обучающихся – 28 часов.

 

 

 

 

 


2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и  общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности.

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.

ПК 1.2.

Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.

ПК 1.3.

Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.

ПК 1.4.

Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.

ПК 1.5.

Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.

ПК 2.1.

Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.

ПК 2.2.

Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.

ПК 2.3.

Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 2.4.

Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.

ПК 3.1.

Участвовать в планировании работы структурного подразделения.

ПК 3.2.

Участвовать в организации работы структурного подразделения.

ПК 3.3.

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

Код

Наименование результата обучения

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Тематический план учебной дисциплины ОПД.04 Материаловедение

 

 

Коды

компетенций

Наименование

тем

Всего

часов

Объем времени, отведенный на освоение

учебной дисциплины

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные работы

и практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа (проект), часов

Всего,

часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1.- 3.3

ОК. 1-7

Тема 1. Строение и кристаллизация металлов.

Методы исследования и испытания металлов

22

14

6

 

8

 

ПК 1.1.- 3.3

ОК. 1-7

Тема 2. Основы теории сплавов. Железоуглеродистые сплавы

28

16

6

 

12

 

ПК 1.1.- 3.3

ОК. 1-7

Тема 3. Основы термической и химико-термической обработки сплавов. Легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов.

36

20

8

 

16

 

ПК 1.1.- 3.3

ОК. 1-7

Тема 4. Обработка металлов резанием.

 Неметаллические конструкционные материалы.

24

12

4

 

12

 

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

Всего часов:

86

58

20

 

28

 


3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине ОПД.04 Материаловедение

 

Наименование разделов и тем учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Строение и кристаллизация металлов.

Методы исследования и испытания металлов

1

Кристаллическое строение металлов.

2

2

Кристаллизация металлов.

2

3

Металлографические методы исследования металлов. Физические  методы исследования и контроля качества металлов.

2

4

Механические свойства металлов.

Статические испытания. Динамические испытания.

2

Лабораторные работы

 
1

Наблюдение за процессом кристаллизации раствора соли.

2
2

Определение твердости металлов по Бринелю и Роквеллу.

2
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа
 
1

Строение металлического слитка. Аллотропия.

4
2

Методы контроля качества металлов.

4

Тема 2. Основы теории сплавов. Железоуглеродистые сплавы

Содержание учебного материала

 

1

Основные положения теории сплавов. Диаграммы состояния двойных систем. Методы упрочнения металлических сплавов

2

2

Диаграмма состояния железо-цементит. Фазы в системе железо-цементит

2

3

Кристаллизация сталей и белых чугунов.

2

4

Углеродистые стали. Влияние углерода и примесей на свойства стали. Конструкционные  и инструментальные углеродистые стали.

2

5

Чугуны. Серые, ковкие и высокопрочные.

2

 

Лабораторные работы

 
1

Микроанализ железоуглеродистых сплавов в равновесном состоянии.

2
2

Микроанализ серых, ковких и высокопрочных чугунов.

2

1

2

3

 

Самостоятельная работа
 
1

Применение углеродистых сталей.

4
2

Применение чугуна.

4

Тема 3. Основы термической и химико-термической обработки сплавов. Легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов.

Содержание учебного материала

 

1

Теоретические основы термообработки металлов. Термическая и химико-термическая обработка стали Разновидность отжига.

2

2

Закалка и отпуск стали. Основы химико-термической обработки.

2

3

Легированные стали и чугуны. Влияние легирующих элементов на превращение в сталях. Конструкционные легированные стали

2

4

Инструментальные легированные стали. Стали с особенными свойствами. Легированные чугуны

2

5

Защита стали от коррозии. Виды коррозии. Методы защиты от коррозии

2

6

Сплавы цветных металлов. Медь и ее сплавы, сплавы титана. Алюминий, магний и их сплавы. Антифрикционные сплавы

2

Лабораторные работы

 
1

Термическая обработка стали.

2
2

Микроанализ легированных сталей.

2
3

Микроанализ цветных металлов и сплавов.

2
Самостоятельная работа
 
1

Назначение режима термической обработки.

4
2

Маркировка сталей и сплавов с особыми свойствами.

4

Тема 4. Обработка металлов резанием.  Неметаллические конструкционные материалы.

,

Содержание учебного материала

 

1

Общая характеристика процесса резания металлов. Точение, сверление, зенкерование.

2

2

Развертывание, протягивание, фрезерование,  шлифование.

2

3

Полимерные материалы. Строение и особенности. Пластические массы. Каучуки, резины. Клеи, герметики, лаки, краски.

2

4

Неорганическое и органическое стекло. Ситаллы. Древесина. Композиционные материалы.

2
Практические занятия
 
1

Неметаллические конструкционные материалы.

2

1

2

3

 

Самостоятельная работа
 
1

Применение композиционных материалов

4

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

2

Всего часов:

86

 

 

 

 

 

 

                                               

 


4. условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Технологии обработки материалов» и лаборатории «Материаловедения».

Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочее место преподавателя;

посадочные места обучающихся;

комплект учебно – методической документации;

наглядные пособия и презентации;

комплект тестовых заданий.

 

Технические средства обучения:

компьютер с мультимедийным оборудованием;

обучающие видеофильмы.

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

рабочие места по количеству обучающихся;

муфельные печи;

твердомеры;

шлифовально-полировальный станок;

металлографические микроскопы;

комплект образцов для проведения термообработки и микроанализа структур;

комплект микрошлифов для проведения лабораторных работ;

стенд с диаграммой железо-цементит;

комплект методических пособий для проведения лабораторных работ.

 

4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности

Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Инженерная графика», «Компьютерная графика», «Техническая механика», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Процессы формообразования и инструменты», «Технологическое оборудование», «Технология отрасли», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.

Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Технологии обработки материалов» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики СПО по специальности.

Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:

текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.

промежуточный контроль: дифференцированный зачет

 

4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

 

4.4 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.        А.М. Адаскин, В.М. Зуев.  Материаловедение: учебник для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2.        Г.П. Фетисов, М.Г. Карпман, В.М. Матюнин Металловедение и технология металлов. – М.: Высшая школа, 2002.

Дополнительные источники:

1.        Ю.М. Лахтин. Металловедение и термическая обработка. – М.: Металлургия, 1979.


5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

 

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

знать:

 

 

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

Рациональный выбор вида

термообработки металлов и сплавов по заданным условиям

Выбор оптимальных способов защиты от коррозии, исходя из структуры и свойств металлов и сплавов

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

классификацию и способы получения композиционных материалов;

Рациональный выбор

композиционных

материалов,

исходя из потребностей и условий эксплуатации деталей машин и оборудования на производстве

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

Рациональный выбор

конструкционных материалов,

исходя из потребностей и условий эксплуатации деталей машин и оборудования на производстве

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

строение и свойства металлов, методы их исследования;

Распознавание характерных

признаков и свойств материалов

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения

Определять марку материала, исходя из условий работы аналогичных деталей и узлов машин и механизмов

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ

Выбор оптимального режима резанья

Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины.

уметь:

 

 

распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

Выбор наиболее оптимальных материалов для выплавки сталей, чугунов и сплавов цветных металлов

Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.

 

определять виды конструкционных материалов;

Определение видов и

свойств конструкционных

материалов по маркировке и

характеристикам

Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.

выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

Рациональный выбор

конструкционных материалов, исходя из их свойств, для работы в различных условиях

Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.

 

проводить исследования и испытания материалов

Изучение конструкций и грамотный подбор оборудования для испытания материалов изделий

Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.

рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья

Назначать необходимый режим резанья и верно выбирать методику расчета

Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.

 

 


Индустриальный техникум» государственного образовательного учреждения высшего образования луганской народной республики «донбасский государственный технический институт» рабочая

Индустриальный техникум» государственного образовательного учреждения высшего образования луганской народной республики «донбасский государственный технический институт» рабочая

Рассмотрено и согласовано методической комиссией «

Рассмотрено и согласовано методической комиссией «

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ опд

ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ опд

Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы) № п/п

Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы) № п/п

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с

Код Наименование результата обучения

Код Наименование результата обучения

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ

Содержание обучения по учебной дисциплине

Содержание обучения по учебной дисциплине

Самостоятельная работа 1

Самостоятельная работа 1

Самостоятельная работа 1

Самостоятельная работа 1

ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность

Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность

Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Выбор оптимального режима резанья

Выбор оптимального режима резанья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021