обособленное структурное подразделение «Индустриальный техникум»
государственного образовательного учреждения высшего образования
луганской народной республики
«донбасский государственный технический институт»
рабочая ПРОГРАММА
учебной дисциплины
опд.04 Материаловедение
22.02.05 ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ
2020
Рассмотрено и согласовано методической комиссией «Специальных металлургических дисциплин»
Протокол №____ от «____»___________ 2020 года
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16 октября 2018 года № 937-од), примерной программы общепрофессиональной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением ОПД.04 Материаловедение
Председатель методической комиссии
____________И.О. Гончарова
Заместитель директора по УВР
____________Л.Л. Кузьмина
Составители: ____________ Н.П. Солосенко, преподаватель высшей категории ОСП ИТ ГОУ ВО ЛНР ДонГТИ
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20__/20__ учебный год
Протокол №____ заседания методической комиссии «Специальных металлургических дисциплин» от «____»___________ 20__ года
Председатель методической комиссии ____________И.О. Гончарова
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
стр. |
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
9 |
4. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
5. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной ДИСЦИПЛИНЫ
опд.04 Материаловедение
1.1 Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) ОПД.04 Материаловедение является частью освоения программ подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 22.02.05 Обработка металлов давлением.
Рабочая программа может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины (междисциплинарного курса) обучающийся должен
уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
знать:
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения
1.3 Использование часов вариативной части в программе подготовки специалистов среднего звена (данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)
№ п/п |
Дополнительные профессиональные компетенции |
Дополнительные знания, умения |
№, наименования темы |
Количество часов |
Обоснование включения в программу |
1 |
|
|
|
|
|
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 119 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 112 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 76 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 36 часов.
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Планировать производство и организацию технологического процесса в цехе обработки металлов давлением. |
ПК 1.2. |
Планировать грузопотоки продукции по участкам цеха. |
ПК 1.3. |
Координировать производственную деятельность участков цеха с использованием программного обеспечения, компьютерных и коммуникационных средств. |
ПК 1.4. |
Организовывать работу коллектива исполнителей. |
ПК 1.5. |
Использовать программное обеспечение по учету и складированию выпускаемой продукции. |
ПК 1.6. |
Рассчитывать и анализировать показатели эффективности работы участка, цеха. |
ПК 1.7. |
Оформлять техническую документацию на выпускаемую продукцию. |
ПК 1.8. |
Составлять рекламации на получаемые исходные материалы. |
ПК 2.1. |
Выбирать соответствующее оборудование, оснастку и средства механизации для ведения технологического процесса. |
ПК 2.2. |
Проверять исправность и оформлять техническую документацию на технологическое оборудование. |
ПК 2.3. |
Производить настройку и профилактику технологического оборудования. |
ПК 2.4. |
Выбирать производственные мощности и топливно-энергетические ресурсы для ведения технологического процесса. |
ПК 2.5. |
Эксплуатировать технологическое оборудование в плановом и аварийном режимах. |
ПК 2.6. |
Производить расчеты энергосиловых параметров оборудования. |
ПК 3.1. |
Проверять правильность назначения технологического режима обработки металлов давлением. |
ПК 3.2. |
Осуществлять технологические процессы в плановом и аварийном режимах. |
ПК 3.3. |
Выбирать виды термической обработки для улучшения свойств и качества выпускаемой продукции. |
ПК 3.4. |
Рассчитывать показатели и коэффициенты деформации обработки металлов давлением. |
ПК 3.5. |
Рассчитывать калибровку рабочего инструмента и формоизменение выпускаемой продукции. |
ПК 3.6. |
Производить смену сортамента выпускаемой продукции. |
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 3.7. |
Осуществлять технологический процесс в плановом режиме, в том числе используя программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства. |
ПК 3.8. |
Оформлять техническую документацию технологического процесса. |
ПК 3.9. |
Применять типовые методики расчета параметров обработки металлов давлением. |
ПК 4.1. |
Выбирать методы контроля, аппаратуру и приборы для контроля качества продукции. |
ПК 4.2. |
Регистрировать и анализировать показатели автоматической системы управления технологическим процессом. |
ПК 4.3. |
Оценивать качество выпускаемой продукции. |
ПК 4.4. |
Предупреждать появление, обнаруживать и устранять возможные дефекты выпускаемой продукции. |
ПК 4.5. |
Оформлять техническую документацию при отделке и контроле выпускаемой продукции. |
ПК 5.1. |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работников от негативного воздействия производственной среды. |
ПК 5.2. |
Проводить анализ травмоопасных и вредных факторов на участках цехов обработки металлов давлением. |
ПК 5.3. |
Создавать условия для безопасной работы. |
ПК 5.4. |
Оценивать последствия технологических чрезвычайных ситуаций и стихийных явлений на безопасность работающих. |
ПК 5.5. |
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план учебной дисциплины ОПД.04 Материаловедение
Коды компетенций |
Наименование тем |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа обучающихся |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ПК 1.1.- 5.5 ОК. 1-9 |
Тема 1. Строение и кристаллизация металлов. Методы исследования и испытания металлов |
22 |
14 |
6 |
|
8 |
|
ПК 1.1.- 5.5 ОК. 1-9 |
Тема 2. Основы теории сплавов. Железоуглеродистые сплавы |
34 |
22 |
8 |
|
12 |
|
ПК 1.1.- 5.5 ОК. 1-9 |
Тема 3. Основы термической и химико-термической обработки сплавов |
16 |
12 |
6 |
|
4 |
|
ПК 1.1.- 5.5 ОК. 1-9 |
Тема 4. Легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов. Неметаллические конструкционные материалы |
40 |
28 |
10 |
|
12 |
|
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов: |
112 |
76 |
30 |
|
36 |
|
3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине ОПД.04 Материаловедение
Наименование разделов и тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Тема 1. Строение и кристаллизация металлов. Методы исследования и испытания металлов |
1 |
Кристаллическое строение металлов. |
2 |
2 |
Кристаллизация металлов. |
2 |
|
3 |
Металлографические методы исследования металлов. Физические методы исследования и контроля качества металлов. |
2 |
|
4 |
Механические свойства металлов.Статические испытания. Динамические испытания. |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
||
1 |
Наблюдение за процессом кристаллизации раствора соли. |
2 |
|
2 |
Определение твердости металлов по Бринелю и Роквеллу. |
2 |
|
Контрольная работа |
2 |
||
Самостоятельная работа |
|
||
1 |
Строение металлического слитка. Аллотропия. |
4 |
|
2 |
Методы контроля качества металлов. |
4 |
|
Тема 2. Основы теории сплавов. Железоуглеродистые сплавы |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Основные положения теории сплавов. Диаграммы состояния двойных систем. |
2 |
|
2 |
Методы упрочнения металлических сплавов. |
2 |
|
3 |
Диаграмма состояния железо-цементит. Фазы в системе железо-цементит. |
2 |
|
4 |
Кристаллизация сталей. Кристаллизация белых чугунов. |
2 |
|
5 |
Углеродистые стали. Влияние углерода и примесей на свойства стали. |
2 |
|
6 |
Конструкционные и инструментальные углеродистые стали. |
2 |
|
7 |
Чугуны. Серые, ковкие и высокопрочные. |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Диаграммы состояния сплавов |
2 |
|
2 |
Железоуглеродистые сплавы. |
2 |
1 |
2 |
3 |
|
|
Лабораторные работы |
|
|
1 |
Микроанализ железоуглеродистых сплавов в равновесном состоянии. |
2 |
|
2 |
Микроанализ серых, ковких и высокопрочных чугунов. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|
||
1 |
Кривые нагрева и охлаждения сплавов |
4 |
|
2 |
Применение углеродистых сталей. |
4 |
|
3 |
Применение чугуна. |
4 |
|
Тема 3. Основы термической и химико-термической обработки сплавов |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Теоретические основы термообработки металлов. Разновидность отжига. |
2 |
|
2 |
Закалка и отпуск стали. |
2 |
|
3 |
Основы химико-термической обработки. |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Режимы термической обработки |
2 |
|
2 |
Режимы химико-термической обработки |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
||
1 |
Термическая обработка стали. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|
||
1 |
Назначение режима термической обработки. |
4 |
|
Тема 4. Легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов. Неметаллические конструкционные материалы |
Содержание учебного материала |
|
|
1 |
Легированные стали и чугуны. Влияние легирующих элементов на превращение в сталях. |
2 |
|
2 |
Конструкционные легированные стали. Инструментальные легированные стали. |
2 |
|
3 |
Стали с особенными свойствами. Легированные чугуны. |
2 |
|
4 |
Защита стали от коррозии. Виды коррозии. Методы защиты от коррозии. |
2 |
|
5 |
Сплавы цветных металлов. Медь и ее сплавы, сплавы титана. |
2 |
|
6 |
Алюминий, магний и их сплавы. Антифрикционные сплавы |
2 |
|
7 |
Полимерные материалы. Строение и особенности. Пластические массы |
2 |
1 |
2 |
3 |
|
|
8 |
Каучуки, резины. Клеи, герметики, лаки, краски. Неорганическое и органическое стекло. Ситаллы. Древесина |
2 |
9 |
Композиционные материалы |
2 |
|
Практические занятия |
|
||
1 |
Маркировка сталей |
2 |
|
2 |
Неметаллические конструкционные материалы |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
||
1 |
Микроанализ легированных сталей. |
2 |
|
2 |
Микроанализ цветных металлов и сплавов. |
2 |
|
Самостоятельная работа |
|
||
1 |
Маркировка сталей и сплавов с особыми свойствами. |
4 |
|
2 |
Маркировка цветных сплавов, антифрикционных. |
4 |
|
3 |
Применение композиционных материалов. |
4 |
|
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
2 |
||
Всего часов: |
112 |
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Теплотехники» и лаборатории «Материаловедения».
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся;
комплект учебно – методической документации;
наглядные пособия и презентации;
комплект тестовых заданий.
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедийным оборудованием;
обучающие видеофильмы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
рабочие места по количеству обучающихся;
муфельные печи;
твердомеры;
шлифовально-полировальный станок;
металлографические микроскопы;
комплект образцов для проведения термообработки и микроанализа структур;
комплект микрошлифов для проведения лабораторных работ;
стенд с диаграммой железо-цементит;
комплект методических пособий для проведения лабораторных работ.
4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Теплотехника», «Основы металлургического производства», «Химические и физико-химические методы анализа», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Основы экономики организации», «Менеджмент», «Безопасность жизнедеятельности», должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Теплотехники» согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
промежуточный контроль: дифференцированный зачет
4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Основные источники:
1. А.М. Адаскин, В.М. Зуев. Материаловедение: учебник для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Г.П. Фетисов, М.Г. Карпман, В.М. Матюнин Металловедение и технология металлов. – М.: Высшая школа, 2002.
Дополнительные источники:
1. Ю.М. Лахтин. Металловедение и термическая обработка. – М.: Металлургия, 1979.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
|
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
знать: |
|
|
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; |
Рациональный выбор вида термообработки металлов и сплавов по заданным условиям Выбор оптимальных способов защиты от коррозии, исходя из структуры и свойств металлов и сплавов |
Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины. |
классификацию и способы получения композиционных материалов; |
Рациональный выбор композиционных материалов, исходя из потребностей и условий эксплуатации деталей машин и оборудования на производстве |
Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины. |
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; |
Рациональный выбор конструкционных материалов, исходя из потребностей и условий эксплуатации деталей машин и оборудования на производстве |
Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины. |
строение и свойства металлов, методы их исследования; |
Распознавание характерных признаков и свойств материалов |
Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины. |
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения |
Определять марку материала, исходя из условий работы аналогичных деталей и узлов машин и механизмов |
Тестирование; письменный опрос; анализ выполнения домашнего задания зачет по окончании дисциплины. |
уметь: |
|
|
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; |
Выбор наиболее оптимальных материалов для выплавки сталей, чугунов и сплавов цветных металлов |
Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.
|
определять виды конструкционных материалов; |
Определение видов и свойств конструкционных материалов по маркировке и характеристикам |
Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий. |
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; |
Рациональный выбор конструкционных материалов, исходя из их свойств, для работы в различных условиях |
Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий.
|
проводить исследования и испытания материалов |
Изучение конструкций и грамотный подбор оборудования для испытания материалов изделий |
Оформление отчетов по лабораторным работам. Оценка выполнения практических занятий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.