муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла МБОУ СОШ «Перспектива» протокол № |
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________ Т.В. Воронецкая Приказ № от |
Рабочая программа
по факультативному курсу «Познай себя»
9 класс
Автор-составитель:
Смирнова Ю.А.
Новосибирск 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В рамках модернизации целей и задач российского образования, парадигмой которого становится не накопление знаний, умений и навыков, а формирование у учащихся метапредметных связей и целостного мировоззрения, важнейшей стороной образования становится изучение естественно – научных дисциплин, основанных на исследованиях и опытах, и позволяющих сформировать представление о науке и ее результатах. Говорить о формировании целостного научного мировоззрения невозможно без изучения предметов естественно – научного цикла.
Важными эти предметы являются и в аспекте формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья, так как значительный раздел программы посвящен здоровью человека. Раздел «Человек и его здоровье», занимая важное место в общем биологическом образовании школьников, несёт особую социальную нагрузку.
Актуальность программы курса «Познай себя» заключается в том, что она способствует формированию у учащихся стойкого интереса к познанию самих себя и своего места в окружающем мире. Познание человеком самого себя является неотъемлемой составляющей формирования зрелой личности, способной быть полезной себе и обществу. Программа, кроме углубленного изучения анатомии и физиологии человека, рассматривает вопросы психологического здоровья и преодоления самого страшного «врага» людей в XX и в XXI веке – стресса, что необходимо детям в жизни. Программа курса «Познай себя» позволяет учащимся овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути, целью современного образования при сохранении классно – урочной системы.
Основой функциональной грамотности человека является овладение учеником школы системой операций (с условиями их применения), обеспечивающих:
а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности,
б) житейские нужды, также способствующие самосохранению,
в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей,
г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями,
д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации,
е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей.
Изучение данной программы даёт возможность учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми современными санитарно-гигиеническими навыками, способствует формированию познавательного отношения к формированию, охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии. Программа обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников основной школы к ответственному выбору будущей профессии и профильного обучения. Кроме того, данная программа содержит богатый материал для формирования целостного научного мировоззрения, нравственного воспитания школьников.
· углубить и расширить знания учащихся по анатомии и физиологии человека, обеспечив системное их усвоение и переработку в направлении формирования здоровья, профориентационных и научных представлений;
· сформировать у учащихся целостное представление о своем здоровье, его доминантности в системе человеческих ценностей и путях формирования модели здорового поведения.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
· Совершенствование учащихся в представлениях по курсу анатомии физиологии человека.
· Освоение физиологических основ мыслительной деятельности.
· Изучение пропедевтических основ изучаемого материала в целях формирования культуры здоровья.
· Приобретение навыков исследовательской деятельности через работу с литературой, освоение лабораторного оборудования и работу с микроскопом.
· Формирование на основе изучения психических процессов эффективных коммуникативных навыков и социальных функций.
Развивающие:
· развивать умения анализа, систематизации и сравнения полученных ранее знаний в области биологии человека и животных,
· развивать умения работать с научной и научно-популярной литературой,
· совершенствовать алгоритм исследовательской деятельности с навыком представления получаемых результатов.
Воспитательные:
· формирование у учащихся научного мировоззрения и целостной системы мировосприятия,
· воспитание потребности в научно – критическом осмыслении знаний о самом себе, своем развитии и своем будущем,
· формирование выверенной собственной профессиональной траектории.
· создание устойчивого гуманистического стереотипа развития личности
Здоровьесберегающие:
· Освоение понятия здоровья и его составляющих.
· Освоение пропедевтических, медико – гигиенических навыков поведения и питания.,
· Изучение понятия стресс и путей его преодоления как основы здоровья человека.
· Формирование профессиональных ориентиров.
· Формирование модели правильного здорового поведения.
Новизна данной программы курса определяется взаимосвязью практических и теоретических элементов творчества и саморазвития. Дети не только изучают материал по анатомии и физиологии, осуществляют практические и лабораторные работы, но, что самое главное, формируют через самопознание, свое место в природном сообществе, потребностно – ценностный потенциал личности и целеполагание образования в своей собственной жизненной траектории. Программа «Познай себя» отличается компоновкой материала.
Предполагается в преподавании учебного материала использовать системный подход с логическим сравнением и анализом уровня организации организма. Рассматриваются морфофункциональные уровни организации: клеточный, тканевый, органный, систем органов, организма как единого целого.
Важнейшей стороной программы является попытка развить у учащихся с помощью методического и содержательного компонента программы функциональную модель здорового поведения, основанную на представлениях и отношениях к ним, формируемым в процессе освоения курса.
Содержание
занятий выстраивается таким образом, что:
- теоретический материал не только расширяет знания ученика,
но и является фундаментом для создания новых умозаключений;
- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления,
проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний;
- теоретический материал содержит элементы занимательного материала, которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие творческого мышления.
- занятия способствуют формированию культуры здоровья и потребности в ведении активного здорового образа жизни
Данная программа является профориентационной и помогает учащимся определиться с будущей профессиональной траекторией.
Освоение предлагаемого в программе материала предоставляет возможность старшеклассникам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с особенностями и функциями своего организма. В преподавании используются системно следующие технологии:
· проблемного обучения,
· исследовательские,
· здоровье сберегающие,
· технологии критического мышления,
· ИКТ.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
· развитие интеллектуальных и творческих способностей;
· признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
· развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
· ответственного отношения к учению, труду;
· целостного мировоззрения;
· осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
· Выявлять причины и следствия простых явлений;
· Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
· Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
· Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
· Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
· В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
· Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
· Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
· Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
· Понимать смысл биологических терминов;
· Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
· Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
· Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
· объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
· изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
· распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
· выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
· сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
· определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
· анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
· оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
· рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Познай себя»:
Ученик научится:
· выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
· аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
· аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
· аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
· анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
· описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
Ученик получит возможность научиться:
· объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
· находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
· создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Объем курса: 34 ч (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение (2ч)
Метапредметные связи анатомии и физиологии с другими науками. Использование межпредметных связей возрастной психологии и физиологии в медицине, спорте, учебной и трудовой деятельности. Возрастная физиология и школьная гигиена.
Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. Понятие о функциональной системе. Структурно-анатомические уровни организации (клетка, ткани, органы, системы органов, организм). Антропометрические исследования – определение уровня физического развития.
Ключевые понятия: анатомия, физиология, гигиена, психология, понятие о здоровье,
орган, система органов, ткань, организм – единое целое, хромосомы, гомеостаз, органоиды клетки, биосинтез, раздражимость.
Раздел 2. Здоровье и его сохранение (2 ч)
Понятие о здоровье и его составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Роль здоровья в ряду человеческих ценностей.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, качество здоровья, количество здоровья, психология здоровья, формирование здорового образа жизни.
Практические работы.
-Формирование модели здорового поведения на примере режима дня.
Раздел 3. Органы опоры и движения (3ч)
Костно-мышечная система, её структура и развитие.
Значение опорно-двигательного аппарата. Типы соединения костей. Классификация костных и суставных структур организма. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия.
Антропометрические исследования и возможности самоанализа.
Практические работы
Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела.
Раздел 4. Кровь и система кровообращения (4ч)
Строение и регуляция работы сердца. Тонкое строение сердца и его регуляция, влияние симпатической и парасимпатической системы. Толерантность сердца к физическим нагрузкам. Регуляция деятельности сердца.
Сосудистая система, её особенности. Органы кровообращения (сердце и сосуды – артерии, капилляры, вены). Круги кровообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пути его оценки и регулирования.
Навыки самоанализа и умение оказания первой помощи себе и окружающим.
Виды кровотечений и их остановки. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС.
Ключевые понятия: внутренняя среда, фибрин, фибриноген, сыворотка, вакцина, плазма, иммунитет, антитела, антигены, пульс, автоматизм сердца, резус-фактор, доноры, реципиенты.
- Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления.
- Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, перевязочных средств, наложение жгута.
Раздел 5. Органы дыхания и их функции (2ч)
Строение и функции органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Искусственное дыхание.
Болезни, связанные с системой органов дыхания, и их предупреждение. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельной инфекции, гигиенический режим при простудном заболевании. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Ключевые понятия: газообмен, жизненная ёмкость лёгких, лёгочные пузырьки, искусственное дыхание, тканевое дыхание, плевральная полость.
Практические работы.
- Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний.
Раздел 6. Пищеварение, обмен веществ и энергии (4ч)
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Обмен веществ и его регуляция. Значение пищеварения.
Система рационального и правильного питания. Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение.
Питательные вещества и пищевые продукты. Поведение потребителя пищевых продуктов в учреждениях торговли. Принципы рационального питания. Роль стрессов в нарушении пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Ключевые понятия: пищеварение, фермент, железа, ферменты – птиалин, мальтоза, пепсин, амилаза, липаза, лактоза; пигмент желчи – билирубин; панкреатит.
Практические работы.
- Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам.
Раздел 7. Высшая нервная деятельность. (7 ч).
Мозг и управление человеческим организмом. Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма человека, взаимосвязи организма со средой. Теория регулирования нервной системы Брайнеса С. Н. и Свечинского В. П.. Особенности строения головного мозга и центральной нервной системы. Значение коры больших полушарий, её связь с другими отделами мозга.
Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза.
Анализаторы. Строение аналитических цепочек и понятие восприятие через имеющиеся анализаторы, Особенности функционирования слухового анализатора в процессе развития и его связь с анализатором «равновесия». Предупреждения нарушения слуха. Особенности органов равновесия, осязания, вкуса, обоняния. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. Топография анализаторов.
Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции.
Психика человека. Психологические особенности личности (интересы и склонности, темперамент и характер). Способности и одарённости.
Структуры мозга и их функции в формировании мышления.
Речь и мышление. Сознание и лобные доли коры. Социальная обусловленность поведения человека.
Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия.
Ключевые понятия: рефлекс, анализатор, высшая нервная деятельность, доли коры больших полушарий, нервные центры, соматическая и автономная нервная система, динамический стереотип, доминанта, синапс, медиатор, функциональная асимметрия мозга. Основы самоуправления и саморегуляции. Эмпатия.
Практические работы.
Изучение строения головного мозга по муляжам.
Раздел 8. Эндокринная система (2ч).
Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. Роль половых желёз в развитии организма. Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. Эндокринная патология. Важность своевременной диагностики эндокринных заболеваний в сохранении здоровья человека.
Ключевые понятия: эндокринные железы, гормон, инсулин, адреналин, гипоталамус, надпочечники, щитовидная железа, поджелудочная железа, половые железы, кретинизм, микседема, базедова болезнь, сахарный диабет, тимус, эпифиз.
Раздел 9. Размножение и развитие (3ч)
(занятия проводятся в раздельных группах для мальчиков и девочек)
Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост и развитие ребёнка. Материнство и отцовство.
Гендерные различия. Понятие о детерминации пола, геноме, клонировании, основах генетики человека узы, ценности. Вопросы демографии.
Семейные узы, ценности. Осознанное отношение к половым связям и семейным ценностям. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. ВИЧ – инфекция – плата за необдуманное, рискованное поведение.
Ключевые понятия: развитие, рост, онтогенез, оплодотворение, гамета, зигота, плацента.
Раздел 10. Основные санитарно–гигиенические навыки (2 ч).
Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена в производстве, хранении, товарообороте и приготовлении продуктов питания. Основы гигиены питания в культурных и религиозных традициях народов.
Роль воды и её очистки.
Ключевые понятия: гигиена, инфекционные заболевания, профилактика заболеваний, гигиена кожи, ногти, волосы.
Практические работы
Определение содержания хлора и железа в питьевой воде.
Раздел 11. Предупреждение химических зависимостей (2 ч).
Причины возникновения химических зависимостей и их последствия.
Основные химические зависимости и их осложнения.
Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться.
Ключевые понятия: наркотики, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, эйфория, психологическая зависимость.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 9 КЛАСС
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Введение (2 ч) |
||
1 |
Этапы развития человека. |
1 |
2 |
Организм как саморегулирующая система. Строение организма человека. Части и полости тела. Органы и системы органов. |
1 |
Здоровье и его сохранение (2ч) |
||
3 |
Понятие о здоровье и его составляющих. Качество и количество здоровья. Здоровый образ жизни. |
1 |
4 |
Здоровый образ жизни. Модели здорового поведения и их осознанный выбор. Практическая работа №1. Формирование модели здорового поведения на примере режима дня. |
1 |
Органы опоры и движения (3ч) |
||
5 |
Костно-мышечная система, её структура и развитие. |
1 |
6 |
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок и переломах костей. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение нарушений осанки и функционального плоскостопия. |
1 |
7 |
Антропометрические исследования и возможности самоанализа. Практическая работа №3. Проведение антропометрических измерений: рост, масса, установление корреляций размеров отдельных частей тела. |
1 |
Кровь и система кровообращения (4ч) |
||
8 |
Строение и регуляция работы сердца. |
1 |
9 |
Сосудистая система, её особенности. Практическая работа №4. Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение давления. |
1 |
10 |
Виды кровотечений и их остановка. Практическая работа № 5. Первая помощь при кровотечениях: приёмы обработки раны, наложение перевязочных средств, наложение жгута. |
1 |
11 |
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, атеросклероза, стенокардии). Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему. Модель здорового поведения в отношении заболеваний ССС. |
1 |
Органы дыхания и их функции (3ч) |
||
12 |
Строение и функции органов дыхания. |
1 |
13 |
Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Практическая работа №6. Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний. |
1 |
14 |
Болезни, связанные с системой органов дыхания, и их предупреждение.
|
1 |
Пищеварение, обмен веществ и энергии ( 4 ч) |
||
15 |
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Значение пищеварения. |
1 |
16 |
Обмен веществ и его регуляция. |
1 |
17 |
Система рационального и правильного питания. Принципы рационального питания. Практическая работа №7. Составление дневного рациона с учётом энергетических затрат и сбалансированности пищи по основным градиентам. |
1 |
18 |
Санитарно-гигиенические основы питания. Заболевания, связанные с пищеварением. Их причины и предупреждение. |
1 |
Высшая нервная деятельность (7ч) |
||
19 |
Мозг и управление человеческим организмом. Практическая работа №2. Изучение строения головного мозга по муляжам. |
1 |
20 |
Нейрогуморальная регуляция функций организма и поддержания стабильности гомеостаза. |
1 |
21 |
Анализаторы. Взаимосвязь и взаимодействие анализаторов и головного мозга. |
1 |
22 |
Личность. Этапы ее развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психологические особенности личности. |
1 |
23 |
Психика человека и мыслительные операции. Способности и одарённости. |
1 |
24 |
Речь и мышление. Сознание. Социальная обусловленность поведения человека. |
1 |
25 |
Эмоции, их возникновение и развитие. Эмпатия. |
1 |
Размножение и развитие (3ч) |
||
26 |
Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека. |
1 |
27 |
Гендерные роли и гендерные различия. Вопросы демографии. |
1 |
28 |
Семейные узы, ценности. Обдуманное отношение к вопросам половой жизни. Рискованное поведение. |
1 |
Эндокринная система (2ч) |
||
29 |
Значение желёз внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны, их свойства. |
1 |
30 |
Расстройство эндокринной регуляции и её предупреждение. |
1 |
Основные санитарно – гигиенические навыки (2 ч) |
||
31 |
Навыки гигиены, как основы здорового образа жизни. Предупреждение инфекционных заболеваний. |
1 |
32 |
Роль воды и её очистки. Практическая работа №8.Определение содержания хлора и железа в питьевой воде. |
1 |
Предупреждение химических зависимостей (2 ч) |
||
33 |
Причины возникновения химических зависимостей и их последствия. |
1 |
34 |
Поведенческие риски. Преодоление группового давления. Опасности рискованного поведения. Права человека и умение отказываться. |
1 |
Итого: 34 ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72-73
3. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. – В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., “Медицина”, 1974, с. 206 – 254
4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л.. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988. – 246с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., Лабиринт, 1996. – 416 с.
6. Китаева – Смык Л.А. Психология стресса. – М., «Наука», 1983. – 368с.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979г., с.650
8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дизадаптации. – Вопр. Психол. 1984, N4, с.89-95
9. Колесов Д.В., Мягков И.Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка, Москва, Просвещение, 1986г., с.80
10.Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., “Наука”, 1993
11.Селье Г. Стресс без дистресса М., 1979; 122
12.Эриксон Эрик Г., Детство и общество, ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.
2. Айзман Р.Н. , Гельман Е.Б. Анатомия, физиология и гигиена человека. Новосибирск, 1992г.
3. Анастасова Л.Г., Кучменко В.С. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. «Вента-граф». 2004г.
4.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000г.
5. Борисевич А.И. и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справ. Издание/ А.И. Борисевич, В.Г. Ковешников, О.Ю.Роменский. М.: Высш. Шк., 1990г.
6. Виноградский С.Н. ЗОЖ – путь к достижению высокого уровня здоровья. М.: Дрофа, 2000г.
7. Исаев А.А. Если хочешь быть здоров. Москва, 1993г.
8. Климова В.И. Человек и его здоровье – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Знание, 1990г.
9. Конева А. Н. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.
10. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М. 2000г.
11. Хрипкова А.Г., Колисов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.