Рабочая программа по физике, 8 класс, УМК Перышкин А. В.

Рабочая программа по физике, 8 класс, УМК Перышкин А. В.

Документация
docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Физика 8(2019).docx

Рассмотрено на МО

«___» __________ 2019 года

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «_____________»


Протокол №___

Руководитель МО _________ (__________)

          

____________ (_________)

Приказ №_____

от «___» августа 2019 года


 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«_____________________»

 

 

 

Рабочая программа

 по физике

8 класс

 

 

 

Учитель математики, физики

Михайлов Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Пояснительная записка.

 

Нормативно-правовые документы.

Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

3. Устава МБОУ «____________»;

4. Учебного плана МБОУ «___________________»;

5. Положения о рабочей программе по учебному предмету в МБОУ «___________» от 3 июня 2016 года № 33-ОД;

6. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. — 76 с.

 

Цели изучения предмета:

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·         усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

·         формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

·         систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

·         формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

·         организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

·         развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

      

Общая характеристика предмета

 

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержа-

ния курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более

сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

·         знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

·         приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

·         формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

·         овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

·         понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.

Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями

ФГОС.

                   

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 - 9 классах в общем объеме 204 часа; в 8 классе – 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 11 лабораторных работ и 5 контрольных работ.

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1) Физика. 8 кл. : учебник / А. В. Перышкин. - 6-е изд. -  М. : Дрофа, 2018. – 238 с. : ил.

2)  Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др./ А. В. Перышкин  – М.: Экзамен, 2007.

 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе контрольных работ – 5 часов; лабораторных работ – 11 часов; повторения и обобщения изученного материала – 5 часов.

Формы организации образовательного процесса

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

Формы контроля.

1. Тестирование;

2. Самостоятельные работы;

3. Лабораторные работы;

4. Контрольные работы.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.

 

Содержание тем учебного курса

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры

со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические и электромагнитные явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

Световые явления

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Обобщающее повторение

 

Учебно-тематический план

 

№ раздела, темы

Наименование раздела темы

Количество часов

Всего

Контрольные работы

Практическая часть

р/с

Пр./Р.р.

Л.р./ Вн.чт.

1

Тепловые явления

22

1

 

3

1

2

Электрические явления

27

1

 

5

2

3

Электромагнитные явления

6

1

 

2

 

4

Световые явления

8

1

 

1

 

5

Обобщающее повторение

5

1

 

 

 

 

Итого

68

5

 

11

3

 

Поурочное планирование

 

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

урок

к/р

Тепловые явления

22 часа

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

1

 

2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

1

 

3

Теплопроводность. Конвекция. Излучение

1

 

4

Примеры теплопередачи в природе и технике

1

 

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

1

 

6

Удельная теплоемкость

1

 

7

Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

 

8

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

 

9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

 

10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

 

11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

 

12

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевания кристаллических тел

1

 

13

Удельная теплота плавления

1

 

14

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации

1

 

15

Влажность воздуха Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»

1

 

16

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

 

17

Решение задач

1

 

18

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

 

19

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

 

20

р/с Решение задач

1

 

21

Обобщающее повторение по теме «Тепловые явления»

 

 

22

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

 

1

Электрические явления

27 часов

23

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел

1

 

24

Электроскоп. Электрическое поле

1

 

25

Делимость электрического заряда. Строение атома

1

 

26

Объяснение электрических явлений

1

 

27

Проводники, полупроводники, и непроводники электричества

1

 

28

Электрический ток. Источники электрического тока

1

 

29

Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрическими цепями

1

 

30

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока

1

 

31

Сила тока. Единицы силы тока

1

 

32

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1

 

33

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1

 

34

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

 

35

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

1

 

36

 р/с Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи

1

 

37

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1

 

38

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

 

39

Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра»

1

 

40

Последовательное соединение проводников

1

 

41

Параллельное соединение проводников

1

 

42

р/с Решение задач

1

 

43

Работа и мощность электрического тока

1

 

44

Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

 

45

Нагревание проводника электрическим током Закон Джоуля-Ленца.

1

 

46

Конденсатор

 

 

47

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

 

48

Обобщающее повторение по теме «Электрические явления»

1

 

49

Контрольная работа №2 по теме «Электрические явления»

 

1

Электромагнитные явления

6 часов

50

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

 

51

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и его испытание»

1

 

52

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

 

53

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

 

54

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

1

 

55

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные явления»

 

1

Световые явления

8 часов

56

Источники света. Распространение света

1

 

57

Отражение света Законы отражения света. Плоское зеркало

1

 

58

Преломление света. Закон преломления света

1

 

59

Линзы. Оптическая сила линзы

1

 

60

Изображения, даваемые линзой

1

 

61

Глаз и зрение

1

 

62

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

1

 

63

Контрольная работа №4 по теме «Световые явления»

 

1

Обобщающее повторение

5 часов

64

Повторение. Тепловые явления

1

 

65

Повторение. Электрические явления

1

 

66

Повторение. Электромагнитные явления

1

 

67

Повторение. Световые явления

1

 

68

Итоговая контрольная работа

 

1

 

Всего

63

5

 

Планируемые результаты учебного предмета

 

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учи­телю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты: 

• знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

 

Критерии и нормы оценки

Система оценки достижений учащихся включает в себя самостоятельные работы, устный опрос, тестовые задания, контрольные и лабораторные работы.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

 

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. 

 

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки. 

 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)