Рассмотрено на МО
«___» __________ 2019 года
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «_____________»
Протокол №___
Руководитель МО _________ (__________)
____________ (_________)
Приказ №_____
от «___» августа 2019 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_____________________»
Рабочая программа
по физике
8 класс
Учитель математики, физики
Михайлов Е. В.
2019 г.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы.
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
3. Устава МБОУ «____________»;
4. Учебного плана МБОУ «___________________»;
5. Положения о рабочей программе по учебному предмету в МБОУ «___________» от 3 июня 2016 года № 33-ОД;
6. Физика. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017. — 76 с.
Цели изучения предмета:
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
· формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
· систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
· формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
· организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
· развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержа-
ния курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более
сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
· знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
· приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
· формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
· овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
· понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления.
Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями
ФГОС.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Физика» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 - 9 классах в общем объеме 204 часа; в 8 классе – 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В том числе 11 лабораторных работ и 5 контрольных работ.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1) Физика. 8 кл. : учебник / А. В. Перышкин. - 6-е изд. - М. : Дрофа, 2018. – 238 с. : ил.
2) Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А. В. Перышкина и др./ А. В. Перышкин – М.: Экзамен, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе контрольных работ – 5 часов; лабораторных работ – 11 часов; повторения и обобщения изученного материала – 5 часов.
Формы организации образовательного процесса
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Формы контроля.
1. Тестирование;
2. Самостоятельные работы;
3. Лабораторные работы;
4. Контрольные работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.
Содержание тем учебного курса
Тепловые явления
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры
со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электрические и электромагнитные явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Световые явления
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Обобщающее повторение
Учебно-тематический план
№ раздела, темы |
Наименование раздела темы |
Количество часов |
||||
Всего |
Контрольные работы |
Практическая часть |
р/с |
|||
Пр./Р.р. |
Л.р./ Вн.чт. |
|||||
1 |
Тепловые явления |
22 |
1 |
|
3 |
1 |
2 |
Электрические явления |
27 |
1 |
|
5 |
2 |
3 |
Электромагнитные явления |
6 |
1 |
|
2 |
|
4 |
Световые явления |
8 |
1 |
|
1 |
|
5 |
Обобщающее повторение |
5 |
1 |
|
|
|
|
Итого |
68 |
5 |
|
11 |
3 |
Поурочное планирование
Номер урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
урок |
к/р |
||
Тепловые явления |
22 часа |
||
1 |
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Тепловое движение. Температура |
1 |
|
2 |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии |
1 |
|
3 |
Теплопроводность. Конвекция. Излучение |
1 |
|
4 |
Примеры теплопередачи в природе и технике |
1 |
|
5 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты |
1 |
|
6 |
Удельная теплоемкость |
1 |
|
7 |
Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
1 |
|
8 |
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
1 |
|
9 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания |
1 |
|
10 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
1 |
|
11 |
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» |
1 |
|
12 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевания кристаллических тел |
1 |
|
13 |
Удельная теплота плавления |
1 |
|
14 |
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации |
1 |
|
15 |
Влажность воздуха Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» |
1 |
|
16 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации |
1 |
|
17 |
Решение задач |
1 |
|
18 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания |
1 |
|
19 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя |
1 |
|
20 |
р/с Решение задач |
1 |
|
21 |
Обобщающее повторение по теме «Тепловые явления» |
|
|
22 |
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
|
1 |
Электрические явления |
27 часов |
||
23 |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел |
1 |
|
24 |
Электроскоп. Электрическое поле |
1 |
|
25 |
Делимость электрического заряда. Строение атома |
1 |
|
26 |
Объяснение электрических явлений |
1 |
|
27 |
Проводники, полупроводники, и непроводники электричества |
1 |
|
28 |
Электрический ток. Источники электрического тока |
1 |
|
29 |
Электрическая цепь и её составные части. Правила техники безопасности при работе с электрическими цепями |
1 |
|
30 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока |
1 |
|
31 |
Сила тока. Единицы силы тока |
1 |
|
32 |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» |
1 |
|
33 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения |
1 |
|
34 |
Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
1 |
|
35 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления |
1 |
|
36 |
р/с Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи |
1 |
|
37 |
Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление |
1 |
|
38 |
Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» |
1 |
|
39 |
Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра» |
1 |
|
40 |
Последовательное соединение проводников |
1 |
|
41 |
Параллельное соединение проводников |
1 |
|
42 |
р/с Решение задач |
1 |
|
43 |
Работа и мощность электрического тока |
1 |
|
44 |
Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» |
1 |
|
45 |
Нагревание проводника электрическим током Закон Джоуля-Ленца. |
1 |
|
46 |
Конденсатор |
|
|
47 |
Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители |
1 |
|
48 |
Обобщающее повторение по теме «Электрические явления» |
1 |
|
49 |
Контрольная работа №2 по теме «Электрические явления» |
|
1 |
Электромагнитные явления |
6 часов |
||
50 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии |
1 |
|
51 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и его испытание» |
1 |
|
52 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
1 |
|
53 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
1 |
|
54 |
Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели» |
1 |
|
55 |
Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные явления» |
|
1 |
Световые явления |
8 часов |
||
56 |
Источники света. Распространение света |
1 |
|
57 |
Отражение света Законы отражения света. Плоское зеркало |
1 |
|
58 |
Преломление света. Закон преломления света |
1 |
|
59 |
Линзы. Оптическая сила линзы |
1 |
|
60 |
Изображения, даваемые линзой |
1 |
|
61 |
Глаз и зрение |
1 |
|
62 |
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы» |
1 |
|
63 |
Контрольная работа №4 по теме «Световые явления» |
|
1 |
Обобщающее повторение |
5 часов |
||
64 |
Повторение. Тепловые явления |
1 |
|
65 |
Повторение. Электрические явления |
1 |
|
66 |
Повторение. Электромагнитные явления |
1 |
|
67 |
Повторение. Световые явления |
1 |
|
68 |
Итоговая контрольная работа |
|
1 |
|
Всего |
63 |
5 |
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Критерии и нормы оценки
Система оценки достижений учащихся включает в себя самостоятельные работы, устный опрос, тестовые задания, контрольные и лабораторные работы.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Грубые ошибки
Негрубые ошибки
Недочеты
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.