Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского»)
Рабочая программа
основной общеобразовательной программы начального общего
образования муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени
дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича
Черняховского»
образовательная область «Физическая культура и основы
безопасности и жизнедеятельности»
предмет «Физическая культура»
1 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Спицына Т.О.,
учитель начальных классов
город Черняховск
2021 г.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса
составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Примерной программы по физической культуре для 1 классов
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2010);
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского» на 2021-2022
учебный год;
- учебника (учебник В. И. Лях «Физическая культура 1-4 класс» издательства
Москва «Просвещение», 2017);
- санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в ОУ (СаНПиН 2.4.2. 2821 – 10, в действующей редакции).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373)
данная рабочая программа для 1 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,
принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
· овладение умениями
организовывать здоровье сберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга
здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости).
«Знания о физической культуре»
Обучающийся научится:
· ориентироваться
в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
· характеризовать
роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания,
· прогулок
на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для
укрепления здоровья, развития основных систем организма;
· раскрывать
на примерах (из истории или из личного опыта)
положительное влияние занятий физической культурой на физическое и
· личностное
развитие;
· ориентироваться
в понятии «физическая подготовка», характеризовать
основные физические качества (силу, быстроту, выносливость,
· координацию,
гибкость) и различать их между собой;
· организовывать
места занятий физическими упражнениями и
подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе),
· соблюдать
правила поведения и предупреждения травматизма во время
занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
· выявлять
связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
· характеризовать
роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья; планировать и корректировать режим дня в
· зависимости
от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной
деятельности, показателей здоровья, физического развития и
· физической
подготовленности.
«Способы физкультурной деятельности»
Обучающийся научится:
· отбирать
и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
· организовывать
и проводить подвижные игры и простейшие соревнования
во время отдыха на открытом воздухе и в помещении
· (спортивном
зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
· измерять
показатели физического развития (рост и массу тела) и
физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость,
· гибкость),
вести систематические наблюдения за их динамикой.
Обучающийся получит возможность научиться:
· вести
тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов
утренней гимнастики, физкультминуток,
· общеразвивающих
упражнений для индивидуальных занятий, результатов
наблюдений за динамикой основных показателей
· физического
развития и физической подготовленности;
· целенаправленно
отбирать физические упражнения для индивидуальных
занятий по развитию физических качеств;
· выполнять
простейшие приемы оказания доврачебной помощи при
травмах и ушибах.
«Физическое совершенствование»
Обучающийся научится:
· выполнять
упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и
осанки, упражнения на развитие физических качеств
· (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать
величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса
· (с
помощью специальной таблицы);
· выполнять
тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального
развития основных физических качеств;
· выполнять
организующие строевые команды и приемы;
· выполнять
акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
· выполнять
гимнастические упражнения на спортивных снарядах
(перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
· выполнять
легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски
мяча разного веса);
· выполнять
игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· сохранять
правильную осанку, оптимальное телосложение;
· выполнять
эстетически красиво гимнастические и акробатические
комбинации;
· играть
в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Упражнения |
Мальчики |
Девочки |
|
|||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
Бег 30 м (сек) |
6,1 |
6,9 |
7,0 |
6.6 |
7,4 |
7,5 |
“Челночный бег” 3х10 м (сек.) |
9.9 |
10.8 |
11,2 |
10.2 |
11,3 |
11,7 |
Кросс 1000 м. (мин.,сек.) |
без времени |
без времени |
||||
Прыжок в длину с места (см) |
140 |
115 |
100 |
130 |
110 |
90 |
Метание набивного мяча (см) |
295 |
235 |
195 |
245 |
220 |
200 |
Метание малого мяча 150г (м) |
20 |
15 |
10 |
15 |
10 |
5 |
Метание в цель с 6 м |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Прыжки со скакалкой за 1 мин. |
40 |
30 |
15 |
50 |
30 |
20 |
Поднимание туловища за 1 мин. |
30 |
26 |
18 |
18 |
15 |
13 |
Подтягивание в висе (раз) |
4 |
2 |
1 |
|||
Подтягивание в висе лёжа (раз) |
12 |
8 |
2 |
|||
Наклон вперёд сидя (см) |
9 |
3 |
1 |
12,5 |
6 |
2 |
Содержание учебного предмета, курса
1. Легкая атлетика (11 часов)
ü Развитие
скоростных качеств. Игра «Стрелки».
ü Бег 30
м. Подвижная игра «Вызов номера». Понятие короткая дистанция.
ü Бег 60
м. Игра «Кто дальше бросит».
ü Бег
30, 60 м. Игра «Кто дальше бросит».
ü Бег 60
м. Игра «Круговая охота».
ü Прыжок
в длину с места. Игра «Круговая охота».
ü Прыжок
в длину с места. Игра «Капитаны».
ü Прыжок
в длину с места. Игра «Капитаны».
ü Метание
малого мяча. Игра «Хитрая лиса».
ü Метание
малого мяча. Игра «Хитрая лиса».
ü Метание
малого мяча. Игра «У медведя во бору».
2. Кроссовая подготовка (11 часов)
ü Развитие
выносливости. Игра «У медведя во бору».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Третий лишний».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Третий лишний».
ü Развитие
выносливости. Игра «Гонки мячей по кругу».
ü Развитие
выносливости. Игра «Гонки мячей по кругу».
ü Развитие
выносливости. Игра «Увертывайся от мяча».
ü Развитие
выносливости. Игра «Увертывайся от мяча».
ü Развитие
выносливости. Игра «Меткий удар».
ü Развитие
выносливости. Игра «Меткий удар».
3. Гимнастика (17 часов)
ü Инструктаж
по ТБ. Группировка. Перекаты в группировке. Игра «Пройти
бесшумно»
ü Группировка.
Перекаты в группировке. Игра «Пройти бесшумно».
ü Группировка.
Перекаты в группировке, лежа на животе. Игра «Совушка».
ü Группировка.
Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Игра
«Совушка».
ü Равновесие.
Строевые упражнения. Игра «Змейка».
ü Равновесие.
Строевые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке.
Перешагивание через мячи. Игра «Змейка».
ü Равновесие.
Строевые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке.
Перешагивание через мячи. Игра «Попади в обруч».
ü Равновесие.
Строевые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке.
Перешагивание через мячи. Игра «Попади в обруч».
ü Опорный
прыжок, лазание. Игра «Веселый обруч».
ü Опорный
прыжок, лазание. Игра «Веселый обруч».
ü Опорный
прыжок, лазание. Игра «Пробеги сквозь обруч».
ü Опорный
прыжок, лазание. Игра «Пробеги сквозь обруч».
ü Опорный
прыжок, лазание. Подвижные игры «Эстафеты».
4. Внутрипредметный модуль «Игры народов мира» (20 ч.)
ü Урок –
путешествие «Зарождение Олимпийских игр».
ü Подвижная
игра «Пчёлки и ласточка!».
ü Подвижная
игра «Заяц – месяц».
ü Подвижная
игра «Не упусти мяч».
ü Подвижная
игра «Гуси-лебеди».
ü Подвижная
игра «Волк и ягнята».
ü Подвижная
игра «Кот и мыши».
Подвижные игры на основе баскетбола (19 часов)
ü Подвижные
игры на основе баскетбола. Игра «Бросай – поймай».
ü Подвижные
игры на основе баскетбола. Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. Эстафеты с мячами.
Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. Эстафеты с мячами.
Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. Эстафеты с мячами.
Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. Эстафеты с мячами.
Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча.
ü Эстафеты
с мячами. Игра «Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча. Передача мяча. Эстафеты с мячом. Игра
«Бросай – поймай».
ü Бросок
мяча. Ловля мяча, передача мяча. Эстафеты с мячами. Игра «Мяч
в обруч».
ü Бросок
мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение мяча на месте.
Эстафеты с мячами. Игра «Мяч в обруч».
ü Бросок
мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение мяча на месте.
Эстафеты с мячами. Игра «Мяч в обруч».
ü Бросок
мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение мяча на месте.
Эстафеты с мячами. Игра «Мяч в обруч».
ü Бросок
мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение мяча на месте.
Эстафеты с мячами. Игра «Мяч в обруч».
5. Кроссовая подготовка (10 часов)
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Третий лишний».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Третий лишний».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Пятнашки».
ü Развитие
выносливости. Подвижная игра «Вызов номера».
6. Легкая атлетика (11 часов)
ü Бег 30
м. Подвижная игра «Воробьи и вороны». Эстафеты.
ü Бег 60
м. Подвижная игра «Воробьи и вороны». Эстафеты.
ü Прыжок
в длину с места. Подвижная игра «Воробьи и вороны»
ü Прыжок
в длину с места. Подвижная игра «Воробьи и вороны»
ü Метание
мяча в цель с 3–4 метров. Подвижная игра «Попади в мяч».
ü Метание
мяча в цель. Подвижная игра «Попади в мяч».
ü Метание
мяча в цель. Подвижная игра «Попади в мяч». Эстафеты.
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во |
Легкая атлетика (11 часов) |
||
1 |
Развитие скоростных качеств. Игра «Стрелки». |
1 |
2 |
Бег 30 м. Подвижная игра «Вызов номера». Понятие |
1 |
3 |
Бег 60 м. Игра «Кто дальше бросит». |
1 |
4 |
Бег 30, 60 м. Игра «Кто дальше бросит». |
1 |
5 |
Бег 60 м. Игра «Круговая охота». |
1 |
6 |
Прыжок в длину с места. Игра «Круговая охота». |
1 |
7 |
Прыжок в длину с места. Игра «Капитаны». |
1 |
8 |
Прыжок в длину с места. Игра «Капитаны». |
1 |
9 |
Метание малого мяча. Игра «Хитрая лиса». |
1 |
10 |
Метание малого мяча. Игра «Хитрая лиса». |
1 |
11 |
Метание малого мяча. Игра «У медведя во бору». |
1 |
Кроссовая подготовка (11 часов) |
||
12 |
Развитие выносливости. Игра «У медведя во бору». |
1 |
13 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
1 |
14 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
1 |
15 |
Развитие выносливости. Подвижная игра «Третий |
1 |
16 |
Развитие выносливости. Подвижная игра «Третий |
1 |
17 |
Развитие выносливости. Игра «Гонки мячей по |
1 |
18 |
Развитие выносливости. Игра «Гонки мячей по |
1 |
19 |
Развитие выносливости. Игра «Увертывайся от |
1 |
20 |
Развитие выносливости. Игра «Увертывайся от |
1 |
21 |
Развитие выносливости. Игра «Меткий удар». |
1 |
22 |
Развитие выносливости. Игра «Меткий удар». |
1 |
Гимнастика (17 часов) |
||
23 |
Инструктаж по ТБ. Группировка. Перекаты в |
1 |
24 |
Группировка. Перекаты в группировке. Игра |
1 |
25-26 |
Группировка. Перекаты в группировке, лежа на |
2 |
27-28 |
Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя |
2 |
29-30 |
Равновесие. Строевые упражнения. Игра «Змейка». |
2 |
31-32 |
Равновесие. Строевые упражнения. Ходьба по |
2 |
33 |
Равновесие. Строевые упражнения. Ходьба по |
1 |
34 |
Равновесие. Строевые упражнения. Ходьба по |
1 |
35 |
Опорный прыжок, лазание. Игра «Веселый обруч». |
1 |
36 |
Опорный прыжок, лазание. Игра «Веселый обруч». |
1 |
37 |
Опорный прыжок, лазание. Игра «Пробеги сквозь |
1 |
38 |
Опорный прыжок, лазание. Игра «Пробеги сквозь |
1 |
39 |
Опорный прыжок, лазание. Подвижные игры |
1 |
Внутрипредметный модуль «Игры народов мира» (20 ч.) |
||
40 |
Урок – путешествие «Зарождение Олимпийских |
1 |
41-43 |
Подвижная игра «Пчёлки и ласточка!». |
3 |
44-46 |
Подвижная игра «Заяц – месяц». |
3 |
47-49 |
Подвижная игра «Не упусти мяч». |
3 |
50-53 |
Подвижная игра «Гуси-лебеди». |
4 |
54-56 |
Подвижная игра «Волк и ягнята». |
3 |
57-59 |
Подвижная игра «Кот и мыши». |
3 |
Подвижные игры на основе баскетбола (19 часов) |
||
60-63 |
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра |
4 |
64 |
Подвижные игры на основе баскетбола. Игра |
1 |
65 |
Бросок мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. |
1 |
66-67 |
Бросок мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. |
2 |
68-69 |
Бросок мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. |
2 |
70 |
Бросок мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. Эстафеты с мячами. Игра «Бросай – поймай». |
1 |
|
||
71 |
Бросок мяча. Ловля мяча на месте. Передача мяча. |
1 |
72 |
Эстафеты с мячами. Игра «Бросай – поймай». |
1 |
73 |
Бросок мяча. Ловля мяча. Передача мяча. Эстафеты с |
1 |
74 |
Бросок мяча. Ловля мяча, передача мяча. Эстафеты с |
1 |
75 |
Бросок мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение |
1 |
76 |
Бросок мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение |
1 |
77 |
Бросок мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение |
1 |
78 |
Бросок мяча в щит. Ловля и передача мяча. Ведение |
1 |
Кроссовая подготовка (10 часов) |
||
79 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
1 |
80 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
1 |
81 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
1 |
82 |
Развитие выносливости. Подвижная игра «Третий |
1 |
83-84 |
Развитие выносливости. Подвижная игра «Третий |
2 |
85-86 |
Развитие выносливости. Подвижная игра |
2 |
87-88 |
Развитие выносливости. Подвижная игра «Вызов |
2 |
Легкая атлетика (11 часов) |
||
89-90 |
Бег 30 м. Подвижная игра «Воробьи и вороны». |
2 |
91-92 |
Бег 60 м. Подвижная игра «Воробьи и вороны». |
2 |
93 |
Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Воробьи |
1 |
94-95 |
Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Воробьи |
2 |
96 |
Метание мяча в цель с 3–4 метров. Подвижная игра «Попади в мяч». |
1 |
97-98 |
Метание мяча в цель. Подвижная игра «Попади в |
2 |
99 |
Метание мяча в цель. Подвижная игра «Попади в |
1 |
|
Итого: |
99 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.