Рабочая программа по географии 10-1 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по географии 10-1 классы

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
12.12.2021
Рабочая программа по географии 10-1 классы
Рабочая программа по географии 10-1 классы
Рабочая программа по предмету география 10-11класс ФГОС.doc

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 Карасукского района

Новосибирской области

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

  учебного предмета «География»

на уровень среднего общего образования

срок освоения программы: 2 года (10-11 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

       Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по географии, образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ № 3 Карасукского района Новосибирской области. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Максаковского В.П. «География. 10-11 классы: Базовый уровень» (М.: Просвещение, 2019).

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «География».      

1.1. Личностные результаты освоения географии включают в себя:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 

1.2. Метапредметными результатами освоения географии являются:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

 

 

 

 

 

1.3. Предметные результаты освоения предмета «География».

Предметные результаты на базовом уровне изучения географии в средней (полной) школе должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих географии, а также поддерживать избранное обучающимися направление образования.

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

 

Предметные результаты обучения.

10 класс

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

-понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; - решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира.

- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире.

 

11 класс

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

- характеризовать географию рынка труда;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

 - приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

 

 

 

2. Содержание учебного предмета «География».

       В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в учебном плане среднего общего образования география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки».   На изучение курса географии на базовом уровне предусматривается 1 час в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения-68 часов

 

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

10 класс

1

34

34

11 класс

1

34

34

Итого:

68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «География. 10-11 класс: базовый уровень».

10 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч).

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (34 ч)      

Введение (2 ч)                                                                                  

Введение. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Входная контрольная работа (1 ч)

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 ч)

Многообразие стран современного мира. Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире.  Специфика России как евразийской   страны.

Государственный строй стран мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым статусом.  Формы   правления   государств   — монархическая и республиканская. Формы государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; критерии их выделения.

Политическая география и геополитика. Политическая география и геополитика.

Практическая работа

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

Тема 2. Природа и человек в современном мире (5 ч)

     Взаимодействие общества и природы. Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в. Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности.

       Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчет обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

        Мировые природные ресурсы. Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

       География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

      Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.

       Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.

   Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология.  Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Практические работы

3. Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира.                                                                                                       4.  Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.

 

Тема 3. География населения мира (6 ч)

      Численность и воспроизводство населения мира.  Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв.

Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, ее особенности в экономически развитых и развивающихся странах.

Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

       Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении.

Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

      Размещение и миграции населения. Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

       Городское и сельское население. Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в больших городах. Формирование городских агломераций. Концентрация населения в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урба­низации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урба­низированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбани­зации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономиче­ски развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взры­ва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

      География населения как ветвь социально-эконо­мической географии. Геодемографическое направле­ние. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).

Полугодовая контрольная работа

Практическая работа

5. Характеристика населения одной из стран мира по плану.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 ч)

      Научно-техническая революция. Понятие научно-технической революции. Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение на­учно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части HТP: I) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управле­ние. Эволюционный и революционным пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

     Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о между­народном географическом разделении труда и отрасли международной специализации Международная эконмическая интеграция, главные региональные и от­раслевые интеграционные объединения.

       Глобализация и ее движущие силы. Транснацио­нальные и глобальные ТНК, Возникновение глобаль­ных городов.

       Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воз­действие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

       Основные пространственные модели мирового хо­зяйства. Двухчленная модель. Трехчленные модели с под­разделением па экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Трёхчленная модель с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в произ­водстве валового мирового продукта. Отравы БРИКС. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

       Территориальная структура хозяйства экономи­чески развитых стран с выделением высокоразвитых старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения, Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих разви­вающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, ее главные направления.

      Факторы размещения производительных сил в эпоху НТР. Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения; территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы раз­мещении: наукоемкости, экологический.

Практическая работа

6.Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран.

 

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 ч)

       География промышленности. ТЭК. Промышленность первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой струк­туре промышленности мира в эпоху НТР, роль высо­котехнологичных отраслей. Изменения в территори­альной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.

       Топливно-энергетическая промышленность. Ми­ровое производство н потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера в Юга. Два главных эта­па развития этой отрасли ка протяжении XIX-XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, глав­ные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобы­вающие страны, главные сухопутные и морские грузо­потоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты ее географии.

       Электроэнергетика мира. Мировая элек­троэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; веду­щие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.

       Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Черная ме­таллургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприя­тий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии,

        Машиностроение мира. Особенности отраслевой и территориальной структуры.  Три главных машино­строительных региона.

       Химическая, лесная, деревообрабатывающая, лёгкая промышленность мира. Отличительные черты отрасле­вой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса ее размещения. Ми ровня текстильная промышленность, ее главные регио­ны. Промышленность и окружающая среда.

       Сельское хозяйство и рыболовства мира. Сельское хозяйство вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зе­леной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих от­расли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Ми­ровое рыболовство.

        География транспорта. Транспорт - третья ведущая от рас ль материально­го производства. Мировая транспортная система, ее масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транс­портные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты, География мирового морского судоходства» роль морских кана­лов и проливов. Внутренний йодный транспорт. Воз­душный (авиационный) транспорт самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.

       Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полуперифе­рией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.

Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Тор­говая услугами и се формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).

       Мировой рынок капитала как отражение процес­са финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Офшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, разви­вающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ),

Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое со­трудничество. Международный туризм: масштабы и ос­новные черты географии.

Годовая контрольная работа

Практические работы

7. Определение стран лидеров в различных отраслях машиностроения.

8. Определение и характеристика мировой транспортной структуры.

 

Содержание курса «География. 10-11 класс: базовый уровень».

11 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч).

РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 11 класс (1ч. в неделю, 34 ч.)

 

Введение. Регионы и страны мира (2 ч)

Географические регионы. Варианты регионального деления мира. Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурно- исторические регионы мира, их основные характеристики.

Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики.

Входная контрольная работа.

Тема 6. Зарубежная Европа (7 ч)

      Общая характеристика Зарубежной Европы. Общая характеристика. Зарубежная (по отно­шению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время.

       Природные условия и ресурсы зарубежной Евро­пы. Природные ресурсы для развития промышленно­сти, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.

       Население Зарубежной Европы. Население зарубежной Европы: числен­ность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населе­ния региона: однонациональные, двунациональные и многонациональные государства. Обострение межна­циональных отношений. Основные религии зарубеж­ной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Запад­ноевропейский тип города. Процесс субурбанизации. 

       Хозяйство стран Зарубежной Европы. Место региона в мировом хозяйстве. Страны, вхо­дящие в «большую семерку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда.

Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышлен­ность. Топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышлен­ность. Главные промышленные районы.

       Сельское хозяйство зарубежной Европы, три глав­ных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропей­ский, 3) южноевропейский.

Транспортная система зарубежной Европы. Глав­ные транспортные магистрали. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные ком­плексы. Преодоление естественных преград.

       Непроизводственная сфера стран зарубежной Европы. Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финан­совые центры и офшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.

       Охрана окружающей среды и экологические про­блемы в зарубежной Европе.

       Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы зарубежной Европы. Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси раз­вития» Западной Европы. Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старо­промышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Че­тыре субрегиона зарубежной Европы. Природные, политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа).

         Федеративная Республика Германия. Изучение стран Европы (Франция, Германия, Велико­британия, страны Балтии). Черты сходства и различия стран Южной и Западной Европы. Природные, политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа).

   Практическая работа

1. Сравнительная характеристика двух стран зару­бежной Европы.

 

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (10ч)

      Общая характеристика зарубежной Азии.  Общая характеристика. Зарубежная (по отноше­нию к странам СНГ) Азия как быстро развивающий­ся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3) глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» субрегиона (Афганистан и др.).

       Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ре­сурсные предпосылки для развития сельского хозяй­ства; недостаточная обеспеченность пахотными зем­лями и источниками водоснабжения.

       Население стран зарубежной Азии. Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трех мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регио­не. Основные черты размещения населения, контра­сты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.

       Хозяйство стран зарубежной Азии: пять центров экономической мощи. Рост значения зарубежной Азии в мировом хо­зяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых ин­дустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы воз­делывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства.

       Экологические проблемы и меры по охране окру­жающей среды в странах зарубежной Азии.

      Китай. Китайская Народная Республика. Размеры тер­ритории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомы­ня с Китаем. Население Китая. Китай - первая страна мира по численности населения. Демографическая по­литика и ее результаты; переход от демографическо­го взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав населения. Этнический со­став населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс урбанизации. Крупнейшие города и городские агло­мерации Китая. Китай как страна древней культуры.

       Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономи­ки, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни.

       Промышленность Китая. Успехи и проблемы топ­ливно-энергетического комплекса. Быстрое развитие металлургического комплекса, мировой рекорд по вы­плавке стали. Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной промышлен­ности. Традиции легкой промышленности.

       Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Главные районы воз­делывания пшеницы, риса, чая. Районы экстенсивно­го скотоводства. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.

       Транспорт Китая. Особое значение железнодо­рожного транспорта; сооружение новых магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.

       Внешние экономические связи Китая. Превраще­ние его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Ки­тая в мировой финансовой сфере, в международном ту­ризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ). Центральная и Запад­ная зоны.

       Япония. Территория Японии, ее границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии - стра­ны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Одно­родный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уро­вень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.

       Хозяйство. Период «экономического чуда» в Япо­нии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление тем­пов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы № 3». Япония как постиндустриальная страна.

       Промышленность: этапы развития. Этап развития энергоемких и металлоемких производств при уве­личении импорта топлива и сырья. Этап ориентации на наукоемкие отрасли. Главные промышленные цен­тры Японии и их специализация.

       Сельское хозяйство Японии - изменения в струк­туре и географии. Значение рыболовства.

       Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних эко­номических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии.

       Территориальная структура хозяйства Японии. Ее «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.

       Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Госу­дарственный строй; форма правления и администра­тивно-территориальное деление. Индия в составе Со­дружества, возглавляемого Великобританией.

       Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населе­ния Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенно­сти урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.

       Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Эконо­мическое чудо» в Индии и рост объема ВВП. Постепен­ное превращение Индии в супердержаву знаний. Силь­ное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности.

Промышленность Индии: особенности ее отрас­левой структуры и географии. Главные новостройки. («полюса роста») в тяжелой промышленности Индии. Главные отрасли легкой промышленности.

       Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрно­го строя, влияние «зеленой революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.

Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбай, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение первых трех мегалополисов Ин­дии.

      Австралия. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австра­лии. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммигра­ции, очень низкая плотность населения. Главные го­рода Австралии.

       Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: гор­нодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.

       Внутренние различия. Юго-Восточный район Ав­стралии с главными городами страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в хозяйстве Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.

 Практическая работа

2. Классификация стран зарубежной Азии.

3. Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной.

4. Составление картосхемы международных эконо­мических связей Японии.

5. Составление картосхемы международных эконо­мических связей Австралии.

 

Тема 8. Африка (2 ч)

      Общая характеристика Африки.  Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независи­мости после Второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР - страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.

       Территория Африки и отдельных ее стран. Осо­бенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преоб­ладание президентских республик.

       Африка как регион территориальных споров и ре­гиональных конфликтов. Волна национальных рево­люций в Северной Африке в 2011 году. Организация Аф­риканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обез­лесения в Африке.

       Африка - регион демографического взрыва с са­мыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав на­селения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его послед­ствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.

       Хозяйство Африки, ее место в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о мо­нокультуре.

      Индустриализация Африки. Ведущая роль горно­добывающей промышленности. Недостаточное разви­тие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве.                                                                                                                                                    Субрегионы Африки. ЮАР. Деление Африки на пять субре­гионов: Северную, Западную, Центральную, Восточ­ную и Южную Африку. Деление Африки на два субре­гиона: Северную и Тропическую Африку.

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе го­рода.

        Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («Черной») Аф­рики. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобываю­щей промышленности и интенсивного сельского хо­зяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.

       Южно-Африканская Республика. ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Афри­ки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли ее международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.

Практическая работа

6. Составление прогноза экономического развития стран Африки.

 

Тема 9. Северная Америка (5 ч)

       Северная Америка. США. Понятие Северная Америка в экономической и со­циальной географии мира. Соединенные Штаты Америки. Размеры территории США и ее подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Шта­ты США. Двухпартийная система в США.

        Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного при­роста. Особенности формирования американской на­ции. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой дискрими­нации. Возрастно-половая структура населения. Раз­мещение населения по территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних мигра­ций населения. География городов. Городские агломе­рации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения.

    Природные ресурсы и хозяйство США. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Замедление темпов эко­номического роста; финансово-экономический кри­зис 2008-2009 годах.  Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль аме­риканских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном производ­стве. Ведущие отрасли горнодобывающей и обрабаты­вающей промышленности.

        Лидерство США в мировом сельскохозяйствен­ном производстве. Постадийная специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспорт­ной системы США. Переход к постиндустриальному обществу.

        Особенности территориальной структуры хозяй­ства США. Факторы, воздействующие на эту структу­ру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалопо­лисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.

       География промышленности США. Природные ре­сурсы для развития промышленности США; увеличе­ние зависимости от импорта. Основные черты геогра­фии топливной промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, машиностроительной, химиче­ской и текстильной промышленности США. Понятие о четырех промышленных поясах.

       География сельского хозяйства США. Природно­-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США. Отрасли, определяющие профиль животно­водства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.

       Транспортная система США, ее конфигурация. Главные транспортные магистрали и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.

       Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.

       Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристические районы, национальные парки.

Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.

       Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон.       Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макрорегион Юга, город Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Ан­джелес и Сан-Франциско.

       Канада. Размеры территории и ЭГП Канады. Осо­бенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокораз­витая страна. Четыре отрасли ее международной спе­циализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.

Практическая работа

7. Сравнение двух макрорегионов США.

8. Составление программы освоения территории Канады.

 

Тема 10. Латинская Америка (2 ч)

       Общая характеристика Латинской Америки. Общая характеристика региона. Территория, под­разделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Госу­дарственный строй стран Латинской Америки. Уни­тарные и федеративные государства. Колониальные владения.

       Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и ее краевым прогибам. Богатство водными и лесными ре­сурсами. Агроклиматические условия.

       Население. Тип воспроизводства населения. Эт­нический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уро­вень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.

        Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам эконо­мического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая про­мышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные от­расли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».

       Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бра­зилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная по­литика.

       Охрана окружающей среды и экологические про­блемы.

       Страны Латинской Америки. Бразилия.  Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - са­мая большая страна Латинской Америки, одна из клю­чевых развивающихся стран. Ускорение темпов эконо­мического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС. Размеры и профиль горнодобывающей промыш­ленности; основные центры. Размеры и профиль об­рабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.

Особенности территориальной структуры хо­зяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные новостройки в Амазонии. Особое значение крупней­ших городских агломераций: Рио-де-Жанейро и «эко­номической столицы» страны - Сан-Паулу. Главные транспортные новостройки.

Практическая работа

9. Сравнительная характеристика двух стран Ла­тинской Америки.

 

Тема 11. Россия в современном мире (4 ч)

       Место России в мировой политике, в природно-ресурсном и людском потенциале. Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миро­порядок.

       Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.

       Место России в населении мира. Ухудшение демо­графической обстановки в постсоветский период вре­мени, нарушенная половозрастная структура населе­ния, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.

       Место России в мировом хозяйстве. Экономика России на мировом фоне. Два этапа в ее развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конку­рентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологич­ных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.

       Место России в промышленности мира. Лидирую­щее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в миро­вой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей про­мышленности «верхнего этажа» — машиностроении и химии органического синтеза.

       Место России в мировом сельском хозяйстве - в растениеводстве и животноводстве.

       Место России в мировом транспорте. Более силь­ные позиции России в железнодорожном и трубопро­водном транспорте, более слабые - в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направ­ления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.

Россия в международных экономических отноше­ниях - мировой торговле и мировых финансовых связях.

       Место России в мире по качеству жизни. Стратегия развития России. Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляю­щие. Высокое положение России в мире в сфере об­разования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие по­казатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.

       Перспективы развития России до 2020 г. «Страте­гия 2020» и ее задачи в сфере экономической модер­низации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-­технологическое перевооружение всего хозяйства, пе­рестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства - как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.

Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы (1 ч)

Практическая работа

10. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

11. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции.

Тема 12. Глобальные проблемы человечества. 2 ч

       Глобальные проблемы человечества. Процесс глобализации и возникновение глобаль­ных проблем человечества. Понятие о глобальных про­блемах и их классификации.

       Приоритетные глобальные проблемы.

       Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время ее возникновения, этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы ее улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.

       Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды. Возникновение международ­ного терроризма и его распространение. Террористи­ческие организации. Меры борьбы с международным терроризмом.

       Экологическая проблема. Причины ее возник­новения и масштабы воздействия на географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружаю­щей среды. Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охра­не биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.

       Демографическая проблема. Постепенное уга­сание демографического взрыва как благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности населения Земли: соотношение экономи­чески развитых и развивающихся стран. Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демо­графической проблемы.

Энергетическая проблема. Причины ее возник­новения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание разви­вающихся стран. Использование достижений совре­менного этапа НТР для решения энергетической про­блемы.

       Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобаль­ной продовольственной проблемы: экстенсивный и ин­тенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.

       Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Глав­ный путь - социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.

      Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по ее решению.      Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.

       Взаимосвязь глобальных проблем.

      Стратегия устойчивого развития. Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессими­стические прогнозы многих западных ученых, при­зывающих к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном про­грессе человечества в сочетании его с научно-техниче­ским прогрессом.

Понятие о стратегии устойчивого развития при­роды и общества. Три главных компонента устойчи­вого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое со­циальное развитие. Устойчивое развитие и география.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Класс

 

Тема раздела/подраздела

Деятельность учителя в соответствии с программой воспитания.

Количество часов

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Общая характеристика мира

 

34 ч.

Введение

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

Тема 1. Современная политическая карта мира.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

5 ч.

Тема 2. Природа и человек в современном мире.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

5 ч.

Тема 3. География населения мира.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

6 ч.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

5 ч.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

11 ч.

Итого:

 

34 ч.

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Региональная характеристика мира

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания    к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

34 ч.

 

Введение. Регионы и страны мира

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

2 ч

Тема 1. Зарубежная Европа

Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

7 ч.

Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия.

10 ч.

Тема 3. Африка.

2 ч.

Тема 4. Северная Америка.

5 ч.

Тема 5. Латинская Америка.

2 ч.

Тема 6. Россия в современном мире.

4 ч.

Тема 7. Глобальные проблемы человечества

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести

навык самостоятельного  решения  теоретической  проблемы,  навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

2 ч.

Итого:

 

34 ч.

Итого:

 

68 ч.

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями

Метапредметными результатами освоения географии являются: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы…

Метапредметными результатами освоения географии являются: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы…

П редметные результаты освоения предмета «География»

П редметные результаты освоения предмета «География»

Ученик научится (базовый уровень)Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) - характеризовать географию рынка труда; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран…

Ученик научится (базовый уровень)Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) - характеризовать географию рынка труда; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран…

России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; - объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства

России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; - объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства

Содержание курса «География. 10-11 класс: базовый уровень»

Содержание курса «География. 10-11 класс: базовый уровень»

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география

Различия между странами по темпам урбани­зации

Различия между странами по темпам урбани­зации

НТР, роль высо­котехнологичных отраслей

НТР, роль высо­котехнологичных отраслей

Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ),

Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ),

Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма

Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма

Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономи­ки, китайское «экономическое чудо»

Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономи­ки, китайское «экономическое чудо»

Географический рисунок хозяйства и расселения

Географический рисунок хозяйства и расселения

Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в

Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в

Макрорегионы США. Макрорегион

Макрорегионы США. Макрорегион

Участие России в международных организациях

Участие России в международных организациях

Экологическая проблема. Причины ее возник­новения и масштабы воздействия на географическую оболочку

Экологическая проблема. Причины ее возник­новения и масштабы воздействия на географическую оболочку

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

I. Общая характеристика мира 34 ч

I. Общая характеристика мира 34 ч

II . Региональная характеристика мира

II . Региональная характеристика мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021