Рабочая программа по Хореографии Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (для детей от 4 года до 7 лет)
Оценка 4.8

Рабочая программа по Хореографии Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (для детей от 4 года до 7 лет)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
преподавание
Взрослым
30.03.2020
Рабочая программа по Хореографии Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»  (для детей от 4 года до 7 лет)
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №31 «КРЕПЫШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по Хореографии

Образовательная область

 «Художественно-эстетическое развитие»

 

(для детей от 4 года до 7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Стень Людмила Николаевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Инта

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

              I.Целевой раздел

Обязательная часть

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи реализации программы (с учетом требований ФГОС ДО, на основе ООП ДО МБДОУ и примерной ООП  ДО)…………………………………………………..5

1.2. Принципы и подходы к реализации программы……………………………………………………………………………………...5

1.3. Возрастные и психологические характеристики особенностей развития детей групп……………………………………………………………………………………………6

1.4. Значимые для разработки и реализации Рабочей Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей…………………………………………………………………………………………...9

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы …………………………………………………………………………………………………10

1.6. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов (мониторинговые условия) ………………………………………………………………….12

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

(региональный компонент)

1.7. Цели и задачи регионального компонента……………………………………………………………………………………13

1.8. Принципы формирования реализации регионального компонента…………………………………………………………………………………....14

1.9. Планируемые результаты реализации регионального компонента…………………………………………………………………………………...14    

   II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ:

2.1Обязательная часть

2.1.1. Содержание образовательной деятельности с детьми средней группы 4-5 лет….16

              2.1.2. Содержание образовательной деятельности с детьми старшей группы 5-6 лет …17

              2.1.3. Содержание образовательной деятельности с детьми подготовительной группы 6-7          лет…………………………………………………………………………………………….19

2.2. Описание вариативных форм, способов и методов и средств реализации Рабочей Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……………………………..20

  2.3.Особенности взаимодействия с семьями  воспитанников……………………………22  

    Часть рабочей программы , формируемая участниками образовательных

              отношений    

2.4.   Региональный компонент……………………………………………………………………………………24

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

Обязательная часть.

3.1.Учебный план реализации ООД ДО. Расписание образовательной деятельности …25

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания (для реализации основной части и части, формируемой участниками)…………………………………………………………………………………26

Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.

3.3.Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий……………………………………………………………………………….…28

3.4. Особенности взаимодействия с социальными партнерами………………………………………………………………………………..28

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…28

Используемая литература………………………………………………………………30

 

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребёнка, формируется его личность. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опоратанца.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я».

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

В соответствии с лицензией серии I I ЛO1 №0001331 на право ведения образовательной деятельности от 25 августа 2015г. Регистрационный №997-Д МБДОУ

«ЦРР - детский сад №31 «Крепыш» имеет право ведения общеобразовательной деятельности  по образовательной программе ДОУ дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному и физическому направлению развития детей. Педагогический процесс осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Содержание образовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям –физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Рабочая программа образовательной деятельности по хореографии  в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

( далее ФГОС ДО). В связи с этим для реализации целей ФГОС ДО (социализации и индивидуализации развития дошкольников) ставятся новые ориентиры: формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусств, развитие восприятия и сопереживания к художественным образам произведений , обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности воспитанников.

Рабочая программа образовательной деятельности по хореографии реализует дополнительное образование художественной направленности ДОУ и  разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

•        Уставом и нормативными документами МБДОУ «ЦРР- детский сад №31 «Крепыш»;

•        Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

•        СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.№26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

•        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014  « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;

•        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Рабочая программа по хореографии обеспечивает реализацию дополнительной общеразвивающей  программы МБДОУ «ЦРР-д/с№31 «Крепыш». Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

Актуальность создания данной программы обусловлена необходимостью организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, систематизировать планирование  работы для раскрытия хореографических  способностей детей дошкольного возраста, их духовного развития, сохранения физического и психологического здоровья.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе парциальных программ по

Обязательная часть дополнительной общеразвивающей программа разработана  с учетом оздоровительно-развивающей  программы, А.И. Буренина « Ритмическая мозаика»

Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе парциальной программы «Парма», автор С.С.Белых, Л.Д.Вавилова и реализует региональный компонент Основной образовательной программы МБДОУ.

Срок реализации образовательной программы 2018-2019 учебный год. 

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет

Программа содержит цели и задачи реализации программы, содержание  по хореографии (область «Художественно-эстетическое развитие), в организационном разделе представлено материально-техническое обеспечение. В разделах программы предметное содержание организовано по принципу развивающего образования, а также научной обоснованности и практической преемственности, рекомендованной ФГОС.

 

 

1.1.   Цели и задачи  реализации программы.

Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Задачи:

Обучающая- Учить детей владеть своим телом, учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;

Развивающая – Развитие музыкальности и чувства ритма: умения ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях. В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятии ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

Развитие физических данных детей, психических процессов: восприятия, произвольного внимания, памяти зрительной и моторной, образного мышления, воли, фантазии, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству;

Воспитывающая– Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности: умения сочувствовать, сопереживать, работать в коллективе. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, культурных привычек, целеустремленности в достижении поставленной цели.

1.2. Принципы и подходы к реализации программы.

          Содержание рабочей программы составлено с учётом основных принципов дошкольного образования,

           отражённых в ФГОС ДО:

Основой для построения программы явились следующие педагогические принципы:

-        принцип вариативности и свободы выбора: он необходим для самореализации личности;

-        принцип эмоциональной насыщенности занятия искусством дают основы для создания среды богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душевное здоровье обучающихся;

-        принцип креативности предполагает развитие и индивидуализацию творческих способностей каждого ребенка;

-        принцип        индивидуализации: имеет  значение        для      осуществления          личностно-ориентированного подхода          в          процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающегося;

-        принцип доступности, обеспечивающего переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;

-        принцип системности и последовательности – взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному».

Ведущей технологией обучения является:

-        обучение в сотрудничестве: данная технология на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу;

-        технология игрового обучения – многие занятия выстраиваются в форме танцевальных и индивидуальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, но и том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия;

-        технология здоровье сберегающего обучения выполняет следующие задачи:

1.      создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

2.      мотивация на здоровый образ жизни;

3.      формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – это способ поддержания здоровья, развития тела.

1.3 Возрастные и психологические характеристики особенностей развития детей.

Пятый год жизни (средняя группа 4-5 лет)

На пятом году жизни ребят учат различать, чувствовать и осознавать наиболее простые элементы музыкальной выразительности, воспринимая музыку целостно, ощущая ее настроение, общий характер. Обращается внимание на то, что, например, с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков. В хороводах, играх подчеркивается необходимость обдуманных действий в соответствии с особенностями выразительных музыкальных средств Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбу на бег, сильный энергичный шаг на тихую поступь и т п. Ведется постоянная работа по развитию ритмичности: четкой ходьбы в соответствии с метрической пульсацией, точного начала и окончания движений вместе смузыкой.

Чтобы выразительно двигаться под музыку, надо чувствовать, воспринимать ее и владеть некоторым запасом движений — основных, гимнастических, плясовых, образных, уметь ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе. В этом детей систематическиупражняют.

Объем музыкально-ритмических навыков и умений, которые должны быть усвоены детьми 5 лет: двигаться в соответствии с характером музыки: динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий), двигаться в умеренном и быстром темпах; начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой; самостоятельно менять движение в соответствии с двухчастной фор мой; ходить под музыку спокойно, бодро; бегать легко; подпрыгивать с небольшим продвижением вперед; двигаться прямым галопом, выполнять движения с флажками, платочками (вверх, в сторону вправо, в сторону влево, вниз); легко пружинить ноги, слегка приседая; уметь из круга разойтись в разных направлениях и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах; выполнять плясовые движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши по коленям, вращать кистями рук, кружиться по одному, парами (шагом, мягким бегом); исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараться выразительно передавать характерные черты музыкально-игровыхобразов.

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тема- тики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального произведения.

Шестой год жизни (старшая группа 5-6 лет)

Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом, двигаясь, передавать его настроение. Онилегко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы, особенно изложенную контрастно.

Развивая чувство ритма, ребят учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения (руки вверх, руки вниз и т. п.) в упражнениях с предметами (платочками, лентами, флажками, палками и т. п.). Особое значение имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения. Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танцевальных движений.

Дети 5—6 лет должны иметь следующие музыкальные навыки: ритмично двигаться в соответствии с различным характером му- зыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать движениями темп (умеренный, быстрый или медленный), а также метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок (хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трехчастной формой, музыкальными фразами. Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать ритмично, быстро, высоко поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами и без них, пружинить на двух ногах, вставать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения парами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы различного характера.

В танцевальных движениях поочередно выставлять вперед ноги на прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки (вперед-в стороны), двигаться парами, отходить назад (спиной) от стоящего в паре. Исполнять пляски, состоящие из этих элементов.

В музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свобод-ных» плясках по-своему (творчески) использовать знакомые элементы, согласовывать движения с музыкой.

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа.

Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа 6-7 лет)

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально- личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме педагог обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться.

Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина).

У старших дошкольников наблюдается незавершенность строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой, негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Педагогу следует быть внимательным к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.

У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. Для их развития педагоги часто используют пальчиковую гимнастику.

 Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх.

С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов. У детей этого возраста возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации танцевальных движений.

Обучение музыкально-ритмическим   движениям семилетних детей    направлено     на     закрепление   полученных знаний и   является   известным    итогом работы, проведенной  в  предыдущих возрастных  группах.  Программа обучения детей 6—7 лет строится на тех же основах, что и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование — формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии с характером музыкальных образов. Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов.

Детей знакомят с более сложными произведениями, имеющими многообразные музыкальные оттенки (усиление, ослабление ускорение, замедление), более высокое и низкое звучание в пределах лишь одного регистра, достаточно развитую метро ритмическую основу.

Выполняя музыкальные задания, ребята учатся дифференцировать характер движений: во время ходьбы — передавать торжественное, подъемное настроение праздничного шествия, спокойную плавную поступь русских хороводов; в поскоках — двигаться легко, изящно.

Значительно расширяется объем движений, особенно танцевальных и гимнастических.

Объем программных умений и навыков следующий: учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже, в пределах одного регистра), ускорять и замедлять движение, отмечать движениями акценты, несложный ритмический рисунок, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать двигаться после вступления.

В соответствии с характером музыки выполнять общие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, двигаться с предметами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, выразительно передавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса) и танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений, понимать термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп».

1.4.   Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

Приоритетные направления работы ДОУ и дополнительные направленности определяются на основе анализа результатов педагогической деятельности , потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.

Образовательная программа ДОУ дошкольного образования в группах  общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному и физическому направлению развития, а также дополнительной художественно-эстетической направленностью.

Одной из основных задач ФГОС Дошкольного Образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

На психическое, физическое, личностное развитие ребенка дошкольного возраста, по данным последних исследований, оказывают влияние такие аспекты как: поведение педагога; тип образовательной программы; количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольная образвательная организация должна обеспечить социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.

Социокультурная среда дошкольной образовательной организации представлена как единство трех составляющих: социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов; принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Региональные и климатические особенности.

Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию коми национального компонента , исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, в вариативной части учебного плана детского сада введены дополнительные сведения о республике Коми, ее культуре и особенностях.

В программе, в календарно-тематическом планировании введён НРК (национально-региональный компонент), созданы условия для эстетического восприятия природы, живописи, литературы, искусства, музыки, народного фольклора, промыслов республики Коми.

Этнокультурные особенности

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание.

Основная образовательная программа предусматривает реализацию в ДОУ этнокультурного компонента с учетом принципа культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании дошкольников во всех образовательных областях.

1.5 Планируемые результаты освоения рабочей программы    

Успехи и достижения детей в хореографии, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

В  результате проделанной работы  дети проявляют  стойкий интерес и потребность  к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается  необходимый объём движений классического, народного, бального танцев, а также танцев современного  направления. У них формируется  основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль  в обучении

   У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется  и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения.

Средняя группа 4-5 лет.

-узнают песни,мелодии; хороводы;

-двигаются в соответствии с характером музыки: динамикой (громко, тихо), регистрами(высокий, низкий),

-        двигаются в умеренном и быстромтемпах;

-начинают и заканчивают движение одновременно с музыкой;

-самостоятельно меняют движение в соответствии с двухчастной формой;

-бегают легко;

-подпрыгивают с небольшим продвижением вперед;

-        двигаются прямым галопом, выполняют движения с флажками,платочками

-двигаются парами по кругу в пляскахихороводах;

-        выполняют плясовые движения: ставят ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопают в ладоши по бедрам, вращают кистямирук,

-        кружиться по одному, парами (шагом, мягким бегом);

-        исполняют несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараются выразительно передавать характерные черты музыкально-игровыхобразов.

 

 Старшая группа 5-6 лет.

-        различают жанры в музыке (песня, танец,марш);

-        различают звучание музыкальныхинструментов (фортепиано,скрипка и  т.д.);

-        узнают произведенияпо фрагменту;

-        ритмично двигаютсявсоответствии с характером музыки; могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.).

-        самостоятельно меняют движения в соответствиис 3-х частной формой произведения;

-        самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов действуют, не подражая друг другу;

- владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.

Подготовительная группа 6-7 лет.

-        определять музыкальный жанр произведения;

-        различать части произведения;

-        выразительно двигаются в соответствии с характером музыки,образа;

-        передают точно рисунок танца;

-        выполнять танцевальные движения качественно;

- хорошо ориентироватся в зале при проведении музыкально- подвижных игр.

-        умеет выполнятьспециальные упражнения для согласования движений смузыкой

-умеет исполнять ритмические, бальные танцы и комплексыупражнений, а также двигательные задания по игропластике этого года обучения.

Музыкально-ритмическая деятельность детей 6—7 лет должна быть не только исполнительской, но и творческой,  т.   е.   дети должны уметь самостоятельно импровизировать, составлять несложныекомпозиции.

 

 

1.6.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов (мониторинговые условия)

Индивидуальная оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Для проведения педагогической диагностики используется различные методы:

- Наблюдение

- Беседа

- Анализ продуктов детской деятельности

Для анализа уровня усвоения программного материала и своевременной коррекции педагогического процесса использованы различные диагностические методики, в том числе адаптивная методика А.И.Бурениной «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка».

Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:

•        выявления     начального    уровня развития музыкальных и    двигательных  способностей         ребенка,         состояния      его

эмоциональнойсферы

•        проектирования индивидуальной работы;

•        оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель : выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического процесса).

Методы: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

Движение является прекрасным показателем, «видимым айсбергом» глубинных психических процессов, и по двигательной реакции детей под музыку можно достаточно достоверно провести диагностику музыкального и психомоторного развития ребёнка.

Задачи:

1.Выявить уровень развития музыкальности:

-        развития способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

-        развития чувства ритма;

-        развития музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

-        развития музыкальной памяти.

 

2.Определить уровень развития двигательных качеств и умений:

-        развития ловкости, точности, координации движений;

-        развития гибкости;

-        развития умения ориентироваться в пространстве;

 

3.Выявить уровень развития творческого воображения:

 - развития способности к выразительному исполнению.

 

4.Выявить уровень развития психических процессов:

-        развития эмоциональной сферы;

-        подвижности (лабильности) нервных процессов;

-        развития восприятия, внимания, памяти.

 

5.Определить уровень развитие нравственно-коммуникативных качеств:

-        развития коммуникативных способностей

-        сформированность чувства такта и культурных привычек.

( Приложение)

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

(региональный компонент)

1.7. Цели и задачи  парциальной программы «Парма»

 В ДОУ реализуется региональный компонент , с учетом  Программа развития и воспитания детей в дошкольном учреждении Республики Коми «Парма», автор С.С. Белых. Программа «Парма» ориентирована на развитие всей совокупности качеств личности ребёнка, воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю через возрождение национальных и культурных традиций народа коми.

Цель программы «Парма»: обеспечение целостного развития личности в период  дошкольного детства, формирование активности субъекта через разнообразные виды детской деятельности.

           Дошкольный возраст- важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей, предметов, природы и собственным миром.

Задачи программы «Парма»:

-формирование представлений о научной картине окружающего мира на основе чувственно-познавательного опыта и отражением его в действительности;

-развитие у ребёнка общих и индивидуальных качеств и свойств личности;

-социализация и приобщение детей к общим и этнокультурным ценностям.

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на коми музыкальные произведения и коми хореографию.

 

 

 

 

 

 

 

1.8. Принципы реализации регионального компонента.

При ознакомлении детей с родным краем были положены следующие принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на осмысление детьми процесса познания прошлого и настоящего своей малой Родины научно-обоснованными и апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - участие педагога и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников.

Принцип комплексности и интегративности - решение социальных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития детей.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на сопричастность к событиям города, края, получение необходимых знаний и поддержки в получении информации, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.9. Планируемые результаты реализации регионального компонента.

У ребёнка:

- сформирован интерес к культурному наследию региона;

- сформировано бережное отношение к дому, городу, к родному краю, к родной стране;

-знаком с правилами коми игр.

знаком с коми национальными танцами.

 -  знаком с коми национальными костюмами.

- исполняем движения коми народных танцев с коми орнаментами.

- знаком с песнями коми композиторов.

- знаком с коми народными инструментами.

- знаком с коми фольклором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Цель:

Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства.

Задачи;

1.   Развитие музыкальности:

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.  Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Программа по хореографии содержит несколько разделов:

 

Раздел «ТАНЦЕВАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И КОМПОЗИЦИИ»

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения

-развитие подвижности стопы, устойчивости, чувства опорной и рабочей ноги

Раздел «УПРАЖНЕНИЯ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ В ПРОСТРАНСТВЕ»

-освоение основных видов шага, прыжков,бега

-формирование умения ориентироваться в пространстве, соблюдатьинтервал

-развитие координации музыкального мышления и двигательных функцийорганизма.

Раздел«ИГРОПЛАСТИКА»

-развитие мышечной силы, гибкости, коррекция осанки

-упражнения для снятия мышечногонапряжения

Раздел«ТАНЕЦ»

-развивать способность творческого воображения при восприятиимузыки

-становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность,усидчивость.

-развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкальноговкуса.

-развитие координации музыкального мышления и двигательных функцийорганизма.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

- способствовать активизации фантазии ребенка, развивать способность к музыкально-игровому, танцевальному творчеству

-закрепление танцевальных навыков и умений

-воспитание чувства коллективизма.

  2.1.1. Содержание образовательной деятельности с детьми средней группы 4-5 лет.

 

-Развитие двигательных навыков иумений:

Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на внешней и внутренней стороне стопы, сценический шаг (шаг с носка), топающий шаг вперед и назад, высокий шаг (марш).Бег – легкий, высокий, острый, мелкий, широкий.Прыжки – на одной, двух ногах на месте и в продвижении, подскоки, прямой и боковой галоп Образно-имитационные движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние.Работа над положениями рук: «полочка», «матрешка», «крылья», «поющие руки», «тарелочки», «блинчики», «ладушки»,

«моторчик», «юбочка», «кулачки».

Работа над положением рук в парах: «лодочка», «стрелочка».

Развитие умений ориентироваться в пространстве – самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строиться в шеренгу, колонну. Делать несколькокругов.

-Развитие творческих способностей – воспитание потребности к самовыражению, формировать умение использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях и под любую музыку, развитиевоображения.

-Развитие психических процессов: слухового внимания, памяти зрительной и моторной. Развитие произвольного внимания, мышления,воли.

-Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: умения сочувствовать, сопереживать, формировать чувство такта, культурныхпривычек

         Методика

Методические приемы видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни — выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. Педагогу необходимо продумывать, в каких случаях детям доступны задания самостоятельных поисков движений, а в каких нужна наглядная помощь взрослого. Такие задания выполняются во время разучивания сюжетных игр, которые обычно сопровождаются программноймузыкой.

На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Разучивая игру педагог акцентирует внимание на характере персонажей, используя детские стих.

Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую методику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение. Некоторые игры, пляски, упражнения усваиваются детьми сразу (играя, танцуя, они радуются звукам музыки, прислушиваются к ним, движения становятся более точными, непринужденными); другие требуют более длительного разучивания. Иногда детей затрудняет ориентировка в пространстве, изменение перестроения, либо им не удается тот или иной элемент движений. В этих случаях нужны дополнительные предварительные упражнения.

Проверяя качество усвоения музыкально-ритмических навыков, в конце года следует выяснить:

способен ли ребенок прослушать незнакомое музыкальное произведение и передать его настроение (веселая пляска, спокойная ходьба) соответствующими движениями;

умеет ли ребенок отмечать различными движениями двухчастную форму незнакомого музыкального произведения (например, тихо похлопать на первую спокойную часть музыки и «поплясать» руками — на вторую подвижную);

насколько точно и правильно выполняют дети элементы танца: прямой галоп, выставление ноги на пятку, вращение рук, ритмичные притопывания;

какие плясовые движения ребята применяют в самостоятельных, «свободных» плясках;

 

2.1.2Содержание образовательной деятельности с детьми старшей группы 5-6 лет.

 

.Подвести детей к творчеству, умению выражать свои чувства, вызванные музыкой, самостоятельному композиционному решению в танцах, играх, включая танцевальные элементы, образные и имитационныедвижения.

•        Совершенствование двигательных навыков, выполняемых на музыку различных размеров 2/4, ¾, 4/4,3/8

        Развитие творческих способностей – умения использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях и под любую музыку, развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальныедвижения

        Развитие психических процессов: произвольного внимания, мышления, воли, памяти зрительной имоторной.

        Развитие       нравственно-коммуникативных качеств         личности:      умения         сопереживать,           формировать чувство          такта, культурных привычек, патриотическихчувств

Методика

•        Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика — средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.

•        Помимо этого, в процессе обучения широко используются самые разнообразные методические приемы, определяемые своеобразием ритмической деятельности.

•        В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений.

•        Прежде всего, дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами).

•        В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Репертуар лишь средство ее реализации.

•        Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Если ребятам не удается танцевальное движение или перестроение, то педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

•        Выразительности музыкально-игровых образов помогают творческие задания — дети сами ищут движения, характеризующие тот или иной персонаж.

•        Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность детей.

•        Проверяя знания каждого ребенка в процессе музыкально-ритмического обучения, педагог предлагает различные задания, пользуется разнообразными приемами.

•        Усвоение основного навыка — выразительного движения в соответствии с характером, содержанием музыки — можно проверить следующим образом: детям исполняется незнакомая пьеса, например «Мы военные» Л. Сидельникова, прослушав которую ребята называют участвующих персонажей: «Трубачи», «Пехотинцы», «Кавалеристы» (программный характер музыки помогает это определить). Затем всех детей распределяют на три подгруппы, и каждая поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая их характерныеособенности.

•        Точность, ритмичность танцевальных движений проверяется во время исполнения парной пляски, каждая пара детей двигается отдельно, педагог и остальные участники наблюдают, оценивают исполнение.

Усвоение ребенком отдельных элементов танца (приставление шага с приседанием, поочередное выставление ног вперед на легком прыжке, шаг всей ступней и др.) проверяется

 

 

 

 

 

 

2.1.3.Содержание образовательной деятельности с детьми подготовительно  й группы 6-7  лет

 

У   детей   этого   возраста   резко   возрастает   способность исполнению  разнообразных и сложных по координации танцевальныхдвижений.

Основные направления в работе:

Формирование    музыкальной           культуры,     развитие        эмоциональной         заинтересованности в          восприятии    музыкального произведения, развитие музыкального мышления, воображения и вкуса.

Исполнение детьми танцевальных композиций различных жанров: народно-характерного, бального, современного. Точно подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцевальнойкомпозиции

Развитие пространственного мышления и воображения в творческих заданиях по созданию танцевальных этюдов и танцевальныхкомпозиций

 Методика

•В работе с детьми этого возраста методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего: наличия различных видов деятельности — музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;

•особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;

•последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д.;

•последовательности разучивания  отдельных игр,  плясок ит. д.;развития способностей детей  в         процессе        усвоения имипрограммногорепертуара.

•Разучивание танцев требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям). Методы разучивания упражнений те же, что и в предыдущейгруппе.

•Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений. Вначале необходим предварительный анализ игры, чтобы выяснить, какие навыки нужны для ее исполнения. Например: своевременное начало движений после музыкального вступления, поочередные движения каждого ребенка в соответствии с музыкальными фразами, резкую смену характера марша (первая часть) и плясовой (вторая часть), точное движение на заключительныйаккорд.

•Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения  и способности, осваивая репертуар. Допустим, педагог обучает навыку восприятия построения музыкального произведения, его формы, музыкальных фраз, вступления, заключения. Внимание детей постоянно привлекается к повторности и контрастности построения, отмечается, что музыка не всегда одинакова, как бы меняется. Детям заранее, очень лаконично напоминают о предстоящем изменении движения, например: «Сейчас круг» (во время перестроения из колонн в общий круг), «Воротики» и т.д.

•Эти приемы носят промежуточный, подсобный характер. Главное, чтобы дети сами прислушивались к музыке, чувствовали повторность и контрастность отдельных музыкальных построении, отмечали их движениями. Каждое произведение помогает решать свою задачу.

Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый этап — целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап — разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д. Заключительный этап — повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения у ребят.

Методические приемы варьируются в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.

приемы развития исполнительских умений иногда предполагают действия детей в строго зафиксированной последовательности. В этих случаях применяя.

 

 

2.2. Описание вариативных форм, способов и методов и средств реализации Рабочей Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: хореографические занятия(ООД); совместная музыкальная-хореографическая деятельность взрослых (педагог дополнительного образования по хореографии, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная танцевальная деятельность детей.

 

От форм организации зависит обучение и музыкально- танцевальное развитие детей, так как каждая форма несѐт свою нагрузку.

Главная и первая форма организации — занятия по хореографии, которые можно разделить по разным параметрам:

 

1. По составу и количеству детей: — фронтальные — присутствует вся группа; — по подгруппам (групповые) — 6-8 человек; — индивидуальные; — объединѐнные — 2-3 группы. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.

 

Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарѐнными.

 

Объединѐнные занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ходом праздника и т.д.

 

Формы  реализации:

В работе с детьми используются следующие формы:

1.                    Организованная образовательная деятельность – это деятельность, в которой педагог дает детям знания, умения, навыки по хореографии

2.                    совместная деятельность педагога с детьми — это деятельность, в которой педагог выступает в роли партнера, цель - закрепить, уточнить, систематизировать знания детей.

3.                    индивидуальная работа – это деятельность для уточнения, закрепления знаний с конкретным ребенком, цель – помочь конкретному ребенку в усвоении движений.

4.                    Открытая организованная образовательная деятельность - показ усвоенных знаний, умений и навыков.

 

Формы проведения ООД:

ü     Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций.

ü     Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

ü     Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

ü     Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

 

 

ООД включает в себя:

Ø  Пластическую разминку (специально подобранные музыкальные этюды-упражнения).

Ø  Занятие на середине зала. Упражнения по ориентировке в пространстве,

Ø  Маршировка в темпе и ритме музыки, освоение танцевального шага, изучение танцевальных движений.

Ø  Музыкально-двигательные игры, танцевальная импровизация.

Ø  Растяжки.

Ø  Постановка танца.

 

Методы и приемы:

Словесные

Наглядные

Игровые

Практические

описание

объяснение

пояснение

указание

распоряжение

команда

напоминание

звуковые ориентиры

рассказ

беседа

показ

имитация

фотографии

зрительные ориентиры

схемы

дидактические

подвижные

развивающие

упражнение

тренинг

репетиции

конкретные задания

поддержка и помощь

 

 

 

 

Совместная деятельность педагога с детьми:

В процессе совместной деятельности задача педагога состоит в том, чтобы обсудить с детьми идеи постановки нового танца, использование движений, их целесообразность, рисунок танца, характеры персонажей, выбрать музыку.

 

Связь с другими образовательными областями.

 

«Физическая культура»

Развитие физических качеств для хореографической деятельности.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

формирование представлений о здоровом образе жизни.

  «Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

формирование

представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

          «Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; практическое овладение невербальным общением

  «Познание»

Расширение кругозора детей в области «танцевальное искусство»; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Художественное творчество»

Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные

способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

Развитие детского творчества, закрепление результатов восприятия музыки через движение и пластику.

«Развитие речи»

Развитие речи, посредством логоритмических упражнений, подговорок

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах танцевальной деятельности

 

 

2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Приобщение детей к искусству хореографии может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой и танцевальными движениями. В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкально- танцевальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

 

Цель:

 

•обогащение развивающей среды в семье;

                •совместное решение проблем музыкально-танцевального воспитания детей;

                •координирование содержания работы по развитию хореографических способностей в ДОУ и дома;

                •привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;

                •расширение кругозора родителей о мире музыки, танца, праздниках, знаменательных событиях.

 

Поиск разнообразных форм сотрудничества педагога дополнительного образования по хореографии с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества художественно-эстетического направления:

 

-родительские собрания;

                -семинары-практикумы;

                -анкетирование и тестирование родителей;

                -индивидуальные консультации;

                -семейные, педагогические проекты;

               - наглядно – информационные;

-анализ педагогических ситуаций;

               - дни открытых дверей;

-совместные праздники, утренники детей и взрослых.

                -создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений.

               -«Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.

                -введение традиций.

 

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителе о хореографической группы

Сентябрь

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели.

Родительские собрания по ознакомлению  родителей с работой хореографической группы цели и задачи, форма одежды.

Октябрь

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели.

Распространение информационных материалов : папка- передвижка « Родительский вестник» , памятки ,буклеты

В течение года

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели.

Участие в совместных праздниках, выступлениях , конкурсах

В течение года

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели.

Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии , как о виде искусства и ее связи с окружающей их жизни.

Март

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели.

Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Участие в выпускном бале.

Апрель

Педагог дополнительного образования по хореографии ,воспитатели, родители.

 

 

2.4.Региональный компонент

Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий МБДОУ реализует  региональный компонент, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Коми. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. 

Региональный компонент предусматривает:

•        построение программы на региональном компоненте - материале с целью воспитания уважения к своему городу,  Инте;

•        приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи предков, особенности характера своего и других народов, проживающих в РК, знакомятся с географическими особенностями родного города, с достопримечательностями города и родного края;

•        воспитание уважения к своему дому, к родной земле, малой родине приобщение ребёнка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально –культурным традициям, к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования;

•        приобщение к традициям родного края;

•        привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по   художественно-эстетическому воспитанию.

Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с Коми краем. Так как в детском саду работа с детьми осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, то в процесс знакомства с Коми республикой включены все педагоги, специалисты и родители. Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: физическое  развитие, социально-коммуникативное, познавательное,  речевое и художественно-эстетическое развитие.

Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: коми народные праздники, коми народные сказки, исполнение коми народных песен, игра на коми музыкальных инструментах,  знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным искусством  являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре

коми народа, к овладению коми языком и повышению интереса у детей к истории народа.

Региональный компонент  является структурной частью образовательной деятельности по хореографии, представлен в календарно- тематическом планировании.

 

 

 

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

3.1. Учебный план реализации ООП ДО.

Программа по хореографии  в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей

хореографии в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года.

Работа  строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.

Организованная образовательная деятельность  проводятся в соответствии с рекомендуемыми:

продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом

требований СанПиН 2.4.1.3049-13

Организованная образовательная деятельность проводится во вторую половину дня два раза в неделю.

На занятии используется коллективная, так и индивидуальная форма работы.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, города.

Утренниках, конкурсных выступлениях, фестивалях.

Учебный план реализации ООП ДО

Группа

Количество

 занятий в неделю

Продолжительность

Общее количество

Общее

Количество

 занятий в год

Средняя

2

20 мин.

40 мин.( 2 ООД)

72 часа

Старшая

2

25 мин.

50 мин.( 2 ООД)

72 часа

Подготовительная

2

30 мин.

60 мин.( 2 ООД)

72 часа

 

Организованная образовательная деятельность

Понедельник

9.35-10.00  

10.10-10.35 

11.30-12.00

« Сказка»- старшая гр.(мх)

« Почемучки»- старшая гр.(х)

« Ягодка»- подгот.гр.(х)

Вторник

9.00-9.20

9.40-10.10

11.40-12.10

«Любознайки»- средн. гр.(х)

« Пчелки»- подгот.гр.(х)

« Ягодка»-подгот.гр.(мх)

Среда

9.30-9.50

 

 

«Улыбка»- средняя гр.(мх)

 

Четверг

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.40

11.30-12.10

«Сказка»- старшая гр.(х)

« Почемучки»- старш.гр.(мх)

« Ягодка»-подгот.гр.(мх)

« Пчелки»- подгот.гр.(мх)

Пятница

9.50-10.10

10.50-11.10

« Любознайки»- сред. гр.(мх) «Улыбка»- средняя гр.(х)

 

 

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания (для реализации основной части и части формируемой участниками)

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект.

Дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, видеоматериалы, аудиоматериалы, средства обучения и воспитания (печатные  и электронные)

Методические материалы:

Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,Линка-Пресс. 2006.

Мерзлякова С. Театрализованные игры. Методическое пособие. -2012г.

Радынова О.П. Песня, танец, марш.-М.,2010.

Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. -М.,2010.

Радынова О.П. Музыка о животных и птицах..-М.,2010.

Радынова О.П. Природа и музыка. -М.,2010.

Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ 2007.

«Парма», автор С.С.Белых( фрагменты программы для реализации национально-регионального компонента)

«Организация игровой и театрализованной деятельности в детском саду по социальному проекту «Мастерская игропедагогики

       3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Содержание данного подраздела тесно связано с организацией культурно-досуговой деятельности – важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая имеет широкий спектр влияния на образование и развитие ребёнка и основывается на традициях детского сада.

Формы проведения досуговой деятельности:

Праздники можно разделить на общественно государственные, региональные и посвящённые родному краю, городу. ФГОС ДО раскрывает основные принципы дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Часть рабочей программы , формируемая участниками образовательных отношений

 

Традиции ДОУ.

Праздники внутри регионального и городского значения:

День рождения Республики Коми- август

День города- октябрь

 

 

 

 

 

Праздники и развлечения в ДОУ

 

Срок

Содержание

Участники

Ответственный

Сентябрь

«День знаний» - 1 сентября

Месячник ПДД
«Светофор Светофорыч»-развлечение

Все группы

 

Подготовительные группы

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

Октябрь

«День города»- 4 октября

«Осенний листопад» -развлечение

Подготовительные группы

Пдо по хореографии

Музыкальные

руководители

Воспитатели

Ноябрь

«Супер папа»-1 ноября

Подготовительные

Группы

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

Декабрь

Новогодние праздники

Все группы

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Январь

Прощание с ёлкой


Рождественские святки

Младшие Средние группы

Подготовительные

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

Февраль

Музыкальная гостиная

«День защитника Отечества»-спортивно-музыкальное развлечение

Подготовительные

Группы

Пдо по хореографии

Физ.инструктор

Музыкальные руководители

Воспитатели

Март

Праздники к женскому дню 8 марта

Неделя музыки

Все группы

Средние, старшие, подготовительные

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

Апрель

«День смеха»-1 апреля

«День космонавтики»- 12 апреля

«Встреча весны»-весенние развлечения

«Планета детства» - фестиваль детского творчества

Подготовительные

Группы

 

Все группы

Подготовительные группы

Пдо по хореографии

Воспитатели

Музыкальные руководители

Май

 

Выпускной бал

«День Победы» - 9 мая

«День семьи» -15 мая

Подготовительные
группы

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

Июнь

«День защиты детей» -1 июня

«День независимости России» -

12 июня

Старшие, подготов.

Младшие, средние

Пдо по хореографии

Музыкальные руководители

Воспитатели

 

 

 

3.4. Особенности взаимодействия с социальными партнерами.

Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования.

Модель социального партнерства  выстраивается  в нескольких направлениях, в том числе и взаимодействие с учреждениями культуры. Для нашего ДОУ такими партнерами являются:

·  ЦДКиТ (Центральный Дом Культуры и Техники)

·  ДШИ (Детская  Школа Искусств)

·  ДК «Октябрь» (Дом Культуры)

·  Взаимодействие с образовательными учреждениями города.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами:

1. Позволяет выстраивать единое информационно-образовательное     пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

2. Способствует реализации цели образования- всестороннего  развития личности ребенка.

3. Позволяет создать равные условия воспитания и благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

4. Способствует формированию основ базовой культуры личности,

5. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения с взрослыми, обогащает представления детей о разнообразии учреждений культуры и желанию их посещать; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

 

Наши дети часто принимают участие в концертах и фестивалях в ЦДКиТ.

Педагоги и учащие школы искусств выступают с концертными программами для детей в ДОУ.

ДК «Октябрь» частые гости в ДОУ с красочными сказочными представлениями.

 

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество  уровня развития у дошкольников музыкально-ритмических и танцевально-творческих навыков:

           Развивающая  среда  музыкального зала  соответствует  требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.

            Музыкальный зал - среда эстетического развития. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки.

            В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

-Спокойная и доброжелательная обстановка,

-Внимание к эмоциональным потребностям детей,

-Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,

-Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,

-Созданы условия для развития и обучения

           Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.

            Для успешного музыкального развития детей в МБДОУ созданы необходимые условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства :

·    музыкальный зал;

·    кабинет для пдо по хореографии и  музыкального руководителя;

·    музыкально-дидактические игры;

·    наглядно-дидактические пособия;

·    ноутбук;

·    материально-техническое оснащение: мультимедиа в педагогическом кабинете и в зале, оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду

·     костюмы, декорации, атрибуты к занятиям и утренникам.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой–М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014г.; 

 

2.Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ, оздоровительно-развивающая программа  по танцевально-игровой гимнастике , СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007

 

3. Буренина А.И. Ритмическая  мозаика , по ФГОС ,Санкт-Петербург, 2015

4. И.Зинина. Сценарии праздников в детском саду и дома./ И. Зинина, - Минск: Соврем.шк., 2006. – 240с.

 

5. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду.Старший дошкольный возраст. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008-112 с.

 

6.«Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. Ярославль академия развития 2000г.

 

7.«Праздники в детском саду. Сценарии, песни, танцы» Н. Зарецкая,

 З. Роот.Москваайрис пресс рольф 2002г.

 

8.«Утренники в детском саду» сценарии о природе. Н.Луконина,Л. Чадова.  Москва айрис пресс 2004г.

 

9.«Сказка на сцене» сказки-мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки.П.П. Дзюба. Ростов-на-дону «Феникс» 2005г.

 

10.«Коллекция идей» театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. Р.Туфкрео, М.Кудейко. Москва Аника-Пресс 2004г.

 

11.«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» ОюА.Куревина. Москва Линка-Пресс 2003г.

 

12.«Детский сад: будни и праздники» методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Сост.:Т.Н.Доронова, Н.А.Рыжкова. Москва Линка-Пресс 2006г.

 

13.«Календарные и народные праздники в детском саду» Выпуск 1 осень-зима. Г.А.Лапшина. Волгоград издательство «Учитель» 2007г.



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ I

СОДЕРЖАНИЕ I

I. Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

I. Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ДОУ: • Уставом и нормативными документами

ДОУ: • Уставом и нормативными документами

Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства

Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства

Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, но и том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия; - технология здоровье сберегающего обучения…

Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, но и том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия; - технология здоровье сберегающего обучения…

Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом, двигаясь, передавать его настроение

Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом, двигаясь, передавать его настроение

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни

В соответствии с характером музыки выполнять общие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, двигаться с предметами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в пространстве,…

В соответствии с характером музыки выполнять общие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, двигаться с предметами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в пространстве,…

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Музыкально-ритмическая деятельность детей 6—7 лет должна быть не только исполнительской, но и творческой, т

Музыкально-ритмическая деятельность детей 6—7 лет должна быть не только исполнительской, но и творческой, т

Задачи: 1.Выявить уровень развития музыкальности: - развития способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; - развития чувства ритма; -…

Задачи: 1.Выявить уровень развития музыкальности: - развития способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание; - развития чувства ритма; -…

Принципы реализации регионального компонента

Принципы реализации регионального компонента

II .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Цель:

II .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Цель:

Программа по хореографии содержит несколько разделов:

Программа по хореографии содержит несколько разделов:

Делать несколькокругов. -Развитие творческих способностей – воспитание потребности к самовыражению, формировать умение использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях и под любую музыку, развитиевоображения

Делать несколькокругов. -Развитие творческих способностей – воспитание потребности к самовыражению, формировать умение использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях и под любую музыку, развитиевоображения

Методика • Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным

Методика • Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным

Основные направления в работе: •

Основные направления в работе: •

В этих случаях применяя. 2

В этих случаях применяя. 2

Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа

Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа

Художественное творчество»

Художественное творчество»

Мероприятия Дата Ответственный

Мероприятия Дата Ответственный

Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с

Интегрированность образовательного процесса способствует созданию условий для знакомства с

Группа Количество занятий в неделю

Группа Количество занятий в неделю

Содержание данного подраздела тесно связано с организацией культурно-досуговой деятельности – важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая имеет широкий спектр…

Содержание данного подраздела тесно связано с организацией культурно-досуговой деятельности – важной части системы организации жизни детей и взрослых в детском саду, которая имеет широкий спектр…

Апрель «День смеха»-1 апреля «День космонавтики»- 12 апреля «Встреча весны»-весенние развлечения «Планета детства» - фестиваль детского творчества

Апрель «День смеха»-1 апреля «День космонавтики»- 12 апреля «Встреча весны»-весенние развлечения «Планета детства» - фестиваль детского творчества

В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: -Спокойная и доброжелательная обстановка, -Внимание к эмоциональным потребностям детей, -Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, -Представление…

В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: -Спокойная и доброжелательная обстановка, -Внимание к эмоциональным потребностям детей, -Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, -Представление…

Используемая литература 1. «ОТ

Используемая литература 1. «ОТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020