Рабочая программа по истории 6 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 6 класс

Оценка 4.7
Документация
doc
история
6 кл
08.01.2022
Рабочая программа по истории 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс.doc
Рабочая программа по истории 6 класс.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа - детский сад № 18»

 

 

                                                                 

Утверждаю

Директор МБОУ «Школа-

детский сад № 18»

Приказ от 31.08.2021____

_________ Г.В. Байздренко

 

 

 

 

 

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории России. Всеобщей истории

на 2021 – 2022 учебный год

 

 

Основное общее образование: 6 класс

Количество часов: 68

УМК:Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. АО «Издательство Просвещение».

Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. ООО «ДРОФА».

 

 

 

Учитель: Агульянова Виктория Игоревна__________

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планируемые результаты учебного предмета «История России. Всеобщая история» 6 класс

 

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

-        российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

-        осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

-        усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

-        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-        понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

 

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

-       способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-       умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

-       использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

-       способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-       готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-       умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

 

Предметные результаты

    освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

-          целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

-          базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

-          способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-          способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

-          умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

-          умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

-          уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Выпускник научится:

-       локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

-       использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

-       проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

-       составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

-       раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

-       объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

-       сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

-       давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

-       Выпускник получит возможность научиться:

-       давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

-       сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

-       составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

 

 

 

2. Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» 6 класс

 

Живое Средневековье

Происхождение и содержание термина «средние века». Хронологические рамки и периодизация средневековья. Основные этапы изучения средневековой истории.

Становление средневековой Европы (VIXI вв.)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI –VIII веках. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Завоевание франками Галлии. Возвышение Хлодвига. Как Хлодвиг управлял государством. «Салическая правда». Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Христианская церковь в ранее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого и ее распад.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Англия в раннее Средневековье Легенды и быль в истории Англии. Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

     Византийская империя и славяне в VIXI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

Культура Византии.  Развитие образования и науки. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.

Арабы в VIXI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата.

Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

В рыцарском замке. Замок феодала. Образ жизни средневековых рыцарей.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов.  Городское ремесло. Возникновение городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников.

Торговля в Средние века. Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане.

Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап с императорами. Еретики и борьба с ними. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Крестовые походы. Причины Крестовых походов. Первый Крестовый поход. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Третий и Четвертый Крестовые походы. Крестовые походы детей Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. 

Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Великая хартия вольностей. Парламент и его влияние на государственные дела.

Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Война бургундцев с арманьяками. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Жанна д’Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

Славянские государства и Византия в XIVXV вв.

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец гуситских войн. Значение гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Культура Западной Европы в Средние века.

Образование и философия. Научные открытия и изобретения. Представления о мире. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Фома Аквинский и Роджер Бэкон. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Рыцарская и городская литература. Данте. Архитектура и живопись. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Империя Тан. Крестьянская война в конце IX века. Империя Сун. Завоевания монголов. Освобождение Китая от власти монголов. Художественные ремесла и изобретения. Образование и научные знания. Литература и искусство. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Наука и искусство средневековой Индии.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Основные занятия жителей Северной и Южной Америки. Майя. Ацтеки. Инки. Африка.

Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии Народы, проживавшие в Восточной Европе досередины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX-первой половине XII века Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Первые древнерусские князья: Рюрик, Олег. Начало объединения земель восточных славян. Дань и полюдье. Первые древнерусские князья: Игорь, Ольга, Святослав, Владимир  Святославич. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с соседними государствами, племенами; Русь в международной торговле. Язычество и князья. Принятие христианства: причины, предпосылки, значение. Владимир Святославович. Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром. 

Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Русь при Ярославичах. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. «Русская Правда». Владимир Мономах. Древнерусские города. Городское население. Крестьянские общины. Княжеское хозяйство. Категории зависимого населения. Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Литература. Изобразительное искусство. Зодчество.

Русь в середине XII– начале XIII века Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами. Обособление Ростово-Суздальской земли.

Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика. Всеволод Большое Гнездо. Возвышение Новгорода. Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм как образ мира древнерусского человека. Выдающиеся иконы и храмы XII – начала XIII в.

Русские земли в середине XIII–XIV веке Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва.

Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Русские земли в XIII– первой половине XV века Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Ликвидация ордынского владычества. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Боярство и местничество. Государство и Церковь.  Летописание. Литература. Зодчество.

Изобразительное искусство. Город и село. Русская изба. Одежда. Еда.

Донской край в эпоху средневековья

Древнейшие стоянки на  Дону. Эпоха металлов. Киммерийцы. Скифы. Сарматы.

Хазары. Монголо-татарские завоевания на Дону.

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование учебного предмета «История России. Всеобщая история» 6 класс

 

                                 Тема

Количество часов

Живое Средневековье

1

Становление средневековой Европы (VI – XI вв.)

15

Образование централизованных государств

в Западной Европе (XI – XV вв.)

8

Культура Западной Европы в Средние века.

6

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

3

Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

Русь в IX - первой половине XII века

9

Русь в середине XII– начале XIII века

4

Русские земли в середине XIII–XIV веке

7

Русские земли в XIV в. – первой половине XV века

8

Донской край в Средневековье

4

Итого

68

 

 

4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «История» 6 класс

 

№п/п

Дата

Тема

Количество часов

I четверть

Всеобщая история. История средних веков.

1.       

01.09.

Введение. Живое средневековье.

1

Становление средневековой Европы VI – XI вв. (15 часов)

2.       

03.09

Образование варварских королевств.  Государство франков в VI—VIII веках.

1

3.       

08.09

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

4.       

10.09

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

5.       

15.09

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках

1

6.       

17.09

Англия в раннее Средневековье

1

7.       

22.09

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

8.       

24.09

Культура Византии 

1

9.       

29.09

Образование славянских государств

1

10.   

01.10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

1

11.   

06.10

Средневековая деревня и её обитатели.

В рыцарском замке.

1

12.   

08.10

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни

1

13.   

13.10

Повторительно-обобщающий урок «Раннее средневековье»

1

14.   

15.10

Контрольная работа  по теме «Раннее средневековье»

1

15.   

20.10

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

16.   

22.10

Крестовые походы.

 

Образование централизованных государств в Западной Европе  XI – XV вв.(8 часов)

17.   

27.10

Как происходило объединение Франции

1

II четверть

18.   

10.11

Что англичане считают началом своих свобод

1

19.   

12.11

Столетняя война 

1

20.   

17.11

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

21.   

19.11

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

22.   

24.11

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV веках

1

23.   

26.11

Гуситское движение в Чехии

1

24.   

01.12

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Культура Западной Европы в Средние века. (6 часов)

25.   

03.12

Образование и философия. Средневековая литература.

1

26.   

08.12

Средневековое искусство.

1

27.   

10.12

Контрольная работа  по теме «Европейское средневековье»

1

28.   

15.12

Культура раннего Возрождения в Италии

1

29.   

17.12

Научные открытия и изобретения

1

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3часа)

30.   

22.12

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

31.   

24.12

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

III четверть

32.   

12.01

Повторительно-обобщающий урок «История средних веков».

1

История России с древнейших времен до XVI века.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)

33.   

14.01

Введение. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

1

34.   

19.01.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э

1

35.   

21.01

Языковые семьи и первые государства на территории Восточной Европы.

1

36.   

26.01

Повторение и контроль по теме «Народы и государства Восточной Европы в древности»

1

Раздел VI. Русь в IX - первой половине XII века (9 часов)

37.   

28.01

Образование Древнерусского государства.

1

38.   

02.02

Наследники Рюрика. Князь Владимир и Крещение Руси.

1

39.   

04.02

Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства.

1

40.   

09.02

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

41.   

11.02

Дети и внуки Ярослава Мудрого

1

42.   

16.02

Общественный строй Древней Руси.

1

43.   

18.02

Образ жизни и духовный мир населения Руси.

1

44.   

25.02

Древнерусская культура.

1

45.   

02.03

Контрольная работа по теме «Русь с середины IX — начала XII в.»

1

Русь в середине XII– начале XIII века (4 часа)

46.   

04.03

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

1

47.   

09.03

Княжества Северо-Восточной Руси

1

48.   

11.03

Боярские республики Северо-Западной Руси

1

49.   

16.03

Культура Руси

1

Русские земли в середине XIII–XIV веке (7часов)

50.   

18.03

Походы Батыя на Русь

1

51.   

23.03

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

1

52.   

25.03

Русские земли под властью Орды.

1

IV  четверть

53.   

06.04

Русские земли под властью Орды.

1

54.   

08.04

Москва и Тверь: борьба за лидерство

1

55.   

13.04

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

1

56.   

15.04

Контрольная работа по теме «Русские земли в XIII — первой половине XIV в.»

1

Русские земли в XIV в. – первой половине XV века (8 часов)

57.   

20.04

Московское княжество в конце XIV — середине XV в.

1

58.   

22.04

Соперники Москвы.

1

59.   

27.04

Великое княжество Литовское и Русское.

1

60.   

29.04

Распад Золотой Орды и война за московский престол

1

61.   

04.05

Иван III - основатель Российского государства.

1

62.   

06.05

Система управления в едином государстве.

1

63.   

11.05

Контрольная работа по теме «Русские земли в XIV в. – первой половине XV века»

1

64.   

13.05

Достижения российской культуры. Городские и сельские жители

1

Донской край в Средневековье (4 часа)

65.   

18.05

Древнейшие стоянки на  Дону. Эпоха металлов. Киммерийцы.

1

66.   

20.05

Скифы. Сарматы.

1

67.   

25.05

Хазары. Монголо-татарские завоевания на Дону.

1

68.   

27.05

Итоговый урок по теме «Донской край в Средневековье».

1

 

 

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______/_________________/

__________________2021 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа-детский сад №18»

___________/ Г.В. Байздренко

_____________ 2021 года

 

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования рабочей программы)

          

Предмет История

Класс 5

Учитель Агульянова Виктория Игоревна

 

2021 – 2022 учебный год

Согласно учебному плану основного общего образования МБОУ Школа-детский сад №18 и годовому календарному учебному графику на 2021-2022 учебный год рабочая программа истории в 6 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В соответствии с расписанием учебных занятий на 2021-2022 учебный год и производственным календарём на 2021, 2022 годы рабочая программа осталась без изменений, поскольку будет выдано 68 часов в соответствии с планом.

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - детский сад № 18»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - детский сад № 18»

Планируемые результаты учебного предмета «История

Планируемые результаты учебного предмета «История

Выпускник научится: - локализовать во времени общие рамки и события

Выпускник научится: - локализовать во времени общие рамки и события

Содержание учебного предмета «История

Содержание учебного предмета «История

Крестовые походы. Крестовые походы детей

Крестовые походы. Крестовые походы детей

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных

Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных

Тематическое планирование учебного предмета «История

Тематическое планирование учебного предмета «История

Крестовые походы.

Крестовые походы.

Древнерусская культура. 1 2

Древнерусская культура. 1 2

СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по

СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2022