Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа - детский сад № 18»
|
Утверждаю Директор МБОУ «Школа – детский сад №18» Приказ от 31.08.2021№____ __________Г.В. Байздренко МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории России. Всеобщей истории
на 2021 – 2022 учебный год
Среднее общее образование: 9 класс
Количество часов: 66
УМК: Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. История России: XIX - начало XX в. 9 класс. ООО "ДРОФА"
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. АО "Издательство "Просвещение"
Учитель: Агульянова Виктория Игоревна ___________
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России. Всеобщая история». 9 класс
Личностные результаты:
-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
-Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
-Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
-заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
-Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-реобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
-критически оценивать содержание и форму текста.
-Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
-Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2. Содержание учебного предмета «История России. Всемирная история» 9 класс
Новая история. Новейшая история.
Начало индустриальной эпохи Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция.
Страны Европы и США в первой половине XIX в. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты.
Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Новые тенденции в экономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм и особенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства, торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта, экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков.
Экономические кризисы. Усиление экономического соперничества между великими державами. Расширение спектра общественных движений: консерватизмлиберализм, социализм, марксизм, реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение. I и II Интернационалы. Колониальные империи (британская, французская, испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии и зависимые страны.
Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческая роль колониализма. Франция в период Консульства. Первая империя во Франции. Внутренняя политика Консульства и Империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны Консульства и Империи. Поход в Россию. Сто дней Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священный союз.
Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в 30—40-е гг. XIX в. Крымская война. Национальные и колониальные войны. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.
Европейские революции 1830—1831 гг. и 1848—1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.
Великобритания. «Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм. Либеральный и консер- вативный политические курсы. Парламентские реформы. У. Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос. Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британской нации.
Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III. Политическое развитие и кризис Третьей республики. Франко-прусская война и её последствия.
Движение за национальное единство и независимость Италии. Рисорджименто. Дж. Гарибальди. Образование единого государства в Италии. К. Кавур.
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. Борьба за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. С. Боливар. Мексиканская революция. Особенности экономического развития Латинской Америки. Судьба индейцев. Межгосударственные конфликты.
Традиционные устои Османской империи и попытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция.
Завершение завоевания Индии англичанами. Индийское национальное движение и восстание сипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британской короны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.
Китай в период империи Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиления Китая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция 1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.
Кризис Сёгуната Токугава. Открытие Японии. Преобразования эпохи Мэйдзи. Превращение Японии в великую державу.
Колониальный раздел Африки. Антиколониальное движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война. Военные союзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политика европейских государств. Международное соперничество и войны западных стран в начале ХХ в.
Русско-японская война. Возникновение Тройственного согласия (Антанты). Марокканские кризисы. Боснийский кризис. Балканские войны. Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны.
Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. Политическая раздробленность германских государств. Войны за объединение Германии. Создание Германской империи. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новый политический курс.
Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашение конституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Император Франц-Иосиф. Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и её итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.
Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба в начале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Российская империя в XIX – начале XX вв.
XIX столетие – особый этап в истории России
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Этнокультурный облик империи.
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
3. Тематическое планирование учебного предмета «История России Всеобщая история» 9 класс
Тема |
Количество часов |
Начало индустриальной эпохи |
7 |
Страны Европы и США в первой половине XIX в. |
9 |
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. |
3 |
Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. |
7 |
XIX столетие – особый этап в истории России. |
1 |
Россия на пути к реформам (1801–1861) |
14 |
Россия в эпоху реформ |
13 |
Кризис империи в начале ХХ века |
8 |
Итого: |
66 |
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «История России Всеобщая история» 9 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
I четверть |
|||
Повторение изученного в 8 классе (3 часа) |
|||
1. |
06.09 |
Повторение. Россия в первой половине XVIII века |
1 |
2. |
07.09 |
Повторение. Российская империя во второй половине XVIII века |
1 |
3. |
13.09 |
«Долгий» XIX век |
1 |
Начало индустриальной эпохи (7 ч) |
|||
4. |
14.09 |
Экономическое развитие в XIX — начале ХХ в. |
1 |
5. |
20.09 |
Меняющееся общество |
1 |
6. |
21.09 |
Век демократизации |
1 |
7. |
27.09 |
«Великие идеологии» |
1 |
8. |
28.09 |
Образование и наука |
1 |
9. |
04.10. |
XIX век в зеркале художественных исканий |
1 |
10. |
05.10 |
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. |
1 |
Страны Европы и США в первой половине XIX в. (9 часов) |
|||
11. |
11.10 |
Консульство и Империя |
1 |
12. |
12.10 |
Консульство и Империя |
1 |
13. |
18.10 |
Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи |
1 |
14. |
19.10 |
Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. |
1 |
15. |
25.10 |
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии |
1 |
16. |
26.10 |
«От Альп до Сицилии»: объединение Италии |
1 |
II четверть |
|||
17. |
08.11 |
Германия в первой половине XIX в. |
1 |
18. |
09.11 |
Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в |
1 |
19. |
15.11 |
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост |
1 |
20. |
16.11 |
Контрольная работа по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX в.» |
1 |
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. (3 часа)
|
|||
21. |
22.11 |
Страны Азии в XIX — начале ХХ в. |
1 |
22. |
23.11 |
Африка в XIX — начале ХХ в. |
1 |
23. |
29.11 |
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости |
1 |
Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. (7 часов)
|
|||
24. |
30.11 |
Великобритания до Первой мировой войны |
1 |
25. |
06.12 |
Франция: Вторая империя и Третья республика |
1 |
26. |
07.12 |
Германия на пути к европейскому лидерству |
1 |
27. |
13.12 |
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны |
1 |
28. |
14.12 |
Италия: время реформ и колониальных захватов |
1 |
29. |
20.12 |
США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» |
1 |
30. |
21.12 |
Международные отношения в XIX — начале ХХ в. |
1 |
31. |
27.12 |
Контрольная работа «Всеобщая история XIX — начала ХХ века» |
1 |
Введение XIX столетие – особый этап в истории России. (1 час) |
|||
32. |
28.12 |
Введение. XIX столетие – особый этап в истории России. |
1 |
III четверть |
|||
Россия на пути к реформам 1801–1861 (14 часов) |
|||
33. |
10.01 |
Сельское хозяйство |
1 |
34. |
11.01 |
Развитие промышленности, транспорта и торговли |
1 |
35. |
17.01 |
Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1825 гг. |
1 |
36. |
18.01 |
Героический 1812 год |
1 |
37. |
24.01 |
Россия после войны с Наполеоном |
1 |
38. |
25.01 |
Общественная жизнь в России |
1 |
39. |
31.01 |
Восстание декабристов на Сенатской площади. Значение движения декабристов. |
1 |
40. |
01.02 |
Охранительный курс Николая I во внутренней политике |
1 |
41. |
07.02 |
Политика правительства в социально-экономической сфере |
1 |
42. |
08.02 |
Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война |
1 |
43. |
14.02 |
Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг. |
1 |
44. |
15.02 |
Просвещение и наука в 1801-1850- е гг. |
1 |
45. |
21.02 |
Литература как главное действующее лицо российской культуры |
1 |
46. |
22.02 |
Живопись, театр, музыка, архитектура. |
1 |
47. |
28.03 |
Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX века» |
1 |
Россия в эпоху реформ (13 часов) |
|||
48. |
01.03 |
«Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г. |
1 |
49. |
14.03 |
Реформы 1860-1870-х гг. |
1 |
50. |
15.03 |
Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х гг. |
1 |
51. |
21.03 |
Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870-х гг. |
1 |
52. |
22.03 |
Основные направления в народничестве 1870-х – начала 1880-х гг. |
1 |
IV четверть |
|||
53. |
04.04 |
Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы |
1 |
54. |
05.04 |
Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х гг. |
1 |
55. |
11.04 |
Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х гг. Религиозная политика в России в XIX в. |
1 |
56. |
12.04 |
Развитие сельского хозяйства |
1 |
57. |
18.04 |
Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в. |
2 |
58. |
|||
59. |
19.04 |
Просвещение и наука Периодическая печать и литература Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке |
2 |
60. |
|||
Кризис империи в начале ХХ века (6 часов) |
|||
61. |
25.04 |
Экономическое развитие России: город и деревня Социальные, религиозные и национальные отношения в империи |
1 |
62. |
26.04 |
Государство и общество на рубеже XIX – начале XX вв. 1905 год: революция и самодержавие. Начало многопартийности |
1 |
63. |
16.05 |
Завершающий этап революции 1905 – 1907 гг. |
1 |
64. |
17.05 |
Общество и власти после Первой российской революции |
1 |
65. |
23.05 |
Контрольная работа по теме: «Россия во второй половине XIX начале XX века» |
1 |
66. |
24.05 |
«Серебряный век» российской культуры |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.