Утверждено: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы___ Зам. директора по УВР на заседании МО
__________________ __________________ протокол №_____
«___»_______2018г. «___»_________2018г. от «___»_______2018г.
Рабочая программа педагога
Жмаевой Галины Семёновны
по изобразительному искусству
2 класс
Усть-Миль
МБОУ Усть-Мильская ООШ
2018 – 2019 уч. год
Изобразительное искусство 2 класс (2 ч в неделю - 66 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20017.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
· развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
· способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Тетрадь: «Изобразительное искусство» 2 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.
Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Содержание программы
2 класс (66ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
• прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
• родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
• городские и сельские пейзажи;
• художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
• композиция в изобразительном искусстве;
• художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
• художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
• выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
• главные художественные музеи России;
• русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
• о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
• о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
• о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - от желтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
• высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
• верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
• определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
• передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
• выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
• лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
• составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения |
Количество часов |
|
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
1 четверть |
17 |
|
1 |
Мы рисуем осень |
17ч |
2 четверть |
14 |
|
2 |
Мы рисуем сказку |
14ч. |
3 четверть |
19 |
|
3 |
Мои друзья |
19 ч. |
4 четверть |
16 |
|
4 |
С чего начинается Родина |
16 ч. |
Итого |
66 |
|
|
Всего |
66 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры – РН; рисование на тему – РТ; декоративная работа – ДР; лепка – Л; Аппликация – АП.
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Основные термины и понятия |
|
||||||
план |
факт |
|
||||||||
1 четверть (17 ч) |
|
|||||||||
Мы рисуем осень (17 ч) |
|
|||||||||
1 |
3.09 |
|
Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». |
Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников) |
|
|||||
2. |
8.09 |
|
Р.Т. « В гостях у осени» |
|
||||||
3 |
10.09 |
|
Р.Т. «Осень – пора грибная» |
|
|
|||||
4-5 |
15.09 17.09 |
|
РН. Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. |
Спектр, натура |
|
|||||
6 |
22.09 |
|
Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. |
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. |
|
|||||
7 |
24.09 |
|
РН. Рисование с натуры овощей (морковь, огурец,). |
Живопись |
|
|||||
8 |
29.09 |
|
РН. Рисование с натуры фруктов (яблоко, груша). |
Живопись. |
|
|||||
9 |
1.10 |
|
РН. Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины. |
Тёплые - холодные цвета. |
|
|||||
10- 11 |
6.10 8.10 |
|
ДР. Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм. |
Орнамент, ритм. |
|
|||||
12 |
13.10 |
|
РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе». |
Пейзаж, композиция. |
|
|||||
13 |
15.10 |
|
РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в деревне». |
Пейзаж, композиция |
|
|||||
14- 15 |
20.10 22.10 |
|
ДР. Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» |
Акварель, контраст. |
|
|||||
16- 17 |
27.10 29.10 |
|
ДР. История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы |
Основные краски. Полхов - Майдан. |
|
|||||
2 четверть (14 ч) |
|
|||||||||
Мы рисуем сказку (14 ч) |
|
|||||||||
18 |
12.11 |
|
Беседа «Художники -анималисты |
Элементарные основы изобразительного языка художников - анималистов |
||||||
19 |
17.11 |
|
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную веточку» |
|
||||||
20 |
19.11 |
|
АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная рыбка. |
Пропорции, силуэт. |
||||||
21 |
24.11 |
|
АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица.
|
|
||||||
22-23 |
26.11 1.12 |
|
РТ. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» |
Иллюстрация
|
||||||
24-25
|
3.12 8.12 |
|
ДР. Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки. |
Хохлома. |
||||||
26-27 |
10.12 15.12 |
|
РН. Понятие о графике. Сказка в лесу. |
Графика. |
||||||
28-29 |
17.12 22.12 |
|
ДР. Русское народное творчество. Городецкая роспись. |
Городецкая роспись. Цветовая гамма. |
||||||
30-31 |
24.12 29.12 |
|
АП. Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка. |
Композиция, геометрические фигуры. |
||||||
3 четверть (19ч) |
|
|||||||||
Мои друзья (19 ч) |
|
|||||||||
32 |
12.01 |
|
Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов. |
Художники - портретисты |
||||||
33 34 |
14.01 19.01 |
|
РН. «Наши зимние забавы.» |
Жанровая живопись. |
||||||
35 36 |
21.01 26.01 |
|
Л. Лепка животных. Друг детства. |
Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. |
||||||
37 38 |
28.01 2.02 |
|
РТ. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада. |
Цвет, мазок, линия, пятно. |
||||||
39 40 |
4.02 9.02 |
|
РН. Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа. |
Портрет |
||||||
41 42 |
11.02 16.02 |
|
Л. Лепка фигуры человека в движении. |
Пропорции тела человека. |
||||||
43- 44 |
18.02 25.02
|
|
РТ. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. |
Батальный жанр. Одежда солдат разных времён и народов. |
||||||
45-46 |
2.03 4.03 |
|
ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. |
Гжель. |
||||||
47 48 |
9.03 11.03 |
|
АП. Открытка к празднику. |
|
||||||
49 |
16.03 |
|
РТ. Тематическая композиция. Весна наступает. |
Основной цвет изображаемых объектов. |
||||||
50 |
18.03 |
|
РТ. Тематическая композиции . «Весенний солнечный день». |
|
||||||
4 четверть (16ч) |
|
|||||||||
С чего начинается Родина (16ч) |
|
|||||||||
51 |
1.04 |
|
Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. |
Традиции реализма |
||||||
52-53 |
6.04 8.04 |
|
Рисование с натуры натюрморта «Школа»
|
Теплые и холодные тона |
||||||
54 |
13.04 |
|
РТ. Изображение природы в различных состояниях. |
|
||||||
55 56 |
15.04 20.04 |
|
РТ. Полёт на другую планету. |
Спектр в пределах наборов акварельных красок |
||||||
57- 58 |
22.04 29.04 |
|
РТ. Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза». |
Пространственные отношения |
||||||
59 |
4.05 |
|
РН. Цветы нашей Родины. |
Пространственные отношения |
||||||
60-61 |
6.05 11.05 |
|
РТ. Мы рисуем праздник. Праздничный салют. |
Спектр в пределах наборов акварельных красок |
||||||
62-63 |
13.05 18.05 |
|
ДР. «Наши любимые узоры.» В гостях у народных мастеров. |
Спектр в пределах наборов акварельных красок |
||||||
64 65 |
20.05 25.05 |
|
ДР. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето! |
Палитра художника. Смешивание красок. Фриз |
||||||
66 |
27.05 |
|
ДР. Подведение итогов, выставка работ. |
|
||||||
Список учебной литературы |
|
Для учителя |
Для учащихся |
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина учебник « Изобразительное искусство 2класс» « Дрофа» 2017 г. |
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина учебник « Изобразительное искусство 2 класс» « Дрофа», 2017 |
С. И. Доля « Изобразительное искусство 2 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель», 2016 |
|
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
К. Коровин. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
А. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово.
А. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
А. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
И. Грабарь. Автопортрет.
А. Шилов. Автопортрет с дочерью Машей.
Л. Голубкина. Л. Н. Толстой.
И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
М. Караваджо. Лютнист.
Д. Кардовский. Иллюстрации к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
Г. Мясоедов. Косцы.
В. Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Царь Иван Васильевич.
К. Ко р о. Воз сена.
А. Пластов. Автопортрет; На гумне; Деревенская улица; Деревенский март.
А. Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Море. Крым.
И. Айвазовский. Девятый вал; Закат на море; Черное море.
И. Б и л и б и н. Иллюстрации к русским народным сказкам.
3. Серебрякова. Автопортрет.
В. Маковский. В мастерской художника.
Г. Алексеев. В мастерской Д. Г. Венецианова.
Т. Яблонская. Хлеб; Утро.
В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.
И. М а р т о с. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Москва
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.