Рабочая программа по ИЗО для детей с ОВЗ (8.1)
Оценка 4.7

Рабочая программа по ИЗО для детей с ОВЗ (8.1)

Оценка 4.7
Документация
docx
искусство
СCУЗ, ВУЗ
17.12.2022
Рабочая программа по ИЗО для детей с ОВЗ (8.1)
Рабочая программа по ИЗО для детей с ОВЗ (8.1) составлена в соответствии с ФГОС
МОУ СОШ 4. ИЗО. 8.1.docx

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н.Красовского

города Галича Костромской области

 

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

(Протокол №  от « » августа 20 г.)

 

Согласовано с Советом школы

протокол №2

от 27.05.20 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:_________

Н. В. Шигарева

(Приказ №   от   августа  20   г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная общеобразовательная программа (8.1)

предметная область " Искусство "

(ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО) 1-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Галич


Пояснительная записка

 

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

 

1.    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;

3.    Постановление от 10.07.2015 № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

4.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

5.    Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по изобразительному искусству  для  1-4  классов  (авторы  программы  М.Ю.  Рау,  М.  А.  Зыкова).  -  М.:Просвещение, 2011.

6.    Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ №4 им. Ф. Н. Красовского (в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи учебного предмета

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основными задачами обучения школьников с нарушениями интеллекта изобразительному искусству являются:

-    воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доб­рожелательности и др.);

-     воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

-     развитие эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира;

-    развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания пред­метов и явлений действительности с целью их изображения;

-    формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной дея­тельности (в рисовании, аппликации, лепке);

-    воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

-    формирование умения работать коллективно, выполнять определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусмат­ривается решение специальных задач: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

-    развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-    овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-    развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобрази­тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

-     овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

-    воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, на фор­мирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Сроки реализации программы

В соответствии со школьным учебным планом программой предусмотрено изучение учебно­го предмета «Изобразительное искусство» с 1 по 4 классы в объёме 168 часов, рассчитанных на 1 ч. в неделю: 1 класс (1-ый год обучения) - 33 часа, 1 класс (2-ой год обучения) - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта.

Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструк­цию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последователь­ности усложнения учебных задач.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

1.        Подготовительный период обучения

Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользо­ваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обво­дящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спек­тра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; фор­мирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппли­кации, рисовании):

Приемы лепки:

       отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

       размазывание по картону;

       скатывание; раскатывание, сплющивание;

       примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

       складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

       совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

       расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответ­ствующих пространственных положениях;

        составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости ли­ста.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

       приемы работы с ножницами;

       раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответ­ствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от..., посередине;

       приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

       приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

       рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

       рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых верти­кальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спира­леобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образ­цу):

       рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на ка­рандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

       штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штри­ховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

       рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

       приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

       приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

       приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

       правила обведения шаблонов;

       обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

2.    Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изобра­жения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использо­вании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.

Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение рав­новесия композиции с помощью симметрии и т.д.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоратив­ном рисовании.

3.    Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, кон­струкцию.

Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, про­порции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и це­лого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; выре­зание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точ­кам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование фор­мы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного эле­мента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение эле­ментов по краю, углам, в центре и т.п.)

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппли­кации, рисунке.

4.    Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в жи­вописи

Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмо­ционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

5.    Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпто­ров, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно­прикладное искусство, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие ма­териалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, чело­века, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произ­ведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пла­стилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная сред­ствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костю­мов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как ос­нова декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, Городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с миром природы и человека (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), технологией (технологии художественной обработки материалов).

 

Планируемые результаты

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на осно­ве ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетен­ций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучаю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные каче­ства и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико­ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обу­чающихся в различных средах.

Личностные результаты:

      • формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)

      формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)

проявлять интерес к изобразительному искусству

развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески

     развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающе­му миру

Регулятивные УД:

        Учить понимать учебную задачу

        Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

     Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руковод­ством учителя

        Использовать в своей деятельности простейшие инструменты

        Проверять работу, сверяясь с образцом

Познавательные УД:

        Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя

        Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя

     Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, разме­ру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя

        Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя

        Формировать приемы pa6ojbi различными графическими материалами

        Наблюдать за природой и природными явлениями

        Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости

Коммуникативные УД:

        Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений

     Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)

        Оформлять свои мысли в устной речи

        Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

        Слушать и понимать речь других

        Уметь работать в паре

        Умение отвечать на вопросы различного характера

Предметные результаты

1-й уровень (базовый)

       Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

     Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ни­ми;

     Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

     знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих иг­рушки: Дымково

     следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

     владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и ап­пликации (вырезание и наклеивание);

     ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

     узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта

     узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

        выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

     обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вер­тикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

     закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

        узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

     передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

        в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

     узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, извест­ных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

2-й уровень (минимально необходимый):

     знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации

        знание видов аппликации (предметная, сюжетная);

        применение приемов лепки

        следование при выполнении работы инструкциям учителя

     оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

        использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

        применение разных способов лепки;

        рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

        выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

     обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вер­тикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

        ориентироваться на плоскости листа бумаги;

     закрашивать рисунок цветными карандашами, мелками, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

        различать и называть цвета солнечного спектра;

        передавать в рисунках основную форму предметов;

        в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные каче­ства и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искус­ство», относятся:

      положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее резуль­тату;

        приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

        воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

      отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

     умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на вос­принимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

      представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобра­зительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

      стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материа­лами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопас­ного труда;

      умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельно­сти (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование раз­личных мнений;

      проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомо­щи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

      стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

     стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

      стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятель­ности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой пред­метной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способ­ность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и до­статочный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Система оценки достижений учащихся

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Оценка личностных и предметных результатов освоения АООП НОО обучающимися легкой умственной отсталостью осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей. Оцениваться может то, в какой степени конкретный ученик реализовал все свои (иногда чрезвычайно маленькие) возможности.

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда   допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

В 1 классе используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в классном журнале.

2 класс

Оценка «5» выставляется, если ученик: Проводит от руки линии в нужных направлениях, ориентируясь на плоскости листа бумаги, не поворачивая его при этом. Размещает изображение на листе бумаги в соответствии с заданными опорными точками. Равномерно закрашивает рисунок цветными карандашами, соблюдая его контуры, различает и называет цвета. Рисует от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Различает по форме и цвету чередование элементов в узоре. Узнает в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Оценка «4» выставляется, если ученик: Допускает незначительные ошибки в размещении предметов на листе бумаги. Неравномерно закрашивает рисунок. Рисует от руки геометрические фигуры иногда прерывистой линией.

Оценка «3» выставляется, если ученик: Не всегда ориентируется на плоскости листа бумаги, при рисовании поворачивает лист. Путает цвета, закрашивание рисунка неравномерное. Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров предметов. Путается в названиях персонажей народных сказок.

Оценка «2» выставляется, если ученик: Не умеет проводить линии в нужном направлении, размещать изображение предмета на листе в нужном месте. Не умеет рисовать от руки различные геометрические фигуры. Не знает персонажей народных сказок.

3 класс

Оценка «5» выставляется, если ученик: Правильно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения рисунка. Размещает изображение предмета посередине листа бумаги, в геометрической форме правильно распределяет величину изображения (предмета) на листе. Делит лист на глаз на две, на четыре равные части. Рисует от руки предметы разной формы, передаёт и анализирует с помощью учителя их характерные особенности. Рисует узоры из геометрических фигур в квадрате по образцу. В рисунках на темы может изображать равные предметы: ближние – крупнее, дальние - меньше. Различает цвета и их оттенки. Узнаёт характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства, в иллюстрациях картин. С помощью учителя анализирует свой рисунок.

Оценка «4» выставляется, если ученик: Размещает изображение предмета на листе бумаги с помощью учителя. Не всегда четко делит лист на части на глаз правильно. Иногда путает цвета. С трудом анализирует рисунок.

Оценка «3» выставляется, если ученик: Правильно располагает на листе бумаги изображение предмета только с учителем. Слабо ориентируется на плоскости листа, искажает при изображении от руки геометрические формы предметов не всегда правильно.

Оценка «2» выставляется, если ученик: Не умеет правильно расположить лист бумаги для рисования. Не может изобразить предмет на листе. Не умеет рисовать геометрические формы правильно, не различает их конфигурации. Не различает цвета, не узнаёт на иллюстрациях характерные признаки времён года и др.

4 класс

Оценка «5» выставляется, если ученик: Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа бумаги. Умеет передавать в рисунках формы предметов несложной геометрической формы в их пространственном положении, используя при построении симметричных фигур осевые линии. Используя различную штриховку, передаёт объёмную форму предметов, подбирает и передаёт в рисунках цвета изображаемых предметов. При рисовании может пользоваться гуашевыми красками. Анализирует рисунок по вопросам учителя. В речи может употреблять слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Может рассказать о содержании и особенности произведения изобразительного искусства.

Оценка «4» выставляется, если ученик: Делает незначительные ошибки в изображениях форм предметов на листе бумаги, использовании штриховки для передачи объёма фигуры.

Оценка «3» выставляется, если ученик: Ошибается в определении величины изображаемого предмета в зависимости от размеров листа бумаги. Слабо выражает объём фигуры при рисовании. Путается при рассказе содержания произведения изобразительного искусства.

Оценка «2» выставляется, если ученик: Не может определить величину изображения, передать форму и объем фигур. Не умеет пользоваться красками. Не может рисовать геометрические фигуры. Не имеет представления об анализе своего рисунка и иллюстраций.


 

Ф.Н.Красовского города Галича

Ф.Н.Красовского города Галича

Пояснительная записка Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют: 1

Пояснительная записка Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют: 1

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на…

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности; - овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на…

Подготовительный период обучения

Подготовительный период обучения

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образ­ цу): • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы…

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образ­ цу): • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы…

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и це­лого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; выре­зание или…

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и це­лого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; выре­зание или…

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве

Коммуникативные УД: •

Коммуникативные УД: •

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные каче­ства и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные каче­ства и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой пред­метной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способ­ность их применять в практической деятельности

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой пред­метной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способ­ность их применять в практической деятельности

Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров предметов

Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров предметов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2022