Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
|
|
|
||
Принята Педагогическим советом МБОУ «Ульяновская СОШ»
Протокол от 27августа 2018 г. № 1 |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Ульяновская СОШ» _________________ /Е.В. Кугультинова/
Приказ от 27 августа 2018 г. №85
|
||
Согласовано Руководитель ШМО _________ /Немченко Т.П./
Протокол от ___ августа 2018 г. №__
|
|
Согласовано Заместитель директора МБОУ «Ульяновская СОШ» ______________ /И.П. Лиджиева/
|
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_____________ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ______________
(наименование учебного предмета (курса)
__________________________4 класс__________________________
(уровень образования)
_____________________2018-2019 учебный год__________________
(срок реализации программы)
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Старшова Анна Викторовна
учитель начальных классов, 1КК
с. Ульяновское
2018 – 2019 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоиндетификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изучение Изобразительного искусства в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
- развитие общих художественных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного и пространственного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально - ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- воспитывать интерес, важнейшие личностные качеств, творческие и культуростроительные способности эмоционально-ценностного отношения и любви к изобразительному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
-воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- развивать интерес к основам разных видов визуально - пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства, внутреннему миру человека, умение соотносить свои переживания и ценностные отношения с переживаниями других людей;
-накапливать тезаурус – багаж художественных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний изобразительного искусства и о изобразительном искусстве, творческих способностей в различных видах деятельности.
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формировать навыки работы с различными художественными материалами.
На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
· будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
· начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
· сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
· появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
· установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
· будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
· овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
· получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
· научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
· будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающиеся научатся:
· узнают о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
· узнают основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
· эстетическому отношению к миру; пониманию красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
· узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
· узнают основные видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· пониманию образной природы искусства;
· эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
· применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· узнают названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Обучающиеся получат возможность научиться:
· передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
· моделированию из бумаги, лепки из пластилина, изображению средствами аппликации и коллажа;
· характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передаче особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Искусство в твоём доме (8 ч.) |
|||
1 |
Пейзаж родной земли. |
01.09 |
|
2 |
Красота природы в произведениях русской живописи. |
08.09 |
|
3 |
Русская красавица. |
15.09 |
|
4 |
Деревня – деревянный мир. |
22.09 |
|
5 |
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. |
29.09 |
|
6 |
Образ русского человека в произведениях художников. |
06.10 |
|
7 |
Календарные праздники. |
13.10 |
|
8 |
Народные праздники. |
20.10 |
|
Древние города нашей земли (7ч.) |
|||
9 |
Родной угол. |
27.10 |
|
10 |
Древние соборы. |
10.11 |
|
11 |
Города Русской земли. |
17.11 |
|
12 |
Древнерусские воины - защитники. |
24.11 |
|
13 |
«Золотое кольцо России». |
01.12 |
|
14 |
Узорочье теремов. |
08.12 |
|
15 |
Праздничный пир в теремных палатах. |
15.12 |
|
Каждый народ – художник (11ч.) |
|||
16 |
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. |
22.12 |
|
17 |
Искусство оригами. |
12.01 |
|
18 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре. |
19.01 |
|
19 |
Народы гор и степей. |
26.01 |
|
20 |
Юрта как произведение архитектуры. |
02.02 |
|
21 |
Города в пустыне. |
09.02 |
|
22 |
Древняя Эллада. |
16.02 |
|
23 |
Олимпийские игры. |
02.03 |
|
24 |
Средневековый город. |
09.03 |
|
25 |
Образ готического храма в средневековом городе. |
16.03 |
|
26 |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник». |
23.03 |
|
Искусство объединяет народы (8ч.) |
|||
27 |
Тема материнства в искусстве. |
06.04 |
|
28 |
Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. |
13.04 |
|
29 |
Мудрость старости. |
20.04 |
|
30 |
Сопереживание Дорогою добра. |
27.04 |
|
31 |
Герои-защитники. |
04.05 |
|
32 |
Героическая тема в искусстве разных народов. |
11.05 |
|
33 |
Юность и надежда. |
18.05 |
|
34 |
Искусство народов мира (обобщение темы). |
25.05 |
|
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
- Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2014.
- Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.: Просвещение, 2014.
- Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.
- Сборники статей о изобразительном искусстве.
- Книги о художниках.
- Научно - популярная литература по искусству.
- Портреты художников.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся художников
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.