МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2019 г. _________ И.В. Деденёва |
Согласовано зам. директора по УВР Л.Ю. Скрынник _________________
« » августа 2019 г. |
Утверждено директор МБОУ «Лицей №3» М.А. Аскарова _________________ Приказ № ___ от « » августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 3Б класса
Предметная область «Искусство»
Количество часов в неделю – 1, в год - 34
Разработала: Лещенко Е.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019 г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате третьего года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится:
− понимать и объяснять важность работы художника;
− выражать свое отношение к рассматриваемым произведениям искусства;
− понимать и объяснять роль художественного музея, понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием;
− рассматривать и сравнивать картины-пейзажи;
− рассказывать об изображенном на портрете человеке;
− воспринимать картину-натюрморт как рассказ о человеке (хозяине вещей), о времени, в котором он живёт, его интересах;
− рассказывать и рассуждать о картинах исторического и бытового жанра;
− объяснять роль скульптурных памятников, называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор;
− изображать несложные пейзаж, натюрморт, портрет, создавать тематические композиции на исторические темы и темы повседневной жизни: передавать состояние, настроение;
− понимать и передавать главную идею композиции, выделять интересное, подчеркивать размером, цветом, контрастом главное;
− понимать произведения скульптуры, давать характеристику замысла, приемов его воплощения, материала, эмоционального воздействия на зрителя;
− отличать средства выразительности скульптуры от образного языка живописи и графики;
− лепить фигуру человека или животного, передавая их характерные особенности;
− овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции;
− описывать культуру и быт людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов;
− творчески применять простейшие приемы народной росписи;
− создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее;
− выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
- выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Умения работать с информацией:
· использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;
· читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей
· распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
· планировать несложные исследования, подбирать иллюстрированный материал, представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео и графических изображений, моделей геометрических фигур и осознанно строить математическое сообщение;
· соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
Умения участвовать в совместной деятельности:
· принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
· контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; оценивать свой вклад в общее дело;
· проявлять готовность толерантно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
В результате изучения изобразительного искусства
Ученик научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Ученик получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
II. Содержание учебного предмета:
Изображение на плоскости.
Изображение различных объектов действительности на плоскости различными живописными и графическими материалами. Передача образно-выразительных особенностей различных объектов изображения, общего пространственного расположения объектов, общего цветового строя, особенностей форм, объемов, эмоционального отношения к изображаемым явлениям.
Роль наблюдения и фантазии в работе художника.
Изображение пейзажа по представлению, выражение настроения в пейзаже цветом. Создание портрета знакомого человека по представлению, раскрытие характера и настроения человека. Изображение натюрморта с натуры и по представлению, передача настроения в натюрморте. Роль композиции и цвета в натюрморте.
Изображение сцен из повседневной жизни. Использование цвета, линии, формы, приемов композиции для воплощения художественного образа.
Изображение в объеме.
Средства художественной выразительности скульптуры. Отличие скульптуры от живописи и графики.
Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Произведения мелкой пластики. Традиционная народная игрушка.
Лепка по мотивам народных игрушек, создание фигуры человека, зверей и птиц в объеме по памяти, по представлению или по воображению. Передача выразительной пластической формы изображаемого объекта.
Декоративная работа, художественное конструирование.
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Форма и украшение вещей как выражение в ней красоты, удобства, пользы, назначения, характера и настроения.
Виды русских народных художественных промыслов.
Создание эскизов предметов с использованием декоративных мотивов. Неразрывность конструкции и образного начала предметов, выразительность формы и декора, цветового решения, материалов.
Художественное конструирование в технике аппликации, коллажа, бумажной пластики и др.
Воплощение эмоционально значимых смыслов при создании предметной среды жизни человека.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Восприятие произведений изобразительного искусства разных жанров: пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой живописи. Выбор мотива, предмета, сюжета для передачи особенностей видения мира художником. Произведения знаменитых художников, работавших в разных жанрах.
Русские народные художественные промыслы, отражение характера и жизни народа в изделиях промыслов.
Художественное наследие в музеях России.
Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка собственных творческих работ, работ одноклассников. Выставка детских работ.
Искусство вокруг нас.
Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусства в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Основные формы художественной деятельности учащихся: изображение на плоскости и в объеме ( с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изученным темам; прослушивание музыкальный и литературных произведений.
Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме (7 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, П.Чайковский "Детский альбом".
Посуда у тебя дома.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая.
Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная краска.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).
Мамин платок.
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
Обои и шторы в твоем доме.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).
Твои книжки.
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
Поздравительная открытка.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (9 ч)
Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры – наследие веков.
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Витрины магазинов.
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами. Детские работы предыдущих лет.
Транспорт в городе.
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.
Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе).
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски.
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.
Художник в театре.
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды с эскизов театральных художников.
Литературный ряд: выбранная сказка.
Театр кукол.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.
Афиша, плакат.
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Эскиз плаката-афиши к спектаклю.
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
Художник и цирк.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок).
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.
Музеи в жизни города.
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях.
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).
Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.
Картина-пейзаж.
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
Картина-портрет.
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина.
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.
Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).
Исторические картины и картины бытового жанра.
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека. Выставка детского художественного творчества.
III. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе
№ п/п |
№ урока по теме |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание (причина изменения дат проведения урока) |
|
по плану |
по факту |
|||||
|
|
I четверть - 8 ч. Искусство в твоём доме (7 ч.) |
7 |
|
|
|
1 |
1 |
Твои игрушки придумал художник. Твои игрушки (лепка из пластилина). |
1 |
06.09 |
|
|
2 |
2 |
Посуда у тебя дома. Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Красота букетов из Жостова. |
1 |
13.09 |
|
|
3 |
3 |
Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. |
1 |
20.09 |
|
|
4 |
4 |
Твои игрушки. |
1 |
27.09 |
|
|
5 |
5 |
Твои книжки. Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. |
1 |
04.10 |
|
|
6 |
6 |
Поздравительная открытка (декоративная закладка). |
1 |
11.10 |
|
|
7 |
7 |
Иллюстрирование русских народных потешек. |
1 |
18.10 |
|
|
|
|
Искусство на улицах твоего города (9 ч.) |
9 |
|
|
|
8 |
1 |
Букет из осенних листьев. |
1 |
25.10 |
|
|
|
|
II четверть - 8 ч. |
|
|
|
|
9 |
2 |
Декор русской избы. В мире народного зодчества |
1 |
01.11 |
|
|
10 |
3 |
Удивительный транспорт. Изображение образов фантастических машин. |
1 |
15.11 |
|
|
11 |
4 |
Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. |
1 |
22.11 |
|
|
12 |
5 |
Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки. Вырезание из цветной бумаги. |
1 |
29.11 |
|
|
13 |
6 |
Волшебные фонари. Графическое изображение формы фонаря. |
1 |
06.12 |
|
|
14 |
7 |
Витрины магазинов. |
1 |
13.12 |
|
|
15 |
8 |
Рисуем зимний лес. |
1 |
20.12 |
|
|
16 |
9 |
Дед Мороз и Снегурочка. |
1 |
27.12 |
|
|
|
|
Художник и зрелище (10 ч.) III четверть - 10 ч. |
10 |
|
|
|
17 |
1 |
Образ театрального героя. Эскиз куклы. |
1 |
|
|
|
18 |
2 |
Художник в цирке. Выполнение аппликации на тему циркового представления. |
1 |
|
|
|
19 |
3 |
Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. |
1 |
|
|
|
20 |
4 |
Художник в театре. Завершение работы над созданием картонного макета и персонажей сказки. |
1 |
|
|
|
21 |
5 |
Маски. Маски как образ персонажа. Маски – характеры, маски-настроения. |
1 |
|
|
|
22 |
6 |
Парад военной техники (к 23 февраля) |
1 |
|
|
|
23 |
7 |
Театральный занавес. |
1 |
|
|
|
24 |
8 |
Портрет мамы. |
1 |
|
|
|
25 |
9 |
Афиша и плакат к спектаклю. |
1 |
|
|
|
26 |
10 |
Афиша и плакат к спектаклю. |
1 |
|
|
|
|
|
IV четверть – 8 ч. |
|
|
|
|
|
|
Художник и музей (8 ч.) |
8 |
|
|
|
27 |
1 |
Натюрморт. Музей в жизни города. Музеи искусства. |
1 |
|
|
|
28 |
2 |
Картина – особый мир. |
1 |
|
|
|
29 |
3 |
Картина-пейзаж. |
1 |
|
|
|
30 |
4 |
Картина-портрет. |
1 |
|
|
|
31 |
5 |
Лоскутный коврик. Коллаж. |
1 |
|
|
|
32 |
6 |
Картины исторические и бытовые. |
1 |
|
|
|
33 |
7 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
|
34 |
8 |
«Весна пришла» |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.