СОДЕРЖАНИЕ
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе…………………………………………………………………………………....2
1.1.Личностные результаты…………………………………………………...…………………..2
1.2.Метапредметные результаты………………………………………………………………....3
1.3.Предметные результаты……………………………………………………………………….4
2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе по годам обучения……………………………………………………………………………..…….....5
1 класс………………………………………………………………………………………..……….5
2 класс…………………………………………………………………………………………..…….6
3 класс……………………………………………………………………………………………..….8
4 класс……………………………………………………………………………………….……….10
3.Тематическое планирование………………………………………………………..………….13
1 класс………………………………………………………………………………..………………13
2 класс…………………………………………………………………………………..……………14
3 класс……………………………………………………………………………………..…………16
4 класс………………………………………………………………………………………..………17
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
· уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
· ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
· духовно-нравственное развитие обучающихся;
· мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
· позитивный опыт участия в творческой деятельности;
· интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
· Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно- прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
· Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
· Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
· Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
· Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
· Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
· Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1.Овладение универсальными познавательными действиями.
Пространственные представления и сенсорные способности:
· характеризовать форму предмета, конструкции;
· выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
· сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
· находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
· сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
· анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
· обобщать форму составной конструкции;
· выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
· абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
· соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
· выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
· проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
· проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
· использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
· анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
· формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
· использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
· классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
· классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
· ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
· использовать электронные образовательные ресурсы;
· уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
· выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
· анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
· самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
· осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями
· Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
· вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
· находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
· демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
· анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
· признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
· взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
· внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
· соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
· уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
· формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
· формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
· развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции
.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Бродский И. Опавшие листья.
Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.
Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,
петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Веселов С. Миска «Пряник».
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Кугач Е. Праздничный натюрморт.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Кукунов М. Волк; Сова.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Рябушкин А. Зимнее утро.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Сомов К. Лето. Вечерние тени.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фалалеева Л. Дед тянет репку.
Фирсов И. Юный живописец.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Чарушин Е. Колобок.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.
2 класс (34 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов.
Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью. Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.
Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч)
Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов.
Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции.
Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Декоративная работа (7 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.
Лепка (5 ч)
Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников.
Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики.
Беседы (1 ч)
Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Аверкамп X. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами.
Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева.
Асламазян М. Праздничный натюрморт.
Бём Е. Силуэт.
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Богданов-Бельский Н. Новая сказка.
Борисов-Мусатов В. Осенний этюд; Куст орешника.
Васильев Ф. После дождя; Болото в лесу.
Васнецов А. Московский Кремль. Соборы; Оборона города.
Васнецов В. Автопортрет; Снегурочка; Витязь на распутье; Богатырский скок; После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван царевич на сером волке; Царевна Несмеяна; Спящая царевна; Царевна-Лягушка; Алёнушка; Эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.
Врубель М. Богатырь.
Гельмерсен В. Силуэт.
Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса;
Капли дождя; Пионы.
Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки.
Дейнека А. После дождя.
Зарянко С. Портрет семьи Турчаниновых.
Камерон Ч. Китайский зал в Екатерининском дворце Царского Села. Проект интерьера.
Конашевич В. Иллюстрации к детским книгам.
Корин П. Пейзаж с церковью в Палехе; Главы Кремлёвских соборов.
Костанди К. Гуси.
Куинджи А. После дождя; Берёзовая роща.
Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином.
Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина.
Левитан И. Берёзовая роща.
Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника.
Матисс А. Лебедь; Красные рыбы.
Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт.
Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Пигодо Ф. Китайские тени. Кролик.
Поленов В. Бабочки.
Ренуар О. Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем; Коко рисует.
Репин И. Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет.
П. М. Третьякова.
Рерих Н. Илья Муромец.
Ромадин Н. Розовый вечер; Цветущий бугор;
Весенний день; Последний луч.
Саврасов А. Просёлок.
Сарьян М. Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы.
Серебрякова З. Катя в голубом у ёлки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Нескучное.
Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещённая солнцем; Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Снейдерс Ф. Птичий концерт.
Сомов К. Зима. Каток.
Ткачёв С. В зимний праздник.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Цилле Г. Наброски.
Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам.
Черемных М. Рабфаковцы.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.
Юон К. Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры; Купола и ласточки.
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры (7 ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка (3 ч)
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п. Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца
Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год; Вид Московского Кремля и Каменного моста, 1810-е годы.
Антокольский М. Пётр I.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.
Ватагин В. Ягуар.
Ватто А. Жиль (Пьеро).
Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С. Лёд прошёл.
Головин А. Эскиз декорации к балету «Жар-птица».
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Вечер; Тракторист.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж.
Иванов А. Ветка.
Игошев В. Моя Родина.
Икона «Богоматерь Владимирская».
Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской,
Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового.
Иогансон Б. Салют.
Кандинский В. Смоленский бульвар. Зимний день.
Кваренги Д. Панорама села Коломенское.
Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.
Клодт П. Укрощение коня.
Козлов С. Карнавал.
Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Крамской И. За чтением. Портрет С. Н. Крамской, жены художника.
Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи.
Кукунов М. Леопард; Лев; Сова; Волк.
Кустодиев Б. Масленица.
Кэссет М. Мать, моющая засыпающего ребёнка.
Лебедева Е. Черёмуха; Липа цветёт; Сирень (вырезанки).
Левитан И. Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь.
Лентулов А. Ночь на Патриарших прудах.
Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.
Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой (портрет дочери Ольги); Боярский свадебный пир в XVII веке.
Малышева О. К Гангу.
Мане. Э. Портрет мадам Жюль Гийме.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетию России» в Новгороде.
Моне К. Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Нестеров М. Девушка у пруда.
Пикассо П. Мать и дитя.
Пименов Ю. Снег идёт.
Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Рембрандт. Слоны.
Ренуар О. Моне, рисующий в своём саду в Аржантёе; Завтрак гребцов.
Репин И. Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.
Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.
Рылов А. Белки.
Серебрякова З. Зелёная осень.
Серов В. Октябрь.Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».
Сидоров В. Праздник; Тихая моя Родина.
Синьяк П. Гавань в Марселе.
Скрик О. Репейник.
Сомов К. Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.
Тёрнер Д. Кораблекрушение.
Ткачёвы А. и С. Матери.
Торлов Д. Рысёнок.
Тропинин В. Кружевница.
Тырса Н. Портрет А. Ахматовой.
Фонвизин А. Маки; Сирень.
Шишкин И. Травки; Последние лучи.
Шмелёва М. Венецианский карнавал.
Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри.
Яблонская Т. Хлеб.
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры (8 ч)
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа (8 ч)
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка (2 ч)
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Беседы (3 ч)
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.
Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве.
Анохин Н. В старом доме.
Арчимбольдо Д. Весна; Лето.
Бенуа А. Баба-Яга.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом.
Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.
Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.
Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта).
Бучкин П. Углич. Первый снег.
Ван Гог В. Автопортрет.
Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга.
Венецианов А. Автопортрет.
Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере.
Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова.
Врубель М. Сирень.
Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Голубкина А. Л. Н. Толстой.
Горбатов К. Новгород. Пристань.
Грабарь И. Автопортрет.
Дали С. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты).
Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.
Дейнека А. Раздолье.
Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.
Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева.
Кальф В. Натюрморт (3 варианта).
Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.
Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.
Карев А. Натюрморт с балалайкой.
Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.
Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.
Куликов И. Зимним вечером.
Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.
Леменн Г. Ваза с цветами.
Лентулов А. Москва.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.
Майр И. Вид парка в Царском Селе.
Маковский К. В мастерской художника
Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.
Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.
Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.
Мочальский М. Псков.
Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.
Орловский А. Автопортрет.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Петровичев П. Ростов Ярославский.
Поленов В. Московский дворик.
Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно-прикладного творчества.
Рафаэль Санти. Афинская школа.
Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях;
Автопортрет (3 варианта).
Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари.
Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.
Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.
Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».
Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.
Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет.
Серов В. Автопортрет.
Сидоров В. За грибами.
Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.
Стожаров В. Лён.
Сурбаран Ф. Натюрморт.
Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.
Ткачёвы А. и С. Автопортрет.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах.
Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.
Федотов П. Автопортрет.
Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах.
Церетели З. Синяя ваза с жёлтыми розами.
Шарден Ж. Б. Графин; Натюрморт; Стакан воды и кофейник; Атрибуты искусств; Портрет Августа Габриэля Годефроя.
Шварц В. Рисунок.
Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.
Эшер М. Выставка гравюр; Город.
Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст.
Яблонская Т. Утро.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 класс (33 часа)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов в год (час) |
Темы |
Основные направления воспитательной деятельности |
I ЧЕТВЕРТЬ |
||||
1 |
«В мире волшебных красок» |
8 |
Пейзаж с радугой |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Рисование узора в полосе с образца |
||||
Красивые цепочки |
||||
Рисование с натуры простых по форме листьев деревьев |
||||
Листья деревьев |
||||
Овощи и фрукты |
||||
Рисование с натуры овощей и фруктов |
||||
Рисование с натуры овощей и фруктов |
||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
||||
2 |
«Мы готовимся к празднику» |
10 |
Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Экологическое воспитание; Трудовое воспитание. |
Поздняя осень |
||||
Чудо-платье |
||||
Узор из кругов и треугольников |
||||
Дизайн вазы |
||||
Праздничный флажок |
||||
Дымковская игрушка |
||||
Новогодняя ёлка |
||||
Моделирование новогодней маски |
||||
Рисование с натуры игрушек на ёлку: шары |
||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
||||
3 |
«Красота вокруг нас» |
9 |
Рисование с натуры комнатного растения |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Лепка птиц |
||||
Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». |
||||
Оформление обложки книги «Колобок». |
||||
Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. |
||||
Красавица зима |
||||
Гжель. Рисование декоративных элементов росписи |
||||
Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки |
||||
Иллюстрирование русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» |
||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||||
4
|
«Встреча с Весной»
|
6 |
Конструирование зоопарка |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Экологическое воспитание; Трудовое воспитание.
|
Конструирование зоопарка |
||||
Мой любимый цветок |
||||
Рисование с натуры простых по форме цветов |
||||
Весенний день |
||||
Праздничный салют |
||||
|
Итого |
33 |
|
|
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов в год (час) |
Темы |
Основные направления воспитательной деятельности |
I ЧЕТВЕРТЬ |
||||
1 |
«Мы рисуем осень» |
9 |
Мое лето |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Осень – грибная пора |
||||
Красота осеннего дерева |
||||
Натюрморт. Осенний букет |
||||
Веселые хохломские узоры. Орнамент в круге. Роспись тарелочки |
||||
Осень. Музыка дождя |
||||
Натюрморт. Яблоки |
||||
В гостях у осени |
||||
Осенние подарки природы |
||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
||||
2 |
«Мы рисуем сказку» |
8 |
Иллюстрирование сказки П.Бажова «Серебряное копытце» |
Патриотическое воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Оформление обложки к диафильму по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» |
||||
Ветка ели (сосны) |
||||
Игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново, Каргополь) |
||||
Игрушки по мотивам народных промыслов. Ярославская глиняная игрушка |
||||
Городецкая роспись. Рисуем сказочную птицу |
||||
Новогодняя игрушка |
||||
Новогодняя сказка |
||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
||||
3
|
«Мои друзья»
|
10
|
Зимние развлечения с друзьями |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Экологическое воспитание; Трудовое воспитание.
|
Наши друзья – животные |
||||
Птицы – наши друзья |
||||
Игрушечный друг |
||||
Сказочная гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения предметов посуды |
||||
Сказочная гжель. Чайный сервиз |
||||
Защитники земли русской |
||||
Моя дружная семья |
||||
Весенний букет для мамы |
||||
Моделирование и оформление фоторамки для семейной фотографии |
||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||||
4
|
«С чего начинается Родина...»
|
7
|
Главные художественные музеи страны |
Патриотическое воспитание; Гражданское воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание.
|
Рисование декораций к русской народной сказке «Теремок» |
||||
Изготовление рисованных кукол для русской народной сказки «Теремок» |
||||
Полхов-майданская матрешка. Рисование элементов. |
||||
Роспись матрешки |
||||
Цветы нашей Родины |
||||
Проект детской площадки |
||||
|
Итого |
34 |
|
|
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов в год (час) |
Темы |
Основные направления воспитательной деятельности |
I ЧЕТВЕРТЬ |
||||
1
|
«В гостях у красавицы осени». |
9
|
Мой прекрасный сад |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Экологическое воспитание; Трудовое воспитание. |
Иллюстрация басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» |
||||
Прощание с летом |
||||
Дивный сад на подносах |
||||
Осенние фантазии |
||||
Осеннее кружево |
||||
Портрет красавицы Осени |
||||
Дорогие сердцу места |
||||
Труд людей осенью |
||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
||||
2
|
«В мире сказок»
|
8
|
Лепим животных |
Гражданское воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание.
|
Животные на страницах книг |
||||
Дом (замок) для сказочного героя |
||||
Дом (замок) для сказочного героя |
||||
Посуда для сказочного героя |
||||
Сказочные кони |
||||
По дорогам сказки |
||||
Сказочное перевоплощение |
||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
||||
3
|
«Красота в умелых руках»
|
10
|
Дорогая моя столица! |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание.
|
Моя деревня зимой |
||||
Машины на службе человека |
||||
Звери и птицы в нашей деревне |
||||
Терем расписной |
||||
Оформление платка узором в квадрате |
||||
Оформление платка узором в квадрате |
||||
Рисуем портрет мамы |
||||
Оформление открытки для мамы |
||||
Мой игрушечный друг детства |
||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||||
4
|
«Пусть всегда будет солнце»
|
7
|
Родная природа. Рисуем облака |
Гражданское воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание.
|
Полет на другую планету |
||||
Красота моря |
||||
Весенняя веточка |
||||
Праздничный салют |
||||
Летний букет |
||||
Создаем журнал мод летней одежды |
||||
|
Итого |
34 |
|
|
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Раздел |
Количество часов в год (час) |
Темы |
Основные направления воспитательной деятельности |
I ЧЕТВЕРТЬ |
||||
1
|
«Осень на пороге»
|
10
|
Путешествуя по земному шару |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание.
|
Осень в городе |
||||
Овощи и фрукты |
||||
На уборке урожая Конструкция предметов |
||||
Иллюстрирование сказок, рассказов, басен |
||||
Чудо-кувшины |
||||
Ландшафтная архитектура |
||||
Дивный сад Хозяйки Медной горы |
||||
У бабушки в деревне |
||||
II ЧЕТВЕРТЬ |
||||
2 |
«Город чудный, город славный» |
9 |
Декоративные фантазии |
Патриотическое воспитание; Гражданское воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Утро. День. Вечер |
||||
Сказочный лес |
||||
Ребята на экскурсии |
||||
Старинные города России |
||||
Закат солнца над городом |
||||
Построй свой дом; |
||||
Городской пейзаж; |
||||
Праздничный наряд моего города |
||||
III ЧЕТВЕРТЬ |
||||
3
|
«В мире искусства»
|
8
|
Искусство народов мира |
Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание. |
Образы природы, архитектуры, человека |
||||
Автопортрет |
||||
Рисунки мастеров слова |
||||
Литература. Музыка |
||||
Театр |
||||
Герои сказки |
||||
Сказки на шкатулках |
||||
IV ЧЕТВЕРТЬ |
||||
4
|
«Наш красивый дом»
|
7
|
Города будущего |
Патриотическое воспитание; Гражданское воспитание; Духовно-нравственное воспитание; Эстетическое воспитание; Ценности познавательной деятельности; Трудовое воспитание |
Интерьер — образ эпохи |
||||
Искусство дизайна в современном мире |
||||
Художественное конструирование мебели, транспорта |
||||
Песни нашей Родины |
||||
Этот День Победы |
||||
Экологический плакат |
||||
|
Итого |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.