МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ СИБИРЦЕВАА.Н.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ СОШ №8
им. Сибирцева А.Н. «30» августа 2022 г.
Приказ ш8-13-302/2
Рабочая программа по коррекции звукопроизношения
(свистящие звуки) для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР)
2022 - 2023 учебный год
Разработчик программы:
(Ф.И.О. учитель-логопед)
Пояснительная записка
Реквизиты документов, на основе которых создана коррекционная программа. Рабочая программа по коррекции звукопроизношения составлена в соответствии с нормативными документами и направлена на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ:
1. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 15 98 от 19.12.2014.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;
4. Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от
01.07.2013 № 68-оз;
5. Инструктивно-методическое письмо А.В. Ястребовой и Т.П.Бессоновой «О работе учителя логопеда при общеобразовательной школе». М.1996.
6. Приказ Департамента Образования «Об утверждении примерного положения о центрах ППМС помощи в образовательных организациях» от 05.08.2016 г. №12-27—550/16.
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А. Н.
Общие цели образования с учётом специфики коррекционной программы.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
При ежегодном обследовании выявляются обучающиеся с недостатками произношения звуков речи.
Программа представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) и с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
У большинства обучающихся с ОВЗ наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ОВЗ проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).
Программа способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
Учитывая степень тяжести дефекта детей, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции учащихся в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционноразвивающие логопедические занятия.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с нарушениями речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования. В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Особенностью логопедической работы по постановке звука является индивидуализация коррекционно-логопедического процесса. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса различаются по уровню сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. При наличии симптомов стёртой формы дизартрии сроки исправления недостатков произношения увеличиваются.
Курс программы предназначен для коррекции нарушений звукопроизношения у обучающихся с дислалией, дизартрией.
Расстройства фонационного оформления высказывания подразделяются на следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины: дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия и др.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искажённом (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках. Со стороны психики у детей с дислалией в основном отклонений от возрастной нормы не отмечается.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Цель программы:
Формирование звуковой стороны речи: воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи. Задачи:
• развитие артикуляционной моторики обучающихся;
• формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
• автоматизация навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
• формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
• формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
• развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
• уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
• закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
• профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Программа представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР и ТНР. Её значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Общая характеристика программы.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели:
• подготовительный этап:
цель – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс;
задача – всесторонняя подготовка ребёнка к кропотливой коррекционной работе, а
именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при
необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
• этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
цель – сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука
на специально подобранном речевом материале; задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
• этап формирования коммуникативных умений и навыков.
цель – сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков
речи во всех ситуациях общения.
По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.
Задачей основного этапа является работа над постановкой звука (автоматизацией звука), закреплением навыков фонемного распознавания. В середине основного этапа проводится динамическая пауза. Для динамической паузы подбираются упражнения, направленные на развитие общей моторики.
Задачей заключительного этапа является обсуждение результатов работы, домашнее задание.
Описание места коррекционной программы в учебном плане ученика.
По результатам обследования устной речи учащихся составлена программа. Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся начальной школы. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: степени сложности дефекта, неврологической симптоматики, индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ, регулярности занятий, помощи со стороны родителей, контроля за соблюдением речевого режима со стороны педагогов начальной школы. Занятия проводятся регулярно 2-3 раза в неделю по 20-30 минут. Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ОВЗ. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда).
Планируемые результаты коррекционной программы.
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы)
У обучающегося будут сформированы:
• положительное отношение к школе и учебной деятельности,
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к логопедическим занятиям - быть готовым к занятиям, бережно относиться к учебным принадлежностям),
• знание и выполнение правил личной гигиены на логопедических занятиях,
• этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятии (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми,
• знание и выполнение правил работы в подгруппе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
• сохранять учебную задачу логопедического занятия (воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя-логопеда),
• определять пути и средства достижения учебной цели,
• с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинноследственных последовательностей,
• выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда,
• осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля),
• работать в определённом темпе,
• применять знания в новых ситуациях. Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в логопедической тетради для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом),
• находить и выделять под руководством учителя-логопеда необходимую информацию из текстов;
• с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков,
• проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
• группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
• внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
• подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
• свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
• целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
• соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
• отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;
• пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
• обращаться к учителю-логопеду или товарищу по подгруппе за разъяснением;
• применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
• адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр.
Предметные результаты Учащийся научится:
• правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в
самостоятельной речи;
• правильно произносить различные сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
• произносить слоговые ряды с чередованием ударных и безударных слогов;
• выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4 - х слогов;
• произносить слитно предлоги с существительными;
• оформлять собственное высказывание;
• составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением;
• произносить слова и предложения, двусложные, трехсложные, четырехсложные, состоящие из указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло);
• различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные;
• запоминать 3-4 слова в определенной последовательности;
Учащийся получит возможность научиться:
• различать интонационную окраску предложения по цели высказывания.
• правильно произносить слова с оппозиционными звуками;
• запоминать ряд инструкций доступной сложности;
• заучивать стихотворные прозаические тексты с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма;
• произносить предложения с разной интонационной окраской; • отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией и заданием.
Содержание коррекционной программы
Содержание программы разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР и ТНР. Программа реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Исходя из психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и рекомендаций ТПМПК выбор индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание определяет учитель-логопед самостоятельно.
Подготовительный этап.
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие ручной моторики.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Постановка звука
Развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляционной моторики, работа по постановке звука. Уточнение артикуляции звука.
Закрепления связи звука и буквы.
Различают три основных способа постановки звука:
• По подражанию:
При этом способе постановки внимание фиксируется на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
• Постановка звука с механической помощью.
В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, шпатель терапевтический (деревянный шлифованный), плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
• Смешанный способ.
Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.
Автоматизация звука
Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:
• Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
• Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце).
• Автоматизация звука в предложениях.
• Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.
• Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.
• Автоматизация звука в разговорной речи.
Дифференциация звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях. Формирование фонематического анализа и синтеза.
Параллельно с коррекций звукопроизношения идёт работа над совершенствованием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, развитием связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Систематически используются упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Данный раздел реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.
При планировании конкретного занятия логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуальнотипологические особенности.
Логопедическая работа проводится в следующих формах: - индивидуальная; - подгрупповая.
Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование и т.п. Такое построение занятия снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом в подгруппе, формирует интерес к учебе, позволяет создать положительный эмоциональный фон.
В коррекционно-развивающей работе применяются традиционные педагогические методы:
наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
- приём тактильно-мышечной наглядности;
- использование демонстрационных пособий;
- просмотр видеофрагментов;
Словесный метод
- педагогическая оценка.
Практический метод
- игровой;
- упражнение; - моделирование.
- рассказ; объяснение; инструкция; беседа; анализ и обсуждение;
- словесный комментарий учителя-логопеда по ходу выполнения заданий; Используемые технологии деятельностного типа:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- технология коррекционно-развивающего обучения;
- информационные технологии;
- пескотерапия;
- водотерапия;
- сказкотерапия; - мнемотехника;
- «Су-джок терапия»; - элементы психогимнастики.
Виды деятельности:
1. Игровая.
2. Познавательная.
Коррекция произношения звука С.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Используемые ресурсы |
Дата |
|
План |
Факт |
|||||
Обследование звукопроизношения ребенка |
|
Исследование фонематического восприятия, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, лексико - грамматического строя речи. |
Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. |
|
|
|
Подготовительный этап Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука |
||||||
1. |
Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
|
|
Знакомство ребенка с основными органами артикуляционного аппарата (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка) и основными движениями языка (поднимать вверх, опускать вниз, делать движения в стороны, к углам рта; делать язык широким, тонким). Знакомство ребенка с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка. Научить ребенка делать язык широким - узким. |
Зеркала, артикуляция звуков в графическом изображении, макет «Лягушка», бегемот «Жужа». |
|
|
2. |
Разучивание артикуляционной гимнастики. |
|
Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата. Выработка умения держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам. Разучивание дыхательной и пальчиковой гимнастики. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики. |
Зеркало, графическое изображение органов речи, макет «Лягушка», бегемот «Жужа», презентация. «Артикуляционная гимнастика», набор фотографий артикуляционных упражнений. Шпатели. |
|
|
3. |
Выработка направленной воздушной струи.
|
|
Выработка направленной воздушной струи. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики. |
«Лети, бабочка» «Игры-вертушки» «Расти, пена» «Снег идет! Варежка» «Снеговичок» «Мыльные пузыри» |
|
|
|
|
|
|
«Свистульки» «Воздушные шары», китайский колокольчик «Песня ветра». Сайт «Мерсибо». Игра «Торт со свечами». |
|
|
||
4. |
Развитие длительного непрерывного ротового выдоха. |
|
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики |
«Покатай карандаш», «Костёр», «Листья шелестят», «Чайник закипел», «Надуй игрушку», «Погреться на морозе». Сайт «Мерсибо». Игра «Рассмеши усача». |
|
|
||
5. |
Развитие правильного дыхания в процессе речи. |
|
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики. |
«Запах Нового года» «Цветы». Стихотворения З.Александровой, С. Маршака, А. Барто, М. Ивенсен, диалоги «Лис и мышонок», «Медведь и лиса» «Кисонькамурысонька». Сайт «Мерсибо». Игра «Снежный человек или Эльф». |
|
|
||
Постановка звука Цель: добиться правильного звучания изолированного звука |
||||||||
6. |
Постановка звука [С] |
|
Добиваться правильного звучания изолированного звука. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. Уточнение артикуляции [С]. Постановка [С] и закрепление нормальной артикуляции в |
Зеркало, профиль, зонды. Д/и «Угадай звук». |
|
|
||
|
|
|
изолированном произношение. Закрепление связи звука и буквы. Выделение звука на слух из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики произносить поставленный звук; выделять звук на слух из звукового ряда. |
|
|
|
Автоматизация звука Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||||
7. |
Автоматизация звука [С] в прямых слогах. |
|
Закрепление произношения звука [С] в прямых слогах – са, со, су, сы Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Д/и «Поезд», «Насос», «Свистелочка», «Чайник». Упражнение «Холодный ветерок». |
|
|
8. |
Автоматизация звука [С] в прямых слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [С] в прямых слогах, словах – са -салат, со-сок, сусумка. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Насос», «Бусы», «Острова», «Букет из листьев», «Колючие цветы», «Свистелочка», «Чайник». Упражнение «Холодный ветерок». |
|
|
9. |
Автоматизация звука [С] в словах, предложениях с прямым слогом. |
|
Закрепление произношения звука [С] в прямых слогах, словах, фразах, предложениях – У Сони сок. Уметь определять место звука в словах, отбирать языковые средства, для построения высказывания. Использование схем для решения практических задач. |
«Сухая сосна», «Соня и Султан», «Рассеянный сосед». Сайт Мерсибо. Игра «Кот и сосиска»». Д/и «Свистелочка». |
|
|
10. |
Автоматизация звука [С] в |
|
Закрепление произношения звука [С] в |
Д/и «Песочница», |
|
|
|
обратных слогах. |
|
обратных слогах– ас, ос, ус, ыс. Развитие фонематического слуха Уметь определять место звука в словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
«Фасолевые ванны», «Продуктовый магазин», «Накрываем стол», «Четвертый лишний», «Фотограф», «Чьи следы?», «Скажи наоборот». |
|
|
11. |
Автоматизация звука [С] в обратных слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [С] в обратных слогах, словах состоящих из 1-2 слогов – бас, нос, миска Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, Упражнения «Холодный ветерок». «Гороховые ванны», «Волшебная дорожка». Сайт Мерсибо. Игры «Кот и сосиска», «Тихий час». |
|
|
12. |
Автоматизация звука [С] в обратных слогах, словах, фразах, предложениях. |
|
Закрепление произношения звука [С] в обратных слогах, словах, фразах и предложениях – У нас погас газ. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Д/и «Веселый поезд». Упражнения «Одинмного», «Один, пять, десять». Сайт Мерсибо. Игра «Сумка Санты». |
|
|
13. |
Автоматизация звука [С] в слогах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [С] в слогах со стечением согласных –ска, сло, сму, слу Выделение звука из слогового ряда. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы. Текст «Вот и повеселился», «Снеговик». |
|
|
14. |
Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [С] в словах со стечением согласных – стая, спорт, спутник. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, предметные и сюжетные картинки, Дид. игры «Поезд», «Ромашка», «Домик». |
|
|
15. |
Автоматизация звука [С] в предложениях, связной речи со стечением |
|
Закрепление произношения звука [С] в предложениях со стечением согласных – Слава видел слоника. |
Текст «На автобусной остановке», «Соня и собака». Сайт Мерсибо. |
|
|
|
согласных. |
|
Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Игра «Кот и сосиска»». Д/и «Свистелочка» |
|
|
16. |
Автоматизация звука [С] с двумя звуками [С]. |
|
Закрепление произношения звука [С] с двумя звуками [С] – соска (заноза), самосвал Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Предметные и сюжетные картинки, тексты. Мерсибо. Настольная игра «Фефекты фикции». |
|
|
Коррекция произношения звука З.
|
|
Постановка звука Цель: добиться правильного звучания изолированного звука |
||||
1. |
Постановка звука [З]. |
|
Добиваться правильного звучания изолированного звука. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. Уточнение артикуляции [З]. Постановка [З] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношение. Закрепление связи звука и буквы. Выделение звука на слух из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики произносить поставленный звук; выделять звук на слух из звукового ряда. |
Зеркало, профиль, зонд. Д/и «Угадай звук», звуковая линейка |
|
|
|
|
Автоматизация звука Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||
2. |
Автоматизация звука [З] в прямых слогах. |
|
Закрепление произношения звука [З] в прямых слогах – за, зо, зу, зы. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Дид. игры «Поезд», |
|
|
|
|
|
|
«Ромашка», «Поймай рыбку», «Домик». |
|
|
3. |
Автоматизация звука [З] в прямых слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [З] в прямых слогах, словах – за-запад, зо-золото, зу-зубы. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
|
|
|
4. |
Автоматизация звука [З] в словах, предложениях с прямым слогом. |
|
Закрепление произношения звука [З] в прямых слогах, словах, фразах, предложениях – У Зои заболели зубы. Уметь определять место звука в словах, отбирать языковые средства, для построения высказывания. Использование схем для решения практических задач. |
Сайт Мерсибо. Игра «Ну, заяц, убеги»». |
|
|
5. |
Автоматизация звука [З] в обратных слогах. |
|
Закрепление произношения звука [З] в обратных слогах– аз, оз, уз, ыз. Развитие фонематического слуха Уметь определять место звука в словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Дид. игры «Поезд», «Ромашка», «Поймай рыбку», «Домик». |
|
|
6. |
Автоматизация звука [З] в обратных слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [З] в обратных слогах, словах состоящих из 1-2 слогов – азбука, воздух, изба, гнездо. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Сайт Мерсибо. Настольная игра «Фефекты фикции». |
|
|
7. |
Автоматизация звука [З] в обратных слогах, словах, фразах, предложениях. |
|
Закрепление произношения звука [З] в обратных слогах, словах, фразах и предложениях – Ваня был на вокзоле. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, |
Сайт. Мерсибо. Игра «Ну, заяц, убеги»». |
|
|
|
|
|
для построения высказывания. |
|
|
|
8. |
Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [З] в слогах со стечением согласных –зка, зло, зму, злу. Выделение звука из слогового ряда. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы. |
|
|
9. |
Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [З] в словах со стечением согласных –звук, здоровье, звонок, знать, взрослый. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Зеркало, профиль, предметные и сюжетные картинки, Дид. игры «Поезд», «Ромашка», «Домик». |
|
|
10. |
Автоматизация звука [З] в предложениях, связной речи со стечением согласных |
|
Закрепление произношения звука [З] в предложениях со стечением согласных –Лиза моет вазу в тазу. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания |
Сайт Мерсибо. Игра «Ну, заяц, убеги»». |
|
|
11. |
Автоматизация звука [З] с двумя звуками [З]. |
|
Закрепление произношения звука [З] с двумя звуками [З] –заноза, звезда, заказать. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, счетные палочки, предметные и сюжетные картинки, тексты |
|
|
Коррекция произношения звука [С’].
|
|
Постановка звука Цель: добиться правильного звучания изолированного звука |
||||
1. |
Постановка звука [С’]. |
. |
Добиваться правильного звучания изолированного звука. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. Уточнение артикуляции [С’] . Постановка [С’] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношение. Закрепление |
Зеркало, профиль, зонды. Д/и «Угадай звук». Д/и «Поезд». |
|
|
|
|
|
связи звука и буквы. Выделение звука на слух из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики произносить поставленный звук; выделять звук на слух из звукового ряда.
|
|
|
|
Автоматизация звука Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||||
2. |
Автоматизация звука [С’] в слогах. |
|
Закрепление произношения звука [С’] в прямых слогах – ся, сё, сю, си. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Д/и «Поезд», «Насос», «Свистелочка», «Чайник». Упражнение «Холодный ветерок». |
|
|
3. |
Автоматизация звука [С’] в слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [С’] в прямых слогах, словах – ся-сядь, сё-сёмга, сюсюрприз. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Насос», «Бусы», «Острова», «Букет из листьев», «Колючие цветы», «Свистелочка», «Чайник». Упражнение «Холодный ветерок». |
|
|
4. |
Автоматизация звука [С’] в словах, предложениях . |
|
Закрепление произношения звука [С’]в прямых слогах, словах, фразах, предложениях – У Сёмы синяк. Сёмгу поймали сетью. Уметь определять место звука в словах, отбирать языковые средства, для построения высказывания. Использование схем для решения практических задач. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Д/и «Поезд». |
|
|
5. |
Автоматизация звука [С’] в |
|
Закрепление произношения звука [С’] в |
Зеркало, профиль, |
|
|
|
слогах со стечением согласных. |
|
слогах со стечением согласных – асьпа, аська, асьма. Выделение звука из слогового ряда. Уметь определять место звука в словах. |
слоговые таблицы. |
|
|
6. |
Автоматизация звука [С’] в словах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [С’] в словах со стечением согласных – всюду, вселенная, всякий. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, предметные и сюжетные картинки, Д/и «Поезд», «Домик». |
|
|
7. |
Автоматизация звука [С’] в предложениях, связной речи со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [С’] в предложениях со стечением согласных – Всюду на ветках снегири. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
|
|
|
Дифференциация Цель: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
||||||
8. |
Дифференциация звуков [С] - [С’] в слогах, словах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [С’] в слогах, словах: са-ся, со-сё. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Звуковая линейка, предметные картинки. Дид. игры «Поезд», «Ромашки», «Домики». |
|
|
9. |
Дифференциация звуков [С] - [С’] во фразах, предложениях. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [С’] во фразах – В сети попался сом. Развитие фонематических процессов. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Звуковая линейка, предметные и сюжетные картинки, тексты. |
|
|
10. |
Дифференциация звуков [С’] - [З’] |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С’] - [З’] – сядь-зябь, Зина-Сима, корзинкаворсинка. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Звуковая линейка, предметные картинки. Д/и |
|
|
Коррекция произношения звука [З’].
|
|
Постановка звука Цель: добиться правильного звучания изолированного звука |
||||
1. |
Постановка звука [З’].
|
|
Добиваться правильного звучания изолированного звука. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. Уточнение артикуляции [З]. Постановка [З] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношение. Закрепление связи звука и буквы. Выделение звука на слух из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики произносить поставленный звук; выделять звук на слух из звукового ряда. |
Зеркало, профиль, зонд, д/и «Угадай звук», звуковая линейка |
|
|
|
|
Автоматизация звука Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||
2. |
Автоматизация звука [З’] в прямых слогах. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в прямых слогах – зя, зи, зё, зю. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. дид.игры «поезд», «ромашка», «поймай рыбку», «домик». |
|
|
3. |
Автоматизация звука [З’] в прямых слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в прямых слогах, словах – зяблик, зима, земля, зелень, земляника. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Сайт. Мерсибо. Игра «Звенелочка». |
|
|
4. |
Автоматизация звука [З’] в словах, предложениях с прямым слогом. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в прямых слогах, словах, фразах, предложениях – Зимой метёт позёмка. Уметь определять место звука в словах, отбирать языковые средства, для построения |
|
|
|
|
|
|
высказывания. Использование схем для решения практических задач. |
|
|
|
5. |
Автоматизация звука [З’] в обратных слогах. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в обратных слогах– азьма, озьмо, узьму, ызнь. Развитие фонематического слуха. Уметь определять место звука в словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Дид. игры «Поезд», «Ромашка», «Поймай рыбку», «Домик». |
|
|
6. |
Автоматизация звука [З’] в обратных слогах, словах. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в обратных слогах, словах состоящих из 1-2 слогов – Кузьма, обезьяна, праздник, гвоздик. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Дидактическая игра «Звенелочка». |
|
|
7. |
Автоматизация звука [З’] в обратных слогах, словах, фразах, предложениях. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в обратных слогах, словах, фразах и предложениях – Зина и Кузьма-друзья.Зимой на морозе скрипят полозья. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Дидактическая игра «Звенелочка». |
|
|
8. |
Автоматизация звука [З’] в слогах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в слогах со стечением согласных – азнь, узнь, изнь, ознь. Выделение звука из слогового ряда. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы. |
|
|
9. |
Автоматизация звука [З’] в словах со стечением согласных. |
|
Закрепление произношения звука [З’] в словах со стечением согласных – гвоздика, болезнь, вездеход. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, предметные и сюжетные картинки, Дид. игры «Поезд», «Ромашка», «Домик». |
|
|
10. |
Автоматизация звука [З’] в предложениях, связной речи со стечением |
|
Закрепление произношения звука [З’] в предложениях со стечением согласных –Зимой земля замерзает. Зяблик вьет гнездо на березе. |
|
|
|
|
согласных. |
|
Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
|
|
|
|
Дифференциация Цель: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
|||||
11. |
Дифференциация звуков [З] - [З’] в слогах, словах |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [З] - [З’] в слогах, словах: за-зя, зо-зё. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Звуковая линейка, предметные картинки. Дид. игры «Поезд», «Ромашки», «Домики». |
|
|
12. |
Дифференциация звуков [З] - [З’] во фразах, предложениях. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [З] - [З’] во фразах – На занятия нельзя опаздывать. Развитие фонематических процессов. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Звуковая линейка, предметные и сюжетные картинки, тексты. |
|
|
13. |
Дифференциация звуков [С’] - [З’]. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С’] - [З’] – сядь-зябь, Зина-Сима, корзинкаворсинка. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах.
|
Звуковая линейка, предметные картинки. Д/и «Свистелочка», «Звенелочка» |
|
|
Коррекция произношения звука Ц.
|
|
Постановка звука Ц Цель: добиться правильного звучания изолированного звука |
||||
1. |
Постановка звука [Ц]. |
|
Добиваться правильного звучания изолированного звука. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа. Уточнение артикуляции [Ц] . Постановка [Ц] и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношение. Закрепление связи звука и буквы. Выделение звука на слух |
Зеркало, профиль, зонды. Д/и «Угадай звук». «Сверчок». |
|
|
|
|
|
из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия согласно поставленной задаче; выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, произносить поставленный звук; выделять звук на слух из звукового ряда. |
|
|
|
Автоматизация звука Ц Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. |
||||||
2. |
Автоматизация звука [Ц] в обратных слогах. |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах – ац, оц, уц, ыц. Уметь определять место звука в словах. |
Зеркало, профиль, звуковая линейка, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки. Д/и «Поезд», «Цепь», «Цоколочка», «Цветовод», «Путаница с полотенцами». Упражнение «Кто где живёт»? |
|
|
3. |
Автоматизация звука [Ц] в обратных слогах, словах с ударением на слоге. |
. |
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах, словах –боец, отец, молодец, огурец, творец. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Цветовод», «Цепь», «Цунами», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «Блюдца для цоколочки». |
|
|
4. |
Автоматизация звука [Ц] в обратных слогах, словах без ударения на слоге. |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах, словах – палец заяц, танец, мизинец, колодец. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Цветовод», «Цепь», «Цунами», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «Кольца». |
|
|
5. |
Автоматизация звука [Ц] в словах, предложениях с |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах, словах, фразах, |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. |
|
|
|
обратным слогом. |
|
предложениях –У Маши леденец. Зиме конец – прилетел скворец. Уметь определять место звука в словах, отбирать языковые средства, для построения высказывания. Использование схем для решения практических задач. |
Д/и «Путаница», «Цепь», «Помоги Циклопу», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «В поисках мамы». |
|
|
6. |
Автоматизация звука [Ц] в прямых слогах |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах– ца, цо, ус, цы, це. Развитие фонематического слуха. Уметь определять место звука в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Цветовод», «Цепь», «Цунами», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «Цоколочкахудожница». |
|
|
7. |
Автоматизация звука [Ц] в прямых слогах, словах с ударением на слоге. |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в обратных слогах, словах состоящих из 1-2 слогов – лицо, овца, цапля, яйцо, крыльцо. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Цветовод», «Цепь», «Цунами», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «Водица». |
|
|
8. |
Автоматизация звука [Ц] в прямых слогах, словах без ударения на слоге. |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в прямых слогах без ударения на слоге –яйца, больница, рукавица, курица. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. Овладение логическими действиями анализа и синтеза. |
Зеркало, профиль, слоговые таблицы,. Д/и «Цветовод», «Цепь», «Цунами», «Пуговицы», «Колючие цветы». Упражнение «Водица». |
|
|
9. |
Автоматизация звука [Ц] в предложениях, связной речи. |
|
Закрепление произношения звука [Ц] в предложениях со стечением согласных – Вывела курица цыплят. Отец служил на границе. Уметь читать наизусть стихотворные произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. |
Текст «В цирке» , «Курица и ворона», «Цапка – царапка», «Цыплёнок Цып» (цепной текст), «Циля – модница» (пересказ по опорным картинкам). |
|
|
Дифференциация |
Цель: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. |
||||||
10. |
Дифференциация звуков [Ц] - [С] в слогах, словах. |
. |
Закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] - [С] – ца-са, цо-со, цу-су. Ац-ас, оц-ос, ус-уц; писатель-писательница, всадник-всадница. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Стихотворение «Сорванцы» |
|
|
11. |
Дифференциация звуков [С] - [Ц] в словах, предложениях. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ц] – лестница, консультация, принцесса, нарцисс. Света будет специалистом по цветам. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Игра «Я и она», «Он и она». Упражнение «Скажи, сколько»?
|
|
|
12. |
Дифференциация звуков [С] - [Ц] в предложениях, текстах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [С] - [Ц] – Принцессе дарят драгоценности. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Стихотворения «В детской комнатке», «Зима наступила», «Цветы», «Огурец», «В магазине». Тексты «Курица и лисица», «Испания». |
|
|
13. |
Дифференциация звуков [Ц] - [Т ’] в слогах, словах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] - [С] – ца-тя, цо-тё, цу-тю. Ац-ать, оц-оть, уц-уть; теплица, пятница, полотенце, птенец. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах. |
Игра «Подбери пару по смыслу», «Назови ласково». |
|
|
14. |
Дифференциация звуков [Ц] - [Т ’] в предложениях, текстах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] - [Т’] – теплица, пятница, полотенце, птенец. Львица охотится на антилоп. За оконцем метёт метелица. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Игра «Скажи, сколько»?, «Назови ласково», «Мы и он». Тексты «Цыплята и утята», «Одиннадцатый цыплёнок». |
|
|
15. |
Дифференциация звуков [Ц] - [Ч] в слогах, словах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] - [Ч] – ца-ча, цо-чо, цу-чу, ац-ач, уц-уч, яцяч; дача, яица, чеки, цепи, чех, цех, чайка, цапля. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Игра «Разомнем-ка язычок»!, «Поиграем со словами», «Закончи предложение». Упражнение «Сколько птенцов у ласточки». |
|
|
16. |
Дифференциация звуков [Ц] - [Ч] в предложениях, текстах. |
|
Закрепление умения дифференцировать звуки [Ц] - [Т’] – Цветёт черёмуха. Жучка на цепи у крыльца. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество, последовательность слогов в словах |
Скороговорки. Стихотворение. Тексты «Пчела», «Первый червяк». |
|
|
Литература
1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой . «Логопедическая азбука». Москва 2000. ГНОМ и Д
2. Комарова Л.А. Автоматизация звуков С, З, , Ц, Ч, Щ, Ж, Ш, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Издательство ГНОМ. Москва.
3. Жихарева-Норкина Ю.Б.. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск №5 Звуки [С-СЬ]»
4. Жихарева-Норкина Ю.Б.. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск №6 Звук [З-ЗЬ-Ц]»
5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков Ш, Ж, С, С*, Л, Л*,Р, Р*. М, 2011.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. 2002.
7. Крупенчук О.И. «Логорифмы. Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей». Санкт-Петербург «СпецЛит» 2000 8. Лазаренко О.И. «Альбом для автоматизации произношения звука Л».Москва. Издательство «АРКТИ»
9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.2001.
10. Логопедическое лото. Развивающая игра. Издательство ЧП С.В. Пономаревой. Киров
11. Логопедическое лото-мозаика. О.И. Лазаренко. Москва. Издательство «АРКТИ»
12. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1981.
13. Под ред. Волковой Л.С. Логопедия. М.2002
14. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми» Санкт-Петербург. Издательство «Библиополис» 1994
15. Ткаченко Т.А. «Правильно произносим звуки С и Ш. логопедический альбом». Екатеринбург ООО «КнигоМир».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.