МОУ «Верхнесинячихинская СОШ № 3»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
методическим объединением Директор школы
учителей начальных классов ___________О.Н.Бычкова
протокол №______________ приказ №_____________
от «____»____________2019г от «___»______________2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
ДЛЯ 2 КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ:
Галина МихайловнаГусельникова,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Свердловская область, МО Алапаевское
2019-2020 год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» для работы с обучающимися 2 «А» класса МОУ «Верхнесинячихинская СОШ №3» создана с учётом требований ФГОС НОО.
Работа обучающихся, в рамках указанной программы ,будет способствовать эффективному формированию читательской компетенции. Содержание программы, задачи, формы работы не дублируют учебник литературного чтения 2 класса, но приведены в соответствие с основными задачами предмета и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника: слушание, говорение, письмо, различные виды пересказа.
Освоение программы внеурочной деятельности нацелено на более глубокое знакомство обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, развитию нравственных и эстетических чувств школьника, поскольку художественная литература является эффективным средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует их творческой активности.
Рабочая программа носит компилятивный характер, так как за основу разработки данного курса внеурочной деятельности взято авторское пособие и программа О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом:2 класс»/ О.Н. Крылова. - М.; Издательство «Экзамен»,2011.-109,(3)с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN-978-5-377-03332-5.
В пособии О.Н.Крыловой в системе заложена работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемых в литературе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного разнообразия. Для развития речи (словарный запас и грамматический строй) используются задания, направленные на развитие авторской лексики.
Ведущими методами работы учителя и обучающихся по данной программе являются: чтение-рассматривание книг, чтение вслух, разные виды пересказа, инсценирование, фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, экскурсии в муниципальную и школьную библиотеки.
Занятия по данному курсу внеурочной деятельности будут проводиться 1 раз в неделю, и вынесены за рамки расписания и учебного плана. Занятия обучающиеся могут посещать на основе добровольного выбора совместно с родителями, подкреплённого заявлением на имя руководителя образовательной организации.
Цель курса: формирование интереса к систематическому, целенаправленному, осознанному и самостоятельному чтению.
Задачи курса:
-обогащать внутренней мир обучающихся через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
-обучать работе с текстом и информацией, совершенствовать навыки чтения;
--развивать речевое внимание к языковой структуре текста и его деталям
-знакомить с детской книгой как явлением культуры, её структурой, видами, жанрами, темами;
-формировать основы читательской культуры и литературного вкуса;
-содействовать на примере литературных текстов воспитанию морально-нравственных основ личности младшего школьника.
Планируемые результаты:
-личностные: формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой, представлений об общих нравственных категориях. ориентироваться в нравственном содержании как собственных поступков людей;
-предметные: уметь различать элементы книги, выбирать и презентовать книгу, выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, участвовать в драматизации произведений, создавать в группе сценарии и проекты;
-метапредметные: планировать собственную читательскую деятельность, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, находить нужную информацию, используя словари, энциклопедии, справочники ; сравнивать произведения и их героев, работая в парах и группах и учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи.
Содержание курса
Во втором классе обучающиеся на базе данного пособия познакомятся с произведениями И. Соколова-Микитова,Е.Пермяка, В.Булгакова,И.Пузанова, Л.Яхтина, А.Тихонова, К.Д.Ушинского, Г.Цыферова, С.Аксакова,
С.Михалкова,П.Яхтина и многих других поэтов и писателей русской и советской литературы. В круг чтения входят и лучшие произведения зарубежных писателей.
Значительную часть занятий занимает работа с тетрадью на печатной основе О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом:2 класс»/ О.Н. Крылова. - М.; Издательство «Экзамен»,2011.-109,(3)с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN-978-5-377-03332-5.
Умение работать текстом и информацией-это не только уровень современных требований, но и интересный и полезный вид работы, способствующий развитию читательской компетенции и познавательной активности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ и дата |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
1 |
Самые интересные книги прочитанные летом. Правила работы с книгой. Отзыв о прочитанной книге . |
Выставка книг принесённых детьми. Рассказы о прочитанных книгах. Игра-викторина по детским книгам. Алгоритм отзыва о прочитанной книге. |
Дети научатся писать отзыв о прочитанной книге, и кратко формулировать свои впечатления. |
2 |
«Как устроена книга» Награждение лучших читателей класса за 2014-15 год |
Экскурсия в муниципальную библиотеку. Рассказ библиотекаря об устройстве книги. Практическая работа в группах |
Научатся различать элементы книги, выбирать и презентовать книгу, выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, |
3 |
Слушали и слышали. Иван Соколов-Микитов «Летом в лесу» стр8-11
|
Речевые ситуации и импровизация. Чтение и анализ текста, подбор иллюстрации, работа с таблицами. |
Научатся выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, |
4 |
Текст и его признаки. Виды текстов. В.Осеева «ПЛОХО» стр12-15 |
Презентация о признаках текста и его видах. Чтение, анализ, диалог, определение последовательности событий |
Познакомятся с признаками текста и его видами Научатся выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами. |
5 |
Текст и его признаки. Виды текстов. Л.Толстой «ДВА ТОВАРИЩА» стр 16-19 |
Повторение признаков текста и его видов. Чтение. Анализ. Рассказ от лица героев. Характеристика героев. Подбор пословиц. |
Научатся различать виды текстов и выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, |
6 |
Текст и его признаки. Виды текстов. В.Бурлаков «НА РАССВЕТЕ» стр 20-23 |
Повторение признаков текста и его видов. Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц |
Научатся различать виды текстов и выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, |
7 |
Текст и его признаки. Виды текстов. А.Тихонов «Где вода,там жизнь» стр.24-27 |
Повторение признаков текста и его видов. Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц |
Научатся различать виды текстов ,выразительно читать, определять тему и главную мысль, комментировать прочитанное, отвечать на вопросы, производить лексический разбор новых слов, соотносить поступки героев с нравственными нормами, |
8 |
Признаки стихотворения. Конкурс сочинялок по типу буримэ.(просим-осень, разбуди-приходи, рады-листопаду, птички-сестрички, лета-приветы) ПРОЕКТ «Стихи русских поэтов об осени» (Самостоятельный подбор) |
Понятие рифмы. Готовое буримэ на тему осени для конкурса сочинялок. Отбор,заучивание, исполнение на конкурс,оформление в папку с файлами или презентация |
Запомнят признаки стихотворения, научатся участвовать в драматизации произведений , создавать в группе сценарии и проекты. |
9 |
Текст и его признаки. Виды текстов. С Михалков «Аисты и лягушки» стр 28-31 |
Повторение признаков текста и его видов. Чтение и анализ. Определение темы текста. Диалог. Оформление обложки к произведению. |
Научатся работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи |
10 |
Текст и его признаки. Виды текстов. И Пузанов «Неудачная рыбалка» стр32-35 |
Чтение и анализ. Вид текста. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. |
Закрепятпризнаки текста и его виды. Научатся сравнивать произведения и их героев, работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи |
11 |
В Бахревский «Мишка» стр 36-39 |
Чтение и анализ. Вид текста. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. |
Закрепят признаки текста и его виды. Научатся озаглавливать предложенный текст, определять последовательность, работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию. |
12 |
И.Соколов-Микитов «На лесной дороге» стр.40-43 |
Чтение. Анализ. Рассказ от лица героев. Характеристика героев. Подбор пословиц. |
Закрепят признаки текста и его виды. Упражняться работе в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
13 |
Л.Яхтин «Два приятеля» стр.44-47 |
Чтение и анализ. Вид текста. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. |
Закрепят признаки текста и его виды. навыки работы в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
14 |
А Тихонов «Две сроки» стр 48-51 |
Чтение и анализ. Вид текста. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. |
Закрепят признаки текста и его виды. умения работы в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
15 |
По материалам энциклопедии для детей «Солнечный зимний день» стр.52-55 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Познакомятся с признаками научного текста, статьи, энциклопедии. |
16 |
К Ушинский «Играющие собаки» стр56-59 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Закрепят признаки текста и его виды. Будут продолжать учиться работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
17 |
И.Соколов-Микитов «Глубокое лесное озеро» стр 60-63 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки текста и его виды. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
18 |
Е.Пермяк «Первая рыбка» стр.64-67 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки текста и его виды. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
19 |
И.Соколов-Микитов «В еловом лесу» стр 68-71 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки текста и его виды. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
20 |
С Михалков «Не стоит благодарности» стр.72-75 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки рассказа и уметь пересказывать кратко и подробно, анализировать поступки героев. Проявлять творческие способности в пересказах и изменении сюжета произведения. |
21 |
Г Цыферов «Жил на свете слонёнок» стр 76-79 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки жанра-сказки,уметь определять её вид, Развивать устную и письменную речь. Проявлять творческие способности в пересказах и изменении сюжета произведения. |
22 |
В Кологрив «В летнюю пору» стр.89-83 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки рассказа и уметь пересказывать кратко и подробно, анализировать поступки героев |
23 |
С Аксаков «Щеночек» стр.84-87 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки рассказа и уметь пересказывать кратко и подробно, анализировать поступки героев. Проявлять творческие способности в пересказах и изменении сюжета произведения. |
24 |
Ш.Перро «Башмачок для золушки» стр.88-92 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки жанра-сказки,уметь определять её вид, Развивать устную и письменную речь. Проявлять творческие способности в пересказах и изменении сюжета произведения..
|
25 |
И.Юрцевич «Красавица русского леса» стр.94-97 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки научного текста,статьи, энциклопедии. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
26 |
С.Юцзунь «Светлячок» стр.98-101 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки жанра-сказки,уметь определять её вид, Развивать устную и письменную речь. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
27 |
В Танасийчук «Есть такая рыба-лосось» стр102-105 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки научного текста,статьи, энциклопедии. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
28 |
В.Коржиков «Грибная корзинка» стр.106-109 |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки научного текста,статьи, энциклопедии. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
29 |
Б Гримм «Храбрый портняжка» |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки жанра-сказки,уметь определять её вид, Развивать устную и письменную речь. Уметь работать в парах и группах, учитывая мнение партнёров, аргументируя собственную позицию, используя диалогическую форму речи. |
30 |
Лев Толстой «Лев и собачка» |
Чтение и анализ. Озаглавление прочитанного. Определение последовательности событий, подбор пословиц. Рисунки и кроссворды. |
Знать признаки жанра-были. Развивать устную и письменную речь. Проявлять творческие способности в пересказах и изменении сюжета произведения. |
31 |
Оценочная деятельность.
|
Тест за год по тексту и его видам. |
Проверка знаний по курсу. |
32 |
Оценочная деятельность. |
Тест за год по тексту и его видам. |
Проверка знаний по курсу. |
33 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
Выставка книг для чтения в 3 классе |
Список рекомендуемых книг для чтения. |
34 |
Занятие-соревнование Кластер на тему «Текст и его виды» |
Работа в группах. |
Обобщить знания по курсу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.