Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Этикет кадета» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 15 человек.
Программа рассчитана на 4 года. Количество часов в неделю – 1.
За год: в 1 классе – 33 часа, во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе – 34 часа.
Всего реализуется в объеме 135 часов.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников кадетских классов.
Задачи:
1) Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2) Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе.
3) Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4) Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни кадета. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет? |
1 |
|
|
2. |
Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте». |
1 |
|
|
3. |
Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя). |
1 |
|
|
4. |
Кадетское приветствие (рапорт дежурного) |
1 |
|
|
5. |
Правила поведения на уроке. |
1 |
|
|
6. |
Правила поведения на перемене. |
1 |
|
|
7. |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
|
|
8. |
Правила поведения в транспорте. |
1 |
|
|
9. |
Правила поведения в гардеробе. |
1 |
|
|
10. |
Правила поведения в столовой. |
1 |
|
|
11. |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
|
|
12. |
Правила поведения в школьном дворе. |
1 |
|
|
13. |
Что такое «добро и зло». |
1 |
|
|
14. |
Вежливость и доброжелательность. |
1 |
|
|
15. |
«Ежели вы вежливы». |
1 |
|
|
16. |
Добрые и не добрые дела. |
1 |
|
|
17. |
Ты и твои друзья. |
1 |
|
|
18. |
Этикет взаимоотношений. |
1 |
|
|
19. |
Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками. |
1 |
|
|
20. |
Помни о других – ты не один на свете. |
1 |
|
|
21. |
Спешите делать добро! |
1 |
|
|
22. |
«Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
1 |
|
|
23. |
«Как быть прилежным и старательным». |
1 |
|
|
24. |
Наш труд в классе. |
1 |
|
|
25. |
Мои права и обязанности. |
1 |
|
|
26. |
Мой труд каждый день дома. |
1 |
|
|
27. |
Культура внешнего вида. |
1 |
|
|
28. |
Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода). |
1 |
|
|
29. |
Атрибутика кадетской формы. |
1 |
|
|
30. |
Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму). |
1 |
|
|
31. |
Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места –порядок на парте). |
1 |
|
|
32. |
Аккуратность и опрятность – основа успеха. |
1 |
|
|
33. |
Умейте ценить своё и чужое время. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
33 часа |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1. |
|
1 |
|
|
|
2. |
Внешняя культура человека – этикет. |
1 |
|
|
|
3. |
Внутренняя культура человека – этика. |
1 |
|
|
|
4. |
Повседневный этикет. |
1 |
|
|
|
5. |
Что такое «культурный человек»? |
1 |
|
|
|
6. |
Этикет общения кадета в форме спора. |
1 |
|
|
|
7. |
Как вести себя в новом коллективе. Общественное мнение. Личное пространство. |
1 |
|
|
|
8. |
Телефонный этикет. Мобильный этикет. SMS. Сетевой этикет. |
1 |
|
|
|
9. |
Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать |
1 |
|
|
|
10. |
Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом. |
1 |
|
|
|
11. |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
|
|
|
12. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
|
|
13. |
Гостевой этикет. |
1 |
|
|
|
14. |
Как дарить подарки. |
1 |
|
|
|
15. |
Этикетные выражения в ситуации поздравления. |
1 |
|
|
|
16. |
Этикет общения на празднике. |
1 |
|
|
|
17. |
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. |
1 |
|
|
|
18. |
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. |
1 |
|
|
|
19. |
Заповеди. |
1 |
|
|
|
20. |
Кодекс чести кадета. |
1 |
|
|
|
21. |
Дал слово держи. |
1 |
|
|
|
22. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
|
|
|
23. |
Традиции разных народов. |
1 |
|
|
|
24. |
Преданный друг. |
1 |
|
|
|
25. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
|
|
26. |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
|
|
|
27. |
О зависти и скромности. |
1 |
|
|
|
28. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
|
|
|
29. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
|
30. |
Золотые правила. |
1 |
|
|
|
31. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
|
|
|
32. |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
|
|
|
33. |
Самолюб никому не люб. |
1 |
|
|
|
34. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|
ИТОГО: |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Этикет разговора. |
1 |
|
|
2. |
Обращение к разным людям. |
1 |
|
|
3. |
Вежливый отказ, несогласие. |
1 |
|
|
4. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
5. |
Дружим с добрыми словами. |
1 |
|
|
6. |
Разговор по телефону. |
1 |
|
|
7. |
Мобильный этикет. SMS. Сетевой этикет. |
1 |
|
|
8. |
Гостевой этикет. |
1 |
|
|
9. |
Правила вежливого общения. |
1 |
|
|
10. |
Играем роль воспитанного человека. |
1 |
|
|
11. |
Что значит быть вежливым? |
1 |
|
|
12. |
Мои достоинства и недостатки. |
1 |
|
|
13. |
Большое значение маленьких радостей. |
1 |
|
|
14. |
О хороших и дурных привычках. |
1 |
|
|
15. |
Соблюдение режима дня – воспитание характера. |
1 |
|
|
16. |
Внешний вид. «О чем говорит твой портфель». |
1 |
|
|
17. |
Искусство одеваться. Гигиена одежды. |
1 |
|
|
18. |
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. |
1 |
|
|
19. |
Умей носить кадетскую форму. |
1 |
|
|
20. |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. |
1 |
|
|
21. |
Основные правила жизни в кадетском классе. |
1 |
|
|
22. |
Ритуалы в жизни кадета. |
1 |
|
|
23. |
«В тебе взрослеет гражданин». |
1 |
|
|
24. |
Заповеди: как мы их исполняем. |
1 |
|
|
25. |
О сострадании и жестокосердии. |
1 |
|
|
26. |
Лгать нельзя, но если...? |
1 |
|
|
27. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
|
|
28. |
Спешите делать добро. |
1 |
|
|
29. |
Об уступчивости. Умение встать на место другого. |
1 |
|
|
30. |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
1 |
|
|
31. |
«Как сердцу высказать себя»? |
1 |
|
|
32. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
1 |
|
|
33. |
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
1 |
|
|
34. |
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема занятия. |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1. |
Традиции общения в русской семье. «Домострой». |
1 |
|
|
2. |
Правила вежливого общения. |
1 |
|
|
3. |
«Секрет успеха публичного выступления». |
1 |
|
|
4. |
«Секреты успешного спора». |
1 |
|
|
5. |
«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь». |
1 |
|
|
6. |
О терпимости к ближним. |
1 |
|
|
7. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
8. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
|
9. |
«Познай самого себя». |
1 |
|
|
10. |
Самовоспитание. |
1 |
|
|
11. |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. |
1 |
|
|
12. |
Как я работаю над собой. |
1 |
|
|
13. |
О терпении. |
1 |
|
|
14. |
Конец каждого дела обдумай перед началом. |
1 |
|
|
15. |
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости. |
1 |
|
|
16. |
Об источниках наших нравственных знаний. |
1 |
|
|
17. |
Совесть - основа нравственности. |
1 |
|
|
18. |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
1 |
|
|
19. |
«Досадно мне, что слово честь забыто». |
1 |
|
|
20. |
Заветы предков. |
1 |
|
|
21. |
Россияне о любви к Родине. |
1 |
|
|
22. |
Твоя малая родина. |
1 |
|
|
23. |
Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе. |
1 |
|
|
24. |
Мое отношение к понятиям «долг», «честь». |
1 |
|
|
25. |
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. |
1 |
|
|
26. |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». |
1 |
|
|
27. |
Воинская честь. |
1 |
|
|
28. |
Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна. |
1 |
|
|
29. |
Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага. |
1 |
|
|
30. |
Честь мундира. Понятие мундирской чести. Традиции ношения головного убора. |
1 |
|
|
31. |
Умей носить кадетскую форму. |
1 |
|
|
32. |
Правила представления в воинском этикете. |
1 |
|
|
33. |
«В тебе взрослеет гражданин». |
1 |
|
|
34. |
Забота о старших – норма жизни кадета. |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.