Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Этикет кадета" 1 - 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Этикет кадета" 1 - 4 класс

Оценка 4.9
docx
07.12.2021
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Этикет кадета" 1 - 4 класс
этикет кадета.docx

Пояснительная записка

 

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Этикет кадета» составлена на основе про­граммы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 15 чело­век.

Программа рассчитана на 4 года.  Количество часов в неделю – 1.

За год: в 1 классе – 33 часа, во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

Всего реализуется в объеме 135 часов.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников кадетских классов.

Задачи:

1)     Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2)     Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе.

3)     Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4)     Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеруСледование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни кадета. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1 класс

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Кадет – это звучит гордо. Кто такой кадет?

1

 

 

2.

Культура приветствия. Что значит слово «Здравствуйте».

1

 

 

3.

Кадетское приветствие (приветствие входящего в класс учителя).

1

 

 

4.

Кадетское приветствие (рапорт дежурного)

1

 

 

5.

Правила поведения на уроке.

1

 

 

6.

Правила поведения на перемене.

1

 

 

7.

Правила поведения в общественных местах.

1

 

 

8.

Правила поведения в транспорте.

1

 

 

9.

Правила поведения в гардеробе.

1

 

 

10.

Правила поведения в столовой.

1

 

 

11.

Правила поведения в библиотеке.

1

 

 

12.

Правила поведения в школьном дворе.

1

 

 

13.

Что такое «добро и зло».

1

 

 

14.

Вежливость и доброжелательность.

1

 

 

15.

«Ежели вы вежливы».

1

 

 

16.

Добрые и не добрые дела.

1

 

 

17.

Ты и твои друзья.

1

 

 

18.

Этикет взаимоотношений.

1

 

 

19.

Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками.

1

 

 

20.

Помни о других – ты не один на свете.

1

 

 

21.

Спешите делать добро!

1

 

 

22.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

 

 

23.

«Как быть прилежным и старательным».

1

 

 

24.

Наш труд в классе.

1

 

 

25.

Мои права и обязанности.

1

 

 

26.

Мой труд каждый день дома.

1

 

 

27.

Культура внешнего вида.

1

 

 

28.

Культура внешнего вида настоящего кадета (прическа, форма, обувь, правила ухода).

1

 

 

29.

Атрибутика кадетской формы.

1

 

 

30.

Каждой вещи свое место (как правильно и аккуратно повесить форму).

1

 

 

31.

Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места –порядок на парте).

1

 

 

32.

Аккуратность и опрятность – основа успеха.

1

 

 

33.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

 

 

ИТОГО:

33 часа

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 класс

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Презентация программы по этикету. Понятие

общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет.

Значение этикета.

1

 

 

2.

Внешняя культура человека – этикет.

1

 

 

3.

Внутренняя культура человека – этика.

1

 

 

4.

Повседневный этикет.

1

 

 

5.

Что такое «культурный человек»?

1

 

 

6.

Этикет общения кадета в форме спора.

1

 

 

7.

Как вести себя в новом коллективе. Общественное мнение. Личное пространство.

1

 

 

8.

Телефонный этикет. Мобильный этикет. SMS.

Сетевой этикет.

1

 

 

9.

Правила общения. Умение слушать, вежливо отказать

1

 

 

10.

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом.

1

 

 

11.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

 

 

12.

Встреча и развлечение гостей.

1

 

 

13.

Гостевой этикет.

1

 

 

14.

Как дарить подарки.

1

 

 

15.

Этикетные выражения в ситуации поздравления.

1

 

 

16.

Этикет общения на празднике.

1

 

 

17.

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.

1

 

 

18.

Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.

1

 

 

19.

Заповеди.

1

 

 

20.

Кодекс чести кадета.

1

 

 

21.

Дал слово держи.

1

 

 

22.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

 

 

23.

Традиции разных народов.

1

 

 

24.

Преданный друг.

1

 

 

25.

О доброте и бессердечие.

1

 

 

26.

Об уважительном отношении к старшим.

1

 

 

27.

О зависти и скромности.

1

 

 

28.

О доброте и жестокосердии.

1

 

 

29.

В мире мудрых мыслей.

1

 

 

30.

Золотые правила.

1

 

 

31.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

 

 

32.

О тактичном и бестактном поведении.

1

 

 

33.

Самолюб никому не люб.

1

 

 

34.

Итоговое занятие.

1

 

 

ИТОГО:

34 часа

 

Календарно-тематическое планирование 3 класс

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Этикет разговора.

1

 

 

2.

Обращение к разным людям.

1

 

 

3.

Вежливый отказ, несогласие.

1

 

 

4.

Этикетные ситуации.

1

 

 

5.

Дружим с добрыми словами.

1

 

 

6.

Разговор по телефону.

1

 

 

7.

Мобильный этикет. SMS. Сетевой этикет.

1

 

 

8.

Гостевой этикет.

1

 

 

9.

Правила вежливого общения.

1

 

 

10.

Играем роль воспитанного человека.

1

 

 

11.

Что значит быть вежливым?

1

 

 

12.

Мои достоинства и недостатки.

1

 

 

13.

Большое значение маленьких радостей.

1

 

 

14.

О хороших и дурных привычках.

1

 

 

15.

Соблюдение режима дня – воспитание характера.

1

 

 

16.

Внешний вид. «О чем говорит твой портфель».

1

 

 

17.

Искусство одеваться. Гигиена одежды.

1

 

 

18.

Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома.

1

 

 

19.

Умей носить кадетскую форму.

1

 

 

20.

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

1

 

 

21.

Основные правила жизни в кадетском классе.

1

 

 

22.

Ритуалы в жизни кадета.

1

 

 

23.

«В тебе взрослеет гражданин».

1

 

 

24.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

 

 

25.

О сострадании и жестокосердии.

1

 

 

26.

Лгать нельзя, но если...?

1

 

 

27.

Всегда ли богатство счастье?

1

 

 

28.

Спешите делать добро.

1

 

 

29.

Об уступчивости. Умение встать на место другого.

1

 

 

30.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

 

 

31.

«Как сердцу высказать себя»?

1

 

 

32.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

 

 

33.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

 

 

34.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

 

 

ИТОГО:

34 часа

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4 класс

 

п/п

Тема занятия.

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

 

 

2.

Правила вежливого общения.

1

 

 

3.

«Секрет успеха публичного выступления».

1

 

 

4.

«Секреты успешного спора».

1

 

 

5.

«Глубоко ранит острый меч, на много глубже – злая речь».

1

 

 

6.

О терпимости к ближним.

1

 

 

7.

Этикетные ситуации.

1

 

 

8.

В мире мудрых мыслей.

1

 

 

9.

«Познай самого себя».

1

 

 

10.

Самовоспитание.

1

 

 

11.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

 

 

12.

Как я работаю над собой.

1

 

 

13.

О терпении.

1

 

 

14.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

 

 

15.

Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.

1

 

 

16.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

 

 

17.

Совесть - основа нравственности.

1

 

 

18.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

 

 

19.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

 

 

20.

Заветы предков.

1

 

 

21.

Россияне о любви к Родине.

1

 

 

22.

Твоя малая родина.

1

 

 

23.

Этикет настоящего кадета – основа поведения в обществе.

1

 

 

24.

Мое отношение к понятиям «долг», «честь».

1

 

 

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

 

 

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

 

 

27.

Воинская честь.

1

 

 

28.

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.

1

 

 

29.

Ритуалы в жизни кадета. Флаг и герб РФ. Правила поведения во время выноса флага.

1

 

 

30.

Честь мундира. Понятие мундирской чести. Традиции ношения головного убора.

1

 

 

31.

Умей носить кадетскую форму.

1

 

 

32.

Правила представления в воинском этикете.

1

 

 

33.

«В тебе взрослеет гражданин».

1

 

 

34.

Забота о старших – норма жизни кадета.

1

 

 

ИТОГО:

34 часа

 


 

Пояснительная записка Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

Пояснительная записка Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей

Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 3 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 3 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/п

Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021