РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
начальное общее образование
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
социальное направление
(форма организации внеурочной деятельности)
2В
(класс)
2022/2023
учебный год
Составитель:
Михайлова Елена Васильевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Ресурсное обеспечение элективного курса:
· временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);
· технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);
· технический ресурс (аудиторный фонд, Интерактивная доска, ПК, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа, DVD плеер с комплектном демонстрационных материалов и фильмов);
· индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы)
Содержание курса внеурочной деятельности
«СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
2 класс (34 часа)
Обмен и деньги (20 часов)
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия: Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия: Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия: «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия: Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Семейный бюджет-14 часов
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия: Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия: Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия: Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия: Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Содержание |
Формы проведения занятий |
1 раздел. Обмен и деньги (20 часов) |
|
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Тема 4. Современные деньги России и других стран |
- викторины, познавательные, сюжетно – ролевые игры - детские исследовательские проекты, мини-исследование - внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) - предметные недели, праздники, конкурсы |
2 раздел. Семейный бюджет (14 часов) |
|
Тема 5. Откуда в семье деньги. Тема 6. На что тратятся деньги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Тема 8. Как делать сбережения.
|
- викторины, познавательные, сюжетно – ролевые игры - детские исследовательские проекты, мини-исследование - внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) - предметные недели, праздники, конкурсы |
Промежуточная аттестация |
Тестирование |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Используемые электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
|
Обмен и деньги |
20 |
|
|
1 |
Появление обмена товаров. Игра «Путешествие в страну Обменяйку». |
|
|
|
2 |
Первые деньги. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-denezhnoy-edinici-rossii-1139749.html |
|
3 |
Монеты. Защита проектов «Монеты Древнего мира» |
|
|
|
4 |
Бумажные деньги. |
|
https://arzamas.academy/materials/1014 |
|
5 |
Закрепление. Решение задач с денежными расчётами |
|
|
|
6 |
Рассмотрим деньги поближе. Гурт. Подделка монет. |
|
https://vlfin.ru/a/falshivomonetchiki-rossii-ot-pervykh-monet-do-bumazhnykh-deneg |
|
7 |
Рассмотрим деньги поближе. Орёл и решка. Аверс и реверс. Номинал. Рассматривание коллекций разных монет. |
|
|
|
8 |
Рассмотрим деньги поближе. Номинал банкнот. Защита от подделок. Творческая работа «Дизайн купюры сказочной страны» |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneurochnomu-zanyatiyu-po-finansovoj-gramotnosti-nominal-banknot-zashita-deneg-ot-poddelki-5805748.html |
|
2 чет 9 |
Закрепление. Решение задач с денежными расчётами |
|
|
|
10 |
Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые» деньги. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneurochnomu-zanyatiyu-po-finansovoj-gramotnosti-kakie-dengi-byli-ranshe-v-rossii-5805755.html |
|
11 |
Какие деньги были раньше в России. Первые русские монеты. Деньга и копейка. |
|
|
|
12 |
Какие деньги были раньше в России. Рубль, гривенник и полтинник. |
|
|
|
13 |
Современные деньги России. Оборот денег |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoj-gramotnosti-chto-takoe-dengi-sovremennye-rossijskie-dengi-2-4-klass-5337843.html |
|
14 |
Закрепление. Решение задач с денежными расчётами |
|
|
|
15 |
Доллары и евро – самые известные иностранные деньги. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-na-temu-sovremennie-dengi-mira-2800814.html |
|
16 |
Современные деньги других стран. Валюта стран мира |
|
|
|
3 чет 17 |
Наличные, безналичные и электронные деньги. Творческая работа «Рисование банковской карты» |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneurochnomu-zanyatiyu-po-finansovoj-gramotnosti-bank-nalichnyj-beznalichnyj-raschyot-elektronnye-dengi-5805771.html |
|
18 |
Мир пластиковых карт |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomike-na-temu-bankovskie-karti-2225041.html |
|
19 |
Обобщение. Решение задач с денежными расчётами |
|
|
|
20 |
Викторина по теме «Деньги» |
|
|
|
|
Семейный бюджет |
14 |
|
|
21 |
Откуда в семье деньги. Клады, лотереи, наследство. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-otkuda-v-seme-dengi-klass-1379000.html |
|
22 |
Откуда в семье деньги. Заработная плата. |
|
|
|
23 |
Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендия. |
|
|
|
24 |
Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. |
|
|
|
25 |
На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. |
|
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/11/23/konspekt-zanyatiya-po-finansovoy-gramotnosti |
|
26 |
Откладывание денег и непредвиденные расходы. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-kuda-tratyatsya-dengi-1571570.html |
|
27 |
На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки |
|
|
|
28 |
Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Составление семейного бюджета |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-semeyniy-byudzhet-669802.html |
|
29 |
Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок. Недвижимость. |
|
|
|
30 |
Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги. Коллекционирование. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-finansovoy-gramotnosti-zachem-seme-sberezheniya-klass-3963412.html |
|
31 |
Банк как место сбережения и накопления денег. Он-лайн экскурсия в отделение Сбербанка |
|
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-s-prezentaciej-po-vneurochnoj-deyatelnosti-finansovaya-gramotnost-2-klass-na-temu-kak-sdelat-sberezheniya-4344282.html |
|
32 |
Как делать сбережения. Ценные бумаги. Акции. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekonomike-organizacii-na-temu-cennie-bumagi-fondoviy-rinok-681870.html |
|
33 |
Обобщение. Решение задач с денежными расчётами Игра «Путешествие в страну экономика» |
|
|
|
34 |
Промежуточная аттестация |
|
тестирование |
|
Оценочный инструментарий
для проведения промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности
«Секреты финансовой грамотности»
2 класс
Форма проведения: тестирование.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по предмету «Секреты финансовой грамотности» даётся 40 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться тетрадкой. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
1. Допиши предложение:
Деньги – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________.
2. Пронумеруй названия денег в порядке их появления:
Куна, копейка, гривна, алтын, ассигнация
3. Отметь правильный ответ.
Монеты отличаются от бумажных денег тем, что:
а) изготовлены из металла;
б) имеют меньшую ценность;
в) предназначены для обмена;
г) выпускаются государством.
4. Что представляла из себя гривна?
а) меховая шкурка
б) серебряная палочка
в) драгоценный камень
5. Когда появилась монета серебряный рубль?
а) при Петре Первом
б) при Иване Грозном
в) при Екатерине Второй
6. Как называется сторона монеты на которой изображён её номинал?
а) гурт
б) аверс
в) реверс
7. Запиши 2-3 признака, по которым можно отличить настоящие купюры от фальшивых?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Реши задачу:
При Царе Петре Первом монета номиналом в 10 копеек имела название «гривенник», 25 копеек – «полполтинник», 50 копеек – «полтинник», 100 копеек – «рубль». Сколько копеек составляло два полтинника?
_______________________________________________________________
9. Реши задачу:
В магазине Катя купила 2 шоколадки по цене 50 рублей каждая и 3 конфеты по 15 рублей. Сколько денег осталось у Кати, если у неё было 200 рублей?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. «Определи последовательность».
Расположите в правильном порядке действия, которые вы выполняете, когда приходите в магазин.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
11.«Соедини ».
Соедините начало и конец пословиц и поговорок.
Не имей 100 рублей,
|
а деньги сам достань |
Денег наживешь,
|
там молчит совесть. |
Бог дал здоровье в дань,
|
что без рук. |
Где говорят деньги,
|
а имей 100 друзей. |
Без денег,
|
без нужды проживешь. |
Критерии оценивания
работы по промежуточной аттестации
по курсу внеурочной деятельности
«Секреты финансовой грамотности»
2 класс
За верное выполнение каждого из заданий выставляется:
№ задания |
Содержание верного ответа и указание по оцениванию |
Баллы |
1 |
Деньги – это удобные для обмена товары |
1 |
2 |
1, 4, 3, 2, 5 |
2 |
3 |
а |
1 |
4 |
б
|
1 |
5 |
в
|
1 |
6 |
б
|
1 |
7 |
2-3 признака |
2 |
8 |
100 копеек |
1 |
9 |
55 рублей |
3 |
10 |
ж, г, в, ё, а, е, д, б |
3 |
11 |
1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-3 |
3 |
Максимальный балл |
19 |
Перевод первичных баллов в отметку за выполнение работы
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичные баллы |
7-0 |
11-8 |
16-12 |
19-17 |
Дополнение
к курсу внеурочной деятельности
СЕКРЕТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
начальное общее образование
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
социальное направление
(форма организации внеурочной деятельности)
2В
(класс)
2022/2023
учебный год
(Основание: Приказ _______________________________________________________________________
№ «____», от «___»______________ 20___ г.)
Корректировка
тематического планирования
№ урока по плану |
№ урока в соответствии с изменениями |
Название темы урока |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.