Департамент образования и науки Курганской области
Отдел образования Администрации Мишкинского муниципального округа
МКОУ "Коровинская средняя общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО
ШМО гуманитарного цикла
______________Серова Н.А. Протокол №1
от "30" 082022 г.
СОГЛАСОВАНО Педагогический совет ______________Белова З.М. Протокол №1 от "31" 08 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________Белова З.М. Приказ №162 от "31" 082022 г. |
(ID 4057712) учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Серова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы
Коровье 2022
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования
рассчитано на 102 часа.
Мифология
Мифы народов России и мира.
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И.
Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г.
Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).
Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.
(главы по выбору).
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли ввоспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текстанаучного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оцениватьпрочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученныхранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценкипрочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (сучётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведенийфольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества ихудожественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, втом числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учитьсяпублично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернетресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Мифология |
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
Мифы народов России и мира |
3 |
0 |
0 |
01.09.2022 06.09.2022 |
Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; |
Устный опрос; |
Презентация |
1.2. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
08.09.2022 |
Умение пересказывать текст; характеризовать героев |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
Итого по разделу |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Фольклор |
|
|
|
|
|
|
||
2.1. |
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки |
2 |
0 |
0 |
12.09.2022 13.09.2022 |
Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; |
Устный опрос; |
Словари |
2.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
15.09.2022 |
Умение раскрывать смысл пословиц; приводить примеры жизненных ситуаций |
Письменный контроль; |
Презентация |
2.3. |
Сказки народов России и народов мира |
5 |
0 |
0 |
19.09.2022 26.09.2022 |
Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; |
Устный опрос; |
Презентация |
2.4. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
27.09.2022 |
Умение пересказывать текст; анализировать события и поступки героев |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
Итого по разделу |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Литература первой половины XIX века |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» |
4 |
0 |
1 |
04.10.2022 11.10.2022 |
Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); |
Устный опрос; |
Аудиокнига; презентация |
3.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
12.10.2022 |
Выразительно читать басни наизусть; давать развёрнутые ответы на вопросы по изученным произведениям |
Устный опрос; |
Инфоурок |
3.3. |
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
6 |
0 |
2 |
13.10.2022 26.10.2022 |
Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Аудиокнига; презентация |
3.4. |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» |
3 |
0 |
1 |
27.10.2022 02.11.2022 |
Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
3.5. |
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» |
2 |
0 |
0 |
03.11.2022 15.11.2022 |
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; |
Устный опрос; |
Презентация; Инфоурок |
3.6. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
16.11.2022 |
Пересказывать прочитанное произведение; давать характеристику героям; анализировать эпизоды |
Устный опрос; |
Презентация |
Итого по разделу |
17 |
|
||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века |
||||||||
4.1. |
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» |
5 |
0 |
0 |
17.11.2022 29.11.2022 |
Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Аудиокнига |
4.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
30.11.2022 |
Писать сочинение по прочитанному рассказу |
Письменный контроль; |
Инфоурок |
4.3. |
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) |
3 |
0 |
0 |
01.12.2022 07.12.2022 |
Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
4.4. |
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» |
5 |
0 |
1 |
08.12.2022 20.12.2022 |
Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Презентация; Инфоурок |
4.5. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
21.12.2022 |
Анализировать прочитанное произведение |
Устный опрос; |
Инфоурок |
Итого по разделу |
15 |
|
||||||
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков |
||||||||
5.1. |
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова |
2 |
1 |
1 |
22.12.2022 27.12.2022 |
Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Выявлять музыкальность поэтического текста; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
Аудиокнига |
5.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
28.12.2022 |
Чтение стихотворений наизусть |
Устный опрос; |
Инфоурок |
5.3. |
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. |
2 |
0 |
1 |
29.12.2022 11.01.2023 |
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
5.4. |
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. |
2 |
0 |
0 |
12.01.2023 17.01.2023 |
Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
5.5. |
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского |
5 |
0 |
1 |
18.01.2023 26.01.2023 |
Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Инфоурок |
5.6. |
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. |
2 |
0 |
0 |
31.01.2023 01.02.2023 |
Составлять план; Определять тему рассказа; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
5.7. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
02.02.2023 |
Анализировать прочитанное произведение |
Устный опрос; |
Инфоурок |
5.8. |
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» |
4 |
0 |
0 |
07.02.2023 14.02.2023 |
Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
5.9. |
Развитие речи |
2 |
0 |
2 |
15.02.2023 16.02.2023 |
Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; анализировать прочитанное произведение |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Презентация |
Итого по разделу |
21 |
|
||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков |
||||||||
6.1. |
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. |
3 |
0 |
0 |
21.02.2023 23.02.2023 |
Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
6.2. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
28.02.2023 |
Пересказывать прочитанное произведение; давать характеристику героям |
Устный опрос; |
Инфоурок |
6.3. |
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. |
6 |
0 |
0 |
01.03.2023 14.03.2023 |
Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
6.4. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
15.03.2023 |
Писать отзыв на прочитанное произведение |
Письменный контроль; |
Инфоурок |
6.5. |
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. |
2 |
0 |
0 |
16.03.2023 21.03.2023 |
Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
6.6. |
Внеклассное чтение |
2 |
0 |
2 |
22.03.2023 23.03.2023 |
Пересказывать прочитанное произведение |
Устный опрос; |
Инфоурок |
Итого по разделу |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|||
7.1. |
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» |
1 |
0 |
0 |
04.04.2023 |
Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; |
Устный опрос; |
Аудиокнига |
7.2. |
Развитие речи |
1 |
0 |
1 |
05.04.2023 |
Выразительное чтение и анализ стихов |
Устный опрос; |
Инфоурок |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 8. Зарубежная литература |
|
|
|
|
|
|||
8.1. |
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» |
2 |
0 |
0 |
06.04.2023 11.04.2023 |
Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
8.2. |
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. |
2 |
0 |
0 |
12.04.2023 13.04.2023 |
Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
8.3. |
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. |
4 |
0 |
0 |
18.04.2023 25.04.2023 |
Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
8.4. |
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. |
4 |
0 |
0 |
26.04.2023 04.05.2023 |
Читать литературное произведение, отвечать на вопросы; Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
8.5. |
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» |
2 |
0 |
0 |
10.05.2023 11.05.2023 |
Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; |
Устный опрос; |
Инфоурок |
8.6. |
Внеклассное чтение |
1 |
0 |
1 |
16.05.2023 |
Анализировать прочитанное произведение |
Устный опрос; |
Инфоурок |
Итого по разделу |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 9. Итоговый контроль |
|
|
|
|
|
|||
9.1. |
Итоговые контрольные работы |
2 |
2 |
0 |
17.05.2023 18.05.2023 |
Контроль знаний учащихся |
Контрольная работа; |
Инфоурок |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Резервное время |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
3 |
25 |
|
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Писатели о роли книги в жизни человека. Мифология |
1 |
0 |
0 |
01.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Мифы и мифология. Славянские мифы |
1 |
0 |
0 |
05.09.2022 |
Устный опрос; |
3. |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Устный опрос; |
4. |
Внеклассное чтение. Подвиги Геракла |
1 |
0 |
1 |
08.09.2022 |
Устный опрос; |
5. |
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки |
1 |
0 |
0 |
12.09.2022 |
Устный опрос; |
6. |
Малые жанры фольклора. Загадки |
1 |
0 |
0 |
13.09.2022 |
Устный опрос; |
7. |
Развитие речи. Рассказ по пословице |
1 |
0 |
1 |
15.09.2022 |
Устный опрос; |
8. |
Сказка как особый жанр фольклора |
1 |
0 |
0 |
20.09.2022 |
Устный опрос; |
9. |
"Царевна-лягушка". Встреча с волшебной сказкой |
1 |
0 |
0 |
21.09.2022 |
Устный опрос; |
10. |
Герои, народные идеалы в сказке "Царевна-лягушка" |
1 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Устный опрос; |
11. |
"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания |
1 |
0 |
0 |
27.09.2022 |
Устный опрос; |
12. |
Сказка о животных "Журавль и цапля". Бытовая сказка "Солдатская шинель". Народные представления о справедливости |
1 |
0 |
0 |
28.09.2022 |
Устный опрос; |
13. |
Внеклассное чтение. Любимые сказки |
1 |
0 |
1 |
29.09.2022 |
Устный опрос; |
14. |
Русские басни. Басня как литературный жанр |
1 |
0 |
0 |
04.10.2022 |
Устный опрос; |
15. |
И.А.Крылов. Басня "Волк на псарне" - отражение исторических событий |
1 |
0 |
0 |
05.10.2022 |
Устный опрос; |
16. |
Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом", "Квартет" обличение человеческих пороков |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный опрос; |
17. |
Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе |
1 |
0 |
1 |
11.10.2022 |
Устный опрос; |
18. |
Развитие речи. Басни И.А.Крылова. Анализ и исполнение |
1 |
0 |
1 |
12.10.2022 |
Устный опрос; |
19. |
А.С.Пушкин. "Няне", "У лукоморья..." Детские годы А.С.Пушкина |
1 |
0 |
0 |
13.10.2022 |
Устный опрос; |
20. |
"Зимнее утро", "Зимний вечер". Картины природы в стихах А.С.Пушкина |
1 |
0 |
0 |
18.10.2022 |
Устный опрос; |
21. |
А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Система образов, народная мораль |
1 |
0 |
0 |
19.10.2022 |
Устный опрос; |
22. |
Развитие речи. Сопоставление сказки А.С.Пушкина со сказкой В.А.Жуковского "Спящая царевна" |
1 |
0 |
1 |
20.10.2022 |
Практическая работа; |
23. |
Рифма, ритм. Способы рифмовки. Рифмовка и ритм в стихотворениях А.С.Пушкина |
1 |
0 |
0 |
25.10.2022 |
Устный опрос; |
24. |
Развитие речи. Мои любимые сказки А.С.Пушкина |
1 |
0 |
1 |
26.10.2022 |
Письменный контроль; |
25. |
М.Ю.Лермонтов "Бородино": сюжет, композиция |
1 |
0 |
0 |
27.10.2022 |
Устный опрос; |
26. |
Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" |
1 |
0 |
0 |
01.11.2022 |
Устный опрос; |
27. |
Развитие речи. Анализ и исполнение отрывка из стихотворения "Бородино" |
1 |
0 |
1 |
02.11.2022 |
Устный опрос; |
28. |
Н.В.Гоголь. Общее знакомство со сборником "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть "Ночь перед Рождеством" |
1 |
0 |
0 |
03.11.2022 |
Устный опрос; |
29. |
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством". Фольклорные традиции в создании образов |
1 |
0 |
0 |
14.11.2022 |
Устный опрос; |
30. |
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь "Заколдованное место" |
1 |
0 |
1 |
16.11.2022 |
Устный опрос; |
31. |
И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". Знакомство с героями |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Устный опрос; |
32. |
Герасим и его окружение. Герасим и дворня. Нравственное превосходство Герасима |
1 |
0 |
0 |
22.11.2022 |
Устный опрос; |
33. |
Отношения Герасима и Татьяны. Контрастное изображение героев |
1 |
0 |
0 |
23.11.2022 |
Устный опрос; |
34. |
Герасим и Муму. Счастливый год |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 |
Устный опрос; |
35. |
Смысл финала рассказа. Символическое значение образа Герасима |
1 |
0 |
0 |
29.11.2022 |
Устный опрос; |
36. |
Развитие речи. Подготовка к сочинению по рассказу "Муму" |
1 |
0 |
1 |
30.11.2022 |
Письменный контроль; |
37. |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Тема крестьянского детства в стихотворении "Школьник" |
1 |
0 |
0 |
01.12.2022 |
Устный опрос; |
38. |
Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос"(отрывок из поэмы). Поэтический образ русской женщины |
1 |
0 |
0 |
06.12.2022 |
Устный опрос; |
39. |
Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети" |
1 |
0 |
0 |
07.12.2022 |
Устный опрос; |
40. |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа "Кавказский пленник" |
1 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Устный опрос; |
41. |
Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы |
1 |
0 |
0 |
13.12.2022 |
Устный опрос; |
42. |
Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина |
1 |
0 |
0 |
14.12.2022 |
Устный опрос; |
43. |
Краткость и выразительность языка рассказа |
1 |
0 |
0 |
15.12.2022 |
Устный опрос; |
44. |
Развитие речи. Сочинение по рассказу "Кавказский пленник" |
1 |
0 |
1 |
20.12.2022 |
Письменный контроль; |
45. |
Внеклассное чтение. Мир сказов П.П.Бажова |
1 |
0 |
1 |
21.12.2022 |
Устный опрос; |
46. |
Русские поэты 19-20 веков о Родине, родной природе и о себе |
1 |
0 |
1 |
22.12.2022 |
Устный опрос; |
47. |
Русские поэты 19-20 веков о Родине, родной природе и о себе |
1 |
0 |
1 |
27.12.2022 |
Устный опрос; |
48. |
Контрольное тестирование за первое полугодие |
1 |
1 |
0 |
28.12.2022 |
Контрольная работа; |
49. |
А.П.Чехов. Юмористические рассказы. "Хирургия" |
1 |
0 |
0 |
29.12.2022 |
Устный опрос; |
50. |
Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте("Мальчики", "Лошадиная фамилия") |
1 |
0 |
1 |
11.01.2023 |
Устный опрос; |
51. |
М.М.Зощенко. Юмористические рассказы |
1 |
0 |
0 |
12.01.2023 |
Устный опрос; |
52. |
М.М.Зощенко - мастер юмористического рассказа |
1 |
0 |
0 |
17.01.2023 |
Устный опрос; |
53. |
К.Г.Паустовский. Сказка "Тёплый хлеб". Роль сил природы в сказке |
1 |
0 |
0 |
18.01.2023 |
Устный опрос; |
54. |
К.Г.Паустовский. Природа и человек в рассказе "Заячьи лапы" |
1 |
0 |
0 |
19.01.2023 |
Устный опрос; |
55. |
А.И.Куприн. Рассказы о природе и животных |
1 |
0 |
0 |
24.01.2023 |
Устный опрос; |
56. |
М.М.Пришвин. Рассказы о природе и животных |
1 |
0 |
0 |
25.01.2023 |
Устный опрос; |
57. |
Развитие речи. Сочинение "Человек и природа в произведениях русских писателей" |
1 |
0 |
1 |
26.01.2023 |
Письменный контроль; |
58. |
А.П.Платонов. Рассказ "Никита": реальность и фантастика. |
1 |
0 |
0 |
31.01.2023 |
; Устный опрос; |
59. |
А.П.Платонов. Рассказ "Корова": мир природы и мир техники |
1 |
0 |
0 |
01.02.2023 |
Устный опрос; |
60. |
Внеклассное чтение. А.П.Платонов "Маленький солдат": война и судьбы детей в русской литературе |
1 |
0 |
1 |
02.02.2023 |
Устный опрос; |
61. |
В.П.Астафьев "Васюткино озеро". Автобиографичность рассказа, история создания |
1 |
0 |
0 |
07.02.2023 |
Устный опрос; |
62. |
Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" |
1 |
0 |
0 |
08.02.2023 |
Устный опрос; |
63. |
Васютка - герой рассказа В.П.Астафьева |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный опрос; |
64. |
Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Роль деталей в рассказе |
1 |
0 |
0 |
14.02.2023 |
Устный опрос; |
65. |
Развитие речи. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" |
1 |
0 |
1 |
15.02.2023 |
Письменный контроль; |
66. |
Внеклассное чтение. В.П.Астафьев. "Зачем я убил коростеля?", "Белогрудка" |
1 |
0 |
1 |
16.02.2023 |
Устный опрос; |
67. |
"Человек на войне": Герои великой войны в произведениях Л.А.Кассиля |
1 |
0 |
0 |
21.02.2023 |
Устный опрос; |
68. |
Юные герои в прозе Ю.Я.Яковлева. Девочки с Васильевского острова |
1 |
0 |
0 |
22.02.2023 |
Устный опрос; |
69. |
Поэты о Великой Отечественной войне |
1 |
0 |
0 |
28.02.2023 |
Устный опрос; |
70. |
Внеклассное чтение. Великая Отечественная война в стихах и прозе |
1 |
0 |
1 |
01.03.2023 |
Устный опрос; |
71. |
В.Г.Короленко. Повесть "В дурном обществе": Вася и его отец |
1 |
0 |
0 |
02.03.2023 |
Устный опрос; |
72. |
Жизнь среди "серых камней": "дети подземелья" |
1 |
0 |
0 |
07.03.2023 |
Устный опрос; |
73. |
"В дурном обществе": глава "Кукла" - кульминация повести |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Устный опрос; |
74. |
Ю.П.Казаков. Взаимоотношения детей в рассказе "Тихое утро" |
1 |
0 |
0 |
14.03.2023 |
Устный опрос; |
75. |
Ю.П.Казаков. Взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе "Тихое утро" |
1 |
0 |
0 |
15.03.2023 |
Устный опрос; |
76. |
Тема детства в рассказах зауральских писателей |
1 |
0 |
0 |
16.03.2023 |
Устный опрос; |
77. |
Развитие речи. Сочинение "Детство и дети в произведениях отечественных писателей 19-21 вв" |
1 |
0 |
1 |
21.03.2023 |
Письменный контроль; |
78. |
Приключенческий жанр в творчестве отечественных писателей. К.Булычёв |
1 |
0 |
0 |
22.03.2023 |
Устный опрос; |
79. |
Приключенческий жанр в творчестве отечественных писателей. К.Булычёв |
1 |
0 |
0 |
23.03.2023 |
Устный опрос; |
80. |
Внеклассное чтение. Мир сказов П.П.Бажова |
1 |
0 |
1 |
04.04.2023 |
Устный опрос; |
81. |
Внеклассное чтение. М.Москвина "Моя собака любит джаз" |
1 |
0 |
1 |
05.04.2023 |
Устный опрос; |
82. |
Творчество народов РФ: стихи Р.Г.Гамзатова |
1 |
0 |
0 |
06.04.2023 |
Устный опрос; |
83. |
Развитие речи. Анализ стихов Р.Г.Гамзатова |
1 |
0 |
1 |
11.04.2023 |
Практическая работа; |
84. |
Х.К.Андерсен "Снежная королева": реальное и фантастическое в сказке |
1 |
0 |
0 |
12.04.2023 |
Устный опрос; |
85. |
Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева" |
1 |
0 |
0 |
13.04.2023 |
Устный опрос; |
86. |
Сказочная проза Л.Кэрролла. Алиса в стране чудес(главы) |
1 |
0 |
0 |
18.04.2023 |
Устный опрос; |
87. |
Фантастика и превращения в сказке Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" |
1 |
0 |
0 |
19.04.2023 |
Устный опрос; |
88. |
Зарубежная проза о детях и подростках. М.Твен "Приключения Тома Сойера"(главы) |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный опрос; |
89. |
М.Твен "Приключения Тома Сойера": Том Сойер и его друзья |
1 |
0 |
0 |
25.04.2023 |
Устный опрос; |
90. |
Дж.Лондон "Сказание о Кише": смелость, смекалка, чувство собственного достоинства героя |
1 |
0 |
0 |
26.04.2023 |
Устный опрос; |
91. |
Дж.Лондон. Тема взросления подростка в "Сказании о Кише" |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный опрос; |
92. |
Зарубежная приключенческая проза: Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ" |
1 |
0 |
0 |
03.05.2023 |
Устный опрос; |
93. |
Приключения героев в романе Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Устный опрос; |
94. |
Д.Дефо "Робинзон Крузо": смелость, мужество, находчивость главного героя |
1 |
0 |
0 |
10.05.2023 |
Устный опрос; |
95. |
Д.Дефо. Робинзон как вечный образ литературы |
1 |
0 |
0 |
11.05.2023 |
Устный опрос; |
96. |
Зарубежная проза о животных: Дж.Р.Киплинг "Маугли" |
1 |
0 |
0 |
16.05.2023 |
Устный опрос; |
97. |
Храбрость и находчивость в рассказе Дж.Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави" |
1 |
0 |
0 |
17.05.2023 |
Устный опрос; |
98. |
Внеклассное чтение. Рассказы и сказки зарубежных писателей о животных |
1 |
0 |
1 |
18.05.2023 |
Устный опрос; |
99. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
0 |
23.05.2023 |
Контрольная работа; |
100. |
Контроль техники чтения |
1 |
1 |
0 |
24.05.2023 |
Зачет; |
101. |
Резерв |
1 |
0 |
0 |
25.05.2023 |
|
102. |
Резерв |
1 |
0 |
0 |
30.05.2023 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
102 |
3 |
25 |
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.