Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Овчинская основная общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю педагогическим советом Зам. директора по УВР Директор школы
школы ___________Ю.В.Кравченко ___________Л.С.Исаченко
протокол №__от «____»20__г. «___»_____________20___г. пр.№___«___»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу и т.д.): ЛИТЕРАТУРА
класс: 7
уровень образования: основное общее образование
Составитель программы: учитель русского языка и литературы
Писаренко Полина Александровна
Педагогический стаж: 4 года
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
2019-2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе:
· Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрированом Минюстом России №19644 01 февраля 2011 г.
· Примерной программы учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования. –2-е издание - М.: Просвещение, 2015 г. (стандарты второго поколения).
· Рабочей программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. –3-е издание - М.: Просвещение, 2016 г. (стандарты второго поколения).
· Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014 г.«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
· ООП ООО МБОУ Овчинская ООШ Суражского района Брянской области.
· Учебного плана ОУ.
· Положения о рабочей программе по ФГОС МБОУ Овчинская ООШ Суражского района Брянской области.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения:
· Учебник. В.Я. Коровина. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016.
· Рабочая тетрадь. Р.Г. Ахмадулина. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. -М. : Просвещение, 2015.
· Поурочные разработки. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2017.
· Дидактические материалы. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс / М.А. Маркитанова. – М. : Издательство «Экзамен», 2015.
· Проверочные работы. Гороховская Л.Н. Проверочные работы по литературе: 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Л.Н. Гороховская, О.Б. Марьина. – М. : Издательство «Экзамен», 2019.
· Контрольные работы. Гороховская Л.Н. Контрольные работы по литературе. 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс. В 2 частях». ФГОС (к новому учебнику) / Л.Н. Гороховская, О.Б. Марьина. – М. : Издательство «Экзамен», 2019.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Литература» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Данная Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю, что соответствует Учебному плану образовательной организации (на изучение курса в классе отведено 70 часов) и Годовому учебному графику школы (35 учебных недель)
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественного полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
· понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
· формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
· понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
· написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
· понимание русского слова в его эстет.функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета «Литература» в 7 классе
Введение (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.(Для самостоятельного чтения).
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представления).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений) Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка-незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов- участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских писателей ХХ века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений)
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Учебно - тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе на: |
|
|
развитие речи |
проверочные (контрольные) работы |
||
1 |
Раздел 1. Введение. Тема 1. Изображение человека как важнейшая идейно - нравственная проблема литературы. |
1 |
- |
- |
2 |
Раздел 2. Устное народное творчество. Тема 2. Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Тема 3. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Тема 4. Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Тема 5. Вн. чт. «Калевала» - карелофинский мифологический эпос. «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос. Тема 6. Пословицы и поговорки. |
6 |
- |
1 |
3 |
Раздел 3. Из древнерусской литературы. Тема 7. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха». Тема 8. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». |
2 |
- |
- |
4 |
Раздел 4. Из литературы XVIII века. Тема 9. М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» (отрывок). Тема 10. Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». |
2 |
- |
- |
5 |
Раздел 5. Из литературы XIX века. Тема 11. А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Тема 12. А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Тема 13. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Тема 14. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Тема 15. Вн. чт. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение маленького человека. Тема 16. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. Тема 17. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Тема 18. М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Тема 19. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Тема 20. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Тема 21. Эпическое величие мира в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тема 22. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тема 23. И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой в рассказе. Тема 24. И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Тема 25. Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Тема 26. Вн.чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Тема 27. А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады. Тема 28. Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тема 29. Вн. чт. М.Е. Салтыков–Щедрин. «Дикий помещик». Тема 30. Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Тема 31. Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. Тема 32. Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Тема 33. Вн. чт. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Тема 34. Р.р. «Край ты мой, родимый край…» В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». Тема 35. Р.р. Письменный анализ стихотворения о родной природе (по выбору). |
27 |
3 |
2 |
6 |
Раздел 6. Из литературы XX века. Тема 36. И.А. Бунин. «Цифры». Тема 37. Вн. чт. И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Тема 38. М. Горький. «Детство»: автобиографический характер повести. Тема 39. М. Горький. «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Тема 40. М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни. Тема 41. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Тема 42. Л.Н. Андреев. «Кусака». Тема 43. В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Тема 44. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Тема 45. А.П. Платонов. «Юшка». Тема 46. Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Тема 47. Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (По произведениям писателей ХХ века). Тема 48. Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Тема 49. А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Тема 50. Вн. чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. Тема 51. Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Тема 52. Е.Н. Носов. «Кукла». Тема 53. Е.Н. Носов. «Живое пламя». Тема 54. Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Тема 55. Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Тема 56. Вн. чт. М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. Тема 57. «Тихая моя родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и других. Тема 58. Урок-презентация. Песни на слова русских поэтов ХХ века. |
24 |
1 |
1 |
7 |
Раздел 7. Из литературы народов России. Тема 59. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». |
1 |
- |
- |
8 |
Раздел 8. Из зарубежной литературы. Тема 60. Вн. чт. Р. Бёрнс. «Честная бедность». Тема 61. Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Тема 62. Японские хокку. Тема 63. О. Генри. «Дары волхвов». Тема 64. Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Тема 65. Урок - путешествие по литературным местам Брянщины. |
7 |
- |
1 |
|
Итого: |
70 |
4 |
5 |
Тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата фактическая |
|
Введение |
1 |
|
|
1. |
Изображение человека как важнейшая идейно -нравственная проблема литературы. |
1 |
|
|
|
Устное народное творчество |
6 |
|
|
2. |
Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». |
1 |
|
|
3. |
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». |
1 |
|
|
4. |
Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. |
1 |
|
|
5. |
Вн. чт. «Калевала» - карелофинский мифологический эпос. «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос. |
1 |
|
|
6. |
Пословицы и поговорки. |
1 |
|
|
7. |
Контрольная работа №1. «Устное народное творчество». |
1 |
|
|
|
Из древнерусской литературы |
2 |
|
|
8. |
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха». |
1 |
|
|
9. |
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». |
1 |
|
|
|
Из русской литературы 18 века |
2 |
|
|
10. |
М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» (отрывок). |
1 |
|
|
11. |
Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». |
1 |
|
|
|
Из русской литературы 19 века |
27 |
|
|
12. |
А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). |
1 |
|
|
13. |
А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). |
1 |
|
|
14. |
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». |
1 |
|
|
15. |
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. |
1 |
|
|
16. |
Вн. чт. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение маленького человека. |
1 |
|
|
17. |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. |
1 |
|
|
18. |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. |
1 |
|
|
19. |
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». |
1 |
|
|
20. |
Контрольная работа №2. «Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова». |
1 |
|
|
21. |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. |
1 |
|
|
22. |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. |
1 |
|
|
23. |
Эпическое величие мира в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
1 |
|
|
24. |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
1 |
|
|
25. |
И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой в рассказе. |
1 |
|
|
26. |
И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». |
1 |
|
|
27. |
Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». |
1 |
|
|
28. |
Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». |
1 |
|
|
29. |
А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады. |
1 |
|
|
30. |
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е. Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
1 |
|
|
31. |
Вн. чт. М.Е. Салтыков - Щедрин. «Дикий помещик». |
1 |
|
|
32. |
Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. |
1 |
|
|
33. |
Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести и его духовный мир. |
1 |
|
|
34. |
Контрольное тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина, Л.Н. Толстого. |
1 |
|
|
35. |
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. |
1 |
|
|
36. |
Вн. чт. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». |
1 |
|
|
37. |
Р.р. «Край ты мой, родимый край…» В.А. Жуковский «Приход весны», И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…». |
1 |
|
|
38. |
Р.р. Письменный анализ стихотворения о родной природе (по выбору). |
1 |
|
|
|
Из русской литературы ХХ века |
24 |
|
|
39. |
И.А. Бунин. «Цифры». |
1 |
|
|
40. |
Вн. чт. И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. |
1 |
|
|
41. |
М. Горький. «Детство»: автобиографический характер повести. |
1 |
|
|
42. |
М. Горький. «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». |
1 |
|
|
43. |
М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни. |
1 |
|
|
44. |
М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). |
1 |
|
|
45. |
Л.Н. Андреев. «Кусака». |
1 |
|
|
46. |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». |
1 |
|
|
47. |
В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». |
1 |
|
|
48. |
А.П. Платонов. «Юшка». |
1 |
|
|
49. |
Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». |
1 |
|
|
50. |
Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( По произведениям писателей ХХ века). |
1 |
|
|
51. |
Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». |
1 |
|
|
52. |
А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». |
1 |
|
|
53. |
Вн. чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова. |
1 |
|
|
54. |
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». |
1 |
|
|
55. |
Е.Н. Носов. «Кукла». |
1 |
|
|
56. |
Е.Н. Носов. «Живое пламя». |
1 |
|
|
57. |
Ю.П. Казаков. «Тихое утро». |
1 |
|
|
58. |
Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). |
1 |
|
|
59. |
Вн. чт. М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. |
1 |
|
|
60. |
«Тихая моя родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и других. |
1 |
|
|
61. |
Урок - презентация. Песни на слова русских поэтов ХХ века. |
1 |
|
|
62. |
Контрольная работа №3. «Творчество писателей ХХ века». |
1 |
|
|
|
Из литературы народов России |
1 |
|
|
63. |
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». |
1 |
|
|
|
Из зарубежной литературы |
7 |
|
|
64. |
Вн. чт. Р. Бёрнс. «Честная бедность». |
1 |
|
|
65. |
Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…» . |
1 |
|
|
66. |
Японские хокку. |
1 |
|
|
67. |
О. Генри. «Дары волхвов». |
1 |
|
|
68. |
Р.Д. Бредбери. «Каникулы». |
1 |
|
|
69. |
Итоговое контрольная работа на промежуточной аттестации (тестирование). |
1 |
|
|
70. |
Урок – путешествие по литературным местам Брянщины. |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.