Рабочая программа по литературе, 8 класс

  • Документация
  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП литер 8-б 2018.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»

 

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания МО

 от _____________  № _______

Руководитель МО__________

               /_________________/

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР_____________

/________________/

«___»___________20__

УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ «Кокуйская СОШ №2»  __________  /Н.В.Чандышина/

   Приказ от «__»_______20_ №__

 

 

Рабочая программа

по литературе

в 8 классе «Б»

на 2018/2019учебный год

 

Составил:

учитель Кутузова

Татьяна Вениаминовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.г.т.Кокуй,2018

  Рабочая программа по литературе в 8классе«Б» составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня;

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

 - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями); 

– Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015);

 – Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 года с изменениями);

   – письмом Минобрнауки Забайкальского края за № 1052 от 16.02.2016 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательной организации»,

а также с учетом Основной образовательной программой основного общего образования  МОУ «Кокуйская СОШ №2»;

   с учетом программы «Литература»- предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, М., Просвещение, 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предмет «Литература» обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов за счет  реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

    Метапредметные результаты достигаются за счет  всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

·           способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

·           способность работать с информацией;

·           способность к сотрудничеству и коммуникации;

·           способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

·           способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

·           способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

 

Программа адресована обучающимся 8 класса. На уроках литературы необходимо организовывать дифференцированную и индивидуальную работу с разными категориями учащихся, учитывая особенности детей  с особыми потребностями. Это необходимо учитывать и при организации контроля.

   В 8«Б» классе      учащихся.  Группа учащихся осознанно воспринимает и понимает художественный текст в единстве формы и содержания. Выявляет и интерпретирует авторскую позицию. Осуществляет поиск нужной информации. Другая группа учащихся не воспринимает смысл текстов, не участвует в коллективном диалоге, не может выразить свою точку зрения на прочитанный текст. Некоторые не могут построить сообщение в устной и письменной форме, проявить коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

У читателей  формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель  пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

·  Поэтому к ведущим формам деятельности можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

·  Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

·      выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

·      покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

·                     покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так  и  внутреннего мира человека);

·      проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

·      сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

·      определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

·      дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

При этом учитываются такие особенности школы, как наличие в классе детей с ОВЗ, детей детского дома, требующих повышенного внимания и компенсации отсутствия домашнего воспитания… (другое).

Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется путем представления одной из следующих работ:

а) письменной работы (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественной творческой работы (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации);

в) отчетных материалов по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

 Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности обучающихся или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

 Изучение предмета «Литература» способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, так как общение школьника с произведениями искусства слова- это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 

 

 

 

Планируемые результаты

Личностные:

Показатели достижения результатов на конец 8 класса

 

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

Метапредметные:

Результаты

Показатели достижения результатов на конец 8класса

Регулятивные

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·      ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·      определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·      описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·      планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·      работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·      устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·      свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·      обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·      фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·      ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения

 

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

 

 

 

Познавательные

Показатели достижения результатов на конец 8 класса

 

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях;

- осуществлять запись указанной учителем информации;

- применять знаки, символы, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

 

Коммуникативные

 

 

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-     определять возможные роли в совместной деятельности;

-     играть определенную роль в совместной деятельности;

-     принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-     определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-     корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-     критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-     предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-     выделять общую точку зрения в дискуссии;

-     договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-     организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-     устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

·      определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·      отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·      представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·      соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·      высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·      принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·      создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

·      использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

·      использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

·      делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·      выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·      использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·      использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·      создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

 

 

 

Предметные:

Результаты

Показатели достижения результатов на конец 8 класса:

 

·         осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

·         восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества;

·      обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

·      воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

·      развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

·      овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.

·      выявлять особенности языка и стиля писателя ;

·      определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;

·      объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;

·       анализировать литературные произведения разных жанров ;

·      выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ;

·      пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

·      представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;вести учебные дискуссии ;

·                    собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии ;

·      выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

·                    выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ;

·      ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса

Краткая характеристика содержания предмета «Литература».

Содержание предмета «Литература» связано с проблемой школы «Образовательная среда школы как фактор социализации обучающихся». Это происходит через изучение следующих тем.

 

 

8 класс

Введение (1ч)

Интерес русских писателей к историческому пошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 ч)

Русские народные песни « В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки. Отражение жизни народа в народной песне. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. разнообразие тематики частушек.

Теория литературы. Развитие представлений о народной песне, частушке.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Из древнерусской литературы (2 ч)

  «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов, Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Теория литературы. Воинская повесть. Житие.

  «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий- главное новшество литературы ХVII века. Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Сатирическая повесть.

Из литературы ХVIII века (3 ч)

Д.И.Фонвизин. Краткий рассказ о писателе.

  «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. основные правила классицизма в драматическом произведении.

Теория литературы. Понятие о классицизме.

Из литературы ХIX века (36 ч)

И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце: поэт и мудрец, язвительный сатирик.

  «Обоз». Историческая основа басни. Критика вмешательства Александра в стратегию и тактику М.Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков6 самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль в басне (развитие представлений).

К.Ф.Рылеев. Краткий рассказ о писателе.

  «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. тема расширения русских земель.

Теория литературы. Понятие о думе.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина.

  «История Пугачевского бунта» (отрывки). заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

  «Капитанская дочка». История создании повести. Ее сюжет и герои. Петр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера. Родители Гринева. Швабрин- антигерой. Значение образа Савельича. Семья капитана Миронова. Женские образы в романе.  Маша Миронова: нравственная красота героини. Художественный смысл образа императрицы. Пугачев и народное восстание в историческом труде Пушкина и в повести. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в повести. Форма семейных записок как способ выражения частного взгляда на отечественную историю.

Теория литературы. Начальные представления об историзме, реализме.

  Стихотворения. «19 октября»: мотивы дружбы. прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

  «Туча»: разноплановость в содержании стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

  «Я помню чудное мгновенье» и др. стихотворения, посвященные темам любви и творчества. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта.

  Урок контроля.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

  «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Мцыри как романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы. Особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы. Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения к нему.

Теория литературы. Понятие о романтической поэме.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

  «Ревизор». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление. Особенности композиции комедии. Новизна финала- немой сцены. Своеобразие действия пьесы. Ремарки как форма выражения авторской позиции.

Теория литературы. Развитие представлений о комедии. Сатира. Юмор.

  «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.

  Урок контроля.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

  «Певцы». Особенности цикла «Записки охотника». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ повествователя в рассказе. способы выражения авторской позиции. Роль народной песни в композиционной структуре рассказа.

М.Е.Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, государственном чиновнике.

  «История одного города» (отрывок). Художественно- политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Средства создания комического в романе.

Теория литературы. Понятие о литературной пародии.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

  «Старый гений». Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. нравственные проблемы в рассказе. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Развитие представлений о рассказе и о художественной детали.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.

  «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции рассказа. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Теория литературы. Развитие представлений об антитезе, о композиции.

  Урок контроля.

Поэзия родной природы в русской литературе ХIX века (обзор).

  А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтические картины русской природы в разные времена года. Разнообразие чувств и настроений лирического «я» у разных поэтов. Условность выражения внутреннего состояния человека через описания природы.

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.

  «О любви» (из трилогии). Истрия об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Теория литературы. Понятие о психологизме художественной литературы.

  «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального.

Из русской литературы ХХ века (20 ч)

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

  «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина- рассказчика.

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.

  «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Развитие представлений о сюжете и фабуле.

  Урок контроля.

  А.А.Блок. Рассказ о поэте.

«На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.

  С.А.Есенин. Рассказ о поэте.

  «Пугачев». Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сопоставление образа предводителя восстания в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Теория литературы. Начальные представления о драматической поэме.

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

  «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

  «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Писатели улыбаются

  Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания исторического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

М.М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе.

  «История болезни». Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказах.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

  «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Новаторский характер В.Теркина. Композиция и язык поэмы.

Теория литературы. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции.

Стихи и песни о ВОВ

М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…».

Л.Ошанин «Дороги».

А.Фатьянов «Соловьи».Лирические и героические песни в годы ВОВ. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Развитие представлений о герое- повествователе.

Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе

И.Анненский «Снег».

Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков».

Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок».

Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет,Россия…».

Богатство и разнообразие чувств и настроений.

Поэты русского зарубежья о родине

Н.Оцуп «Мне трудно без России…».

З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть».

Д.Аминадо «Бабье лето».

И.Бунин «У птицы есть гнездо…».

  Урок контроля.

Из зарубежной литературы (4ч)

У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

  «Ромео и Джульетта». Семейная правда и любовь героев. Ромео и Джульетта-символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драмы.

Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…»,  «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Ж.-Б. Мольер.

  «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.

Теория литературы. Развитие представлений о комедии. Классицизм.

В.Скотт. Краткий рассказ о писателе.

  «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Теория литературы. Развитие представлений об историческом романе.

Урок контроля.

Итоговый урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 8 класс (68 часов)

Продолжительность учебного года составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №2». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 часов, в том числе:

на проведение контрольных работ - 6,

на проведение уроков развития речи-7,

на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 4 часа. Итого на изучение нового учебного материала остается  51 час.

 

№ урока

п/п

Тема

Количество часов

Примечание

 

Введение (1 ч)

 

 

1

Русская литература и история.

1

 

 

Устное народное творчество (2 ч)

 

 

2

В мире русской народной песни.

1

 

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

 

 

Из древнерусской литературы (2 ч)

 

 

4

«Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель от набегов врагов.

1

 

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века.

1

 

 

Из литературы XVIII века (3 ч)

 

 

6

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии.

1

 

7

«Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

1

 

8

РР Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

 

 

Из литературы XIX века (36 ч)

 

 

9

И.А.Крылов «Обоз»- басня о войне 1812 года.

1

 

10

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» как романтическое произведение.

1

 

11

Вн. чт. А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта».

1

 

12

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» как реалистическое историческое произведение.

1

 

13

«Капитанская дочка»: образ главного героя.

1

 

14

«Капитанская дочка»: система образов повести.

1

 

15

«Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

1

 

16

«Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

1

 

17

«Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

1

 

18

РР А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

 

19

А.С.Пушкин «19 октября», «Туча».

1

 

20

Вн.чт. А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» и др. стихотворения, посвященные темам любви и творчества.

1

 

21

УК Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

 

22

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма.

1

 

23

«Мцыри»: образ романтического героя.

1

 

24

«Мцыри»: особенности композиции поэмы.

1

 

25

РР М.Ю. Лермонтов «Мцыри».Подготовка к  письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

 

26

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социально-историческая комедия.

1

 

27

«Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.

1

 

28

«Ревизор»: образ Хлестакова.

1

 

29

«Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

1

 

30

РР Н.В.Гоголь «Ревизор».Подготовка к  письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

 

31

Н.В.Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека».

1

 

32

«Шинель» как «петербургский текст»

1

 

33

УК КР по творчеству М.Лермонтова и Н. Гоголя.

1

 

34

Вн.чт. И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

1

 

35

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»: сюжет и герои.

1

 

36

«История одного города»: средства создания комического.

1

 

37

Н.С.Лесков «Старый гений»: сюжет и герои.

1

 

38

«Старый гений»: проблематика и поэтика.

1

 

39

Л.Н.Толстой «После бала»: проблемы и герои.

1

 

40

«После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

1

 

41

УК КР по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого.

1

 

42

 РР Поэзия родной природы в русской литературе XIX венка.

1

 

43

А.П.Чехов «О любви» (из трилогии).

1

 

44

Вн.чт. А.П.Чехов «Человек в футляре».

1

 

 

Из русской литературы ХХ века (20 ч)

 

 

45

И.А.Бунин «Кавказ»: лики любви.

1

 

46

А.И.Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви.

1

 

47

УК КР по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

 

48

А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

1

 

49

С.А.Есенин «Пугачев» как поэма на историческую тему.

1

 

50

РР Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

1

 

51

И.С.Шмелев «Как я стал писателем»: путь к творчеству.

1

 

52

М.А.Осоргин «Пенсне»: реальность и фантастика.

1

 

53

Журнал «Сатирикон», «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

1

 

54

Вн.чт. Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

1

 

55

Вн.чт. М.М.Зощенко «История болезни» и др. рассказы. Проект.

 

 

56

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»: человек и война.

1

 

57

«Василий Теркин»: образ главного героя.

1

 

58

«Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

1

 

59

Стихи и песни о ВОВ. Проект.

1

 

60

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

1

 

61

РР Автобиографический характер рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

 

62

Русские поэты о родине, родной природе (обзор).

1

 

63

Поэты русского зарубежья о родине.

1

 

64

 УК Годовая КР по литературе в формате ГИА.

1

 

 

Из зарубежной литературы (4 ч)

 

 

65

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии.

1

 

66

Сонет как форма лирической поэзии.

1

 

67

Вн.чт. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Проект. В Скотт «Айвенго» . Проект.

1

 

68

УК Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоговый урок.

1