Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНА Протокол заседания МО от _____________ № _______ Руководитель МО__________ /_________________/
|
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР_____________ /________________/ «___»___________20__ |
УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «Кокуйская СОШ №2» __________ /Н.В.Чандышина/ Приказ от «__»_______20_ №__ |
Рабочая программа
по литературе
в 8 классе «Б»
на 2018/2019учебный год
Составил:
учитель Кутузова
Татьяна Вениаминовна
П.г.т.Кокуй,2018
Рабочая программа по литературе в 8классе«Б» составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня;
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 года с изменениями);
– письмом Минобрнауки Забайкальского края за № 1052 от 16.02.2016 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательной организации»,
а также с учетом Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Кокуйская СОШ №2»;
с учетом программы «Литература»- предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, М., Просвещение, 2016
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Литература» обеспечивает достижение обучающимися личностных результатов за счет реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность.
Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные результаты достигаются за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
· способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность работать с информацией;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
· способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
· способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Программа адресована обучающимся 8 класса. На уроках литературы необходимо организовывать дифференцированную и индивидуальную работу с разными категориями учащихся, учитывая особенности детей с особыми потребностями. Это необходимо учитывать и при организации контроля.
В 8«Б» классе учащихся. Группа учащихся осознанно воспринимает и понимает художественный текст в единстве формы и содержания. Выявляет и интерпретирует авторскую позицию. Осуществляет поиск нужной информации. Другая группа учащихся не воспринимает смысл текстов, не участвует в коллективном диалоге, не может выразить свою точку зрения на прочитанный текст. Некоторые не могут построить сообщение в устной и письменной форме, проявить коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
У читателей формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» ,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
· Поэтому к ведущим формам деятельности можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
· Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
· выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
· покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
· покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
· проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
· сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
· определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
· дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
При этом учитываются такие особенности школы, как наличие в классе детей с ОВЗ, детей детского дома, требующих повышенного внимания и компенсации отсутствия домашнего воспитания… (другое).
Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется путем представления одной из следующих работ:
а) письменной работы (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественной творческой работы (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации);
в) отчетных материалов по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности обучающихся или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Изучение предмета «Литература» способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, так как общение школьника с произведениями искусства слова- это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Планируемые результаты
Личностные:
Показатели достижения результатов на конец 8 класса |
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
|
Метапредметные:
Метапредметные:
Результаты |
Показатели достижения результатов на конец 8класса |
Регулятивные |
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: · анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; · идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; · выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; · ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; · формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; · обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: · определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; · обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; · определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; · выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); · выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; · составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); · определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; · описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; · планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: · определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; · систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; · отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; · оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; · находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; · работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; · устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; · сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: · определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; · анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; · свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; · оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; · обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; · фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: · наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; · соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; · принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; · самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; · ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; · обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
|
|
|
Познавательные |
Показатели достижения результатов на конец 8 класса |
|
Ученик научится: - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях; - осуществлять запись указанной учителем информации; - применять знаки, символы, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач; - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему; - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей.
|
Коммуникативные |
|
|
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделять общую точку зрения в дискуссии; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); - устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: · определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; · отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); · представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; · соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; · высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; · принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; · создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; · использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; · использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; · делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: · целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; · выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; · выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; · использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; · использовать информацию с учетом этических и правовых норм; · создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
|
|
Предметные:
Результаты |
Показатели достижения результатов на конец 8 класса:
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; · восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества; · обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; · воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; · развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции; · овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. · выявлять особенности языка и стиля писателя ; · определять родо-жанровую специфику художественного произведения ; · объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ; · анализировать литературные произведения разных жанров ; · выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ; · пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; · представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;вести учебные дискуссии ; · собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии ; · выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; · выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ; · ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете .
|
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Краткая характеристика содержания предмета «Литература».
Содержание предмета «Литература» связано с проблемой школы «Образовательная среда школы как фактор социализации обучающихся». Это происходит через изучение следующих тем.
8 класс |
Введение (1ч) Интерес русских писателей к историческому пошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество (2 ч) Русские народные песни « В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки. Отражение жизни народа в народной песне. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. разнообразие тематики частушек. Теория литературы. Развитие представлений о народной песне, частушке. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Из древнерусской литературы (2 ч) «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов, Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Теория литературы. Воинская повесть. Житие. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий- главное новшество литературы ХVII века. Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Сатирическая повесть. Из литературы ХVIII века (3 ч) Д.И.Фонвизин. Краткий рассказ о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. основные правила классицизма в драматическом произведении. Теория литературы. Понятие о классицизме. Из литературы ХIX века (36 ч) И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце: поэт и мудрец, язвительный сатирик. «Обоз». Историческая основа басни. Критика вмешательства Александра в стратегию и тактику М.Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков6 самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль в басне (развитие представлений). К.Ф.Рылеев. Краткий рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич- главный герой думы, один из предводителей казаков. тема расширения русских земель. Теория литературы. Понятие о думе. А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачевского бунта» (отрывки). заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». «Капитанская дочка». История создании повести. Ее сюжет и герои. Петр Гринев: жизненный путь героя, формирование характера. Родители Гринева. Швабрин- антигерой. Значение образа Савельича. Семья капитана Миронова. Женские образы в романе. Маша Миронова: нравственная красота героини. Художественный смысл образа императрицы. Пугачев и народное восстание в историческом труде Пушкина и в повести. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в повести. Форма семейных записок как способ выражения частного взгляда на отечественную историю. Теория литературы. Начальные представления об историзме, реализме. Стихотворения. «19 октября»: мотивы дружбы. прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «Туча»: разноплановость в содержании стихотворения- зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье» и др. стихотворения, посвященные темам любви и творчества. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта. Урок контроля. М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Мцыри как романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы. Особенности композиции поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы. Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения к нему. Теория литературы. Понятие о романтической поэме. Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление. Особенности композиции комедии. Новизна финала- немой сцены. Своеобразие действия пьесы. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Теория литературы. Развитие представлений о комедии. Сатира. Юмор. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Мечта и реальность в повести. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении. Урок контроля. И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. «Певцы». Особенности цикла «Записки охотника». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ повествователя в рассказе. способы выражения авторской позиции. Роль народной песни в композиционной структуре рассказа. М.Е.Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе, государственном чиновнике. «История одного города» (отрывок). Художественно- политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя- гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Средства создания комического в романе. Теория литературы. Понятие о литературной пародии. Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. нравственные проблемы в рассказе. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Развитие представлений о рассказе и о художественной детали. Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции рассказа. Смысловая роль художественных деталей в рассказе. Теория литературы. Развитие представлений об антитезе, о композиции. Урок контроля. Поэзия родной природы в русской литературе ХIX века (обзор). А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтические картины русской природы в разные времена года. Разнообразие чувств и настроений лирического «я» у разных поэтов. Условность выражения внутреннего состояния человека через описания природы. А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). Истрия об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Теория литературы. Понятие о психологизме художественной литературы. «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. Из русской литературы ХХ века (20 ч) И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина- рассказчика. А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Развитие представлений о сюжете и фабуле. Урок контроля. А.А.Блок. Рассказ о поэте. «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл. С.А.Есенин. Рассказ о поэте. «Пугачев». Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сопоставление образа предводителя восстания в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Теория литературы. Начальные представления о драматической поэме. И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания исторического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. М.М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе. «История болезни». Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказах. А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах, поворотах истории. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Новаторский характер В.Теркина. Композиция и язык поэмы. Теория литературы. Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции. Стихи и песни о ВОВ М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Л.Ошанин «Дороги». А.Фатьянов «Соловьи».Лирические и героические песни в годы ВОВ. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Развитие представлений о герое- повествователе. Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе И.Анненский «Снег». Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок». Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет,Россия…». Богатство и разнообразие чувств и настроений. Поэты русского зарубежья о родине Н.Оцуп «Мне трудно без России…». З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть». Д.Аминадо «Бабье лето». И.Бунин «У птицы есть гнездо…». Урок контроля. Из зарубежной литературы (4ч) У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная правда и любовь героев. Ромео и Джульетта-символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драмы. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Теория литературы. Развитие представлений о комедии. Классицизм. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Теория литературы. Развитие представлений об историческом романе. Урок контроля. Итоговый урок.
|
Тематическое планирование
8 класс (68 часов)
Продолжительность учебного года составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №2». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №2» на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 68 часов, в том числе:
на проведение контрольных работ - 6,
на проведение уроков развития речи-7,
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 4 часа. Итого на изучение нового учебного материала остается 51 час.
№ урока п/п |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
|
Введение (1 ч) |
|
|
1 |
Русская литература и история. |
1 |
|
|
Устное народное творчество (2 ч) |
|
|
2 |
В мире русской народной песни. |
1 |
|
3 |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. |
1 |
|
|
Из древнерусской литературы (2 ч) |
|
|
4 |
«Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель от набегов врагов. |
1 |
|
5 |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. |
1 |
|
|
Из литературы XVIII века (3 ч) |
|
|
6 |
Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. |
1 |
|
7 |
«Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. |
1 |
|
8 |
РР Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|
|
Из литературы XIX века (36 ч) |
|
|
9 |
И.А.Крылов «Обоз»- басня о войне 1812 года. |
1 |
|
10 |
К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» как романтическое произведение. |
1 |
|
11 |
Вн. чт. А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». |
1 |
|
12 |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» как реалистическое историческое произведение. |
1 |
|
13 |
«Капитанская дочка»: образ главного героя. |
1 |
|
14 |
«Капитанская дочка»: система образов повести. |
1 |
|
15 |
«Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. |
1 |
|
16 |
«Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. |
1 |
|
17 |
«Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. |
1 |
|
18 |
РР А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|
19 |
А.С.Пушкин «19 октября», «Туча». |
1 |
|
20 |
Вн.чт. А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» и др. стихотворения, посвященные темам любви и творчества. |
1 |
|
21 |
УК Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. |
1 |
|
22 |
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма. |
1 |
|
23 |
«Мцыри»: образ романтического героя. |
1 |
|
24 |
«Мцыри»: особенности композиции поэмы. |
1 |
|
25 |
РР М.Ю. Лермонтов «Мцыри».Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|
26 |
Н.В.Гоголь «Ревизор» как социально-историческая комедия. |
1 |
|
27 |
«Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. |
1 |
|
28 |
«Ревизор»: образ Хлестакова. |
1 |
|
29 |
«Ревизор»: сюжет и композиция комедии. |
1 |
|
30 |
РР Н.В.Гоголь «Ревизор».Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. |
1 |
|
31 |
Н.В.Гоголь «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». |
1 |
|
32 |
«Шинель» как «петербургский текст» |
1 |
|
33 |
УК КР по творчеству М.Лермонтова и Н. Гоголя. |
1 |
|
34 |
Вн.чт. И.С.Тургенев «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. |
1 |
|
35 |
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»: сюжет и герои. |
1 |
|
36 |
«История одного города»: средства создания комического. |
1 |
|
37 |
Н.С.Лесков «Старый гений»: сюжет и герои. |
1 |
|
38 |
«Старый гений»: проблематика и поэтика. |
1 |
|
39 |
Л.Н.Толстой «После бала»: проблемы и герои. |
1 |
|
40 |
«После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. |
1 |
|
41 |
УК КР по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого. |
1 |
|
42 |
РР Поэзия родной природы в русской литературе XIX венка. |
1 |
|
43 |
А.П.Чехов «О любви» (из трилогии). |
1 |
|
44 |
Вн.чт. А.П.Чехов «Человек в футляре». |
1 |
|
|
Из русской литературы ХХ века (20 ч) |
|
|
45 |
И.А.Бунин «Кавказ»: лики любви. |
1 |
|
46 |
А.И.Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви. |
1 |
|
47 |
УК КР по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. |
1 |
|
48 |
А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. |
1 |
|
49 |
С.А.Есенин «Пугачев» как поэма на историческую тему. |
1 |
|
50 |
РР Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. |
1 |
|
51 |
И.С.Шмелев «Как я стал писателем»: путь к творчеству. |
1 |
|
52 |
М.А.Осоргин «Пенсне»: реальность и фантастика. |
1 |
|
53 |
Журнал «Сатирикон», «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». |
1 |
|
54 |
Вн.чт. Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы. |
1 |
|
55 |
Вн.чт. М.М.Зощенко «История болезни» и др. рассказы. Проект. |
|
|
56 |
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»: человек и война. |
1 |
|
57 |
«Василий Теркин»: образ главного героя. |
1 |
|
58 |
«Василий Теркин»: особенности композиции поэмы. |
1 |
|
59 |
Стихи и песни о ВОВ. Проект. |
1 |
|
60 |
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. |
1 |
|
61 |
РР Автобиографический характер рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». |
1 |
|
62 |
Русские поэты о родине, родной природе (обзор). |
1 |
|
63 |
Поэты русского зарубежья о родине. |
1 |
|
64 |
УК Годовая КР по литературе в формате ГИА. |
1 |
|
|
Из зарубежной литературы (4 ч) |
|
|
65 |
У.Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии. |
1 |
|
66 |
Сонет как форма лирической поэзии. |
1 |
|
67 |
Вн.чт. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». Проект. В Скотт «Айвенго» . Проект. |
1 |
|
68 |
УК Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоговый урок. |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.