Рабочая программа
по литературному чтению
для 2«Д» класса
4 часа в неделю, за год-136 часов
Рабочая программа начальногообщего образования для 2 «Д» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП лицея, инновационного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как условие личностного развития лицеиста», реализуемого в лицее.
Данная программа реализуется с помощью УМК«Школа России»:
- Литературное чтение.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В.Учебник литературного чтениядля 2кл. общеобразовательных учреждений/ Изд. Просвещение, 2017 г.;
- примерная программа по литературному чтению под ред. авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»
- книга для учителя,Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение литературного чтения во2классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ №194 от 30.08. 2019 года) на изучение литературного чтения во2 «Д» классе отводится 136 часов.
Таким образом, в рамках 136 часов реализуется основное содержание программы.
Планируемые результаты
Личностные результаты,
формируемые при изучении литературного чтения во 2 кл.:
· формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
· формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
· овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
· наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты,
формируемые при изучении литературного чтения:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
· активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
· понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
· осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
· формирование потребности в систематическом чтении;
· достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
· умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
· умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
· умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
· развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
· читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);
· правильно ставить ударение в словах, чётко произносить окончания, соблюдать необходимые паузы;
· читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объёма текста;
· выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
· слышать звучание стиха, понимать интонационный рисунок стиха;
· читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;
· создавать монологи небольшого объёма, связанные с прочитанным произведением;
· произносит в нужном темпе скороговорки;
· сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им оценку;
· находить в оглавлении учебника произведение по фамилии автора и названию.
В результате интеграции урочной и внеурочной деятельности достигаются и совершенствуются результаты личностного развития, формируются метапредметные способности.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Коли чество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
Интеграция урочной и внеурочной деятельности |
1 |
Вводный урок
|
1 |
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. |
|
2
|
Самое великое чудо на свете
|
4 |
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя. |
Викторина «Герои сказок» |
3 |
Устное народное творчество
|
15 |
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. Мини-проект «Пословицы о семье» |
4 |
Люблю природу русскую. Осень |
8 |
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. |
Экскурсия. |
5 |
Русские писатели |
14 |
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы. |
Сборники басен И.А. Крылова и Л.Н. Толстого. |
6 |
О братьях наших меньших
|
12 |
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. |
Книжки-сборники «О братьях наших меньших» |
7 |
Из детских журналов |
9 |
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. |
Проект «Литературный журнал. |
8 |
Люблю природу русскую. Зима
|
9 |
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. |
Конкурс сочинений о природе. |
9 |
Писатели - детям |
17 |
Рассказы о детях и для детей К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, Н.Носова |
Викторина. Выставка книг. |
10 |
Я и мои друзья |
10 |
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. |
Носов «Приключение Незнайки и его друзей» |
11 |
Люблю природу русскую. Весна
|
10 |
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. |
Конкурс стихов о природе. |
12 |
И в шутку и всерьёз
|
14 |
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения. |
Составление рифмованных строк. |
13 |
Литература зарубежных стран |
13 |
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук». |
Посещение виртуальной библиотеки «По страницам книг зарубежных писателей» |
|
Итого: |
136 часов |
|
|
Календарно- тематическое планирование
№ урока |
Раздел – количество часов |
|||
Тема урока |
Дата проведения |
|||
план |
факт |
|||
|
1 четверть - 32 ч |
|
|
|
1. |
Введение. Знакомство с учебником. Книга – Великое чудо на свете. |
|
|
|
|
Раздел 1. Самое великое чудо на свете. (4 часа) |
|
|
|
2. |
Беседа о прочитанных за лето книгах. Игра «Крестики - нолики» |
|
|
|
3. |
О чём может рассказать школьная библиотека |
|
|
|
4. |
Старинные и современные книги. |
|
|
|
5. |
Высказывания о книгах. Р.Сеф. Читателю. |
|
|
|
|
Раздел 2. Устное народное творчество. (15 часов) |
|
|
|
6. |
Устное народное творчество |
|
|
|
7. |
Русские народные песни. |
|
|
|
8. |
Русские народные потешки, прибаутки |
|
|
|
9. |
Скороговорки, считалки, небылицы |
|
|
|
10. |
Загадки, пословицы, поговорки |
|
|
|
11. |
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» |
|
|
|
12. |
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
|
13. |
Сказка «У страха глаза велики» |
|
|
|
14. |
Сказка «Лиса и тетерев» |
|
|
|
15. |
Сказка «Лиса и журавль» |
|
|
|
16. |
Сказка «Каша из топора» |
|
|
|
17. |
Сказка «Гуси-лебеди» |
|
|
|
18. |
Сказка «Гуси-лебеди» |
|
|
|
19. |
Викторина по сказкам |
|
|
|
20. |
КВН «Обожаемые сказки» |
|
|
|
|
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень. (8 ч) |
|
|
|
21. |
Люблю природу русскую. Осень. |
|
|
|
22. |
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
|
|
|
23. |
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» |
|
|
|
24. |
А.Фет «Ласточки пропали…» |
|
|
|
25. |
«Осенние листья»- тема для поэтов |
|
|
|
26. |
В.Берестов «Хитрые грибы» |
|
|
|
27. |
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
|
|
|
28. |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» |
|
|
|
|
Раздел 4. Русские писатели. (14 часов) |
|
|
|
29. |
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» |
|
|
|
30. |
Стихи А. С. Пушкина. |
|
|
|
31. |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
|
|
32. |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
|
|
|
2 четверть – 32 ч |
|
|
|
33. |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
|
|
34. |
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина» |
|
|
|
35. |
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» |
|
|
|
36. |
И. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
|
|
|
37. |
Л. Толстой «Старый дед и внучек» |
|
|
|
38. |
Л. Толстой «Филиппок» |
|
|
|
39. |
Л. Толстой «Филиппок» |
|
|
|
40. |
Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» |
|
|
|
41. |
Весёлые стихи |
|
|
|
42. |
Обобщение по разделу «Русские писатели» |
|
|
|
|
Раздел 5. О братьях наших меньших.(12 часов) |
|
|
|
43. |
О братьях наших меньших |
|
|
|
44. |
Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» |
|
|
|
45. |
В.Берестов «Кошкин щенок» |
|
|
|
46. |
Домашние животные |
|
|
|
47. |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
|
|
48. |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
|
|
49. |
Е Чарушин. «Страшный рассказ |
|
|
|
50. |
Е Чарушин. «Страшный рассказ» |
|
|
|
51. |
Б.Житков. «Храбрый утёнок» |
|
|
|
52. |
В.Бианки. «Музыкант» |
|
|
|
53. |
В.Бианки «Сова» |
|
|
|
54. |
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» |
|
|
|
|
Раздел 6. Из детских журналов.(9 часов) |
|
|
|
55. |
Из детских журналов |
|
|
|
56. |
Д.Хармс «Игра» |
|
|
|
57. |
Д.Хармс «Вы знаете?...» |
|
|
|
58. |
Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» |
|
|
|
59. |
Д.Хармс «Что это было?» |
|
|
|
60. |
Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
|
|
|
61. |
Ю.Владимиров «Чудаки» |
|
|
|
62. |
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
|
|
|
63. |
Обобщение по разделу «Из детских журналов» Проект: «Мой любимый детский журнал» |
|
|
|
|
3 четверть –42 ч |
|
|
|
|
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима. (9 часов) |
|
|
|
64. |
Люблю природу русскую. Зима |
|
|
|
65. |
Стихи о первом снеге |
|
|
|
66. |
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» |
|
|
|
67. |
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
|
|
|
68. |
Сказка «Два Мороза» |
|
|
|
69. |
С.Михалков «Новогодняя быль» |
|
|
|
70. |
А.Барто «Дело было в январе» |
|
|
|
71. |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
|
|
72. |
Игра «Поле чудес» |
|
|
|
|
Раздел 8. Писатели - детям. (17 часов) |
|
|
|
73. |
Писатели - детям |
|
|
|
74. |
К.Чуковский. «Путаница» |
|
|
|
75. |
К.Чуковский.«Радость» |
|
|
|
76. |
К.Чуковский. «Федорино горе» |
|
|
|
77. |
К.Чуковский. «Федорино горе» |
|
|
|
78. |
С.Маршак. «Кот и лодыри» |
|
|
|
79. |
С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли» |
|
|
|
80. |
С.Михалков. «Мой щенок» |
|
|
|
81. |
А.Барто. «Верёвочка» |
|
|
|
82. |
А.Барто. «Мы не заметили жука», «В школу» |
|
|
|
83. |
А.Барто «Вовка добрая душа» |
|
|
|
84. |
Н.Носов «Затейники» |
|
|
|
85. |
Н.Носов. «Живая шляпа» |
|
|
|
86. |
Н.Носов. «Живая шляпа» |
|
|
|
87. |
Н.Носов. «На горке» |
|
|
|
88. |
Н.Носов. «На горке» |
|
|
|
89. |
Обобщение по разделу «Писатели- детям» |
|
|
|
|
Раздел 9. Я и мои друзья. (10 часов) |
|
|
|
90. |
Я и мои друзья |
|
|
|
91. |
Стихи о дружбе и обидах |
|
|
|
92. |
Н.Булгаков «Анна, не грусти» |
|
|
|
93. |
Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
|
|
|
94. |
В.Осеева «Волшебное слово» |
|
|
|
95. |
В.Осеева «Волшебное слово» |
|
|
|
96. |
В.Осеева «Хорошее» |
|
|
|
97. |
В.Осеева «Почему?» |
|
|
|
98. |
В.Осеева «Почему?» |
|
|
|
99. |
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
|
|
|
|
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна.(10 часов) |
|
|
|
100. |
Люблю природу русскую. Весна. |
|
|
|
101. |
Стихи Ф.Тютчева о весне |
|
|
|
102. |
Стихи А.Плещеева о весне |
|
|
|
103. |
А.Блок «На лугу» |
|
|
|
104. |
С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» |
|
|
|
105. |
И.Бунин «Матери» |
|
|
|
106. |
А.Плещеев «В бурю» |
|
|
|
|
4 четверть –33 ч |
|
|
|
107. |
Е. Благинина «Посидим в тишине» |
|
|
|
108. |
Э.Мошковская «Я маму мою обидел» |
|
|
|
109. |
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» |
|
|
|
|
Раздел 11. И в шутку и всерьёз. (14 часов) |
|
|
|
110. |
И в шутку и всерьёз |
|
|
|
111. |
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
|
|
|
112. |
Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха |
|
|
|
113. |
Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха |
|
|
|
114. |
Э.Успенский «Чебурашка» |
|
|
|
115. |
Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» |
|
|
|
116. |
Стихи Э.Успенского |
|
|
|
117. |
Стихи В.Берестова |
|
|
|
118. |
Стихи И.Токмаковой |
|
|
|
119. |
Г.Остер «Будем знакомы» |
|
|
|
120. |
Г.Остер «Будем знакомы» |
|
|
|
121. |
В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
|
|
122. |
В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
|
|
123. |
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» |
|
|
|
|
Раздел 12. Литература зарубежных стран. (14 часов) |
|
|
|
124. |
Литература зарубежных стран. |
|
|
|
125. |
Американская и английские народные песенки |
|
|
|
126. |
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» |
|
|
|
127. |
Ш.Перро «Кот в сапогах» |
|
|
|
128. |
Ш.Перро «Кот в сапогах» |
|
|
|
129. |
Ш.Перро «Красная Шапочка» |
|
|
|
130. |
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» |
|
|
|
131. |
Э.Хогарт «Мафин и паук» |
|
|
|
132. |
Э.Хогарт «Мафин и паук» |
|
|
|
133. |
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» Проект: «Мой любимый писатель-сказочник» |
|
|
|
134. |
КВН «Цветик-семицветик» |
|
|
|
135. |
Повторение пройденного |
|
|
|
136. |
Повторение пройденного |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2016.
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс: тетрадь в 2-х частях - М.: Просвещение, 2016.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях.
6. Ноутбук.
7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
Дидактический материал
1. Комплект наглядных пособий для 2класса.
2. Наглядный материал по темам курса.
3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов
4.Детские книги разных типов из круга детского чтения
5.Портреты поэтов и писателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.