Рабочая программа по литературному чтению
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературному чтению

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
23.11.2021
Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов. УМК "Школа России"
рабочая программа лит.чт 2021.docx

СОДЕРЖАНИЕ

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе…………………………………………………………………………………...2

1.1.Личностные результаты…………………………………………………...…………………..2

1.2.Метапредметные результаты………………………………………………………………....3

1.3.Предметные результаты……………………………………………………………………….5

 

2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе по  годам обучения……………………………………………………………………………...……..…….....10

1 класс………………………………………………………………………………………..…...….10

2 класс…………………………………………………………………………………...……..…….11

3 класс………………………………………………………………………...…………………..….12

4 класс……………………………………………………………………………………….……….13

 

3.Тематическое планирование………………………………………………………..…………..13

1 класс………………………………………………………………………………..………………13

2 класс…………………………………………………………………………………..……………16

3 класс……………………………………………………………………………………..…………21

4 класс………………………………………………………………………………………..………26


 

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

   становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

   осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

   первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

—  осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

—  неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

   понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

   приобретение эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

   проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художествен- ной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

   соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

   бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

   осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

   бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

   неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

   овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

   потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

    понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные действия:

базовые логические действия:

   сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

   объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

   определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

   находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

   выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

   устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

   определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

   формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

   сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

   проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению  особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

   формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

   прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

   выбирать источник получения информации;

   согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

   распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

   соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

   анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

   самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;

универсальные учебные коммуникативные действия:

общение:

   воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

   проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

   признавать возможность существования разных точек зрения;

   корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

   строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

   создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

   готовить небольшие публичные выступления;

   подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

   формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные  с  учётом  участия  в  коллективных  задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

   принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

   проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

   ответственно выполнять свою часть работы;

   оценивать свой вклад в общий результат;

   выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;

   универсальные учебные регулятивные действия:

   самоорганизация:

   планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

   выстраивать последовательность выбранных действий;

   самоконтроль:

   устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

   корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

1 КЛАСС

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

   понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

   владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для  восприятия  и  небольшие  по  объёму  прозаические и стихотворные произведения со скоростью не менее 20 слов в минуту;

   читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

   различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;

   различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

   понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

   владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

   участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

   пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;

   читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

   составлять высказывания по  содержанию  произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

   сочинять небольшие тексты по предложенному началу;

   ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

   выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;

   обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

2 КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

   объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

   читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и  стихотворные  произведения  в  темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);

   читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;

   различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

   понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

   различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);

   владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);

   описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;

   объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;

   осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);

   участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:  понимать  жанровую  принадлежность  произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

   пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;

   читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из про- изведения;

   составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);

   сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;

   ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;

   выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

   использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

3 КЛАСС

   К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

   отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного  творчества  и  художественной  литературы,  находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в кон- тексте изученных произведений;

   читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

   читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

   читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

   различать художественные произведения и познавательные тексты;

   различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

   понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

   различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рас- сказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

   владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

   характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

   отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

   объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

   осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

   участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

   пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

   при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

   читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

   составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 7 предложений), корректировать собственный письменный текст;

   составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

   сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

   использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

   выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

   использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

4 КЛАСС

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

   оценивать культурную значимость художественной литературы и фольклора, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

   демонстрировать  интерес   к   систематическому   чтению и слушанию художественной литературы: формировать собственный круг чтения;

   читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

   читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

   читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

   различать художественные произведения и познавательные тексты;

   различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

   понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

   различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

   соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

   владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

   характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

   объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

   осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

   участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,  грамматики);  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

   составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

   читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

   составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

   составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

   сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

   использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

   выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя  картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

   использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 КЛАСС (34 ч)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения

устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-

тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего

мира.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному

произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,

песенки из зарубежного фольклора.

Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие –

«настроение автора».

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих

устное высказывание.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения.

Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.

Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.Вводятся понятия –

«поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (7 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г.Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

            Сравнение текстов разных жанров.

 

2 КЛАСС (136 ч, из них 2 ч - резервные)

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,

А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова.

«Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

Писатели – детям (17 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли».«Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г.Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

 

3 КЛАСС (136 Ч)

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк»).

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н.А.Некрасов. («Славная осень!Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт.(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

Были-небылицы (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

Люби живое (16 ч)

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка»,«Котенок»).

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

По страницам детских журналов (8 ч)

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»). Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

Зарубежная литература (8 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

 

4 КЛАСС (119 ч, 1 ч резервный)

Былины. Летописи. Жития (7 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»;«Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (19 ч)

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут надноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (14 ч)

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час (8 ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (7 ч)

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (12 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И.Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (8 ч)

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия (7 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (15ч)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 класс (40 часов)

№ п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1

 

 

 

 

Жили-были буквы

 

 

 

 

7

 

 

 

 

В. Данько «Загадочные буквы»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"»

С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

Г. Сапгир «Про Медведя». Проект «Создаем  музей «Город букв»

М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Рассказы и стихи о буквах

Повторение и обобщение  по теме «Жили-были буквы»

2

Сказки, загадки, небылицы

7

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Русская народная сказка «Рукавичка»

Русские народные сказки, загадки, песенки, небылицы.

Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

Английские песенки

А.С. Пушкин. Отрывки из произведений.

К.Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки»

Русская народная сказка «Петух и собака»

Повторение и обобщение по теме  «Сказки, загадки, небылицы»

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель! Апрель! Звенит капель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»

А. Плещеев «Сельская песенка».

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т. Белозёров «Подснежники»,

С. Маршак «Апрель».

Стихи – загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.  Произведения из старинных книг

Повторение и обобщение по теме  «Апрель, апрель. Звенит капель…»

Проект «Составляем

азбуку загадок»

4

И в шутку и в серьёз

7

И. Токмакова  «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.Кружков  «РРРЫ!»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Н.Артюхова  «Саша-дразнилка»

К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет»,

О.Григорьев «Стук»

И.Токмакова  «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон»

М. Пляцковский «Помощник»

К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно»

Повторение и обобщение по теме  «И в шутку и в серьёз»

5

Я и мои друзья

6

Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны» С. Маршак «Хороший день».

Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить…», М.Пляцковский  «Сердитый дог Буль»

И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня» Ю. Энтин «Про дружбу».

Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Обобщение по теме «Я и мои друзья»

6

 

 

 

 

 

 

О братьях наших меньших

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

С.Михалков  «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак…»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

В. Осеева «Собака яростно лаяла», В.Лунин  «Никого  не обижай»

И. Токмакова «Купите собаку»

 С.Михалков «Важный совет»

М. Пляцковский  «Цап  Царапыч», Г.Сапгир «Кошка»

Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и Ёж»

В.Берестов «Лягушата», С.Аксаков «Гнездо»

Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

 

Итого

40

 

 

 

2 класс (136 часов)

№ п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1

Самое великое чудо на свете

5

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Любимые книги.

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете».

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Старинные и современные книги.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество. Знакомство с разделом.

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные песни.

Русские народные потешки и прибаутки.

Скороговорки, считалки, небылицы.

Загадки, пословицы, поговорки.

Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…».

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Сказка «У страха глаза велики».

Сказка «Лиса и тетерев».

Сказка «Лиса и журавль».

Сказка «Каша из топора».

Сказка «Гуси – лебеди» (знакомство с волшебной сказкой).

Сказка «Гуси – лебеди 

(деление текста на части).

Викторина по сказкам.

Проверка техники чтения.

Оценка планируемых достижений по разделу «Устное народное творчество». 

3

Люблю природу русскую

8

Люблю природу русскую. Осень.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

К.Бальмонт«Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»

А.Фет «Ласточки пропали…»

«Осенние листья» - тема для поэтов.

В.Берестов «Хитрые грибы»

М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Оценка планируемых достижений по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские писатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».

Гражданское воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи А.Пушкина.

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (знакомство со сказкой).

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (выразительные средства).

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (деление текста на части).

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина».

И.Крылов «Лебедь, рак и  щука».

И.Крылов «Стрекоза и муравей».

Л.Толстой «Старый дед и внучек».

Л. Толстой «Филиппок» (знакомство с рассказом)

Л. Толстой «Филиппок»

(составление плана).

Л.Толстой «Котёнок»,

«Правда всего дороже».

Весёлые стихи.

Оценка планируемых достижений по разделу «Русские писатели».

5

О братьях наших меньших

12

О братьях наших меньших.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…».

В.Берестов «Кошкин щенок».

Домашние животные.

М.Пришвин «Ребята и утята» (творческий портрет, знакомство с рассказом).

М.Пришвин «Ребята и утята» (деление на части, составление плана).

Е.Чарушина «Страшный рассказ» (творческий портрет, знакомство с рассказом).

Е.Чарушина «Страшный рассказ» (деление на части, составление плана).

Б.Житков «Храбрый утёнок».

В.Бианки «Музыкант».

В.Бианки «Сова».

Оценка планируемых достижений по разделу «О братьях наших меньших».

6

Из детских журналов

9

Из детских журналов

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Д.Хармс «Игра»

Д.Хармс «Вы знаете?»

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

Д.Хармс «Что это было?»

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Ю.Владимиров «Чудаки»

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

Оценка планируемых достижений по разделу «Из детских журналов»

Проект: «Мой любимый детский журнал»

7

Люблю природу русскую. Зима.

9

Люблю природу русскую. Зима.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Стихи  о первом снеге.

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…».

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».

Сказка «Два Мороза».

С.Михалков «Новогодняя быль».

А.Барто «Дело было в январе…».

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

Оценка планируемых достижений по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

8

Писатели – детям

17

Писатели – детям.

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

К.Чуковский «Путаница».

К.Чуковский «Радость».

К.Чуковский «Федорино горе».

К.Чуковский «Федорино горе».

С.Я. Маршак «Кот и лодыри».

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

С.Михалков «Мой щенок».

А.Барто «Верёвочка».

А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу».

А.Барто «Вовка – добрая душа».

Н.Носов «Затейники».

Н.Носов «Живая шляпа».

Н.Носов «Живая шляпа».

Н.Носов «На горке».

Н.Носов «На горке».

Оценка планируемых достижений по разделу «Писатели – детям».

9

 

 

 

 

Я и мои друзья

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Я и мои друзья. Знакомство с разделом.

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Стихи о дружбе и обидах.

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

В.Осеева «Волшебное слово».

В.Осеева «Волшебное слово».

В.Осеева «Хорошее».

В.Осеева «Почему?».

В.Осеева «Почему?».

Оценка планируемых достижений по разделу «Я и мои друзья».

10

Люблю природу русскую. Весна.

10

Люблю природу русскую. Весна.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

Стихи Ф.Тютчева о весне.

Стихи А.Плещеева о весне.

А.Блок «На лугу».

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…».

И. Бунин «Матери».

А.Плещеев «В бурю».

Е.Благинина «Посидим в тишине».

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…».

Оценка планируемых достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

11

И в шутку и в серьез

14

И в шутку и в серьёз. Знакомство с разделом.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

Б.Заходер Песенки Винни – Пуха.

Б. Заходер Песенки Винни – Пуха.

Э.Успенский «Чебурашка».

Э.Успенский «Чебурашка».

Стихи Э.Успенского.

Стихи В. Берестова.

Стихи И.Токмаковой.

Г.Остер «Будем знакомы».

Г.Остер «Будем знакомы».

В.Драгунский «Тайное становится явным».

В.Драгунский «Тайное становится явным».

Оценка планируемых достижений по разделу «И в шутку и в серьёз».

12

Литература зарубежных стран

13

Литература зарубежных стран.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Американская и английская народные песенки.

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Ш.Перро «Красная Шапочка»

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Э.Хогарт «Мафин и паук»

Э.Хогарт «Мафин и паук»

Оценка планируемых достижений по разделу «Литература зарубежных стран» Проект «Мой любимый писатель-сказочник».

Техника чтения. КВН «Цветик – семицветик».

Повторение пройденного. Любимые книги.

Повторение пройденного «Как хорошо уметь читать»

 

Итого

136

 

 

 

3 класс (136 часов)

№ п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1

Самое великое чудо на свете

5

Введение. Знакомство с учебником

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Знакомство с названием раздела

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

Первопечатник Иван Фёдоров

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

2

 

Устное народное творчество

14

 

Знакомство с названием раздела

Гражданско-патриотическое воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

Русские народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

Иван – царевич и серый волк.

Иван – царевич и серый волк.

Сивка – бурка.

Сивка – бурка.

Художники-иллюстраторы

КВН «Устное народное творчество»

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

3

Поэтическая тетрадь 1

11

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».  Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…»

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..»,  «Утро».

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».

Путешествие в литературную страну.

Оценка достижений

4

 

 

 

 

 

Великие русские писатели

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

Знакомство с названием раздела

Гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

А.Пушкин.  Лирические стихотворения.

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Рисунки И.Билибина к сказке.

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…

М.Лермонтов «Утес», «Осень»

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой  «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

Оценка достижений

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

5

 

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь 2

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Знакомство с название раздела

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

Развивающий час. Оценка достижений.

6

Литературные сказки

8

Знакомство с названием раздела

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

Оценка достижений. Контрольная работа за полугодие.

7

Были-небылицы

10

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

М.Горький «Случай с Евсейкой».

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».

А.Куприн «Слон».

А.Куприн «Слон».

Урок-путешествие. Оценка достижений.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтическая тетрадь 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок  «Ветхая  избушка» .«Сны», «Ворона».

А.Блок  «Ветхая  избушка» .«Сны», «Ворона».

С.Есенин «Черемуха».

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

9

Люби живое

16

Знакомство с названием раздела.

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась».

В. Белов «Еще про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».

В.Бианки «Мышонок Пик».

Б.Житков «Про обезьянку».

Б.Житков «Про обезьянку».

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В. Драгунский «Он живой и светится».

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

Оценка достижений

10

Поэтическая тетрадь 2

8

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

А.Барто «Разлука», «В театре».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если».

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

«Крестики-нолики»

Оценка достижений

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский «Друг детства».

Урок-конкурс по разделу.

12

По страницам детских журналов

8

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений

13

Зарубежная литература

8

Знакомство с названием раздела.

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Мифы Древней Греции

Мифы Древней Греции

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература»

Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература»

 

Итого

136

 

 

 

4 класс (119 часов)

№ п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Основные направления воспитательной деятельности

1

 

Былины. Летописи. Жития

7

 

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Гражданско-патриотическое воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

«И вспомнил Олег коня своего»

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергея Радонежского»

Рассказ о битве на Куликовом поле

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Оценка достижений

Проект «Создание календаря исторических событий»

2

Чудесный мир классики

19

Пётр Петрович Ершов

Гражданско-патриотическое воспитание, Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

Внеклассное чтение

Летописи, былины, сказания

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

КВН по сказкам А. С. Пушкина

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Турецкие сказки.

Творчество Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой

 «Детство»

«Как мужик убрал камень»

Творчество А. П. Чехова.

А. П. Чехов «Мальчики»

Внеклассное чтение по произведениям А. П Чехова.

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики».

3

 

Поэтическая тетрадь

 

10

 

Знакомство с разделом.

Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

А. А. Фет

«Весенний дождь». «Бабочка».

Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот»

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин  « В синем небе плывут над полями»

Н. А. Некрасов «Школьники»

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…».

И. С. Бунин «Листопад»

Проект  «Краски осени в произведениях русских поэтов»

Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь»

4

Литературные сказки

14

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В.Ф.Одоевский  «Черная курица»

В.Ф.Одоевский  «Черная курица»

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Внеклассное чтение по сказкам Гаршина

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»

5

Делу время-потехе час

8

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

«Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

6

Страна детства

7

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Ёлка»

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

«В путь, друзья!»

7

Поэтическая тетрадь

4

В. Я Брюсов «Опять сон», «Детская»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

«Наши царства»

Внеклассное чтение «Лес не школа, а всему учит». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

8

Природа и мы

12

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»,

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. Пришвин «Выскочка»

М. Пришвин «Выскочка»

Е. В. Чарушин «Кабан»

Е. В. Чарушин «Кабан»

В. П. «Стрижонок Скрип»

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»

Стихи русских поэтов о природе

Проект: «Природа и мы».

9

Поэтическая тетрадь

8

Б.Л. Пастернак                « Золотая осень» , Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

С. А. Клычков, Д.Б. Кедрин «Бабье лето» С. А. Клычков.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна! Как воздух чист»

«Где сладкий шепот»

С. А. Есенин «Лебедушка»

Мотивы народного творчества в авторском произведении

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

10

Родина

8

И. С. Никитин «Русь».

Гражданско-патриотическое воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

И. С. Никитин «Русь».

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

Проект « Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.

11

Страна Фантазия

7

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

Особенности фантастического жанра

К. Булычев «Путешествие Алисы»

Сравнение героев  фантастических рассказов.

Внеклассное чтение по произведениям  Кира Булычева

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия»

12

Зарубежная литература

15

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Духовно-нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Ценности научного познания

 

Герои приключенческой литературы.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен. Приключения Тома Сойера».

Герои приключенческой литературы.

Герои приключенческой литературы.

С. Лагерлеф

«Святое семейство»

С. Лагерлеф

«В Назарете»

С. Лагерлеф «Иисус и Иуда»

Литературная  викторина

по произведениям зарубежных авторов

Обобщение и систематизация знаний  за год.

 

Итого

119

 

 

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
 
_______________
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов ___________
от ___________________________
_____________________________

 


                                                                                                          


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе…………………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе…………………………………………………………………………………

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой…

Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой…

Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации; универсальные учебные…

Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации; универсальные учебные…

ПРЕДМЕТНЫЕ: Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков…

ПРЕДМЕТНЫЕ: Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков…

КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от…

КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от…

КЛАСС — К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в…

КЛАСС — К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в…

России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;…

России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;…

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки

Писатели – детям (17 ч) Произведения о детях, о природе, написанные

Писатели – детям (17 ч) Произведения о детях, о природе, написанные

По страницам детских журналов (8 ч) «Мурзилка» и «Веселые картинки»

По страницам детских журналов (8 ч) «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Жили-были буквы 7

Жили-были буквы 7

Апрель! Апрель! Звенит капель 6

Апрель! Апрель! Звенит капель 6

О братьях наших меньших 6

О братьях наших меньших 6

Устное народное творчество 15

Устное народное творчество 15

Русские писатели 14

Русские писатели 14

Русские писатели 14

Русские писатели 14

Я и мои друзья 10

Я и мои друзья 10

Я и мои друзья 10

Я и мои друзья 10

Устное народное творчество14

Устное народное творчество14

Великие русские писатели 24

Великие русские писатели 24

Поэтическая тетрадь 2 6

Поэтическая тетрадь 2 6

Поэтическая тетрадь 1 6

Поэтическая тетрадь 1 6

Собирай по ягодке – наберешь кузовок 12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок 12

Былины. Летописи. Жития 7

Былины. Летописи. Жития 7

Былины. Летописи. Жития 7

Былины. Летописи. Жития 7

Делу время-потехе час 8

Делу время-потехе час 8

Делу время-потехе час 8

Делу время-потехе час 8

М. Пришвин «Выскочка»

М. Пришвин «Выскочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2021