«Литературное чтение»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО утверждена Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, регистрационный номер 17783, и на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования.
УМК «Школа России» Авторы: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Литературное чтение» отведено 105 часов в год, 3 часа в неделю.
2. Планируемые результаты подготовки учащихся.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки к концу обучения в 4классе:
Техника чтения
На момент завершения 4 класса достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия,
85-95 слов в минуту в конце
второго полугодия.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
Формирование приёмов понимания, прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;
речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно — это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
Творческая деятельность обучающихся. Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных
эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
По окончании 4 класса учащиеся должны:
— бегло, выразительно читать текст;
— выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания, прочитанного (скорость чтения не менее 85 слов в минуту);
— улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
— составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
— устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
— описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
— самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
— научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
— уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
— давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
3.Содержание программы.
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание
Былины. Летописи. Жития. (9 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики. (16 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (6ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки. ( 11 ч)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время – потехе час (9 ч)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (7 ч)
1.Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (4ч)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (12ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (5 ч)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Проект «Они защищали Родину».
Страна «Фантазия» (5 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (14 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
4..Календарно-тематическое планирование уроков
№п/п |
Название раздела, темы |
Дата |
|
План |
Факт |
||
Летописи, былины, сказания, жития (9ч) |
|||
1 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
|
|
2 |
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» |
|
|
3 |
Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
|
|
4 |
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» |
|
|
5 |
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» в пересказе И. Карнауховой |
|
|
6 |
Сергий Радонежский – святой земли Русской. |
|
|
7 |
Житие Сергия Радонежского |
|
|
8 |
Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». |
|
|
9 |
Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». |
|
|
Чудесный мир классики (16 ч) |
|||
10 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конек – Горбунок» |
|
|
11 |
П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
|
|
12 |
П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев. |
|
|
13 |
А. С. Пушкин «Няне» А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!.. |
|
|
14 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
15 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев |
|
|
16 |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части |
|
|
17 |
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
|
|
18 |
М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб» |
|
|
19 |
М. Ю. Лермонтов «Аши – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок |
|
|
20 |
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев |
|
|
21 |
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой «Детство» |
|
|
22 |
Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня |
|
|
23 |
А. П. Чехов «Мальчики» |
|
|
24 |
А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени |
|
|
25 |
Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» |
|
|
Поэтическая тетрадь № 1 (6 ч) |
|||
26 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
|
|
27 |
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки» |
|
|
28 |
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения |
|
|
29 |
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов «Школьник» |
|
|
30
|
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки» , И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина |
|
|
31 |
Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1» |
|
|
Литературные сказки (11 ч) |
|||
32 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
|
|
33 |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
|
|
34 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
|
|
35 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
|
|
36 |
П.П. Бажов «Серебряное копытце» . |
|
|
37 |
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте |
|
|
38 |
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения |
|
|
39 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
|
|
40 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения |
|
|
41 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части |
|
|
42 |
Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» |
|
|
Делу время – потехе час (9 ч) |
|||
43 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
|
|
44 |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
|
|
45 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
|
|
46 |
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
|
|
47 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
|
|
48 |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
|
|
49 |
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка |
|
|
50 |
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения |
|
|
51 |
Обобщающий урок «Делу время – потехе час» |
|
|
Страна детства (7 ч) |
|||
52 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». |
|
|
53 |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения |
|
|
54 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
|
55 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
|
56 |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения |
|
|
57 |
М.М. Зощенко «Ёлка» |
|
|
58 |
Обобщающий урок «Страна детства» |
|
|
Поэтическая тетрадь № 2 (4 ч) |
|||
59 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
|
|
60 |
С. А. Есенин «Бабушкины сказки» |
|
|
61 |
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
|
|
62 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
|
|
Природа и мы (12 ч) |
|||
63 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» |
|
|
64 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе |
|
|
65 |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
|
|
66 |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения |
|
|
67 |
М.М. Пришвин «Выскочка» |
|
|
68 |
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка |
|
|
69 |
Е. И. Чарушин «Кабан» |
|
|
70 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа |
|
|
71 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана |
|
|
72 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». |
|
|
73 |
Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы» |
|
|
74 |
Проект «Природа и мы». Оценка достижений. |
|
|
Поэтическая тетрадь № 3 (4 ч) |
|||
75 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» |
|
|
76 |
Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Лебедушка» |
|
|
77 |
С.А. Есенин «Лебедушка» |
|
|
78 |
Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы» |
|
|
Родина (5ч) |
|||
79 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте |
|
|
80 |
С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
|
|
81 |
Обобщающий урок «Родина» |
|
|
82 |
Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект «Они защищали Родину» |
|
|
83 |
Оценка достижений |
|
|
Страна Фантазия (5 ч) |
|||
84 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» |
|
|
85 |
Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра |
|
|
86 |
К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра |
|
|
87 |
К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра |
|
|
88 |
Путешествие по стране Фантазии |
|
|
Зарубежная литература (14 ч) |
|||
89 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. |
|
|
90 |
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. |
|
|
91 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка |
|
|
92 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. |
|
|
93 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев |
|
|
94 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
|
95 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки |
|
|
96 |
С. Лагерлёф «Святая ночь» |
|
|
97 |
С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда |
|
|
98 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы за 2 полугодие |
|
|
99 |
Обобщающий урок «Зарубежная литература» |
|
|
100 |
Урок – игра «Литературные тайны» |
|
|
101- 102 |
Задание на лето. |
|
|
Уроки, которые требуют коррекции |
Уроки, содержащие коррекцию |
Утверждено зам. директора |
||||
Дата, класс |
№ урока по КТП |
Тема урока |
Причина коррекции |
Дата |
Форма коррекции Варианты: Объединение тем ( указать с какой, № урока); домашнее изучение с последующей контрольной работой; организация он-лайн урока; другое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.