МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
4«В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» (1-4) Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, утвержденной МО РФ образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2017 год. Программа составлена из расчета 3 часа в неделю в первом полугодии, 2 часа в неделю во втором полугодии и 1 час в неделю, 17 часов во втором полугодии распределяется на предмет «Литературное чтение на родном русском языке» , 85 часов в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Литературное чтение, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2019 год.
Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения
Обучающийся 4 класса научится:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
-бегло, выразительно читать текст;
-ускоренно читать произведение за счет отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
-передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
-придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
-составлять план к прочитанному;
-вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
-называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков ;
-читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
-называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
-называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять , в какой жизненной ситуации можно их употребить;
-полноценно слушать ; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание
значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России,
общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого
вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная
отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения
собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение
приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных
действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста
на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности
и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и
способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о
правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами
коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости
работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование
необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными
приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать
интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие
тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение
декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед
знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими
сообщениями.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение».
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов фактически |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
0 |
1 |
2 |
Былины. Летописи. Жития |
11 |
-4 |
7 |
3 |
Чудесный мир классики |
23 |
-4 |
19 |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
12 |
-2 |
10 |
5 |
Литературные сказки |
16 |
-3 |
13 |
6 |
Делу время — потехе час |
9 |
-3 |
6 |
7 |
Страна детства |
9 |
-4 |
5 |
8 |
Поэтическая тетрадь 2 |
5 |
-3 |
2 |
9 |
Природа и мы |
12 |
-2 |
10 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
8 |
-8 |
0 |
11 |
Родина |
8 |
-8 |
0 |
12 |
Страна Фантазия |
7 |
-2 |
5 |
13 |
Зарубежная литература |
15 |
-8 |
7 |
|
итого |
136 часов |
- 51 |
85 часов |
Вводный урок (1 ч)
«Летописи, былины, жития» (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. События летописи. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер былины.
«Чудесный мир классики» (19 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение литературной и народной сказки. Мотивы, события литературной сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Характер героев художественного текста.
«Поэтическая тетрадь 1» (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ритм, порядок слов, знаки препинания в лирическом тексте. Изменение картин природы в стихотворении. Сравнения, эпитеты.
«Литературные сказки» (13 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности данного литературного жанра. Заглавие, главные герои, деление на части, составление плана, подробный пересказ, выборочный пересказ.
«Делу время – потехе час» (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Жанр произведения. Инсценирование произведения.
«Страна детства» (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.
«Поэтическая тетрадь2» (2 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Тема детства в произведениях Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.
«Природа и мы» (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Отношение человека к природе. Герои произведения о животных.
«Страна Фантазия» (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра.
«Зарубежная литература» (7 ч)
Знакомство
с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особое развитие сюжета
в зарубежной литературе. Особенности повествования.
Уменьшены часы в разделе «Былины. Летописи. Жития» на 4 ч., «Чудесный мир классики» на 4 ч., «Поэтическая тетрадь №1» на 5 ч., «Литературные сказки» на 3 ч., «Делу время — потехе час» на 3 ч., «Страна детства» на 4 ч., «Природа и мы» на 1ч., «Поэтическая тетрадь №3» на 8 ч., «Родина» на 8ч., «Страна фантазия» на 3ч., «Зарубежная литература» на 8 ч., так как по учебному плану выделено 102 часа, что не совпадает с авторской программой и 17 часов темы перешли в рабочую программу «Литературное чтение на родном русском языке».
Формы организации учебных занятий
1. Изучение нового материала
2. Совершенствование знаний, умений и навыков
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
5. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Становление метапредметных связей с литературным чтением
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Дата |
|
|||||||||||
Планируемая |
Фактическая |
|
|||||||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
|
||||||||||||||
|
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.
|
1 |
1 неделя |
|
|
||||||||||
Летописи. Былины. Жития. (7 ч) |
|
||||||||||||||
|
Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
1 неделя |
|
|
||||||||||
|
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». |
1 |
2 неделя |
|
|
||||||||||
|
Былина «Ильины три поездочки». Восстановление последовательности событий. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
«Житие Сергия Радонежского». Тест №1 |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Проект: Создание календаря исторических событий» |
1 |
3 неделя |
|
|
||||||||||
|
Обобщение по теме: «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
|
|||||||||||
Чудесный мир классики (19 ч) |
|
||||||||||||||
|
Чудесный мир классики. Жизнь и творчество П.П. Ершова. |
1 |
3 неделя |
|
|
||||||||||
|
П. Ершов «Конёк-горбунок». |
1 |
4 неделя |
|
|
||||||||||
|
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
П. П. Ершов «Конёк-горбунок» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
А. С. Пушкин. Сообщение о А.С. Пушкине |
1 |
5 неделя |
|
|
||||||||||
|
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне |
1 |
6 неделя |
|
|
||||||||||
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне |
1 |
|
|
|||||||||||
|
М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о Лермонтове М. Ю. Лермонтов.«Дары Терека» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). |
1 |
7 неделя |
|
|
||||||||||
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка) Средства художественной выразительности. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка) |
1 1 |
|
|
|||||||||||
|
Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л. Н. Толстой «Детство» |
1 1 |
8 неделя |
|
|
||||||||||
|
Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
|
1 |
|
|
|||||||||||
|
Подготовка сообщения о А. П. Чехове .А. П. Чехов «Мальчики» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
А.П. Чехов «Мальчики».
|
1 |
9 неделя |
2 четверть |
|
||||||||||
|
А.П. Чехов «Мальчики». Тест №2 |
1 |
9 неделя |
|
|
||||||||||
|
Обобщение знаний по теме: «Чудесный мир классики» Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
|
|
|||||||||||
Поэтическая тетрадь (10ч) |
|
||||||||||||||
|
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко». |
1 |
10 неделя |
|
|
||||||||||
|
А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». |
1 1 |
|
|
|||||||||||
|
Е. А. Баратынский «Весна, весна!..». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот...» |
1 |
11 неделя |
|
|
||||||||||
|
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Н. А. Некрасова «Школьник» |
1 |
12 неделя |
|
|
||||||||||
|
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
И. А. Бунин «Листопад» Тест 3 |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
13 неделя |
|
|
||||||||||
Литературные сказки -13 ч |
|
|
|||||||||||||
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». |
1 |
14 неделя |
|
|
||||||||||
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». |
1 |
15 неделя |
|
|
||||||||||
|
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Сказы П. Бажова. Анализ произведения «Серебряное копытце». |
1 |
16 неделя |
|
|
||||||||||
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
|
1 |
17 неделя |
|
|
||||||||||
|
Обобщение знаний по разделу: «Литературные сказки». Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
|
|
|||||||||||
Делу время – потехе час (6 ч) |
|
||||||||||||||
|
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» |
1 |
17 неделя |
|
|
||||||||||
|
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца |
1 |
18неделя-19 неделя |
|
|
||||||||||
|
В. Ю. Драгунский «Главные реки». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
19 неделя 20 неделя |
|
|
||||||||||
|
В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». |
1 |
|
|
|||||||||||
Страна детства (5 ч) |
|
||||||||||||||
|
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Анализ поступков героев.
|
1 |
20 неделя |
|
|
||||||||||
|
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых |
1 |
|
21 неделя |
|
|
|||||||||
|
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. |
1 |
|
22 неделя- |
|
|
|||||||||
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Работа над творческим пересказом. |
1 |
|
|
|
||||||||||
Поэтическая тетрадь №2 (2 ч) |
|
||||||||||||||
|
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Работа над изменением интонирования произведения. |
1 |
23 -24 неделя- |
|
|
||||||||||
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения» |
1 |
|
|
|||||||||||
Природа и мы-10 ч |
|
|
|||||||||||||
|
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
|
1 |
|
|
|||||||||||
|
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
М.М. Пришвин «Выскочка». Авторское отношение к герою. |
1 |
26-27 неделя |
|
|
||||||||||
|
Е.И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Размышления над главной мыслью произведения. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тема природы в произведении. |
1 |
27-28 неделя |
|
|
||||||||||
|
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест № 5 |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
29 неделя |
|
|
||||||||||
|
С. А. Есенин «Лебедушка»
|
1 |
|
|
|||||||||||
Страна Фантазия (5 ч)
|
|
||||||||||||||
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Жанровые особенности произведения. |
1 |
30 неделя |
|
|
||||||||||
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». |
1 |
30-31 неделя |
|
|
||||||||||
|
Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Создание творческих проектов. |
|
|
|
|
||||||||||
Зарубежная литература (7 ч)
|
|
||||||||||||||
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя.
|
1 |
32 -33 неделя |
|
|
||||||||||
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Восприятие эмоционально-нравственных переживаний персонажей. Поступки, действия как основное средство изображения персонажей. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
С. Лагерлеф «В Назарете». Характеристика главных героев. |
1 |
34 неделя |
|
|
||||||||||
|
С. Лагерлеф «В Назарете». Характеристика главных героев. |
1 |
|
|
|||||||||||
|
Библейские сказания С.Лагерлеф «Святая ночь» |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
Обобщение знаний |
1 |
|
|
|
||||||||||
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А. Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.