МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования администрации Гайского городского округа Оренбургской области
МБОУ "Поповская ООШ"
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
На педагогическом совете |
ЗД по УВР |
Директор МБОУ "Поповская ООШ" |
Протокол №1 |
______________Знатнова И.В. |
______________Крылова Т.С. |
Приказ №102 |
||
от "30" 082022 г. |
от "30" 08 2022 г. |
от "30" 082022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4207252)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Яншина Людмила Николаевна
учитель начальных классов
п. Поповка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного
(прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося,
на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для
слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом
знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской
литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной
школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение»
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего
школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения
литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной
жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт
решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий:
прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее
представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора
(считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль,
идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой;
образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод,
смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений
литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к
Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи,
нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость
за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование
средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические
ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок.
Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование:
связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения
(композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть
рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные
герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания,
текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские
судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного
произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера.
Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских
детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные
события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц.Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов
решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); — готовить небольшие
публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной
школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые
выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе
изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения
(не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количествочасов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
1.1. |
О Родине и её истории |
6 |
|
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения; |
Устный опрос; Самооценка с |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.2. |
Фольклор (устное народное |
16 |
1 |
|
|
Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки,
пословицы, песни), используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические
ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального
настроя произведения; |
Устный опрос; Письменный |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.3. |
Творчество |
9 |
1 |
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
Устный опрос; Письменный |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.4. |
Творчество |
4 |
|
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
Устный опрос; Самооценка с |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.5. |
Картины природы в произведениях |
8 |
1 |
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Никитина «Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее пяти авторов по выбору); |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.6. |
Творчество |
10 |
1 |
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.7. |
Литературная сказка |
9 |
1 |
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.8. |
Картины природы в произведениях |
10 |
1 |
|
|
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование
содержания, установление мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.9. |
Произведения о |
16 |
1 |
|
|
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения
(вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов; |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.10. |
Произведения о детях |
18 |
1 |
|
|
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения
(вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На
какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из
истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период
войны; Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы»,
Е. А. Пермяк |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.11. |
Юмористические произведения |
6 |
1 |
|
|
Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на
текст), постановка мотива и цели чтения; Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!» и др. (неменеедвухпроизведений); |
Устный опрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.12. |
Зарубежная литература |
10 |
1 |
|
|
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение
описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение
героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев, определение
завязки, кульминации, развязки (композиция произведения); Поиск
дополнительной справочной информации о писателях-переводчиках: С. Я. Маршаке,
К. И. Чуковском, Б. В. Заходере, представление своего сообщения в классе,
составление выставки книг зарубежных сказок, книг о животных; |
Устныйопрос; Контрольная |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
1.13. |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и |
4 |
|
|
|
Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку:
знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение
правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом; |
Устныйопрос; Письменный |
УЧИ.РУ https://uchi.ru |
Резервноевремя |
10 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
10 |
0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Темаурока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
|||
всего |
конт раб |
практ раб |
план |
факт |
|||
1. |
Вводный урок по разделу "Фольклор". Особенности волшебной сказки |
1 |
|
|
05.09.2022 |
|
Устный опрос; |
2. |
В мире книг. Выставка книг по тематике раздела |
1 |
|
|
06.09.2022 |
|
Устный опрос; |
3. |
Русские народные песни |
1 |
|
|
07.09.2022 |
|
Устный опрос; |
4. |
Докучные сказки |
1 |
|
|
08.09.2022 |
|
Устный опрос; |
5. |
Народные промыслы |
1 |
|
|
12.09.2022 |
|
Устный опрос; Самооценка с |
6. |
Русская народная сказка |
1 |
|
|
13.09.2022 |
|
Устный опрос; |
7. |
Русская народная сказка |
1 |
|
|
14.09.2022 |
|
Устный опрос; |
8. |
Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк" |
1 |
|
|
15.09.2022 |
|
Устный опрос; |
9. |
Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк" |
1 |
|
|
19.09.2022 |
|
Устный опрос; |
10. |
Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк" |
1 |
|
|
20.09.2022 |
|
Устный опрос; |
11. |
Русская народная сказка "Сивка-бурка" |
1 |
1 |
|
21.09.2022 |
|
Контрольная работа; |
12. |
Стартовая диагностика |
1 |
|
|
22.09.2022 |
|
Устныйопрос; |
13. |
Русская народная сказка "Сивка-бурка" |
1 |
|
|
26.09.2022 |
|
Устныйопрос; |
14. |
Поговорим о самом главном. Особенности построения сказок |
1 |
|
|
27.09.2022 |
|
Устныйопрос; Письменный |
15. |
Обобщение по разделу "Устное народное творчество". Тест №1 по разделу "Устное народное творчество" |
1 |
1 |
|
28.09.2022 |
|
Устныйопрос; Письменный |
16. |
Наши проекты "Сочиняем волшебную сказку" |
1 |
|
1 |
29.09.2022 |
|
Устный опрос; Практическая работа; |
17. |
Вводный урок по разделу «Картины природы в |
1 |
|
|
03.10.2022 |
|
Устный опрос; |
18. |
Ф.И. Тютчев " Листья" |
1 |
|
|
04.10.2022 |
|
Устный опрос; |
19. |
А.А. Фет "Мама! Глянька из окошка ..." |
1 |
|
|
05.10.2022 |
|
Устный опрос; |
20. |
И.С. Никитин "Встреча зимы" |
1 |
|
|
06.10.2022 |
|
Устный опрос; |
21. |
И.З. Суриков "Детство |
1 |
|
|
10.10.2022 |
|
Устный опрос; |
22. |
И.З. Суриков "Зима" |
1 |
|
|
11.10.2022 |
|
Устный опрос; |
23. |
Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором" |
1 |
|
|
12.10.2022 |
|
Устный опрос; |
24. |
Обобщение по разделу |
1 |
1 |
|
13.10.2022 |
|
Устный опрос; Контрольная |
25. |
Вводный урок по разделу "Творчество А.С. Пушкина" Выставка книг. |
1 |
|
|
17.10.2022 |
|
Устный опрос; |
26. |
А.С. Пушкин. Знакомство с биографией писателя. |
1 |
|
|
18.10.2022 |
|
Устный опрос; |
27. |
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» |
1 |
|
|
19.10.2022 |
|
Устный опрос; |
28. |
А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», |
1 |
|
|
20.10.2022 |
|
Устный опрос; |
29. |
А.С. Пушкин «Зимнее утро» |
1 |
|
|
24.10.2022 |
|
Устный опрос; |
30. |
А.С. Пушкин «Зимний вечер» |
1 |
|
|
25.10.2022 |
|
Устный опрос; |
31. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
26.10.2022 |
|
Устный опрос; |
32. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
27.10.2022 |
|
Устный опрос; |
33. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
07.11.2022 |
|
Устный опрос; |
34. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
08.11.2022 |
|
Устный опрос; |
35. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
09.11.2022 |
|
Устный опрос; |
36. |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе |
1 |
|
|
10.11.2022 |
|
Устный опрос; |
37. |
Жизнь и творчество И.А. Крылова |
1 |
|
|
14.11.2022 |
|
Устный опрос; |
38. |
И. Крылов «Мартышка и очки». |
1 |
|
|
15.11.2022 |
|
Устный опрос; |
39. |
И. Крылов «Ворона и Лисица» |
1 |
|
|
16.11.2022 |
|
Устный опрос; |
40. |
Знакомство с жизнью и |
1 |
|
|
17.11.2022 |
|
Устный опрос; |
41. |
М. Лермонтов «Горные |
1 |
|
|
21.11.2022 |
|
Устный опрос; |
42. |
Лирическое стихотворенияМ.Ю.Лермонтова«Утес», «Осень» |
1 |
|
|
22.11.2022 |
|
Устный опрос; |
43. |
Л.Н. Толстой. Страницы биографии писателя |
1 |
|
|
23.11.2022 |
|
Устный опрос; |
44. |
Л.Н. Толстой " Детство" (из воспоминаний писателя) |
1 |
|
|
24.11.2022 |
|
Устный опрос; |
45. |
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», |
1 |
|
|
28.11.2022 |
|
Устный опрос; |
46. |
Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» |
1 |
|
|
29.11.2022 |
|
Устный опрос; |
47. |
Л.Н. Толстой "Акула" |
1 |
|
|
30.11.2022 |
|
Устный опрос; |
48. |
Л.Н. Толстой "Прыжок" |
1 |
|
|
01.12.2022 |
|
Устный опрос; |
49. |
Обобщение по разделу |
1 |
1 |
|
05.12.2022 |
|
Устный опрос; Контрольная |
50. |
Вводный урок по разделу "Литературные сказки". Выставка книг по разделу |
1 |
|
|
06.12.2022 |
|
Устный опрос; |
51. |
Д.Мамин-Сибиряк |
1 |
|
|
07.12.2022 |
|
Устный опрос; |
52. |
Д.Мамин-Сибиряк |
1 |
|
|
08.12.2022 |
|
Устный опрос; |
53. |
Мониторинг техники чтения |
1 |
|
|
12.12.2022 |
|
Устный опрос; |
54. |
В.Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
|
|
13.12.2022 |
|
Устный опрос; |
55. |
В.Одоевский «Мороз Иванович» |
1 |
|
|
14.12.2022 |
|
Устный опрос; |
56. |
Промежуточная диагностика. |
1 |
1 |
|
15.12.2022 |
|
Контрольная работа; |
57. |
В.Гаршин «Лягушка -путешественница» |
1 |
|
|
19.12.2022 |
|
Устный опрос; |
58. |
В.Гаршин «Лягушка -путешественница» |
1 |
|
|
20.12.2022 |
|
Устный опрос; |
59. |
Обобщение по разделу |
1 |
1 |
|
21.12.2022 |
|
Устныйопрос; Контрольная |
60. |
Вводный урок по разделу |
1 |
|
|
22.12.2022 |
|
Устный опрос; |
61. |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
|
26.12.2022 |
|
Устный опрос; |
62. |
М. Горький «Случай с Евсейкой» |
1 |
|
|
27.12.2022 |
|
Устный опрос; |
63. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
1 |
|
|
28.12.2022 |
|
Устный опрос; |
64. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
1 |
|
|
10.01.2023 |
|
Устный опрос; |
65. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
1 |
|
|
11.01.2023 |
|
Устный опрос; |
66. |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» |
1 |
|
|
12.01.2023 |
|
Устный опрос; |
67. |
А.Куприн «Слон» |
1 |
|
|
16.01.2023 |
|
Устный опрос; |
68. |
А.Куприн «Слон» |
1 |
|
|
17.01.2023 |
|
Устный опрос; |
69. |
А.Куприн «Слон» |
1 |
|
|
18.01.2023 |
|
Устный опрос; |
70. |
А.Куприн «Слон» |
1 |
|
|
19.01.2023 |
|
Устный опрос; |
71. |
Обобщение по разделу "Юмористические Тест № 5 по разделу"Юмористически |
1 |
1 |
|
23.01.2023 |
|
Устный опрос; Контрольная |
72. |
Вводный урок по разделу "Картины природы в |
1 |
|
|
24.01.2023 |
|
Устный опрос; |
73. |
С.Чёрный «Воробей». |
1 |
|
|
25.01.2023 |
|
Устный опрос; |
74. |
С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...», |
1 |
|
|
26.01.2023 |
|
Устный опрос; |
75. |
С.Чёрный "Слон" |
1 |
|
|
30.01.2023 |
|
Устный опрос; |
76. |
А. Блок "Сны" |
1 |
|
|
31.01.2023 |
|
Устный опрос; |
77. |
А. Блок "Ворона" |
1 |
|
|
01.02.2023 |
|
Устный опрос; |
78. |
М. Пришвин "Моя Родина" |
1 |
|
|
02.02.2023 |
|
Устный опрос; |
79. |
С.А. Есенин "Черемуха" |
1 |
|
|
06.02.2023 |
|
Устный опрос; |
80. |
Обобщение по разделу |
1 |
1 |
|
07.02.2023 |
|
Устныйопрос; Контрольная |
81. |
Водный урок по разделу |
1 |
|
|
08.02.2023 |
|
Устный опрос; |
82. |
И.Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
09.02.2023 |
|
Устный опрос; |
83. |
И.Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
13.02.2023 |
|
Устный опрос; |
84. |
И.Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
14.02.2023 |
|
Устный опрос; |
85. |
И.Соколов-Микитов «Листопадничек» |
1 |
|
|
15.02.2023 |
|
Устный опрос; |
86. |
В.Белов «Малька провинилась», |
1 |
|
|
16.02.2023 |
|
Устный опрос; |
87. |
В.Белов «Малька провинилась», |
1 |
|
|
20.02.2023 |
|
Устный опрос; |
88. |
В.Белов «Ещё раз про Мальку» |
1 |
|
|
21.02.2023 |
|
Устный опрос; |
89. |
В.Ю. Драгунский " Он живой и светится" |
1 |
|
|
22.02.2023 |
|
Устный опрос; |
90. |
В.Астафьев "Капалуха |
1 |
|
|
27.02.2023 |
|
Устный опрос; |
91. |
Б.Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
28.02.2023 |
|
Устный опрос; |
92. |
Б.Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
01.03.2023 |
|
Устный опрос; |
93. |
Б.Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
02.03.2023 |
|
Устный опрос; |
94. |
Б.Житков «Про обезьянку» |
1 |
|
|
06.03.2023 |
|
Устный опрос; |
95. |
Обобщение по разделу |
1 |
1 |
|
07.03.2023 |
|
Устный опрос; Контрольная |
96. |
Вводный урок по разделу "Произведения о детях". Выставка книг по тематике раздела |
1 |
|
|
09.03.2023 |
|
Устный опрос; |
97. |
С.Я. Маршак "Гроза днем" "В лесу над росистой поляной" |
1 |
|
|
13.03.2023 |
|
Устный опрос; |
98. |
А.Барто «Разлука» |
1 |
|
|
14.03.2023 |
|
Устный опрос; |
99. |
А.Барто «В театре» |
1 |
|
|
15.03.2023 |
|
Устный опрос; |
100. |
С.Михалков «Если» |
1 |
|
|
16.03.2023 |
|
Устный опрос; |
101. |
М.Дружинина "Мамочка-мамуля" |
1 |
|
|
20.03.2023 |
|
Устный опрос; |
102. |
Т.Бокова "Родина -слово большое" |
1 |
|
|
21.03.2023 |
|
Устный опрос; |
103. |
Е.Благинина «Кукушка» |
1 |
|
|
22.03.2023 |
|
Устный опрос; |
104. |
Е.Благинина «Котёнок» |
1 |
|
|
23.03.2023 |
|
Устный опрос; |
105. |
Наши проекты "В мире детской поэзии" |
1 |
|
|
04.04.2023 |
|
Устный опрос; |
106. |
Б.Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» |
1 |
|
|
05.04.2023 |
|
Устный опрос; Контрольная |
107. |
М.Зощенко «Золотые слова» |
1 |
|
|
06.04.2023 |
|
Устный опрос; |
108. |
М.Зощенко «Золотые слова» |
1 |
|
|
10.04.2023 |
|
Устный опрос; |
109. |
М.Зощенко «Великие путешественники» |
1 |
|
|
11.04.2023 |
|
Устный опрос; |
110. |
М.Зощенко «Великие путешественники» |
1 |
|
|
12.04.2023 |
|
Устный опрос; |
111. |
Н.Носов «Федина задача» |
1 |
|
|
13.04.2023 |
|
Устный опрос; |
112. |
Н.Носов «Федина задача» |
1 |
|
|
17.04.2023 |
|
Устный опрос; |
113. |
А.Платонов «Цветок на земле», |
1 |
|
|
18.04.2023 |
|
Устный опрос; |
114. |
А.Платонов «Цветок на земле», |
1 |
|
|
19.04.2023 |
|
Устный опрос; |
115. |
А.Платонов «Цветок на земле», |
1 |
|
|
20.04.2023 |
|
Устный опрос; |
116. |
Итоговая диагностика. |
1 |
1 |
|
24.04.2023 |
|
Устный опрос; Контрольная работа; |
117. |
Н.Носов «Телефон» |
1 |
|
|
25.04.2023 |
|
Устный опрос; |
118. |
Н.Носов «Телефон» |
1 |
|
|
26.04.2023 |
|
Устный опрос; |
119. |
В.Драгунский «Друг детства» |
1 |
|
|
27.04.2023 |
|
Устный опрос; |
120. |
В.Драгунский «Друг детства» |
1 |
|
|
02.05.2023 |
|
Устный опрос; |
121. |
Мониторинг техники чтения |
1 |
|
|
03.05.2023 |
|
Устный опрос; |
122. |
Обобщение по разделу Произведения о детях" |
1 |
1 |
|
04.05.2023 |
|
Устный опрос; |
123. |
Вводный урок по разделу "Зарубежная литература". Выставка книг по тематике раздела |
1 |
|
|
08.05.2023 |
|
Устный опрос; |
124. |
Детские писатели переводчики С.Я. Маршак, Б.В.Заходер |
1 |
|
|
10.05.2023 |
|
Устный опрос; |
125. |
Великий сказочник Г.Х. Андерсен. Сообщение о творчестве писателя» |
1 |
|
|
11.05.2023 |
|
Устный опрос; |
126. |
Г.Андерсен «Гадкийутёнок» |
1 |
|
|
15.05.2023 |
|
Устный опрос; |
127. |
Г.Андерсен «Гадкийутёнок» |
1 |
|
|
16.05.2023 |
|
Устный опрос; |
128. |
Г.Андерсен «Гадкийутёнок» |
1 |
|
|
17.05.2023 |
|
Устный опрос; |
129. |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
1 |
|
|
18.05.2023 |
|
Устный опрос; |
130. |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
1 |
|
|
22.05.2023 |
|
Устный опрос; |
131. |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
1 |
|
|
23.05.2023 |
|
Устный опрос; |
132. |
Написание аннотации к самостоятельнопрочитанному произведению |
1 |
|
|
24.05.2023 |
|
Устный опрос; |
133. |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и |
1 |
|
|
25.05.2023 |
|
Устный опрос; |
134. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
|
29.05.2023 |
|
Контрольная |
135. |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
1 |
|
|
30.05.2023 |
|
Устный опрос; |
136. |
Круг чтения на лето |
1 |
|
|
31.05.2023 |
|
Устный опрос; |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
10 |
1 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие,
Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературное чтение. Методические рекомендации.
4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. А. Стефаненко.М. : Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УЧИ.РУ https://uchi.ru
Яндекс. Учебник https://education.yandex.ru
Я Класс https://www.yaklass.ru
Skysmarthttps://skysmart.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютерное оборудование. Ноутбук учителя.
Мультимедийный проектор
Многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер).
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.