Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С.А. Солнечникова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор
____________________А.В.Бойко
«____» _______________ 20__ г. __________ А.Т.Альмагамбетов
Заместитель директора по УПР
______________ Е.А.Евдокимова
«____» _____________ 20__ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.03 Основы материаловедения
для профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Программа подготовки - базовая
Орск, 2021
Рабочая программа ОП.03 Основы материаловедения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (пр.№ 50 от 29.01.16г.)
Организация – разработчик:
ГАПОУ Техникум транспорта г.Орска
Разработал преподаватель высшей квалификационной категории:
______________ Ю.А.Синькевич
Рассмотрено и одобрено
на заседании предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин техники наземного транспорта
Протокол № ____ от «___» ______________ 20__ года
Председатель предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин техника наземного транспорта_____________________Новикова Н.В
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения учебной дисциплины |
5 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
4. условия реализации программы учебной дисциплины |
12 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1 Область применения учебной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОПОП СПО на базе основного общего образования ППКРС.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Главной целью дисциплины ОП.03 Основы материаловедения является формирование умений и знаний по дисциплине, необходимых для освоения профессиональных модулей и создание условий, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций, необходимых в профессии.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.03 Основы материаловедение обучающийся должен:
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов материалов
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. результаты освоения учебной дисциплины
Результатом освоения дисциплины ОП.03 Основы материаловедения является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК.1 |
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК.4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК.5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
16 |
практические занятия |
20 |
из них: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
18 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
- |
дифференцированный зачет |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося |
18 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа |
18 |
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета
3.2. Практическая подготовка.
Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих.
Объем практической подготовки
для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) по учебной дисциплине ОП.03 Материаловедение составляет:
Объем практической подготовки |
Вид учебной работы |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка |
10 |
Самостоятельная работа |
Матрица общих и профессиональных компетенций
|
Наименование разделов |
|
1. Свойства материалов и сплавов |
2. Свойства сталей, цветных металлов и сплавов, полимерных материалов |
|
ОК 1. |
+ |
+ |
ОК 2. |
+ |
+ |
ОК 4. |
+ |
+ |
ОК 5. |
+ |
+ |
ОК 6. |
+ |
+ |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы материаловедения
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
№ с/р |
Вопросы для самостоятельного изучения |
Домашнее задание к сам. работе |
Кол-во часов |
Вид учебного занятия |
Наглядные пособия и оборудование |
Домашнее задание к уроку Л1. А.М.Адаскин, В.М. Зуев. Материаловедение Л2.Барташевич А.А. Материаловедение |
Раздел 1. Свойства материалов и сплавов |
|||||||||
1 семестр |
|||||||||
1 |
Тема 1 Введение. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллизация металлов. |
2 |
|
|
|
|
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л1, раздел 1, гл. 1 с. 4 - 8
|
2 |
ПЗ № 1. Кристаллическое строение и свойства металлов |
2 |
1 |
ПП Производство металлов в Оренбургской области |
презентация |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
3 |
Тема 2. Физические и механические свойства материалов |
2 |
|
|
|
|
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л1, раздел 2, гл. 4 с. 20-22
|
4 |
ПЗ № 2. Физические и механические свойства материалов
|
2 |
2 |
ПП ПП Свойства металлов |
сообщение |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
5 |
Тема 3. Диаграмма состояния железо-углерод |
2 |
3 |
Диаграмма состояния железо-цементит |
Л1, раздел 1, гл. 5 с. 40 конспект |
2 |
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь, диаграмма |
Л1, раздел 3, гл. 1 с. 45-48
|
6 |
Тема 4. Механические испытания образцов материалов |
2 |
|
|
|
|
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л 2, раздел 3, гл. 2 с. 24
|
7 |
ПЗ № 3. Испытание на твердость по Бринеллю |
2 |
4 |
ПП Испытание на твердость по Роквеллу |
Л 2, раздел 3, гл. 2 с. 24 конспект |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
8 |
ПЗ № 4 Использование справочных таблиц для определения свойств материалов |
2 |
5 |
Черные металлы |
|
1 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
9 |
ПЗ. №5 Контрольная работа №1: Свойства материалов и сплавов |
2 |
|
|
|
|
ПП практическое занятие |
комплект заданий |
Повторение изученного материала. |
Всего за 1 семестр: Обязательной учебной нагрузки - 18ч в т.ч. теоретических занятий (уроков) - 8ч практических занятий - 10ч Самостоятельной работы - 9ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2: Свойства сталей, цветных металлов и сплавов, полимерных материалов |
|||||||||
2 семестр |
|||||||||
10 |
Тема 5. Наименование, маркировка, основные свойства и классификация углеродистых и конструкционных сталей |
2 |
6 |
Легированные стали |
сообщение |
2 |
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л 2, раздел 4, гл. 1 с. 30
|
11 |
ПЗ № 6. Углеродистые стали. Конструкционные стали. |
2 |
7 |
Стали и сплавы с особыми свойствами |
сообщение |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
12 |
Тема 6. Наименование, маркировка, основные свойства и классификация цветных металлов и сплавов |
2 |
|
|
|
|
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л 2, раздел 4, гл. 2 с. 40
|
13 |
ПЗ № 7. Наименование, маркировка, основные свойства и классификация цветных металлов и сплавов |
2 |
8 |
ПП Производство цветных металлов в Оренбургской области |
презентация |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
14 |
Тема 7. Наименование, маркировка, основные свойства и классификация полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена) |
2 |
|
|
|
|
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л 2, раздел 5, гл. 1 с. 50
|
15 |
ПЗ № 8. Наименование, маркировка, основные свойства и классификация полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена) |
2 |
9 |
ПП Сварка полипропиленовых труб |
презентация |
2 |
ПП практическое занятие |
электронные плакаты, методическая разработка ПЗ |
оформить отчет |
16 |
Тема 8. Выбор материалов для осуществления профессиональной деятельности Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов |
2 |
10 |
Марочник металлов и сплавов (обзор) |
сообщение |
1 |
ПП урок |
видеопроектор учебники рабочая тетрадь |
Л 2, раздел 5, гл. 2 с. 60
|
17 |
ПЗ №9 Контрольная работа №2: Свойства сталей, цветных металлов и сплавов, полимерных материалов. |
2 |
|
|
|
|
ПП практическое занятие |
комплект заданий |
Повторение изученного материала. |
18 |
ПЗ №10 Дифференцированный зачет |
2 |
|
|
|
|
ПП практическое занятие |
комплект заданий |
Работа над ошибками |
Всего за 2 семестр: Обязательной учебной нагрузки - 18ч в т.ч. теоретических занятий (уроков) - 8ч практических занятий - 10ч Самостоятельной работы - 9ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 54ч:
уроков 16ч
практических занятий – 20ч
самостоятельная работа – 18ч
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачёт
3.3 Внеаудиторная самостоятельная работа
Формы работы
1.Составление вопросов по содержанию лекции
2.Изучение материала (обработка текста)
3.Составление конспекта
4.Упражнение, решения задач, ответы на контрольные вопросы
5.Выполнение заданий поисково-исследовательского характера
6. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.
Формы контроля
1.Собеседование
2.Сообщение
3.Доклад
4.Самоотчёты
5.Проверка решения задач
7.Проверка конспекта
8.Взаимопроверка
9.Самопроверка
№ урока |
№ с/р |
Тема самостоятельной работы |
Домашнее задание |
Формы работы |
Формы контроля |
2 |
1 |
Производство металлов в Оренбургской области |
презентация |
2,4,5 |
8 |
4 |
2 |
Свойства металлов |
доклад |
2,5,6 |
3 |
5 |
3 |
Диаграмма состояния железо-цементит |
Л1, раздел 1, гл. 5 с. 40 конспект |
2,4,6 |
7 |
7 |
4 |
Испытания на прочность по Роквеллу |
Л 2, раздел 3, гл. 2 с. 24 конспект |
2,4,6 |
7 |
8 |
5 |
Черные металлы |
доклад |
2,5,6 |
3 |
10 |
6 |
Легированные стали |
сообщение |
2,5,6 |
2 |
11 |
7 |
Стали и сплавы с особыми свойствами |
сообщение |
2,5,6 |
2 |
13 |
8 |
Производство цветных металлов в Оренбургской области |
презентация |
2,4,6 |
8 |
15 |
9 |
Сварка полипропиленовых труб |
презентация |
2,4,5 |
8 |
16 |
10 |
Марочник металлов и сплавов (обзор) |
сообщение |
2,5,6 |
2 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Материаловедение.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Основы материаловедения»;
- коллекция минералов;
- коллекция черных и цветных металлов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
4.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. А.М.Адаскин, В.М. Зуев.Материаловедение (металлообработка): учебник для НПО.Издательский центр «Академия», 2013.
2. Барташевич А.А. Материаловедение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
3. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. / Заплатин В.Н. – М.: Академия, 2017.
Дополнительные источники:
1. Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению. Металлообработка. Учебное пособие для НПО. Издательство: «Академия», 2017 г
2. Справочник инженера – технолога в машиностроении. Справочник/под ред. А.П. Бабичева и др. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016.
3. «Технология машиностроения».
4. «Машиностроитель».
5. «Информационные технологии»
Интернет ресурсы:
1. Электронная библиотечная система «ЮРАЙТ»:
- https://urait.ru/book/materialovedenie-431857
2. http://supermetalloved.narod.ru/lectures_materialoved.htm
3. http://www.studfiles.ru/preview/890400/
4. http://shporgaloshka.ucoz.ru/materialovedenie-konspekt_lekcij.pdf
5. http://lib.ssga.ru/fulltext/umk/080502-pdf/1%20курс/1%20семестр/материаловедение/080502%20конспект%20лекций%20материаловедение.%202011.pdf
6. http://www.materialscience.ru/subjects/materialovedenie/lektsii/lektsii__po_materialovedeniyu_24_01_2010/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ОП.03 Основы материаловедения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий внеаудиторно.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией – дифференцированным зачетом.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине ОП.03 Основы материаловедения самостоятельно разрабатываются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся в начале учебного года.
Для текущего и промежуточного контроля созданы контрольно-оценочные средства (КОС).
КОС включают в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или не соответствия) индивидуальных образовательных достижений по основным показателям результатов подготовки (таблица).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов |
- практическая работа; - устный и письменный опрос; - тестирование; - контрольная работа; - дифференцированный зачёт. |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
|
знания: |
|
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена) |
- устный и письменный опрос; - тестирование; - контрольная работа; - дифференцированный зачёт.
|
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
|
механические испытания образцов материалов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умение.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Освоенные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- демонстрируют интерес к будущей профессии. |
Экспертная оценка деятельности Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
- взаимодействуют с преподавателем и мастером. |
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
- выполняют эффективный поиск необходимой информации; -используют различные источники, включая электронные. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- выполняют эффективный поиск необходимой информации; -используют различные источники, включая электронные. |
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
- взаимодействуют с обучающимся, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
90-100 |
5 |
отлично |
80-89 |
4 |
хорошо |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.