Современная дидактика ставит перед учителем такие основные задачи, как разработка новых технологий обучения, конкретизация принципов организации обучения, определение путей и методов развития самостоятельности в познании, активности, инициативы учеников.
Основные категории дидактики, давно и хорошо представленные в научных исследованиях, укладываются в следующий перечень: учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Наиболее приемлемыми методами в работе с учащимися, являются: объяснительно –иллюстративный репродуктивный; частично поисковый; коммуникативный; информационно – коммуникационный; методы устного контроля и самоконтроля. Достижение эффективности здесь возможно не только за счет индивидуализации обучения, но и в связи с применением разнообразных возможностей ИКТ, особенно в онлайн преподавании.
Под ИКТ в образовании мы понимаем образовательные интернет ресурсы для детей, развивающие мобильные приложения, интерактивные сервисы, компьютерные игры и обучающий видеоконтент.
Основой работы любого учителя является содержание учебного процесса. В нашей ситуации к услугам педагога мощный сектор разнообразных сервисов, с помощью которых можно визуализировать, сделать ярким и насыщенным содержание любого урока. Начиная с презентаций и заканчивая созданием собственного сайта, речь идет о разработке интерактивного контента, который поневоле вовлекает ученика учебный процесс, обеспечивая таким образом применение частично поискового, коммуникативного и информационно – коммуникационного методов обучения.
Давно известные нам всем презентации таят в себе скрытые возможности. Во-первых, сам процесс создания вместе с учащимися презентационной работы с соблюдением правил представления материала в PowerPoint, которые частенько нарушают многие взрослые, создавая удивительно скучные, перегруженные невыправленным текстом работы. На самом деле создание презентации можно превратить в увлекательную творческую игру. Сюда относятся и выбор темы, формулирование задачи, по поводу решения которой и будет создаваться презентация, создание заголовка, поиск и отбор подходящих картинок, дизайн макета и т.д. Кроме того существует немало сервисов где можно изготавливать те же презентации как по шаблонам, так в творческом полете. Главное здесь — организация совместной работы, в ходе которой применяются объяснительно –иллюстративный, частично поисковый и информационно – коммуникационный методы.
Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Существует много и собственно игровых, интересных способов, но все они требуют серьезной подготовки как в организационном плане, так и в уровне подготовленности детей (например, любая ролевая игра) Учитывая же особенности нашей работы и особенности нашей детей мы прямиком выходим на использование онлайновых игровых сервисов.
Существуют готовые игровые сервисы, такие как:
· educandy
· Умапалата
· learnis
· classtools
· Генератор ребусов
Среди обозначенных сервисов первое место заслуженное первое место занимает educandy. Одинаково интересен и полезен для учащихся разных возрастов. Его значимость для развития ученика заключается в развитии ассоциативного мышления и многократном повторении материала в разных видах. Преимущество работы в данном сервисе состоит в том, что составив одно задание, его можно обыгрывать в разных вариантах четырежды. Это позволяет использовать игру даже если еще материал не изучен. Детям дается установка именно на игру: попробуйте, рискните, отвечайте наугад, ничего страшного! И это действует - играют все!
Сервис Умапалата не только позволяет создавать игры непосредственно по изучаемым темам, но также предоставляет возможность и просто поиграть, что очень даже бывает необходимо для нашей детей в качестве релаксации.
Интересные возможности для создания квестов дает сервис learnis — русскоязычный сайт, находящийся в постоянном развитии. Совершенно фантастическим по разнообразию различных игр является classtools. И это далеко не весь перечень игровых сервисов, которые представлены в интернете. Количество их множится с каждым днем.
В большинстве случаев сервисы, как обучающие, так и игровые, предоставляют возможности совместной работы, что создает необходимые условия для более полного вовлечения ребенка в учебную деятельность, дает возможности раскрыть свое творческое начало и получить удовлетворение от проделанной работы.
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
2. Егорова Т.М. И др. Методология и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования/Открытое образование, Т.22, №6, 2018 г.
3. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. Монография – М.: Мир науки, 2020. – Сетевое издание.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.