Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС 3.0
Оценка 5

Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС 3.0

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
26.08.2023
Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС 3.0
Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС 3.0 (обновленный ФГОС)
РП_ музыка_1класс_обновленный ФГОС.docx

Разработчик: Цветкова Валентина Владимировна

МБОУ сош 96 с углубленным изучением английского языка

Г. Новосибирск

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по музыке

1 класс

 

 

Рабочая программа на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.); и примерной программы по музыке, разработанной Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

 

 

 

1 класс – 33 часа в год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.  Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю: 1)  реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2)  определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с  изменениями и дополнениями от 29  декабря 2014  г., 31  декабря 2015  г., 11  декабря 2020  г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола №  1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2  июня 2020 г. №  2/20); 3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3.Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4.Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5.Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6.  Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль №  1 «Музыкальная грамота»; модуль №  2 «Народная музыка России»; модуль №  3 «Музыка народов мира»; модуль №  4 «Духовная музыка»; модуль №  5 «Классическая музыка»; модуль №  6 «Современная музыкальная культура»; модуль №  7 «Музыка театра и кино»; модуль №  8 «Музыка в жизни человека». Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах). При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.

Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы Выразительные и изобразительные интонации Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Куплетная форма. Запев, припев. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав Пентатоника — пятиступенный лад, распространённый у многих народов Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги) Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе). Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио. Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёх - частная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.

 

Модуль № 2 «Народная музыка России»

Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.  Традиционные музыкальные инструменты. Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на  примере одного или нескольких народных праздников. Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации3.Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты- исполнители. Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д.  Б.  Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.  Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители. Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс.  Джаз. Творчество Дж.  Гершвина. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов).

 

Модуль № 4 «Духовная музыка»

Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.  Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов - классиков.  Орган и его роль в богослужении. Творчество И.  С.  Баха. Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания.

 

Модуль № 5 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Детская музыка П.  И.  Чайковского, С.  С.  Прокофьева, Д.  Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.  И.  Чайковского.

 

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т.  д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания. Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов. Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи. Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах.

 

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов. Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов. Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов. Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И.  Штрауса, И.  Кальмана, мюзиклов Р.  Роджерса, Ф.  Лоу и др. Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т.  д. История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам.

№ 8 «Музыка в жизни человека»

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Музыка, создающая настроение праздника1.Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т.  д.). Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

 Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1.        Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

—определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);

—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

 —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

—на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

—с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);

—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);

—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

—выбирать источник получения информации;

—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

—анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

 —самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2.        Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

—воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

—передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

 —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

—признавать возможность существования разных точек зрения; —корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

 —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—готовить небольшие публичные выступления;

—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

—переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3.        Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

—планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.  д.).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

 —с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

 

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:

—классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

—различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

—различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; —различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

—понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

—исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

—исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

 

 

Модуль № 2 «Народная музыка России»:

—определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

—определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

—группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

—определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

—различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

—создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;

—исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

—участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

 

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

 —различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;

—определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

—различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);

—различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

 

Модуль № 4 «Духовная музыка»:

—определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

—исполнять доступные образцы духовной музыки;

 —уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

 

Модуль № 5 «Классическая музыка»:

—различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;

—различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

—различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

—исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;

—воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

—характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

—соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

 

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:

—иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;

—различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);

—анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

—исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

 

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:

—определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

—различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т.д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

—различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

 

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:

—исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

—воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

—осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием примерного количества учебного времени.

 

Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п.  23 ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».

 

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

№ урока п/п

Раздел (с указанием кол-ва часов)

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Деятельность учителя с учетом РП воспитания

1

I раздел-Музыка вокруг нас

(16 ч.)

И Муза вечная со мной.

Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии.

-устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

 

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;

 

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

 

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

-привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;

 

-использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

 

-использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения и музыкальных произведений для слушания и исполнения;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дидактический театр, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы;

 

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей;

 

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов;

 

-проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося;

 

-организовывать в рамках урока поощрение учебной/социальной успешности;

 

-опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр.

2

Хоровод муз.

Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии. Двигательная импровизация под музыку лирического характера. Выстраивание хорового унисона  — вокального и психологического.

3

Повсюду музыка слышна. Входной предметный мониторинг.

Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора.

4

Душа музыки -мелодия.

Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

5

Музыка осени.

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

6

Сочини мелодию.

Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я  — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).Освоение правил поведения на концерте

7

«Азбука, азбука каждому нужна…».

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Исполнение песен школьной тематики.

8

Музыкальная азбука.

Знакомство с элементами нотной записи. Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков. Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до». Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда

9

Русские народные музыкальные инструменты

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов. Определение на слух тембров инструментов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах.

10

 «Садко».

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. В инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера. Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и  литературным произведениям.

11

Народные и профессиональные музыкальные инструменты.

Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления

12

Звучащие картины.

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов. Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.

13

Разыграй песню.

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Разучивание, харáктерное исполнение песни — портретной зарисовки.

14

Пришло Рождество,  начинается торжество.

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен. Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о  символике фольклорного праздника.

15

Родной обычай старины. Промежуточный предметный мониторинг.

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен. Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о  символике фольклорного праздника.

16

Добрый праздник среди зимы.

Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. Конкурс на лучшего «дирижёра». Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику.

17

II раздел- Музыка и ты

(17 ч.)

Край, в котором ты живешь.

Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков. Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.

-устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;

 

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;

 

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);

 

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

-привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;

 

-использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

 

-использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения и музыкальных произведений для слушания и исполнения;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: дидактический театр, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

 

-применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы;

 

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ выступлений своих товарищей;

 

-реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов;

 

-проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающегося;

 

-организовывать в рамках урока поощрение учебной/социальной успешности;

 

-опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр;

 

-воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще;

 

-развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

18

Поэт, художник, композитор.

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.

19

Музыка утра.

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

20

Музыка вечера.

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация, пластическое интонирование. Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.

21

Музыкальные портреты.

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства. Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения. Разучивание, харáктерное исполнение песни — портретной зарисовки.

22

Разыграй сказку.

Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения.

23

Музы не молчали.

Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения. Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему?

24

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов. «Я — пианист» — игра — имитация исполнительских движений во время звучания музыки. Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя. Демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами)

25

Мамин праздник.

Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. Разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику.

26

Старинные и современные музыкальные инструменты.

Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.

27

«Чудесная лютня». Звучащие картины.

Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов. Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов. Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления.

28

Музыка в цирке.

Диалог с учителем о значении музыки на празднике. Слушание произведений торжественного, праздничного характера. «Дирижирование» фрагментами произведений. Групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа».

29

Дом, который звучит.

Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами. Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя. Определение особенностей балетного и оперного спектакля.

30

Опера - сказка

Видео просмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу». Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы.

31

«Ничего на свете лучше нету…» Годовая контрольная работа.

Видео просмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу». Разучивание, исполнение отдельных номеров из детской музыкальной сказки.

32

Афиша. Программа.

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. Музыкальная викторина. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами.

33

Обобщающий урок: «Музыка и ты»

Музыкальная игра «Угадай мелодию»

 

 

 

 


 

Разработчик: Цветкова Валентина

Разработчик: Цветкова Валентина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО

Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка

Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка

Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим…

Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим…

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Модуль № 5 «Классическая музыка»

Модуль № 5 «Классическая музыка»

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности

Базовые исследовательские действия: —на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;…

Базовые исследовательские действия: —на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;…

Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила…

Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила…

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного…

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного…

Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов

Модуль № 2 «Народная музыка России»: —определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкальных…

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»: —иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; —различать и определять на слух принадлежность музыкальных…

ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или…

ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или…

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Хоровод муз. Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

Поэт, художник, композитор. Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы

II раздел- Музыка и ты (17 ч

II раздел- Музыка и ты (17 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023