Планируемые результаты освоения учебного предмета «музыка»
Изучение курса музыки в 6 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
• формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
• принятие мультикультурной картины современного мира;
• становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
В метапредметном направлении:
Регулятивные: и учащиеся научатся:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• смогут организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих
• целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
• оценивать достигнутые результаты;
• работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• научатся организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
• оценивать достигнутые результаты;
Учащиеся получат возможность научиться
• осознавать то, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
• сравнивать, сопоставлять, классифицировать, по одному или нескольким предложенным критериям
• умению работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
• способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формированию ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения
Познавательные:
Учащиеся научатся
• усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа;
• структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства;
• умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога;
• владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации.
• Логические умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценке восприятия и исполнения музыкального произведения.
• приобщаться к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному, духовному музыкальному творчеству
• формировать целостную художественную картину мира
• воспитывать патриотические убеждения, толерантности жизни в поликультурном обществе.
• развивать творческое, символическое, логическое мышление, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся
· сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение; объединять полученные результаты;
· грамотно выразить и убедительно обосновать свою точку зрения;
· уважать мнение других; учитывать позицию одноклассников, вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений;
· проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
· задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
• выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель.
в предметном направлении:
Учащиеся научатся:
• слушать и анализировать музыкальные сочинений с последующим их обсуждением;
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства,
• выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок),
• различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
• самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
Учащиеся получат возможность научиться:
• владеть разнообразными способами деятельности, приобретать и совершенствовать опыт:
• стремиться к самостоятельному общению с высоко- художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
• проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
• понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
• определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
• реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
• продуктивно сотрудничать в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов.
У обучающихся должна сформироваться готовность применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы учебного предмета «музыка»
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Тюменский Симфонический оркестр. Авторская музыка: прошлое и настоящее. Барды Тюменской области и г. Тюмени.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Образы камерной музыки Камерная музыка Тюменской филармонии
Мир музыкального театра. Культурный центр Тюмени.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки |
16 |
2 |
Мир образов камерной и симфонической музыки |
18 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.