Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Таманский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16 муниципального образования
Темрюкский район.
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 МО Темрюкский район от 31 августа 2021 года протокол №1 Председатель ________ С.В.Чмелева подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Обществознание»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс)
основное общее образование (5-9 классы)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 136
Учитель, разработчик рабочей программы
Литовченко Александр Иванович, учитель обществознания МБОУ СОШ № 16
Программа разработана в соответствии
ФГОС основного общего образования
(указать ФГОС)
с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, программы воспитания школы и примерной рабочей программы основного общего образования по обществознанию
(указать примерную ООП / примерную программу учебного предмета)
с учетом УМК Рабочая программа курса «Обществознание». 5-9 классы. Боголюбов Л.Н. -М.: Просвещение, 2014.
(указать автора, издательство, год издания)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты изучения предметной области «Обществознание»:
Основные направления воспитательной деятельности
1. Гражданское воспитание.
1.1. представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
1.2. готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
1.3. стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
1.4. готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
1.5. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
2.1. ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
2.2. понимание значения обществознания как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области обществознания;
2.3. заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
3.1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание).
4.1. формирование восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
4.2. осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
4.3. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
4.4. стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания).
5.1. формирование мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
5.2. интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
5.3. формирование информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
6.1. осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью;
6.2. установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
7.1. интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
7.2. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.1. осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Метапредметные результаты изучения предметной области «Обществознание»:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты изучения предметной области «Обществознание»:
1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области макро- и микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный институт;
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в современном мире; социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики "сдерживания"; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
6 класс.
I. Человек в социальном измерении (12 ч.)
Вводный урок
Человек - личность
Человек познает мир
Практикум "Учимся оценивать себя"
Человек и его деятельность
Учимся правильно организовывать свою деятельность
Потребности человека
Материальные и духовные потребности
На пути к жизненному успеху
Человек в социальном измерении
Человек в социальном измерении.
Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении»
II. Человек среди людей (10 ч.)
Межличностные отношения
Приятельство, товарищество, дружба
Учимся строить отношения
Человек в группе
Малая группа
Общение
Виды общения
Конфликты в межличностных отношениях
Причины межличностных конфликтов
Практикум по теме «Человек среди людей»
III. Нравственные основы жизни (12 ч.)
Человек славен добрыми делами
Словесный портрет доброго человека
Будь смелым.
Словесный портрет смелого человека
Повторительно-обобщающий урок "Человек среди людей"
Человек и человечность
Словесный портрет гуманного человека
Нравственные основы жизни
Поступки людей и их нравственная оценка
Урок-обобщение по разделу «Нравственность»
Итоговый урок по курсу «Обществознание 6 класс»
Итоговый тест курсу «Обществознание 6 класс
7 класс.
I. Регулирование поведения людей в обществе (14 ч.)
Вводный урок
Что значит жить по правилам.
Права и обязанности граждан.
Почему необходимо соблюдать законы.
Защита Отечества.
Для чего нужна дисциплина.
Виновен – отвечай.
Кто стоит на стаже закона.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
II. Человек в экономических отношениях (13 ч.)
Экономика и ее основные участники
Мастерство работника
Производство: затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
III. Человек и природа (7 ч.)
Человек – часть природы
Охранять природу – значит охранять жизнь
Закон на страже природы
Практикум по теме «Человек и природа.
Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа. Контрольный урок.
Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа. Тест.
8 класс.
I. Личность и общество (7 ч.)
Введение
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа
Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Практикум по теме «Личность и общество»
II. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор - это ответственность
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
III.Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение.
Практикум по теме «Социальная сфера»
IV. Экономика (14 ч.)
Экономика и её роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство — основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, её причины и последстви
Мировое хозяйство и международная торговля
Практикум по теме «Экономика»
Заключительный урок
9 класс.
I. Политика (12 ч.)
Политика и власть.
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство
Учимся участвовать в жизни гражданского общества
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Урок-обобщение "Политика"
Тест "Политика"
II. Право (22 ч.)
Роль права в жизни человека, общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правоотношения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации
Практическая работа по теме "Конституция РФ"
Права и свободы человека и гражданина
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые правоотношения
Учимся устраиваться на работу
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Социальные права
Учимся читать юридический документ и применять его положения
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Урок-обобщение "Право"
Урок-практикум "Право"
Тест "Право"
3 Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ |
Модули |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Основные направления воспитательной деятельности* |
1 |
Модуль 1. Обществознание (6 кл., 34 ч) |
Человек в социальном измерении Человек среди людей Нравственные основы жизни |
12
10 12 |
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии. |
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 |
2 |
Модуль 2. Обще-ствозна-ние (7 кл., 34 ч) |
Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа |
14
13
7 |
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 |
|
|
Модуль 3. Обще-ствозна-ние (8 кл., 34 ч) |
Личность и общество Сфера духовной культуры Социальная сфера Экономика |
7 8 5 14 |
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 |
|
|
Модуль 4. Обще-ствозна-ние (9 кл., 34 ч) |
Политика Право |
12 22
|
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.8 |
|
|
Итого |
|
136 |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методического заместитель директора по УВР
объединения учителей ______________ Н.Н.Клименко
от « 30 » августа 2021 г №__1__ подпись зам директора по УВР, расшифровка подписи
_______________ Т.А.Сычук « 30 » августа 2021 г
подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.