Рабочая программа по ОДНКНР
Оценка 4.8

Рабочая программа по ОДНКНР

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
преподавание
9 кл
12.05.2024
Рабочая программа по ОДНКНР
Программа для 9 класса
РП ОДНКНР 9 кл..docx

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)

 

 

 

                                                                                            

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИМЕНЕНИЮ

Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ»

Протокол № 1

от  30.08.2023 г.

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 140

от 30.08.2023 г.

Директор МБОУ

«Авиловская СОШ»

С.В. Петров

 ____________________

            подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России»      

для 9 класса основного общего образования

на 2023 – 2024 учебный год

 

 

Учитель: Кочковая Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория

Год разработки: 2023 г.

 

 

 

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР  Слабуха Е.В.

 

__________________________

подпись

  30. 08.2023 г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 9 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

Ø  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);

Ø  требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

Ø  основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Ø  основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 28.08.2023 № 137);

Ø  примерной рабочей программы ООО «Основы  духовно-нравственной культуры народов России», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 2/22 от 29.04.2022г.);

Ø  учебным планом МБОУ «Авиловская СОШ» на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 119);

Ø  календарным учебным планом на 2023-2024 учебный год (приказ ОО от 21.07.2023 № 118);

Ø  положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)  МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО № 204 от 26.08.2021).

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно- нравственных ценностей важнейший результат обучения ОДНКНР.

 

Цели изучения учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Целями изучения учебного курса являются:

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через

изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения

и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание  важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

 

Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.

Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 9 классе.

В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 17 часов на учебный год.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования

 

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1. Мир культуры: его структура

Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;

уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.

Культура России: многообразие регионов

Характеризовать административно-территориальное деление России;

знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;

объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.

Тема 2. История быта как история культуры

Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;

понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;

находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно- исторических условиях.

Прогресс: технический и социальный

Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;

демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;

понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;

осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и  ценности общества.

Тема 3. Образование в культуре народов России

Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;

понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;

понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;

обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

характеризовать     образование     как    часть     процесса     формирования     духовно- нравственных ориентиров человека.

Права и обязанности человека

Знать термины «права человека», «естественные права человека»,  «правовая культура»:

характеризовать     историю    формирования     комплекса     понятий,  связанных     с правами;

понимать     и    обосновывать     важность     прав    человека     как    привилегии     и обязанности человека;

понимать необходимость соблюдения прав человека;

понимать и уметь объяснить необходимость сохранения приоритета между правами и обязанностями человека в обществе;

приводить  примеры  формирования  правовой  культуры  из истории     народов России.

Тема 4. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,

«атеизм», «свободомыслие»;

характеризовать основные культурообразующие конфессии;

знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;

понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.

Современный мир: самое важное (практическое занятие)

Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;

понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;

называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 5. Духовно-нравственный облик и идеал человека

Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;

осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;

понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;

обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;

характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,

«ответственность», «право» и «долг»;

понимать  важность  коллективизма  как  ценности  современной  России   и    его приоритет перед идеологией индивидуализма;

приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.

Взросление человека в культуре народов России

Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;

характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;

обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;

знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.

Тема 6. Религия как источник нравственности

характеризовать нравственный потенциал религии;

знать     и    уметь     излагать     нравственные     принципы    государствообразующих конфессий России;

знать       основные       требования       к      нравственному       идеалу       человека      в государствообразующих религиях современной России;

уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.

Наука как источник знания о человеке

Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;

определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;

характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;

осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.

Тема 7. Этика и нравственность как категории духовной культуры

Характеризовать многосторонность понятия «этика»;

понимать особенности этики как науки;

объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;

обосновывать   важность   и   необходимость   нравственности   для     социального благополучия общества и личности.

Самопознание (практическое занятие)

Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография»,  «автопортрет»,

«рефлексия»;

уметь      соотносить     понятия     «мораль»,     «нравственность»,     «ценности»      с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;

доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 8. Труд делает человека человеком

Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;

соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;

объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;

оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;

осознавать  и  демонстрировать  значимость  трудолюбия,  трудовых     подвигов, социальной ответственности за свой труд;

объяснять важность труда и его экономической стоимости;

знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и

«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с  другой  стороны,  а  также

«общественная оценка труда».

Подвиг: как узнать героя?

Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;

понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

обосновывать     разграничение    понятий    «героизм»    и    «псевдогероизм»     через значимость для общества и понимание последствий.

Тема 9. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

Характеризовать понятие «социальные отношения»;

понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;

осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;

обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,

«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;

обосновывать     важность     и    находить     нравственные     основания     социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;

понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно- нравственных идеалов и ценностей;

приводить примеры  таких  понятий  как  «бедность»,  «асоциальная  семья»,

«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;

обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.

Тема 10. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

    Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,

«волонтерство», «социальный проект»,

«гражданская   и   социальная   ответственность»,   «общественные   блага»,


«коллективизм» в их взаимосвязи;

анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;

уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.

Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России

Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа;

находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;

знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;

    находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.

Тема    11.    Социальные     профессии;     их    важность    для    сохранения     духовно- нравственного облика общества

Характеризовать       понятия        «социальные        профессии»,        «помогающие профессии»;

иметь    представление      о     духовно-нравственных      качествах,      необходимых представителям социальных профессий;

осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;

приводить     примеры      из     литературы      и     истории,      современной     жизни, подтверждающие данную точку зрения.

Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг

Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;

доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль  в жизни общества;

приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;

понимать      смысл      внеэкономической      благотворительности:       волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.

Тема 12. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

    Характеризовать понятие «наука»;

уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

    называть имена выдающихся учёных России;

    обосновывать важность понимания истории науки, получения и

обоснования научного знания;

характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.

Моя профессия (практическое занятие)

Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;

обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 13. Гражданин

Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;

понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;

    понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.

Патриотизм

    Характеризовать понятие «патриотизм»;

    приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;

различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;

    уметь обосновывать важность патриотизма .

Тема 14. Защита Родины: подвиг или долг?

Характеризовать понятия «война» и «мир»;

    доказывать важность сохранения мира и согласия;

    обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;

    понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;

характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.

Государство. Россия наша родина

    Характеризовать понятие «государство»;

уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;

характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;

характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.

Тема 15. Гражданская идентичность (практическое занятие)

Охарактеризовать     свою      гражданскую      идентичность,      еёсоставляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;

    обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их

источники.

Моя школа и мой класс (практическое занятие)

Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;

находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.

Тема 16. Человек: какой он? (практическое занятие)

    Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;

    приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;

формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.

Тема 17. Человек и культура (проект)

    Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;

характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Система оценки результатов обучения

Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.

1.   Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

2.    Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся

3.   При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов., показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

 

Критерии оценки устного ответа:

§   глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

§   твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

§   неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается тремя баллами;

§   наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

§   отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

 

Критерии оценки работы на уроке:

§   активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

§   активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

§   неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности тремя баллами;

§   полное отсутствие активности - отметка «2»;

 

Критерии оценки тестового задания:

§   75-100% - отлично «5»;

§   60-74% - хорошо «4»

§   50-59% - удовлетворительно «3»;

§   менее 50% - неудовлетворительно «2»;

 

Критерии оценки сообщения или проекта:

§   глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

§   привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ -

четырьмя;

§   выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы тремя баллами;

§   полное отсутствие работы - отметка «2»;

 

 

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

 

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

-   активная и правильная работа учащегося на уроке;

-   выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

-   высокий уровень знания базового материала;

 

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

-   активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

-   выполнение дополнительных заданий по желанию;

-   высокий уровень знания базового материала;

 

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

-отсутствие самостоятельной активности на уроке;

-отсутствие выполнения дополнительных заданий;

-   низкий уровень знания базового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1. Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

Тема 2. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 3. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования.

Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема 4. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие

и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 5. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема 6. Религия как источник нравственности.

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его  особенности.  Культура как самопознание.  Этика.

Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

Тема 7. Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя  жизнь.

Выполнение проекта.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 8. Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.

Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

Тема 9. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 10. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

Тема 11. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно- нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема 12. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.

Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 13. Гражданин.

Родина   и   гражданство,   их   взаимосвязь.   Что   делает   человека     гражданином. Нравственные качества гражданина.

Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема 14. Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

Государство. Россия наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

Тема 15. Гражданская идентичность (практическое занятие).

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 16. Человек: какой он? (практическое занятие).

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Тема 17. Человек и культура (проект).

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?

 

 

Перечень контрольных и проверочных работ

 

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

4

1

Современный мир: самое важное (практическое занятие)

 

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

3

4

Самопознание (практическое занятие).

 

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

5

6

Моя профессия (практическое занятие).

 

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

5

 

Гражданская идентичность (практическое занятие).

 

 

Человек: какой он? (практическое занятие).

 

 

Человек и культура. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

 

Всего часов в рабочей программе

17 ч

 

 

 

Направления проектной деятельности обучающихся 9 класса:

Современный мир: самое важное.

Самопознание.

Моя профессия.

Гражданская идентичность.

Человек: какой он?

Что значит быть человеком?


Тематическое планирование 17 ч

 

Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности

обучающихся

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

1

Мир культуры: его структура

Культура как форма социального

взаимодействия. Связь между миром

материальной культуры и социальной

структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно- технический прогресс как один из источников формирования

социального облика общества

Понимать специфику

социальных явлений, их отличия от мира природы.

Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно- нравственным состоянием общества.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать

проблемные ситуации

 

Культура России: многообразие регионов

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем

культурам народов России

Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов,

культурных традиций разных регионов России.

Характеризовать

духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины.

Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать

объяснения учителя

2

История быта как история культуры

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды.

Многообразие

Понимать и объяснять

взаимосвязь хозяйственной

деятельности, быта людей с историей народа,

климатом,


 

 

культурных укладов как результат исторического развития народов России

географическими условиями его жизни.

Работать с учебником, а также научно- популярной литературой; про-сматривать и анализировать учебные

фильмы

 

Прогресс: технический и социальный

Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд.

Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Понимать и объяснять, что            такое            труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе.

Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и

разграничивать понятия

3

Образование в культуре народов России

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.

Социальная обусловленность различных видов образования.

Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей

Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний.

Понимать, что образование важная часть процесса

формирования духовно- нравственных ориентиров человека.

Слушать объяснения учителя,

рефлексировать

собственный опыт,

разграничивать понятия

 

Права и обязанности  человека

Права и обязанности человека в культурной традиции               народов России.

Права и свободы

человека и гражданина, обозначенные в

Конституции

Российской Федерации

Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права

человека», правовая культура» и др.

Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека.

Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с

источниками

4

Общество и религия: духовно- нравственное

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.

Понимать  и  объяснять

смысл                      понятий

«религия»,      «атеизм»      и


 

взаимодействие

Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей

др.

Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе раз- вития общества .

Слушать объяснения учителя, решать

текстовые задачи

 

Современный мир: самое важное (практическое занятие)

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России

Понимать, в чём

заключаются основные духовно-нравственные ориентиры современного общества.

Подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научно- популярной литературой, разграничивать и

систематизировать

понятия

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

5

Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.

Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство

человеческих качеств. Единство духовной жизни

Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации

 

Взросление

человека  в куль- туре народов России

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.

Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.

Самостоятельность как ценность

Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции.

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из

нескольких источников,

анализировать

собственный опыт

6

Религия как

Религия как источник

Понимать, какой


 

источник

нравственности

нравственности и гуманистического мышления.

Нравственный идеал человека в

традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал

человека

нравственный потенциал несут традиционные религии России.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником,

просматривать учебные фильмы по теме

 

Наука как источник знания о человеке и человеческом

Гуманитарное знание и его                  особенности. Культура                         как

самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте              духовно- нравственных ценностей

Понимать и объяснять

смысл понятия

«гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с

дополнительной научно- популярной литературой

7

Этика и

нравственность как категории духовной культуры

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Объяснять понятия

«добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России,

соотносить эти понятия с личным опытом. Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать

собственный опыт

 

Самопознание (практическое занятие)

Автобиография и

автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта

Уметь               соотносить

понятия                 «мораль»,

«нравственность»                с

самопознанием                  на доступном для возраста детей уровне.

Формировать

представления о самом себе; воспитывать навыки

самопрезентации,

рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

8

Труд делает

человека человеком

Что такое труд. Важность труда и его

экономическая

Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе.


 

 

стоимость. Безделье, лень, тунеядство.

Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.

Общественная оценка труда

Понимать и осознавать трудолюбие                     как ответственность перед людьми и самим собой.

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

 

Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.

Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь

Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время.

Знать и называть имена героев. Слушать

объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать

тексты учебника

9

Люди в обществе: духовно- нравственное взаимовлияние

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.

Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная по- мощь

Понимать и  объяснять

понятия

«дружба»,

«предательство», «честь»,

«коллективизм»,

«благотворительность». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,

анализировать тексты учебника

 

Проблемы современного общества как отражение его духовно- нравственного самосознания

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья.

Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества

Понимать и объяснять

понятия «бедность»,

«инвалидность»,

«сиротство». Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне. Слушать

объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

10

Духовно- нравственные ориентиры социальных отношений

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.

Общественные блага

Понимать     и    объяснять

понятия        «милосердие»,

«взаимопомощь»,

«благотворительность»,

«волонтёрство». Выявлять общие     черты     традиций милосердия,          взаимной помощи, благотворительности          у


 

 

 

представителей         разных народов.

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты

учебника

 

Гуманизм как сущностная

характеристика духовно-

нравственной культуры на- родов России

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко- культурном наследии народов России

Понимать и

характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей народов России Осознавать важность гуманизма для

формирования личности, построения взаимоотношений в обществе.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной

литературой

11

Социальные профессии; их важность для

сохранения духовно- нравственного об- лика общества

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.

Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий

Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему

выбирать их нужно особенно ответственно. Работать с научно-

популярной литературой,

готовить рефераты,

слушать и анализировать доклады одноклассников

 

Выдающиеся благотворители в истории.

Благотворительность как нравственный долг

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно- нравственного развития личности самого мецената и общества в целом

Приводить             примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России.

Работать с научно- популярной литературой, анализировать

несколько источников,

разграничивать понятия

12

Выдающиеся учёные России.

Наука как источник социального и

духовного

прогресса общества

Учёные России. Почему важ- но помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.

Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных

Понимать и объяснять, что такое наука; приводить                имена выдающихся учёных России.

Работать с научно- популярной литературой, анализировать

несколько источников,


 

 

 

разграничивать понятия

 

Моя профессия (практическое занятие)

Труд как

самореализация, как вклад в общество. Рас- сказ о своей будущей профессии

Обосновывать,          какие духовно-нравственные

качества       нужны       для выбранной профессии.

Работать с научно- популярной литературой, анализировать

несколько источников,

разграничивать понятия

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

13

Гражданин

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.

Нравственные качества гражданина

Характеризовать

понятия «Родина»,

«гражданство»; понимать духовно-нравственный смысл патриотизма.

Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника

 

Патриотизм

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма

Приводить            примеры патриотизма в истории и в современном обществе.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать

собственный опыт

14

Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть

Характеризовать важность          сохранения мира и согласия.

Приводить примеры

военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и

анализировать учебные фильмы

 

Государство. Россия наша Родина

Государство как объединяющее начало.

Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое

государство?

Объяснять              понятие

«государство».         Уметь выделять                              и

характеризовать основные         особенности Российского    государства


 

 

Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность

с опорой на духовно- нравственные ценности.

Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с

дополни- тельной научно- популярной литературой

15

Гражданская идентичность (практическое занятие)

Какими качествами

Должен обладать человек как гражданин

Обосновать           важность духовно-нравственных

качеств гражданина. Работать с источниками, определять понятия, подготовить

практическую работу

 

Моя    школа     и    мой класс

(практическое занятие)

Портрет школы или

Класса через добрые дела

Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала.

Работать с источниками,

определять понятия, подготовить практическую работу

16

Человек: какой он? (практическое занятие)

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества

человека

Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие.

Работать с источниками,

определять понятия,

подготовить

практическую работу

17

Человек и культура

(проект)

Итоговый проект: «Что значит быть

человеком?»

Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека                 высокой

духовной             культуры, создаваемый                         в произведениях искусства.

Работать с источниками,

систематизировать понятия, подготовить проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V. Календарно-тематическое планирование уроков ОДНКНР

9 класс

 

 

урока

 

 

Наименование разделов и тем

 

Кол-во

часов

Даты прохождения

план

факт

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

4

 

 

1.

 

1.

Мир культуры: его структура.  Культура России: многообразие регионов

 

15.01

 

2.

2.

История быта как  история культуры. Прогресс: технический и социальный.

 

22.01

 

3.

3.

Образование в культуре народов России. Права и обязанности         человека.

 

29.01

 

4.

4.

Общество и религия: духовно- нравственное  взаимодействие. Современный мир: самое важное (практическое занятие)

 

05.02

 

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

3

 

 

5.

1.

Каким должен быть человек?  Взросление

человека  в культуре народов России.

 

12.02

 

6.

2.

Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и человеческом.

 

19.02

 

7.

3.

Этика и нравственность как категории духовной культуры. Самопознание (практическое занятие).

 

26.02

 

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

5

 

 

8.

1.

Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя?

 

04.03

 

9.

2.

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

 

11.03

 

10.

3.

Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

 

18.03

 

11.

4.

Социальные профессии. Выдающиеся благотворители в истории.

 

01.04

 

12.

5.

Выдающиеся учёные России. Моя профессия (практическое занятие).

 

08.04

 

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

5

 

 

13.

1.

Гражданин. Патриотизм.

 

15.04

 

14.

2.

Защита Родины: подвиг или долг? Государство. Россия — наша Родина.

 

22.04

 

15.

3.

Гражданская идентичность (практическое занятие).

 

06.05

 

16.

4.

Человек: какой он? (практическое занятие).

 

13.05

 

17.

5.

Человек и культура. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

 

20.05

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

Лист корректировки рабочей программы в 9 классе

 

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х

Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов

России; ■ содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; ■ формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности…

России; ■ содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; ■ формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности…

Характеризовать административно-территориальное деление

Характеризовать административно-территориальное деление

Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; ■ характеризовать основные культурообразующие конфессии; ■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на…

Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; ■ характеризовать основные культурообразующие конфессии; ■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на…

России и соотносить их с личным опытом; ■ обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности

России и соотносить их с личным опытом; ■ обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности

«волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,

«волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,

Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов

Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием…

Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием…

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей

Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей

Российская гражданская идентичность

Российская гражданская идентичность

Тематическое планирование 17 ч №

Тематическое планирование 17 ч №

России географическими условиями его жизни

России географическими условиями его жизни

Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей др

Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей др

Нравственный идеал человека в традиционных религиях

Нравственный идеал человека в традиционных религиях

Безделье, лень, тунеядство

Безделье, лень, тунеядство

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

Моя профессия (практическое занятие)

Моя профессия (практическое занятие)

Необходимость быть гражданином

Необходимость быть гражданином

Раздел V. Календарно-тематическое планирование уроков

Раздел V. Календарно-тематическое планирование уроков

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024