Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Таманский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16 муниципального образования
Темрюкский район.
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 МО Темрюкский район от 31 августа 2021 года протокол №1 Председатель ________ С.В.Чмелева подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс)
основное общее образование (5 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 34
Учитель, разработчик рабочей программы Литовченко Александр Иванович
Программа разработана в соответствии
ФГОС основного общего образования
(указать ФГОС)
с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, программы воспитания школы и примерной рабочей программы основного общего образования по ОДНКНР
(указать примерную ООП / примерную программу учебного предмета)
с учетом УМК Рабочая программа и тематическое планирование Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. - М.: Вентана-Граф, 2016 г.
(указать автора, издательство, год издания)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
Основные направления воспитательной деятельности
1. Гражданское воспитание.
1.1. представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
1.2. готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
1.3. стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
1.4. готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
1.5. освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
2.1. ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
2.2. понимание значения ОДНКНР как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых отечественных достижениях в области ОДНКНР;
2.3. заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
3.1. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание).
4.1. формирование восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
4.2. осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
4.3. понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
4.4. стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания).
5.1. формирование мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
5.2. интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
5.3. формирование информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
6.1. осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью;
6.2. установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
7.1. интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
7.2. осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание.
8.1. осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Метапредметные результаты изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечивать:
1) понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия;
2) понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;
3) поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;
4) знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;
5) формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
6) осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
7) формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации.
Раздел 1. В мире культуры (5ч.)
Введение.
Величие многонациональной российской культуры.
Человек – творец и носитель культуры.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14ч.)
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Жизнь ратными подвигами полна.
В труде – красота человека.
«Плод добрых трудов славен».
Люди труда.
Бережное отношение к природе.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Раздел 3. Религия и культура (15ч.)
Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Хранить память предков.
Твой духовный мир.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ |
Модули |
Разделы
|
Кол-во часов |
Основные виды деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Основные направления воспитательной деятельности* |
1 |
Модуль 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России (5 кл., 34 ч) |
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура |
5
14
15 |
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. |
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 |
|
Итого |
|
34 |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методического заместитель директора по УВР
объединения учителей ______________ Н.Н.Клименко
от « 30 » августа 2021 г №__1__ подпись зам директора по УВР, расшифровка подписи
_______________ Т.А.Сычук « 30 » августа 2021 г
подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.