МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования, на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» (1-4), А. В. Кураева, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2014 год. Программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечеа учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Основы православной культуры, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2014 год.
Планируемые предметные результаты освоения основ православной культуры
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
• адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
• формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов фактически |
1. |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
0 |
1 |
2. |
Основы религиозных культур. Часть 1. |
16 |
0 |
16 |
3 |
Основы религиозных культур. Часть 2. |
12 |
0 |
12 |
4. |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
0 |
5 |
Итого 34 часа |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Формы организации учебных занятий
1.Информационный поиск
2.Дифференцированные задания
3.Творческие задания
4.Проекты
5. Изучение нового материала
6. Совершенствование знаний, умений и навыков
7. Обобщение и систематизация знаний
8. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
9. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Установление метапредметных связей с окружающим миром
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 час
|
|
|||
1. |
Россия – наша Родина |
1 |
1 неделя |
|
II Основы православной культуры 28 часов |
|
|||
2. |
Культура и религия |
1 |
2 неделя |
|
3. |
Человек и Бог в православии |
1 |
3 неделя |
|
4. |
Православная молитва |
1 |
4 неделя |
|
5. |
Библия и Евангелие |
1 |
5 неделя |
|
6. |
Проповедь Христа |
1 |
6 неделя |
|
7. |
Христос и его крест |
1 |
7 неделя |
|
8. |
Пасха |
1 |
8 неделя |
|
9. |
Православное учение о человеке |
1 |
9 неделя |
|
10. |
Совесть и раскаяние |
1 |
10 неделя |
|
11. |
Заповеди |
1 |
11 неделя |
|
12. |
Милосердие и сострадание |
1 |
12 неделя |
|
13. |
Золотое правило этики |
1 |
13 неделя |
|
14. |
Храм |
1 |
14 неделя |
|
15. |
Икона |
1 |
15 неделя |
|
16. |
Творческие работы учащихся |
1 |
16 неделя |
|
17. |
Подведение итогов |
1 |
17 неделя |
|
18. |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
18 неделя |
|
19. |
Подвиг |
1 |
19 неделя |
|
20. |
Заповеди блаженств |
1 |
20 неделя |
|
21. |
Зачем творить добро? |
1 |
21 неделя |
|
22. |
Чудо в жизни христианина |
1 |
22 неделя |
|
23. |
Православие о Божием суде |
1 |
23 неделя |
|
24. |
Таинство причастия |
1 |
24 неделя |
|
25. |
Монастырь |
1 |
25 неделя |
|
26. |
Отношение христианина к природе |
1 |
26 неделя |
|
27. |
Христианская семья |
1 |
27 неделя |
|
28. |
Защита Отечества |
1 |
28 неделя |
|
29. |
Христианин в труде |
1 |
29 неделя |
|
III Духовные традиции многонационального народа 5 часов |
|
|||
30. |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
30 неделя |
|
31. |
Подготовка творческих проектов |
1 |
31 неделя |
|
32. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. |
1 |
32 неделя |
|
33. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. |
1 |
33 неделя |
|
34. |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) |
1 |
34 неделя |
|
Всего 34 часа |
|
Согласовано:
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
Согласовано:
Заместитель директора по УВР ____________ Т.А.Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.