РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке дошкольников
«Субботняя школа для будущих первоклассников»
на 2019-2020 учебный год
(дополнительная образовательная услуга)
г. Полевской
2019 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Субботняя школа для будущих первоклассников |
Основные разработчики программы |
МБОУ ПГО «СОШ №17» г. Полевского.
|
Основная цель программы |
Создание условий для формирования у старшего дошкольника готовности к дальнейшему развитию на основе единства требований родителей, воспитателей дошкольных учреждений и учителей. |
Задачи программы |
1. Систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их. 2. Развитие творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей старшего дошкольного возраста. 3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения. 4. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе. 5. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе. |
Условия достижения цели и задач программы |
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов, занятия с педагогом-психологом. |
Источники финансирования |
- средства родителей |
Сроки реализации программы |
От 2019 года |
Пользователи основных мероприятий программы |
Дети старшего дошкольного возраста |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Старший дошкольник подготовлен к дальнейшему развитию: - социальному, - личностному, - познавательному (когнитивному), - речевому |
Система контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией МБОУ ПГО «СОШ №17» г. Полевского.
|
Функции участников программы
Участники |
Функции |
Администрация школы |
|
Учитель начальных классов |
|
Школьный педагог-психолог |
1. Проводит диагностические исследования будущих первоклассников. 2. Разрабатывает рекомендации для родителей и учителей начальных классов по психолого-педагогическому сопровождению детей. 3. Развивает коммуникативные, проектировочные, рефлексивные умения будущих первоклассников. 4. Оказывает консультативную, методическую помощь в рамках взаимодействия с участниками программы по проведению мероприятий учебно-воспитательного характера, решению возникающих проблем. 5. Участвует в оценке результативности программы. |
Родители будущих школьников |
|
Пояснительная записка.
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
(В.А. Сухомлинский)
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения.
Во время обучения в «Субботней школе для будущих первоклассников» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:
Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.
Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Школа будущего первоклассника» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка.
Принципы, лежащие в основе программы.
Основная цель программы:
Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Основные задачи программы:
· Создать необходимые условия для сохранения психологического и физического здоровья детей
· Стимулировать игровую, познавательную и коммуникативную активность детей в различных видах деятельности
· Подготовить детей к активному взаимодействию с окружающим миром
· Выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка
· Создать комфортную среду обучения и воспитания
· Помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, настроить на самостоятельную работу
Общие сведения о программе.
1.Организация учебно-воспитательного процесса.
Программа рассчитана на семь месяцев обучения.
Тематика программы предусматривает развитие творческого потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться эстетические чувства детей.
В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
· детям не предъявляются требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения;
· создаются условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе;
· изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для построения индивидуальной образовательной траектории;
· учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому игра должна стать приоритетной формой организации учебного процесса.
При подготовке к каждому занятию педагог:
· оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний - умений;
· предусматривает разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу каждого ребенка;
· учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях
· осуществляет взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Периодически организуемые исследования (анкетный опрос, игровые зачеты и тестовые задания) помогут увидеть результат образовательной и воспитательной работы, рост каждого ребенка.
2. Режим работы.
Занятия для детей 6-7летнего возраста по 20 минут проводятся по субботам с 10.30 до 12.30. Перерыв между занятиями 10 минут, во время которого организуется игровая деятельность. Чередование умственной нагрузки с игровыми элементами создает благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих школьников.
Комплектуется группа -10 человек.
В работе группы наряду с учителями начальной школы принимает участие школьный психолог.
Комплектация и работа в группе проходит по желанию родителей.
3.Направления реализации поставленной цели.
1. Игровая деятельность
2. Диагностика
3. Развитие речи
4. Основы математики
5. Психологическая подготовка
6. Развитие мелкой моторики
7. Физкультминутки.
Основанием выбора данных направлений является их тесная содержательная взаимосвязь: в процессе игры ребёнок усваивает систему эталонов - сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности- учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ действия, который использует ребёнок, например, классификация, сравнение, анализ. Игра, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. С помощью игры можно определить готовность ребенка к обучению, скорректировать его поведение. Исходя из этого, на каждом занятии с дошкольниками используются различные игровые формы. Научиться общаться можно только на практике - отсюда особая роль придается развитию речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития пальцевой моторики.
Основы математики заложат в ребенке необходимые знания и подготовят к дальнейшему восприятию предметов. Для сохранения физического здоровья ребенка, для его развития необходимо проведение физкультминуток. В программе важен комплексный подход, направленный на всестороннее развитие личности, ее духовного, интеллектуального и творческого начала.
Условиями реализации программы являются:
· Любовь к детям, чуткое и доброе отношение к ним
· Благоприятный психологический климат
· Создание ситуации успеха для каждого ребенка
· Постоянное повышение квалификационного уровня самих педагогов
· Апробация новых технологий в работе с детьми
4. Методы и формы организации деятельности.
Методы
· Игровой
· Диалоговый
· Частично вопросно-поисковый
· Метод театрализации
Формы
· Индивидуальная
· Парная
· Групповая
· Коллективная
Методические особенности занятий:
· Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию
· Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.
5. Досуговая работа
· «Новогодний карнавал» - новогодний праздник для детей и родителей
· «Маленькая фея» - праздник для девочек и их родителей
· «Маленький принц» - праздник для мальчиков и их родителей
· « С Днём рождения» - поздравление именниников
· «Наши надежды» - праздник подведения итогов обучения.
6. Планируемые результаты
Содержание деятельности:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Субботней школы для будущих первоклассников» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи, подготовка руки к письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Логика, конструирование, развитие мышления:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
Структура программы.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 4 раздела:
Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.
Общая схема организации занятия (30 мин).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям
предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет
им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть
такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети
сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое
условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от
него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
В
конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности
детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...).
Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе
выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
Учитель с помощью
подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к
открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к
ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ
действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.(7-10мин)
Проводятся по
желанию педагога.
6. Итог занятия.(3мин)
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Раздел «Развитие речи, подготовка руки к письму»
Осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико - синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.
Раздел «Логика, конструирование, развитие мышления»
В данном разделе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал, предполагается формирование у детей пространственных представлений. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Раздел «Психологическая азбука».
Направлен на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Формирует личностную готовность дошкольника: умение общаться с взрослыми и сверстниками в учебном процессе, не пасовать перед трудностями, объективно оценивать результаты своей деятельности.
. Раздел «Развитие мелкой моторики»
Интенсивное развитие мелких мышц кисти, пальцев рук способствует активизации мышления, речи, интеллектуальных процессов, облегчает обучению письму.
Содержание программы.
Раздел «Развитие речи, подготовка руки к письму» (25 часов)
Речь устная и письменная - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги.
Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в словах.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у. Узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Чтение слогов- «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов и изученными буквами.
Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Вводное занятие. Слово. |
1 |
2 |
Слово. Предложение. Текст. Составление предложения и схемы к нему. |
4 |
3 |
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. |
2 |
4 |
Буква А, звук [a]. Упражнения в определении звуков, схемы звуков. |
1 |
5 |
Буква О, звук [o]. Упражнения в определении звуков, схемы звуков. |
1 |
6 |
Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. |
1 |
7 |
Буква Б и звук [б], [б`]. Чтение слогов. Учимся рассказывать вместе (описание животного, птицы, растения) |
1 |
8 |
Буква Г и звук [г], [г`]. Чтение слогов. |
1 |
9 |
Буква И и звук [и]. Составления предложения и схемы к нему |
1 |
10 |
Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. Печатание гласных букв, обозначающих гласные звуки. |
1 |
11 |
Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. Печатание согласных букв, обозначающих гласные звуки. Схемы слов. |
5 |
12 |
Деление слов на слоги. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками) |
1 |
13 |
Звуко - буквенный анализ. Гласные и согласные звуки. Схемы слов. Ударение. |
1 |
14 |
Деление слов на слоги. Ударение. Работа со схемами слов. Развитие речи (русские народные сказки) |
1 |
15 |
Чтение слов. Дифференциация звуков. Развитие речи (составление рассказа по серии картинок) |
1
|
16 |
Звуко - буквенный анализ слова. Составление предложений по картинке. Графическое изображение предложения. |
1 |
17 |
Итоговое занятие. Чему мы научились? Что мы умеем? |
1 |
Планируемые результаты.
Знать:
ü основное отличие звука от буквы
Уметь:
ü делить предложения на слова с использованием графических схем;
ü составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;
ü выделять в словах отдельные звуки;
ü соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;
ü выполнять звуко - буквенный анализ слов;
ü ориентироваться на страницах тетради;
ü
правильно сидеть и держать ручку при письме.
Раздел «Логика, конструирование, развитие мышления» (25 часов)
Пространственные и временные представления. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же, больше на, меньше на). Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет в прямом и обратном порядке. Состав чисел. Число 0. Сравнение чисел. Геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, четырехугольник.
Тематическое планирование
№п/п |
Тема занятий |
Количество занятий |
1 |
Прямой и обратный счет. Разорванный счет. |
2 |
2 |
Больше. Меньше. Столько же. Рисование по клеточкам. |
2 |
3 |
Знакомство с 1,2. Состав числа 2. Знакомство с записью цифр 1,2. |
2 |
4 |
Цифра 3.Состав числа 3. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 3 |
2 |
5 |
Геометрическая фигуры. Треугольник. |
2 |
6 |
Цифра 4.Состав числа 4. Предыдущее, последующее число. Знакомство с записью цифры 4 |
1 |
7 |
Геометрические фигуры. Четырехугольник. |
1 |
8 |
Цифра 5.Состав числа 5. Знакомство с записью цифры 5. Лево. Право. |
1 |
9 |
Цифра 6.Состав числа 6. Знакомство с записью цифры 6. Решение рифмованных задач. |
1 |
10 |
Цифра 7.Состав числа 7. Знакомство с записью цифры 7. Решение рифмованных задач. |
1 |
11 |
Цифра 8.Состав числа 8. Знакомство с записью цифры 8. |
1 |
12 |
Цифра 9.Состав числа 9. Знакомство с записью цифры 9. |
1 |
13 |
Цифра 10.Состав числа 10. |
1 |
14 |
Цифра 0. Геометрические фигуры: круг, шар |
2 |
15 |
Закрепление состава числа от2-10. Решение задач по картинкам. |
2 |
16 |
Сравнение чисел. |
2 |
17 |
Итоговое занятие. Раскрашивание по полученным ответам. |
1 |
Планируемые результаты.
Знать:
ü название и последовательность чисел от 0 до10;
ü состав чисел от 2 до 10.
Уметь:
ü считать предметы в пределах 10;
ü читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
ü ориентироваться в тетради.
Раздел «Психологическая азбука» (25 часов).
Тематический план занятий.
. Тематическое планирование
Занятия |
Задачи |
Кол-во |
Занятие 1 |
развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу; знакомство со школьными правилами; развитие произвольного поведения; диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. |
1 |
Занятие 2 |
повторение школьных правил; развитие произвольного поведения; развитие внимания и мышления; развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики. |
1 |
Занятие 3 |
развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия; развитие фонематического восприятия. |
1 |
Занятие 4 |
развитие внимания и произвольности; повышение уровня школьной компетентности; развитие восприятия и мышления; диагностика зрительно-моторной координации. |
1 |
Занятие 5 |
Развитие групповой сплочённости; тренировка тонкой моторики; развитие слухо-моторной координации и внимания; развитие кругозора, речи и мышления; диагностика самооценки. |
1 |
Занятие 6 |
Развитие внимания и произвольности; обучение работе в тетрадях; тренировка тонкой моторики; развитие понятийного мышления. |
1 |
Занятие 7 |
Развитие воображения и выразительных движений; развитие произвольного поведения; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и восприятия. |
1 |
Занятие 8 |
Развитие выразительных движений; развитие внимания и произвольности; тренировка тонкой моторики; закрепление порядковых числительных; развитие пространственной ориентации на листе бумаги; развитие логического мышления. |
1 |
Занятие 9 |
развитие внимания и произвольности; расширение кругозора и развитие речи; тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности; развитие пространственной ориентации. |
1 |
Занятие 10 |
Развитие координации движений; снятие мышечных зажимов; тренировка умения работать по образцу; развитие внимания и зрительно-моторной координации; развитие речи, воображения и мышления. |
1 |
Занятие 11 |
Развитие произвольного поведения и координации движений; повышение уровня школьной компетентности; развитие внимания и пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие воображения и мышления. |
1 |
Занятие 12 |
Развитие внимания и произвольного поведения; знакомство с понятием «симметрия»; развитие моторики и координации; развитие конструктивного мышления; тренировка зрительной памяти. |
1 |
Занятие 13 |
Развитие произвольного поведения; повторение букв и цифр; развитие пространственной ориентации; тренировка тонкой моторики; развитие внимания и зрительной памяти. |
1 |
Занятие 14 |
Развитие самоконтроля; развитие фонематического восприятия; развития внимания и зрительной памяти; закрепление понятий «больше» , «меньше»; развитие речи и мышления. |
1 |
Занятие 15 |
Развитие словарного запаса и фонематического восприятия; развитие тонкой моторики; развитие внимания и мышления; тренировка умения работать по правилам. |
1 |
Занятие 16 |
Развитие внимания и произвольности; тренировка моторики и координации; развитие логического мышления; развитие пространственной ориентировки. |
1 |
Занятие 17 |
Развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве; развитие речи и мышления; развитие слухового внимания; развитие слухо-моторной координации. |
1 |
Занятие 18 |
Развитие внимания и произвольности; развитие речи и мышления; развитие зрительной памяти; тренировка счетных навыков. |
1 |
Занятие 19 |
Развитие произвольности; развитие речи и мышления; тренировка объема внимания и его переключения. |
1 |
Занятие 20 |
Развитие внимания и произвольности; развитие речи, мышления и воображения; тренировка тонкой моторики. |
1 |
Занятие 21 |
Развитие внимания и произвольности; развитие координации движений; развитие пространственной ориентации; развитие речи и мышления. |
1 |
Занятие 22 |
Развитие внимания и произвольности; развитие логического мышления; тренировка тонкой моторики. |
1 |
Занятие 23 |
Развитие смелости; развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие зрительной памяти; тренировка тонкой моторики; развитие речи и мышления. |
1 |
Занятие 24 |
Развитие внимания и самоконтроля; тренировка слуховой памяти и пространственной ориентации; развитие речи и мышления. |
1 |
Занятие 25 |
Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие восприятия и мышления; тренировка тонкой моторики. |
1 |
Занятие 26 |
Развитие внимания и произвольности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие речи и мышления. |
1 |
Занятие 27 |
Развитие внимания и произвольности; диагностика преобладающей мотивации-учебной или игровой; тренировка зрительной памяти; развитие речи и мышления. |
1 |
Планируемые результаты:
ü успешная адаптация ребенка к школе;
ü развитие когнитивных процессов.
Раздел «Разноцветная мозаика» (25 часов)
Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические упражнения.
Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок.
Тематическое планирование.
№п/п |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 |
Упражнения для.развития мелкой моторики. Виды штриховок. Работа с трафаретом. |
3 |
2 |
Упражнения для.развития мелкой моторики. Штриховка . Рисование по клеточкам |
4 |
3 |
Упражнения для.развития мелкой моторики. Раскрашивание картинок. |
4 |
4 |
Художественный труд. Новогодний подарок. |
3 |
5 |
Упражнения для.развития мелкой моторики. Музыка настроения. Рисование под музыку. |
4 |
6 |
Аппликация.. Подарок своими руками. |
3 |
7 |
Упражнения для.развития мелкой моторики.Рисование. |
3 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
Планируемые результаты.
ü развить речь ребенка;
ü активизировать мышление;
ü подготовить ребенка к обучению письму
Работа с родителями будущих первоклассников.
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организиции лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы, психологические и логопедические службы.
Октябрь:
Ноябрь:
Январь:
Март:
Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога, познакомиться с результатами диагностики каждую субботу с 12.30-13.00.
Приложения
АНКЕТА № 1
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Просим Вас ответить на несколько вопросов о Вашем ребенке, это поможет быстрее осуществить индивидуальный подход к ребенку, помочь адаптироваться в новом коллективе.
1. Ф.И.О. ребенка
2. Год, месяц, число рождения.
3. Какой он, Ваш ребенок?
4. Что Вас беспокоит, волнует в нем?
5. Его здоровье, физические особенности?
6. Каким бы Вы хотели видеть учителя своего ребенка?
7. Какие учебные предметы дополнительно Вы хотели бы видеть в школе?
8. Данные родителей: отец, место работы, мать, место работы.
9. Домашний адрес, телефон.
10. Жилищные условия ученика (отдельная комната, с сестрой, с братом, с
родителями) – подчеркнуть.
СПАСИБО!
АНКЕТА № 2
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ
Мы продолжаем изучать индивидуальные особенности Вашего ребенка для организации учебно-воспитательного процесса. Просим Вас ответить на несколько вопросов.
АНКЕТА № 3
Проанализируйте свои отношения с ребенком за какую-либо часть дня. Каковы были Ваши действия?
Число |
Поправил (а) |
Похвалил (а) |
Вместе развлекались |
Отказалась выполнять просьбу. |
|
Одернул(а) |
Наградил (а) |
Получил(а) удовольствие от общения с ребенком |
Нет, я этого не могу сделать |
|
|
|
|
|
Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз вы сказали ребенку:
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
– Я занята |
|
|
|
|
|
|
|
– Посмотри, что ты наделал(натворил) |
|
|
|
|
|
|
|
– Не говори так быстро |
|
|
|
|
|
|
|
– Это надо делать не так |
|
|
|
|
|
|
|
– Неправильно |
|
|
|
|
|
|
|
– Хорошо |
|
|
|
|
|
|
|
– Когда же ты научишься? |
|
|
|
|
|
|
|
– Сколько раз я тебе говорила? |
|
|
|
|
|
|
|
– Нет, я не могу |
|
|
|
|
|
|
|
– Обсуждали ребенка с другими в его присутствии |
|
|
|
|
|
|
|
– Он(а)сведет меня с ума |
|
|
|
|
|
|
|
– Я никак не могу его(ее)заставить |
|
|
|
|
|
|
|
– Ну и как? |
|
|
|
|
|
|
|
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.