РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Чтение и развитие речи»
6 класс
АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(обучение на дому)
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., - М.:
«Просвещение», 2013
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование.
4. Лист дополнений и изменений.
5. Выполнение программы.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 (Москва ВЛАДОС, 2011г.) под редакцией В.В.Воронковой, положения о рабочей программе в БОШИ.
Изменение в программу было внесено, так как перечень авторов для изучения произведений в 8 классе не соответствует учебнику «Чтение» 8 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации).
Программа соответствует учебному плану школы и уровню подготовки учащихся, согласно группам обучения.
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале
Учащиеся должны:
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Они способствуют развитию связной устной речи детей.
Цель программы: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
· формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
· развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
· развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
· нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей учащихся.
Образовательная программа «Чтение 5-9 класс» по направленности содержания – предметная, по срокам реализации – долгосрочная, состоит из 5 модулей:
1 модуль – «Чтение 5 класс»,
2 модуль – «Чтение 6 класс»,
3 модуль – «Чтение 7 класс»,
4 модуль – «Чтение 8 класс»,
5 модуль – «Чтение 9 класс»
Продолжительность образовательного процесса – 5 лет, а каждого модуля – 1 учебный год.
Учащиеся делятся на четыре группы по возможностям обучения. Учащиеся первой группы успешно овладевают программным материалом, задания выполняют самостоятельно. Ребята второй группы достаточно успешно обучаются, но им требуется больше времени на выполнение задания. В третьей группе находятся учащиеся, нуждающиеся в частичной помощи со стороны учителя. Четвертая группа учащихся нуждается в постоянной помощи со стороны учителя.
Основные межпредметные связи строятся:
Чтение и развитие речи — письмо и развитие речи, география, история, биология, СБО, ИЗО, трудовое обучение.
Ожидаемые результаты:
Формы организации учебного процесса
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Обучение построено на следующих принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор.
Типы урока:
· Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
· Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
· Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
· Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
· Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
В преподавании предмета целесообразно использовать такие методы и приемы обучения как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); наглядный (наблюдение, демонстрация картин, иллюстраций, фрагментов кино, мультфильмов, мультимедийные презентации, музыкальные фрагменты); практический; методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы подбирает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика.
Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по чтению
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Оценка «5»ставится ученику, если он читает:
Правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (легкие тексты - самостоятельно);называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
Читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну - две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну – две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
Читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает три – четыре ошибки при чтении; одну – две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
Читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Содержание учебного предмета
На изучение курса выделено 4 часа в неделю
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: учебник «Чтение 6 класс» (Москва: Просвящение.,2019 г) авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.
Устное народное творчество
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.
Люблю природу русскую
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.
О далёком прошлом России
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).
Животные в нашем доме
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.
Будь человеком, человек!
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нём.
Они прославили Россию
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Смешное и весёлое
Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
Писатели мира — детям
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц).
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (минимальный)
- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
- читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
- оценивать поступки героев (с помощью учителя);
- заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
2 - й уровень (достаточный)
- читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
- определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;
- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
- выучить наизусть 8—10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
БианкиВ.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар АЛ. «Тимур и его команда».
КассильЛ.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
Мамин-Сибиряк Л.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
Пермяк ЕЛ. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п
|
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Устное народное творчество
|
1 |
2 |
Люблю природу русскую
|
37 |
3 |
О далеком прошлом России
|
5 |
4 |
Животные в нашем доме
|
18 |
5 |
Будь человеком, человек!
|
22 |
6 |
Они прославили Россию
|
3 |
7 |
Смешное и веселое
|
9 |
8 |
Вечный свет подвига
|
2 |
9 |
Писатели мира — детям
|
29 |
10 |
Внеклассное чтение
|
10 |
Итого: |
136
|
Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Дата |
1 |
П. В. Пескову «Отечество» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни» |
|
2 |
М. Ножкин «Россия» |
1 |
Беседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть |
|
3 |
М. Пришвин «Моя Родина» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над техникой чтения. |
|
4 |
В. Бианки «Сентябрь» |
1 |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ |
|
5 |
И.Бунин «Лес, точно терем расписной ...» |
1 |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение описания осени у В. Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения, доказательства. Заучивание стихотворения наизусть |
|
6 |
Ю. Качаев «Грабитель» |
1 |
Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ |
|
7-8 |
Б. Житков «Белый домик» |
2 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом. |
|
9 |
Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества (выбор произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, художественные произведения, музыку. Элементы драматизации. Выборочное чтение. Рассказывание. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения. Конкурсы, викторины. Работа в парах и группах |
|
10 11 12 |
А. Белорусец «Звонкие ключи» |
3 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Житкова «Белый домик» и А. Белорусец «Звонкие ключи» |
|
13 14 15 |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
3 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий, как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом |
|
16 |
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных (выбор произведений и авторов на усмотрение учителя) |
1 |
Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
|
17 |
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» |
1 |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием |
|
18 19 |
Е. Носов «Хитрюга» |
2 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе |
|
20 |
В. Бианки «Октябрь» |
1 |
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану |
|
21 |
С. Михалков «Будь человеком» |
1 |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали |
|
22 |
Б.Заходер «Петя мечтает» |
1 |
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть |
|
23 |
П. Д. Биссету «Слон и муравей» |
1 |
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение |
|
24 |
П. Д. Биссету «Кузнечик Денди» |
1 |
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок |
|
25 |
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом |
|
26 27 |
Дж. Родари «Пуговкин домик» |
2 |
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися |
|
28 |
Внеклассное чтение. Чтение авторских сказок (тематика сказок и выбор авторов на усмотрение учителя) |
1 |
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
|
29 |
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) |
1 |
Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества - былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями. |
|
30 |
Ф. Глинка «Москва» (в сокращении) |
1 |
Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, про изведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами |
|
31
|
В. Бианки «Ноябрь». Обобщение произведений осенней тематики |
1 |
Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказа-описания по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени |
|
32 33 |
П. С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы» |
2 |
Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися |
|
34 35 |
Рассказы о русском подвиге. П. С. Алексееву «Медаль», «Гришенька» |
2 |
Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение действий двух полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися |
|
36 37 38 39 |
Великодушный русский воин. П. Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные» |
4 |
Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями |
|
40 |
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах народа (выбор произведений и авторов на усмотрение учителя) |
1 |
Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
|
41 42 43 |
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи» |
3 |
Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей |
|
44 |
Е. Пермяк «Тайна цены» |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составления плана к произведению. Пересказ произведения по плану |
|
45 |
«Здравствуйте!» Перевод с польского Д. Еальпериной |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану |
|
46 |
В. Бианки «Декабрь», Е. Благинина «Новогодние загадки» |
1 |
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельное составление зимних загадок |
|
47 |
А. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами |
|
48 |
А. Дорохов «Тёплый снег» |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования |
|
49 |
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» |
1 |
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть |
|
50 |
Д. Хармс «Пушкин» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А. С. Пушкина |
|
51 |
Внеклассное чтение. Чтение произведений А.С. Пушкина (выбор произведений на усмотрение педагога) |
1 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг |
|
52 |
В. Бианки «Январь» |
1 |
Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану |
|
53 54 55 |
Х.-К. Андерсен «Ель» |
3 |
Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение |
|
56 57 58 |
А. Чехов «Ванька» |
3 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа |
|
59 |
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом.» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть |
|
60 |
И. Суриков «Белый снег пушистый.» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом.» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый.» |
|
61 62 |
М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка» |
2 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку |
|
63 64 |
Ю. Рытхэу «Пурга» |
2 |
Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом текста |
|
65 66 |
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
2 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка произведения. Работа над сложными для понимания выраже ниями. Работа над пересказом |
|
67 |
В. Бианки «Февраль» |
1 |
Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения |
|
68 69 70 71 72 73
|
С. Маршак «Двенадцать месяцев» |
6 |
Знакомство учащихся с новым жанром - пьеса- сказка. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся. Высказывание учащимися своего отношения к героям, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. |
|
74 75 76 77 78 79 80 81 |
П. Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
8 |
Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. |
|
82 |
Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней тематике (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками |
|
83 |
С. Смирнов «Первые приметы» |
1 |
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть |
|
84 |
В. Бианки «Март» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание весенних загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне |
|
85 |
П. В. Пескову «Весна идёт» |
1 |
Беседа о признаках весны, об особенностях прихода весны в разных странах и на разных континентах. Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на картину |
|
86 |
М. Пришвин «Жаркий час» |
1 |
Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над формированием навыка беглого чтения. Работа над средствами художественной выразительности |
|
87 88 |
Г. Скребицкий «Весенняя песня» |
2 |
Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над составлением рассказа-описания. Чтение по ролям. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию. Рассказывание сказки |
|
89 |
В. Жуковский «Жаворонок» |
1 |
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть |
|
90 |
А. Толстой «Детство Никиты» |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над непонятными словами. Анализ текста по вопросам учителя. Описание весны в рассказе. Составление рассказа-описания. Пересказ текста |
|
91 |
А. Твардовский «Как после мартовских метелей...» |
1 |
Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть |
|
92 |
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой.» |
1 |
Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование |
|
93 |
В. Бианки «Апрель» |
1 |
Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения |
|
94 |
Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения |
|
95 96 97 |
К. Паустовский «Стальное колечко» |
3 |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом |
|
98 99 100 |
По В. Астафьеву «Злодейка» |
3 |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами. Выборочное чтение. Работа над описанием собаки (внешность, поведение). Работа над пересказом текста |
|
101 102 |
По Е. Барониной «Рассказы про зверей» |
2 |
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Рассказы учащихся о посещении зоопарка. Рассказы школьников о своих домашних питомцах. Коллективное обсуждение |
|
103 104 |
В. Драгунский «Кот в сапогах» |
2 |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика персонажей. Работа над пересказом текста |
|
105 |
Д. Хармс «Заяц и ёж» |
1 |
Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям |
|
106 |
И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» |
1 |
Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни |
|
107 |
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с героями произведений и их поступками. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения |
|
108 109 110 111 112 113 114
|
По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави» |
7 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение |
|
115 |
В. Набоков «Дождь пролетел.» |
1 |
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучи вание стихотворения наизусть |
|
116 |
В. Бианки «Май» |
1 |
Беседа о весне с опорой на знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Сопоставление народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений |
|
117 |
М. Дудин «Наши песни спеты на войне» |
1 |
Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением |
|
118 119 120 121 122 |
В. Медведев «Звездолёт „Брунька”» |
5 |
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героя произведения. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану |
|
123 124 125 126 |
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» |
4 |
Беседа о композиторе Э. Григе с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием осеннего леса. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста |
|
127 128 129 130 |
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
4 |
Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Вы деление главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом |
|
131 |
Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение |
|
132 |
В. Астафьев «Зорькина песня» |
1 |
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над описанием. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя |
|
133 |
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка ...» |
1 |
Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть |
|
135 |
Обобщающий урок по теме «Весна» |
1 |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану |
|
136 |
Внеклассное чтение. Чтение юмористических стихотворений и рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) |
1 |
Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание изведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение |
|
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Реквизиты документа |
Подпись лица, внёсшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение программы 2020 – 2021 уч. г.
ФИО учителя:
Предмет:
Класс:
Период |
По плану |
Фактически |
Отставание |
Причина |
Способ устранения отставания |
I четверть |
|
|
|
|
|
II четверть |
|
|
|
|
|
III четверть |
|
|
|
|
|
IV четверть |
|
|
|
|
|
год |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.