Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Новосветловская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии
__________ С.Н.Зензеров
«____» _______ 2019 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
базовый уровень
1- 4 классы
Составитель программы:
Ревага Елена Михайловна.
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана в соответствии с нормативными документами:
· Конституция Луганской Народной Республики.
· Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 05.04.2019 № 303-ОД «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики».
· Методические рекомендации по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 31.05.2019 № 526-од.
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 06.06.2019 № 189-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2019-2020 учебный год».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.07.2019 № 667-од «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной республики».
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 09.07.2019 № 214-ОД «Об организованном начале 2019-2020 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 15.07.2019 № 693-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 201/1845.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 12.07.2019 № 684-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Учебный план ГОУ «Новосветловская гимназия» на 2019-2020 учебный год.
· ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
· Устав ГОУ «Новосветловская гимназия».
Данная программа разработана на основании Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по изобразительному искусству для I – IVклассов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483)
Цели и задачи предмета
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи:
– развитие способностей к художественно–образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах к окружающему миру.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры Родного края, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Роль учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях мировой и национальной художественной культуры
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своей Родине, прошлое и настоящее своего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов всего человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего народа и народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; - развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своей Родины, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» согласно учебному плану ГОУ «Новосветловская гимназия» отводится 1 ч в неделю, в 1 классе— 33 ч в год;во 2-4 классах -34 часа в год.
Основное содержание программы
Предмет «Изобразительное искусство»
Учебно-тематический план
1 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Ты учишься изображать |
9 ч |
2 |
Ты украшаешь |
8 ч |
3 |
Ты строишь |
11 ч |
4 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 ч |
|
Итого |
33 ч |
2 класс
№ п/п |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Как и чем работает художник? |
8 |
2 |
Реальность и фантазия |
7 |
3 |
О чём говорит искусство |
11 |
4 |
Как говорит искусство |
8 |
Итого |
34 |
3 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Искусство в твоем доме |
8 |
2 |
Искусство на улицах твоего города |
7 |
3 |
Художник и зрелище |
11 |
4 |
Художник и музей |
8 |
Итого |
34 |
4 класс
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы)
|
Количество часов |
1. |
Истоки родного искусства |
8 |
2. |
Древние города нашей земли |
7 |
3. |
Каждый народ – художник. |
11 |
4. |
Искусство объединяет народы |
8 |
|
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
(1 час в неделю)
№ п/п |
№ в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечания |
||
по плану |
по факту |
|||||
|
|
1 семестр |
|
|
|
|
Как и чем работает художник? ( 8 ч)
|
||||||
1 |
1 |
Три основных цвета. «Цветочная поляна». |
|
|
|
|
2 |
2 |
Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе» «Радуга на грозовом небе». |
|
|
|
|
3 |
3 |
«Осенний лес» (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности) |
|
|
|
|
4 |
4 |
«Осенний листопад» - коврик аппликаций. |
|
|
|
|
5 |
5 |
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов |
|
|
|
|
6 |
6 |
«Звери в лесу». (Работа в объёме) |
|
|
|
|
7 |
7 |
«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Возможности бумаги. |
|
|
|
|
8 |
8 |
Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» |
|
|
|
|
Реальность и фантазия (7 ч ) |
||||||
9 |
1 |
Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы». |
|
|
|
|
10 |
2 |
Изображение и фантазия «Сказочная птица».
|
|
|
|
|
11 |
3 |
Украшения и реальность «Паутинка»
|
|
|
|
|
12 |
4 |
Украшения и фантазия «Кружевные узоры»
|
|
|
|
|
13 |
5 |
Постройка и реальность Подводное царство
|
|
|
|
|
14 |
6 |
Постройка и фантазия Коллективная работа «Городок-коробок» |
|
|
|
|
15 |
7 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе |
|
|
|
|
О чём говорит искусство ( 11 ч ) |
|
|||||
16 |
1 |
Изображение характера животных. Четвероногий друг. |
|
|
|
|
|
|
2 семестр |
|
|
|
|
17 |
2 |
Изображение характера человека: мужской образ. «Весёлый и грустный клоуны» |
|
|
|
|
18 |
3 |
Изображение характера человека: женский образ |
|
|
|
|
19 |
4 |
Образ сказочного героя в объёме |
|
|
|
|
20 |
5 |
Море. Изображение природы в различных состояния |
|
|
|
|
21 |
6 |
Человек и украшение. (Украшение кокошников) |
|
|
|
|
22 |
7 |
Человек и украшение. ( Украшение богатырских доспехов) |
|
|
|
|
23 |
8 |
«Морской бой Салтана и пиратов» |
|
|
|
|
24 |
9 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. |
|
|
|
|
25 |
10 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы. |
|
|
|
|
26 |
11 |
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» |
|
|
|
|
|
||||||
Как говорит искусство ( 8 ч ) |
||||||
27 |
1 |
Цвет как средство выражения:тёплые и холодные цвета. «Перо жар-птицы». |
|
|
|
|
28 |
2 |
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля» |
|
|
|
|
29 |
3 |
Графическое изображение весеннего лесного пейзажа |
|
|
|
|
30 |
4 |
Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево» |
|
|
|
|
31 |
5 |
Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». |
|
|
|
|
32 |
6 |
Пропорции выражают характер. |
|
|
|
|
33 |
7 |
Коллективная работа «Весна. Шум птиц». |
|
|
|
|
34 |
8 |
Обобщающий урок за год. Наш эрмитаж. Выставка рисунков. |
|
|
|
|
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по изобразительному искусству для I – IVклассов (базовый уровень) ( утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483) |
|
|
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей начальных классов
от ______________________ №____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе
__________________ М.А. Олейник
____________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.